К вопросу о методологии преподавания в школах Основ религиозных культур и светской этики
К вопросу о методологии преподавания в школах Основ религиозных культур и светской этики
Третий год в наших школах продолжается изучение нового предмета – Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). За это время накал страстей вокруг этого процесса не только не утих, но в чем-то еще даже более усилился. Не в последнюю очередь это связано с тем, что одним из инициаторов внедрения в систему образования нового предмета является Русская Православная Церковь, которая в настоящее время испытывает массированное негативное информационное воздействие. Помимо всего прочего сам новый курс, на наш взгляд, нуждается в «обкатке», экспериментальной оптимизации рабочего аппарата и всего педагогического процесса в целом. Однако подвергать сомнению целесообразность внедрения нового предмета в учебный процесс по меньшей мере не совсем корректно и вот почему.
По мнению подавляющего большинства аналитиков, культурологов, мыслителей, ХХI век – это эпоха возрождения религии в рамках общего культурно-исторического процесса. Предыдущие эпохи и в частности век ХХ стали поистине катастрофическими для человечества: революции, войны, глобальные катаклизмы поставили под вопрос само существование человечества. Поэтому перед всем человечеством и каждым отдельно взятым его представителем вновь со всей очевидностью встал вопрос о смысле жизни: ЗАЧЕМ я живу, ДЛЯ ЧЕГО мне дана жизнь, ЧТО я оставлю после себя в этом мире? На эти вопросы наиболее исчерпывающий ответ способна дать лишь развитая религиозная система, и именно этим любая религия занималась на протяжении тысячелетий – давала человеку целеполагание, СМЫСЛ жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«К вопросу о методологии преподавания в школах Основ религиозных культур и светской этики »
К вопросу о методологии преподавания в школах
Основ религиозных культур и светской этики
Третий год в наших школах продолжается изучение нового предмета – Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). За это время накал страстей вокруг этого процесса не только не утих, но в чем-то еще даже более усилился. Не в последнюю очередь это связано с тем, что одним из инициаторов внедрения в систему образования нового предмета является Русская Православная Церковь, которая в настоящее время испытывает массированное негативное информационное воздействие. Помимо всего прочего сам новый курс, на наш взгляд, нуждается в «обкатке», экспериментальной оптимизации рабочего аппарата и всего педагогического процесса в целом. Однако подвергать сомнению целесообразность внедрения нового предмета в учебный процесс по меньшей мере не совсем корректно и вот почему.
По мнению подавляющего большинства аналитиков, культурологов, мыслителей, ХХI век – это эпоха возрождения религии в рамках общего культурно-исторического процесса. Предыдущие эпохи и в частности век ХХ стали поистине катастрофическими для человечества: революции, войны, глобальные катаклизмы поставили под вопрос само существование человечества. Поэтому перед всем человечеством и каждым отдельно взятым его представителем вновь со всей очевидностью встал вопрос о смысле жизни: ЗАЧЕМ я живу, ДЛЯ ЧЕГО мне дана жизнь, ЧТО я оставлю после себя в этом мире? На эти вопросы наиболее исчерпывающий ответ способна дать лишь развитая религиозная система, и именно этим любая религия занималась на протяжении тысячелетий – давала человеку целеполагание, СМЫСЛ жизни. Наряду с этим формировались феномены различных религиозных культур, включающих в себя целые пласты жизни разных этносов, а также и особая система внерелигиозного миропонимания, связанная с существованием секулярного светского общества. При этом следует обратить особое внимание на тот факт, что религия и религиозная культура – вещи взаимосвязанные, но не тождественные; религиозная культура – это феномен особого рода, и отождествлять ее с религией абсолютно неверно. К примеру, прекрасные иллюстрации к Библии замечательного художника-графика Гюстава Дорэ – это прежде всего произведение мировой живописи, созданное в определенной религиозной системе (в данном случае христианской), но не замкнутое исключительно в ней. Точно так же можно вспомнить и великолепные средневековые мечети Кордовы или Альгамбры, представляющие из себя памятники мировой архитектуры. Эти явления культуры вызывают восхищение у любого эстетически и культурно развитого человека вне зависимости от того, принадлежит ли он к какой-либо религии либо вовсе нерелигиозен (атеист). Более того, эстетическое переживание этих и других культурных феноменов, связанных с разными религиозными культурами, призвано рождать в человеке чувство сопричастности к общечеловеческой культуре, тем культурным ценностям, которые объединяют человечество в единую семью. Это особенно важно именно сегодня, когда мы каждый день убеждаемся в том, насколько хрупко человеческое общество, как легко взорвать его взаимной ненавистью, экстремизмом, новым варварством.
Именно поэтому введение нового предмета в наших школах не следует воспринимать как наступление Церкви на гражданские права и свободы, как попытку навязать религиозное мировоззрение. Это типично культурологический, а не вероучительный предмет, призванный прежде всего предоставлять детям необходимую информацию об истоках общемировой культуры и тем самым формировать их общий культурный уровень, а это – повторим – особенно важно сегодня, в эпоху торжества бездуховности, бескультурья, полного попрания всех нравственных и этических норм. Таким образом, ребенку предлагается не Закон Божий, как запальчиво утверждают некоторые не в меру ретивые критики, а возможность приобщения к сокровищнице общемировой культуры, которая – нравится это кому-то или не нравится – глубинно связана с ведущими мировыми религиями. Возможность выбора курса по пяти модулям, участие родителей ребенка в этом процессе, преподавание данного курса исключительно светскими специалистами-педагогами – необходимые условия, которые оговариваются во всех нормативных документах данного курса. Поэтому все утверждения о «клерикализме», «нашествии попов в школы» и тому подобное – либо откровенное невежество, либо злонамеренное передергивание.
На протяжении двух учебных лет четвероклассники МКОУ «СОШ№17» имени Героя России Шендрика В.Г. осваивают новый предмет – «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в котором рассматриваются культурные традиции, связанные с православием, исламом, иудаизмом и буддизмом, то есть религиями, обусловившими национально-культурное своеобразие народов, населяющих нашу страну. Полагаем, что это знакомство научит детей не только бережно относиться к общему культурному наследию, но и лучше понимать друг друга, уважать традиции и образ жизни всех жителей России. Потому что невежество рождает агрессию и злобу, а подлинная культура объединяет людей.