kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Свеча бы не угасла", интегрированный урок истории и ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок является очередным уроком интегрированного курса Истории и ИЗО,  разработанного  учителями истории и ИЗО с 5 по 9 класс. Он адаптирован к курсу ОРКСЭ. Обращаясь к идее совместного проведения таких уроков, мы ставили перед собой определенные задачи, которые сумели разрешить в процессе разработки и проведения этих уроков.

Урок может проводиться в 4 классе по предмету «Основы православной культуры».

Предмет «Основы православной культуры»  открывает перед  учителями истории и ИЗО широкие возможности для воспитания нравственных чувств учащихся через изучение культурного наследия и усвоения ценностей православной традиции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Свеча бы не угасла", интегрированный урок истории и ИЗО »

Интегрированный урок изобразительного искусства и истории. 6 класс  «Свеча бы не угасла…» Авторы презентации:

Интегрированный урок изобразительного искусства и истории. 6 класс «Свеча бы не угасла…»

Авторы презентации:

  • Козина Наталья Алексеевна,
  • учитель истории
  • Неводова Ольга Александровна , учитель ИЗО
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27»
  • город Череповец, Вологодская область
Эпиграф урока:  «...вновь воскресли для сердца святыни  чудотворных старинных икон...  я хочу любоваться Россией,  где Любовью народ окрылен!»  Светлана Магнитская  

Эпиграф урока: «...вновь воскресли для сердца святыни чудотворных старинных икон... я хочу любоваться Россией, где Любовью народ окрылен!» Светлана Магнитская  

Таблица «Выдающиеся иконописцы Руси 14 -15 веков» Имя иконописца Выдающиеся произведения 1. 2. 3. Особенности иконописи

Таблица «Выдающиеся иконописцы Руси 14 -15 веков»

Имя иконописца

Выдающиеся произведения

1.

2.

3.

Особенности иконописи

Разделите произведения искусства на две группы: « Иконы»  и  «Картины»  1 4 3 2 8 5 6 7

Разделите произведения искусства на две группы: « Иконы» и «Картины»

1

4

3

2

8

5

6

7

ИКОНА – слово греческое, в переводе на русский язык обозначает «образ», «изображение»

ИКОНА – слово греческое, в переводе на русский язык обозначает «образ», «изображение»

Нимб – знак Божьей благодати

Нимб – знак Божьей благодати

Свет – одно из имен Бога,   свет на иконе означает  добро и любовь.

Свет – одно из имен Бога, свет на иконе означает добро и любовь.

Иконы в православном храме

Иконы в православном храме

На протяжении многих веков икона имела большое значение для русского человека:  к ней обращались его надежды, помыслы, молитвы, в ней он видел защиту  от тягот жизни, от врагов.  Юрий Сергеев «Молитва»

На протяжении многих веков икона имела большое значение для русского человека: к ней обращались его надежды, помыслы, молитвы, в ней он видел защиту от тягот жизни, от врагов.

Юрий Сергеев «Молитва»

Иконописные изображения  известны на Руси  с X века. За 11 веков существования  русская икона прошла  большой путь развития. Появились выдающиеся иконописцы,  сложились иконописные школы.

Иконописные изображения известны на Руси с X века.

За 11 веков существования русская икона прошла большой путь развития.

Появились выдающиеся иконописцы, сложились иконописные школы.

В X – XII веках  иконописные образы  выполнялись  преимущественно  в технике мозаики,  которая пришла  в Киевскую Русь  из Византии. Выполняли  мозаичные работы  в Киевской Руси  византийские  мастера. Дмитрий Солунский.  Мозаика из Михайловского  собора в Киеве.

В X – XII веках иконописные образы выполнялись преимущественно в технике мозаики, которая пришла в Киевскую Русь из Византии.

Выполняли мозаичные работы в Киевской Руси византийские мастера.

Дмитрий Солунский. Мозаика из Михайловского собора в Киеве.

Первые  иконы на досках  появились на Руси  также из Византии . Ангел «Златые власы».  Конец XII века .

Первые иконы на досках появились на Руси также из Византии .

Ангел «Златые власы». Конец XII века .

Самой известной  византийской иконой  на Руси является  «Богоматерь  Владимирская»,  выполненная  в Константинополе. Богоматерь Владимирская.  Начало XII века.

Самой известной византийской иконой на Руси является «Богоматерь Владимирская», выполненная в Константинополе.

Богоматерь Владимирская. Начало XII века.

Икона настолько  созвучна русскому  идеалу материнской  любви и защиты,  что из Киева ее  тайно вывезли  во Владимир,  а затем торжественно  перенесли в Москву  для защиты земли  русской.

Икона настолько созвучна русскому идеалу материнской любви и защиты, что из Киева ее тайно вывезли во Владимир, а затем торжественно перенесли в Москву для защиты земли русской.

Иконы Божьей Матери

Иконы Божьей Матери

Молящаяся «Панагия» Иконы этого типа называются

Молящаяся «Панагия»

Иконы этого типа

называются "Оранта"

(греч. "молящаяся")

и "Панагия"

(греч. «всесвятая"),

Панаги́я (греч. Παναγία — пресвятая)

Знамение

Знамение

  • На Русской земле этот образ получил именование "Знамение». В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря .
Путеводительница «Одигитрия» Одиги́трия (греч. Οδηγητρια — Указующая Путь), Путеводи́тельница.  Один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем

Путеводительница «Одигитрия»

Одиги́трия (греч. Οδηγητρια — Указующая Путь), Путеводи́тельница. Один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем

Путеводительница Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что путь истинный - это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу - святому апостолу Луке.

Путеводительница

Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что путь истинный - это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу - святому апостолу Луке.

На Руси из икон этого типа наиболее известны Смоленская Иверская  Тихвинская

На Руси из икон этого типа наиболее известны

Смоленская

Иверская

Тихвинская

Умиление «Елеуса»  Елеу́са (греч. Ελεούσα - милующая от έλεος - сострадание, сочувствие ), один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Младенец-Христос, припавший левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына.

Умиление «Елеуса»

Елеу́са (греч. Ελεούσα -

милующая от έλεος -

сострадание, сочувствие ),

один из основных типов изображения

Божией Матери в русской иконописи.

Младенец-Христос, припавший левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына.

Определи тип иконы

Определи тип иконы

В конце XIV века наступает расцвет древнерусского искусства.  Не случайно многие исследователи называют конец XIV века – начало XV века  «русским возрождением» . Именно тогда в историю Иконописи входят имена Андрея Рублева. Феофана Грека,   Дионисия,

В конце XIV века наступает расцвет

древнерусского искусства. Не случайно многие исследователи

называют конец XIV века –

начало XV века «русским возрождением» .

Именно тогда в историю

Иконописи входят имена

Андрея Рублева.

Феофана Грека,

Дионисия,

Византийский мастер  Феофан, прозванный  Греком, создал  в новгородских  церквях целую  галерею  монументальных  образов. Феофан Грек.  Илья Пророк. 1378.

Византийский мастер Феофан, прозванный Греком, создал в новгородских церквях целую галерею монументальных образов.

Феофан Грек. Илья Пророк. 1378.

У Феофана Грека  образы словно  очеловечиваются,  становясь близкими  молящемуся. Феофан Грек.  Христос. 1405.

У Феофана Грека образы словно очеловечиваются, становясь близкими молящемуся.

Феофан Грек. Христос. 1405.

С особой силой  проявляется  мастерство  иконописца  в тонкой проработке  ликов святых. Феофан Грек.  Богородица. 1405.

С особой силой проявляется мастерство иконописца в тонкой

проработке ликов святых.

Феофан Грек. Богородица. 1405.

В XV веке первенство  среди русских городов  перешло к Москве.  В соборах Московского  Кремля работали тогда  лучшие иконописцы.  Одним из них был  мастер Дионисий. Дионисий.  Богоматерь  Одигитрия. 1482.

В XV веке первенство среди русских городов перешло к Москве. В соборах Московского Кремля работали тогда лучшие иконописцы. Одним из них был мастер Дионисий.

Дионисий. Богоматерь Одигитрия. 1482.

По точности  рисунка и изяществу  линий Дионисий  был тогда  одним из первых  иконописцев Руси. Дионисий.  Распятие. Ок. 1500.

По точности рисунка и изяществу линий Дионисий был тогда одним из первых иконописцев Руси.

Дионисий. Распятие. Ок. 1500.

В XV веке  первое место  среди русских  иконописцев  занимает  Андрей Рублев. Андрей Рублев.  Преображение. 1405.

В XV веке первое место среди русских иконописцев занимает Андрей Рублев.

Андрей Рублев. Преображение. 1405.

В 1408 году он  вместе с Даниилом Черным  расписывает  Успенский собор  Владимирского  кремля. Даниил Черный и  Андрей Рублев.  Голова ангела. 1408.

В 1408 году он вместе с

Даниилом Черным расписывает Успенский собор Владимирского кремля.

Даниил Черный и Андрей Рублев. Голова ангела.

1408.

Образы его  обладают  необычайной  силой,  проявляющейся  как в точности  линий, так и  в насыщенности  красок. Андрей Рублев.  Спас в силах. 1400-10.

Образы его обладают необычайной силой, проявляющейся как в точности линий, так и в насыщенности красок.

Андрей Рублев. Спас в силах.

1400-10.

Техническая  точность работ  Андрея Рублева  всегда передает  глубокий  символический  смысл. Андрей Рублев.  Троица. 1422-27.

Техническая точность работ Андрея Рублева всегда передает глубокий символический смысл.

Андрей Рублев. Троица. 1422-27.

Алтарь  (от икона и греч. stasis - место стояния), перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь отосновной части православного храма . Схема пятиярусного иконостаса:  1 – царские врата;  2 – местный ряд;  3 – деисусный чин;  4 –праздничный чин;  5 – пророческий чин;  6 – праотеческий чин

Алтарь (от икона и греч. stasis - место стояния), перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь отосновной части православного храма .

Схема пятиярусного иконостаса: 

1 – царские врата; 

2 – местный ряд; 

3 – деисусный чин; 

4 –праздничный чин; 

5 – пророческий чин; 

6 – праотеческий чин

Структура алтаря православного храма

Структура алтаря православного храма

Виталий Патров. Феофан Грек. 2006

Виталий Патров. Феофан Грек. 2006

Феофан Грек Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца.

Феофан Грек

Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца.

Этому гениальному

Этому гениальному "византийцу", или "гречину", суждено было сыграть решающую роль в пробуждении русского художественного гения.

На Русь Феофан Грек прибыл примерно в возрасте 35-40  лет вместе с  митрополитом  Киприаном. К этому времени Феофаном было расписано  сорок    каменных  церквей. Феофан Грек поселился в  Новгороде в 1370-ом году. В 1378-ом  он начал работу  над росписью  церкви  Спаса Преображения  на Ильине улице Спас Ярое Око Спас Ярое око

На Русь Феофан Грек прибыл примерно в возрасте 35-40  лет вместе с  митрополитом 

Киприаном. К этому времени Феофаном было расписано  сорок   

каменных  церквей.

Феофан Грек поселился в  Новгороде в 1370-ом году.

В 1378-ом  он начал работу  над росписью  церкви  Спаса Преображения  на Ильине улице Спас Ярое Око

Спас Ярое око

Сведения о Феофане Греке сохранились в письме его современника, древнерусского писателя Епифания Премудрого, к игумену Кириллу. Наиболее вероятной датой рождения Феофана Грека считаются 30-е гг. XIV столетия. На Русь он приезжает в возрасте 35-40 лет.

Сведения о Феофане Греке сохранились в письме его современника, древнерусского писателя Епифания Премудрого, к игумену Кириллу. Наиболее вероятной датой рождения Феофана Грека считаются 30-е гг. XIV столетия. На Русь он приезжает в возрасте 35-40 лет.

Богоматерь Донская  У Феофана Богоматерь одухотворённая и земная.  И чувства её другие – нежность и любовь. Темно-вишнёвая гамма, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой повязкой. Сами лики Марии и младенца написаны энергичными мазками синего, зелёного и красного цветов

Богоматерь Донская

У Феофана Богоматерь одухотворённая и земная.

И чувства её другие – нежность и любовь.

Темно-вишнёвая гамма, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой повязкой.

Сами лики Марии и младенца написаны энергичными мазками синего, зелёного и красного цветов

Андрей Рублёв В росписи Благовещенского собора вместе с Феофаном Греком участвовал другой великий русский иконописец –  Андрей Рублёв

Андрей Рублёв

В росписи Благовещенского собора вместе с Феофаном Греком участвовал другой великий русский иконописец –

Андрей Рублёв

Рублёв создал новое искусство , одухотворённое, радостное, гармоничное, жизнеутверждающее.  Мастеру удалось наполнить традиционные образы новым содержанием, соотнеся его с главнейшими идеями времени: объединения русских земель в единое государство и всеобщим миром и согласием.

Рублёв создал новое искусство , одухотворённое, радостное, гармоничное, жизнеутверждающее.

Мастеру удалось наполнить традиционные образы новым содержанием, соотнеся его с главнейшими идеями времени: объединения русских земель в единое государство и всеобщим миром и согласием.

Рублёв пренебрегает объемностью во имя одухотворенности, главное внимание сосредотачивает на «описи» фигуры, на силуэтности, чуждой византийской живописи.  Линии рисунка плавные, гибкие, очертания красивые.

Рублёв пренебрегает объемностью во имя одухотворенности, главное внимание сосредотачивает на «описи» фигуры, на силуэтности, чуждой византийской живописи.

Линии рисунка плавные, гибкие, очертания красивые.

Самое ценное в изображении святых на иконах - их лики, а на ликах - глаза. Строгие и добрые, печальные и задумчивые - они подлинное зеркало души святого.

Самое ценное в изображении святых на иконах - их лики, а на ликах - глаза. Строгие и добрые, печальные и задумчивые - они подлинное зеркало души святого.

Икона XII века поражает огромными, в пол-лица, прекрасными глазами ангела. Они наполнены неизъяснимой грустью. Чуть склоненная голова придает облику лирическое настроение. Красота души запечатлена в этом образе. Обо всем роде человеческом скорбит ангел, за каждого готов молиться.

Икона XII века поражает огромными, в пол-лица, прекрасными глазами ангела. Они наполнены неизъяснимой грустью. Чуть склоненная голова придает облику лирическое настроение. Красота души запечатлена в этом образе. Обо всем роде человеческом скорбит ангел, за каждого готов молиться.

Живопись Андрея Рублёва светится умиротворением и добротой. Он писал спокойными, плавными линиями, мягкими и нежными тонами. Его произведения воплощали извечную мечту человека о мире, покое и благоденствии. Творения Рублёва полны удивительной нравственной чистоты, поражают глубиной мысли.

Живопись Андрея Рублёва светится умиротворением и добротой. Он писал спокойными, плавными линиями, мягкими и нежными тонами. Его произведения воплощали извечную мечту человека о мире, покое и благоденствии. Творения Рублёва полны удивительной нравственной чистоты, поражают глубиной мысли.

«Троица»   Андрей Рублёв впервые изобразил Святую Троицу в виде трех прекрасных юношей - ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба. Они ведут неторопливую, доброжелательную, но очень печальную беседу. Мир, согласие, спокойствие и взаимную любовь излучает данная икона.

«Троица»

Андрей Рублёв впервые изобразил Святую Троицу в виде трех прекрасных юношей - ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба. Они ведут неторопливую, доброжелательную, но очень печальную беседу. Мир, согласие, спокойствие и взаимную любовь излучает данная икона.

Узнай автора иконы 1. 3. 2.

Узнай автора иконы

1.

3.

2.

Соотнеси икону и автора 2. 1. 3. Феофан Грек  Дионисий 1. 1. Андрей Рублев 5. 4. 6.

Соотнеси икону и автора

2.

1.

3.

Феофан Грек

Дионисий

1. 1.

Андрей Рублев

5.

4.

6.

1 вариант   1.Соедините стрелками имена современников: Феофан Грек Иван 3 Андрей Рублев Дмитрий Донской Дионисий Василий 1  Епифаний Премудрый  Василий 2 2.Закончите предложения: Перегородка с рядом икон и царскими вратами ……………………….. Часть храма, для совершения священнодействий, отделенная от верующих иконостасом ……………………………… За столом на иконе «Святая Троица» изображены три …………….. Икона Богоматери, где дева Мария указывает свободной рукой на младенца Христа …………… Век расцвета русской иконописи …………….. 3.Ответьте на один из вопросов: Какое впечатление произвел на вас мир русской иконы? В чем своеобразие творчества Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия?    

1 вариант

  • 1.Соедините стрелками имена современников:
  • Феофан Грек Иван 3
  • Андрей Рублев Дмитрий Донской
  • Дионисий Василий 1
  • Епифаний Премудрый
  • Василий 2
  • 2.Закончите предложения:
  • Перегородка с рядом икон и царскими вратами ………………………..
  • Часть храма, для совершения священнодействий, отделенная от верующих иконостасом ………………………………
  • За столом на иконе «Святая Троица» изображены три ……………..
  • Икона Богоматери, где дева Мария указывает свободной рукой на младенца Христа ……………
  • Век расцвета русской иконописи ……………..
  • 3.Ответьте на один из вопросов:
  • Какое впечатление произвел на вас мир русской иконы?
  • В чем своеобразие творчества Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия?

 

 

2 вариант   1.Соедините стрелками имя автора и произведение Феофан Грек «Святая Троица» Андрей Рублев фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря «Распятие Христа»  Дионисий «Спас Пантократор»

2 вариант

  • 1.Соедините стрелками имя автора и произведение
  • Феофан Грек «Святая Троица»
  • Андрей Рублев фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря «Распятие Христа»

Дионисий «Спас Пантократор»

  • Иконостас Благовещенского собор
  • «Митрополит Алексий» (житийная икона)
  • 2.Закончите предложения:
  • Главные художественно оформленные двери в Иконостасе …………………..
  • Автор «Святой Троицы» ……………………………..
  • Изображение Богоматери в полный рост с поднятыми руками ………………..
  • На греческом изображение – это …………………
  • Великий иконописец знатного происхождения, автор иконы «Митрополит Алексий» и фресок Ферапонтова монастыря………………
  • 3.Ответьте на один из вопросов:
  • Какое впечатление произвел на вас мир русской иконы?
  • В чем своеобразие творчества Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия?
  •  
Итоговая рефлексия урока

Итоговая рефлексия урока

  • Изображение святых называется _________
  • На иконах изображались __________
  • Знаком святости был __________
  • Иконы учили человека __________
  • Золотой фон иконы назывался _________
  • Икона создавала настроение _________
  • Главное в иконах _____ и ____
  • Иконы помогают нам ___________
Варианты творческих работ обучающихся (изображение ангела, написание синквейнов )

Варианты творческих работ обучающихся (изображение ангела, написание синквейнов )

Используемые источники : http://www.leonidzl.com/forum/viewtopic.php?f=37&t=3021 http://www.idrp.ru/buy/content/products/3982/img/tihvinskaya-1000.jpg  http://lib.pstgu.ru/icons/images/stories/base/orig/00000009.jpg http://www.cirota.ru/forum/images/37/37928.jpeg http://vvedenskiy.org/wp-content/gallery/bogorodica_derzhavnie/bogorodica_derzhavnaya%20(19).jpg  http://img-fotki.yandex.ru/get/4402/sunny-fanny.6b/0_439e8_289b8225_-1- XL.jpg http://atua.livejournal.com/147633.htm

Используемые источники :

http://www.leonidzl.com/forum/viewtopic.php?f=37&t=3021

http://www.idrp.ru/buy/content/products/3982/img/tihvinskaya-1000.jpg

http://lib.pstgu.ru/icons/images/stories/base/orig/00000009.jpg

http://www.cirota.ru/forum/images/37/37928.jpeg

http://vvedenskiy.org/wp-content/gallery/bogorodica_derzhavnie/bogorodica_derzhavnaya%20(19).jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4402/sunny-fanny.6b/0_439e8_289b8225_-1- XL.jpg

http://atua.livejournal.com/147633.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Свеча бы не угасла", интегрированный урок истории и ИЗО

Автор: Неводова Ольга Александровна, Козина Наталья Алексеевна

Дата: 11.06.2015

Номер свидетельства: 219166


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства