kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нетрадиционные формы урока в процессе преподавания предмета «основы православной культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Аннотация

          В данной статье раскрыта актуальность духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника, указаны первостепенные задачи современной образовательной системы. Показано, что исследование нетрадиционного урока как организационной формы процесса обучения осуществляется с позиций деятельностного и личностного подходов.

Автор рассматривает применение нетрадиционных форм уроков при изучении предмета «Основы православной культуры» и как  на таких уроках удается достичь различных целей методического, педагогического и психологического характера. В статье описываются некоторые виды  нетрадиционных уроков, применяемых на практике автором статьи. 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы урока в процессе преподавания предмета «основы православной культуры»»

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Лукашина М.Г.

МОУ «СОШ №8» г.Саранск


Аннотация

В данной статье раскрыта актуальность духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника, указаны первостепенные задачи современной образовательной системы. Показано, что исследование нетрадиционного урока как организационной формы процесса обучения осуществляется с позиций деятельностного и личностного подходов.

Автор рассматривает применение нетрадиционных форм уроков при изучении предмета «Основы православной культуры» и как на таких уроках удается достичь различных целей методического, педагогического и психологического характера. В статье описываются некоторые виды нетрадиционных уроков, применяемых на практике автором статьи. 


Ключевые слова

Духовно-нравственное воспитание, основы православной культуры, нетрадиционные уроки, начальная школа.




Статья

«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки…. Но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что – то замеча-тельное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнооб-разные формы развития учащихся…»

В. А. Сухомлинский.


Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и другое. Духовная дезинтеграция общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что в современном обществе возрастает число социальных сирот, количество разводов, самоубийств, уровень смертности от потребления алкоголя и наркотиков. Из этого вытекает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Современный национальный идеал личности, воспитанный в новой общеобразовательной школе – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин своего государства, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях своего народа.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой сложный и многоплановый процесс. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. В связи с этим в учебный план образовательного учреждения включен курс «Основы православной культуры», основной целью которого является содействие гармоничному духовному и физическому развитию личности ребёнка, формирование у детей мотиваций к осознанному нравственному поведению путём усвоения основополагающих принципов нравственности и духовного развития, ценностно-смысловой мировоззренческой основы, создание системы взаимодействия семьи и школы в области духовно-нравственного воспитания детей. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные духовно-нравственные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, интенсивно творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

В связи с этим в школах должен происходить постоянный поиск новых форм и методов, позволяющих слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Пути и способы реализации такого процесса должны быть в значительной степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными. В современных условиях бурного развития школы и образования в целом, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно.

Учебный предмет «Основы православной культуры» включает в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развития познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.

Как заинтересовать ребят изучением предмета, сделать урок любимым, увлекательным? Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал?

Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя.

В условиях внедрения Государственного образовательного стандарта начального образования особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

При проведении таких уроков представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся, но и участие их в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. А задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физкультминутка или рефлексия. Это зависит от профессионализма и творческого таланта самого учителя.

Нетрадиционные уроки помогают педагогу:

- осуществлять контроль знаний, умений и навыков учащихся по определённой теме;

- обеспечить деловую, рабочую атмосферу, серьёзное отношение учащихся к уроку;

- предусмотреть минимальное участие на уроке учителя.

Идя на каждый урок, учитель должен понимать, что одна из основных целей изучения курса – это создать у учащихся целостное представление о православной культуре, о традициях своего народа, показать, какие ценности для человека должны быть главными. Учителю важно определить для себя первоочередные задачи: как сделать урок интересным, как активизировать деятельность учащихся на уроке, как не только передать ребятам определённую сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытий, воспитать потребность узнавать всё больше и больше.

Нетрадиционный подход к преподаванию «Основ православной культуры» способствует развитию детей, учит их приёмам анализа и синтеза, составлению логических схем простейшего характера, позволяет формировать более глубокий интерес к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания. Учащиеся больше читают, более свободно владеют грамотной литературной речью, они не боятся высказывать своё мнение, начиная ответ словами: «Я полагаю…», «Я думаю…», «На мой взгляд…».

Нетрадиционные формы уроков основ православной культуры помогают ученикам учиться разбираться в проблемах человеческого характера и жизни в целом, не понижая их интереса к предмету и развивая творческий подход к учению. Подобные уроки позволяют развивать память учащихся, способности к логическому мышлению, аналитическую деятельность, формируют поведенческие навыки, имеют широкий воспитательный аспект.

Использование подобных форм уроков предполагает применение методики деловых и ролевых игр, уроков – практикумов, дискуссий, «круглых столов», «уроков-консультаций», уроков-праздников, уроков-творческих мастерских, уроков-экскурсий, уроков-спектаклей, концертов и других. Обучение базируется на деятельностном подходе, через практическое применение полученных знаний.

Рассмотрим подробнее некоторые виды нестандартных форм уроков, применяемых на занятиях основ православной культуры в начальной школе.

  1. Уроки-дискуссии.

На уроках-дискуссиях учащиеся самостоятельно ищут правильное решение проблемы (темы), защищают свою точку зрения, учатся выслушивать других и принимать их мнение во внимание. Подобные уроки позволяют развивать ораторские способности школьников и строить грамотную доказательную базу. Целесообразно использовать уроки–дискуссии по следующим темам: «Православная семья – какая она?», «Человек – биосоциальное существо?», «Роль детей в семье», «Милосердие и сострадание». Дискуссия – это хороший интеллектуальный тренинг, который заставляет максимально напрячься учащихся и проявить умственные способности для доказательства, находясь в сторонниках одного или другого подхода к обсуждаемой проблеме. Дискуссия дает возможности сформировать собственные суждения на основе полученного материала, а также высказать свои собственные, оценить различные точки зрения на один и тот же вопрос и выбрать для себя более приемлимую.

  1. Круглый стол.

Круглый стол подразумевает регулярные встречи с представителями православной церкви, священниками, учеными, что позволяет ученикам познакомиться с различными точками зрения на исторические, культурологические и нравственные аспекты православной культуры. Подобные уроки помогают упрочить и разнообразить теоретические знания ребенка, расширить его кругозор, мировоззрение, помочь разобраться во многих вопросах жизни. Круглый стол можно проводить на различные темы, например, «Во что верят православные христиане», «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества», «Милосердие и сострадание», «Бог и человек в Православии», «Подвиг», «Патриотизм многонационального народа».

  1. Урок – пресс-конференция.

Такой урок обычно проводится как заключительный по изучаемой теме. На нем в творческой форме обсуждаются вопросы темы, происходит тренировка психологической устойчивости в стрессовой ситуации. Урок проводится в виде ролевой игры: одни участники задают вопросы (журналисты), другие – отвечают (интервьюируемые). Подготовка проводится заранее. Урок – пресс-конференция очень динамичный, без длинных вопросов и ответов, что стимулирует учеников к поиску самого главного. В конце урока учитель подводит итоги. Возможные темы для уроков – пресс-конференций: «Что говорит о человеке православная культура?», «Что говорит о Боге и мире православная культура?», «Золотое правило нравственности», «Каков особенности восточного христианства?», «Христианская семья и ее ценности» и другие.

  1. Урок - экскурсия

В наше время, когда все шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской православной культурой становится необходимым элементом процесса обучения и воспитания. Ученик должен во время экскурсии по городу узнать о самобытности русской православной культуры, культуры своего региона, посетить храмы города и окрестности. Особенность урока-экскурсии – процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.

Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы и памятников искусства, ощущение гармонии окружающего, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому и окружающему. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой, делятся своим опытом и знаниями.

Эффективность урока-экскурсии заключается в том, что постепенно ученик учится отбирать нужную информацию из большого её массива; описывает наблюдения, используя рисунки, пояснения. В процессе экскурсии формируются поведенческие и этические навыки школьника. Экскурсию можно проводить очную и заочную, в помещении класса, школьного музея, актового зала, при этом используя видео материалы.

  1. Видеоуроки.

Использование видеофильма на уроке помогает развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра возникает атмосфера совместной познавательной деятельности, даже невнимательный ученик становится внимательным. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Рекомендуемые видеоуроки: «Крещение Руси», «Почитание святых»,

«Христианское искусство ( иконы, фрески, церковное пение, прикладное

искусство)», «Православный храм и другие святыни», «София Киевская и София Константинопольская», «Житие святых» и другие.

  1. Урок-праздник.

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях православной культуры, развивает у школьников способности к общению, позволяет участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Чаще всего такие уроки можно проводить к православным праздникам: Рождество, Пасха, Масленица, Покрова, Ивана Купала.

  1. Урок-мечта

Такой урок может проводиться в любом классе, в зависимости от выбранной тематики. Школьники мечтают о многих вещах. Учителю важно выяснить их мечту и на ее основе построить урок. Подбирается соответствующий языковой материал, используются изученные структуры, привлекаются тексты, на базе которых будет строиться урок. Не стоит забывать и об оформлении урока. При необходимости, стоит принести красочные картинки, открытки, они сделают урок более интересным и запоминающим. Урок «Письмо Богу», «Золотое правило нравственности», «Молитва», «Икона».

  1. Урок-спектакль

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений русской и православной литературы на уроках совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Уроки-спектакли по мотивам библейских рассказов, из жизни святых, спектакли по литературным произведениям школьной программы. Не менее интересным для ребят является процесс создания вертепа.

Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения.

Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него, и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.

Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учащихся, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников. К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, картины, книги, фото и видео материал, дидактический материал. И именно личность учителя играет в этом процессе немаловажную роль. Следовательно, только компетентный и открытый для всего нового педагог сможет повлиять на формирование определенных навыков у ребенка, только от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит эффективность учебного процесса в целом.

Таким образом, уроки ОПК помогают формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции своей страны и своего народа. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов и изменений.



Использованная литература и источники:


  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравствен-ного воспитания российских школьников. [Электронный ресурс] http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn

  2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. Учебник. 1-2 ч. М., 1996 г.

  3. Слабова Т.Л. Нетрадиционные уроки. [Электронный ресурс] // «Первое сентября»: информ.-справочный портал. М., 2003 - 2015. URL: http://festival.1september.ru/articles/414974/

  4. Широбокова Т. С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО // Научные исследования в образовании. 2012. № 12. С.46-59.


  1. Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета

«Основы православной культуры» в 2016 – 2017 учебном году



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лукашина Маргарита Геннадьевна

Дата: 23.05.2018

Номер свидетельства: 470702


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства