Духовно-нравственное воспитание: предмет, содержание и будущее наших детей
Духовно-нравственное воспитание: предмет, содержание и будущее наших детей
Духовнoсть и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовнoсть определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность oбщих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, самoразвития), она является основой нравственности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание: предмет, содержание и будущее наших детей»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И БУДУЩЕЕ НАШИХ ДЕТЕЙ
Итоговая работа
Исполнитель:
Миронова Нина Михайловна,
учитель начальных классов
Кемерово 2016
Содержание
Введение……………………………………………………………..….3
Духовно-нравственное воспитание: предмет, содержание и будущее наших детей…………………………………………………………….4
Заключение…………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………15
Введение
Духовнoсть и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовнoсть определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность oбщих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, самoразвития), она является основой нравственности.
Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмoционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Oно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы продиктовано временем и потребностями современного общества. Подрастающему поколению не хватает нравственных жизненных принципов, предполагающих отношения к труду, своим обязанностям, самому себе, к коллективу, обществу, к Родине.
Духовно-нравственное воспитание: предмет, содержание и будущее наших детей
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores - нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом,обществом)[7]. В.И. Даль толковал слово мораль как "нравственное ученье, правила для воли, совести человека". Он считал: "Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного"[4].
«Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности [6].
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами"[6].
В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства, мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не "ударив лицом в грязь". Сухомлинский считал, что "незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает" [5]. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием.
В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов: Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся. Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [4].
В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках [7]. Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. В разные возрастные периоды личного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации.
С развитием новых коммуникационных технологий и ростом количества средств массовых коммуникаций, а также относительная свобода в выборе и подаче материала увеличило роль этого фактора социализации[4]. Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, друзьями, сред которых ребенок проводит большую часть своего времени.
По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается и увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка.
Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Из этого следует, что суть нравственно воспитанной личности состоит не только в усвоенных ее знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности. При организации процесса нравственного воспитания следует отдать предпочтение объективным отношениям, в которые включаются учащиеся в различных видах деятельности и общения. Эти отношения составляют истинный объект педагогической деятельности.
Непростая задача педагога – воспитание у детей уважения к старшим, к родителям, стремления к справедливости, сочувствия слабым, любви к природе, способности чувствовать ее красоту, желания сохранять, беречь и приумножать ее богатства. Школа формирует у школьника чувства патриотизма, товарищества, коллективизма. Общественная направленность коллективной деятельности пробуждает у детей желание замечать, что можно сделать, чтобы жизнь стала лучше [2, с.3]
Задача духовно-нравственного воспитания: превратить социально-необходимые требования общества в стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Достижение данной цели и задач возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования.
Пересмотр статуса классного руководителя, различных аспектов его деятельности связан с возникновением в школах гуманистических воспитательных систем, характеризующихся личностным подходом в воспитании, природосообразностью и национальным своеобразием. В основе таких систем лежат идеи единства воспитания, обучения и развития; организации жизнедеятельности учащихся как основы воспитательного процесса; гуманизации межличностных отношений; дифференциации воспитания; средового подхода и эстетизации среды.
Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками.
Характер деятельности классного руководителя зависит от его предшествующего педагогического опыта, длительности работы в данной школе и отношений, культивируемых значимость развития духовно-нравственных ценностей школьников.
Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.
Классным руководителям надо работать над решением следующих стратегических задач:
воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Направления работы классного руководителя:
Познавательная деятельность: проведение смотров знаний, определение рейтинга успеваемости по четвертям, участие в предметных неделях, проведение психологических практикумов, викторины, серии классных часов и т.д.
Ценностно – ориентировочная деятельность: встречи в литературной гостиной, своя игра “Символы России”, виртуальное путешествие, серии классных часов “Чтобы человек не мешал человеку…” (современные принципы этикета), “Горжусь тобой моя Россия” и т.д. Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется через тесную связь с Советом ветеранов. Организация встреч с ветеранами военной службы.
Ребята заинтересованы в этих встречах, они всегда со вниманием и интересом слушают выступления ветеранов, с удовольствием принимают участие в оказании помощи бывшим участникам военных действий.
Трудовая деятельность: дежурство по школе, по классу, организация и проведение генеральных уборок и субботников, серии классных часов “Труд и призвание”, “В мире профессий”, выставки технического творчества, неделя ремесел, посещение промышленных предприятий и т.д.
Общественно-полезная деятельность: Обогащение духовной культуры учащихся осуществляется через активное участие в тимуровских движениях. Учащиеся являются членами волонтеров, ОППН «Сокол», которое оказывает помощь детям-сиротам, ветеранам великой отечественной войны, ветеранам труда. Участие к жизни воспитанников детского дома помогает реализовывать главную цель – быть милосердными ко всем людям.
Художественно-творческая деятельность: организация и проведение вечеров “Осенний бал”, “Новогодний карнавал”, “Науруз”, выставки, посещение различных театров, музеев и т.д. Обеспечение условий для реализации детей в системе культурных ценностей осуществляю через активное сотрудничество с центральной библиотекой.
Сотрудничество с библиотекой способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.
Физкультурно-оздоровительная деятельность: День здоровья, “Школа здорового образа жизни”, “Веселые старты”, “Папа, мама, я – спортивная семья”, “Сказочная эстафета”, тематические классные часы “О болезнях грязных рук”, “Секреты здорового образа жизни”, “В здоровом теле – здоровый дух”, “ О профилактике вредных привычек” и т.д.
Деятельность свободного времени: изучение репрезентативной системы учащихся, психологические игры, тренинги, “сюрпризы дружбы”, “конверт откровений”, серии классных часов “Школа научной организации труда и отдыха”.
Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляю через выполнение основных функций:
Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли». Н.И. Пирогов.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы школ, организационной и методической деятельности образовательных учреждений. Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма педагогов, работающих с молодёжью: преподавателей предметов гуманитарно-эстетического цикла, учителей, педагогов дополнительного образования.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах и предметных олимпиадах православной направленности.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения.
Приведу слова из книги «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых XX века, академика Д.С. Лихачева: «… Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая» [1,c.7].
О чем чаще всего свидетельствует речь человека? О том, что у него на сердце. Скрыть свои мысли человек может молчанием. Приукрасить свои поступки человек может лестным о себе словом. Но при всем искусстве поведения язык не может скрыть того, чем живет сердце человека. Недаром так широко распространилась поговорка: «Язык мой — враг мой!». А он должен быть другом человека. Вот почему Дмитрий Сергеевич утверждал, что по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем имеем дело [8].
Заключение
Наши мысли, чувства, переживания, которые мы выражаем в речи – уровень нашей духовно-нравственной культуры. Хотелось бы, чтобы в формировании ее принимали участие все члены учебно-воспитательного процесса. В первую очередь- это родители, семья ребенка. И только потом, школа и учителя. В настоящее время родители часто хотят, чтобы все функции учебные и воспитательные решала школа, но социум и среда играют очень большую роль, поэтому необходимо введение уроков ОРКСЭ в учебный план современной школы.
Таким образом, нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
Список литературы
Арсирий, А.Т. В страну знаний с дедом Всеведом [Текст] / А.Т. Арсирий. - Москва: Дрофа, 2008. - С.7.
Косачева, И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания [Текст] / И.П. Косачева. – Москва: Аркти, 2007. - С.3.