Материал презентации может быть использован для детей школьного возраста. Рассматриваются двунадесятые праздники (середины церковного года). Презентация содержит следующие этапы:
1. История праздника.
2. Иконография.
3. Памятное событие из истории России, связанное с каждым из этих праздников.
4. Храмы Курской области названные в честь этих праздников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Двунадесятые праздники - середина церковного года"»
Сетевой проект “Двунадесятые праздники” 2015 - 2016 учебный год
3 этап
«Праздники середины
церковного года»
Команда “РОМАШКА”
МБОУ Сугровская ООШ”
Льговского района
Курской области
Праздники середины церковного года.
Крещение Господне.
Сретение Господне.
Благовещение Пресвятой Девы Марии.
Вход Господень в Иерусалим.
Крещение Господне6 / 19 января
История праздника.
К рещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.Начиная с конца IV века Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных, поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.
Иконография.
Истоки иконографии праздника Крещения Господня восходят к раннехристианским временам. В памятниках IV-V вв. крещаемый Предтечей Христос изображается молодым безбородым юношей. В более поздних памятниках, в соответствии с церковным преданием распространение получает изображение Спасителя во взрослом возрасте.Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь - символ Святого Духа и лучи божественного света.
Богоявление (Крещение Господне) Удалов И. (рубеж XIX–XX вв., Санкт-Петербург) 1907 г. Дерево, масло.
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Россия.
Крещение. Из праздничного чина. Середина XV в.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
19 января 1730 года, в день Крещения Господня, Верховный тайный совет решил пригласить на российский престол Анну Иоанновну , племянницу Петра I, вдову герцога Курляндского.
Анна Иоанновна должна была подписать так называемые «кондиции», ограничивающие самодержавную власть и сохраняющие полномочия Тайного совета. Условия-то она подписала, но вступив на престол, тут же их и нарушила, упразднив Верховный тайный совет. Десятилетнее правление Анны Иоанновны было не самым счастливым временем для России, а отсутствие у Петра I прямых наследников весь XVIII век давало повод для государственных переворотов.
Храмы Курской области, названные в честь Крещения Господне.
БОГОЯВЛЕНСКИЙ ХРАМ С. ПЕНЫ БЕЛОВСКИЙ РАЙОН
ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ БОЛЬШОЕ АННЕНКОВО ФАТЕЖСКИЙ РАЙОН
ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ В С.БЫКИ КУРЧАТОВСКОГО РАЙОНА
Сретение Господне.2/15 ФЕВРАЛЯ
История праздника.
На Руси праздник Сретение Господне начали отмечать в десятом веке. Церковнославянское слово «сретение» переводится в современном русском языке как «встреча».
Сретение символически обозначает встречу человечества в облике праведного старца Симеона с сорокадневным Богомладенцем.
Младенца Иисуса принесли в Храм для традиционного посвящения его Богу, где он и встретился со старцем Симеоном, которому ранее было предсказано, что он еще при жизни увидит Спасителя. Как пишет евангелист Лука, Симеон благословил Иисуса.
Иконография.
Иконография Сретения сложилась на основе повествования св. евангелиста Луки (Лк.2, 22-39).
На иконах, фресках, миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Богоматери изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке двух (реже — трех) голубей, а за спиной праведного Симеона — пророчица Анна, находившаяся вместе с ним в храме.
Сретение Господне.
Мастерская А. Рублева.1408 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Сретение Господне. Критская школа, XV — XVI вв.
15 февраля- День вывода Советских войск из Афганистана.
День памяти воинов-интернационалистов, памяти о россиянах, выполнявших служебный долг за пределами Отечества.В 1989 году, 15 февраля последние советские войска покинули государство Афганистан. Так закончилась 10-летняя война, в которой Советский Союз потерял свыше 15 тысяч своих граждан.
Эта дата — символична. В ней отразились верность присяге, служебному долгу, фронтовое братство солдат и офицеров, которые отдали, защищая интересы своей страны, самое дорогое на земле — жизнь.
Сретенский храм села Сухиновка Глушковского района.
Церковь Сретения Господня в селе Сухиновка - один из самых старых церковных объектов в Глушковском районе Курской области. Она была сооружена в 1773 году. Церковь Сретения Господня была деревянной. При храме действовала церковно-приходская школа, кроме того, имелась еще и большая земская школа.
В 1935 году Сретенскую церковь, Советская власть закрыла. Помещение было переоборудовано под клуб. Приход распущен. Новая регистрация церковного прихода произошла уже в 1937 году. Под храм оборудовали здание, в котором ранее размещалась школа. Оно было добротное, сложено из красного кирпича, крышу покрыли шифером.
Благовещение Пресвятой Девы Марии.
25 марта/7 апреля
История праздника Благовещение.
Благовещение обозначает провозглашение людям вести о том, что Спаситель идет, он уже близко. По церковному календарю Благовещение стали отмечать, согласно решению церкви, с IV века н. э. Пророк Исаия, живший за 700 лет до Рождества Христова, утверждал, что Мессия — это Бог в образе человека; родится он от непорочной девы, будет творить чудеса и страдать, умрет за людские грехи и воскреснет..
До шестнадцати лет Мария, будущая мать Христа, жила при храме и была весьма богобоязненной. После 16 лет девушку нужно было отдать замуж. В мужья нашли ей престарелого плотника Иосифа, славившегося своим благочестием. Узнав о том, что Мария носит под грудью плод, Иосиф хотел тайно отпустить ее. Но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого. Он спасет людей от грехов их». И Иосиф поступил так, как велел ему Ангел — принял свою жену. У них родился сын, и нарекли его Иисусом. Все, как предсказывалось.
Иконография.
У же к V веку складываются основные принципы иконографии праздника - это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу. Следует заметить, что еще в III столетии в катакомбах Прискиллы в Риме можно было увидеть изображения, отдаленно напоминающие композицию иконы: молодая женщина в тунике сидит в кресле, перед ней юноша в римской одежде, правая рука которого обращена к женщине. А на саркофагах более позднего времени уже прослеживаются все основные элементы будущей традиционной иконографии: Мария, сидящая в кресле с пряжей в руках, - слева, Ангел с посохом и крыльями - справа. Эта иконография, получившая название «Благовещение с пряжей», является наиболее распространенной. Сам процесс прядения завесы для храма символизирует соткание плоти Богочеловека во чреве Божией Матери. Красный цвет нити - символ достоинства зарождающегося Богомладенца как Царя царствующих. Красный цвет сапожек Богоматери подчеркивает Ее происхождение из царского рода Давидова. На иконе присутствует символическое изображение Духа Святого в виде голубя и лучей, исходящих из небесного полукруга.
Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408 г. ГТГ, Москва
Приписывается Петрусу Кристусу. 1440-1450-е г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
7 апреля день памяти погибших подводников.
Только на подводных лодках при выполнении задач боевой службы, боевого дежурства и плановых мероприятий погибло официально 895 человек....
Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой.
Дата гибели АПЛ «Комсомолец» провозглашена в Российской Федерации как «День памяти погибших подводников», и, наряду с «Днём подводника», стала поводом ещё раз воздать почести тем подводникам, кто до конца сражался за Отечество и тем, кто участвовал в ликвидации последствий аварий на подводных лодках, заплатив за это своей жизнью.
7 апреля, в Благовещение, православные отпускают на волю белых голубей и других птиц. Считалось, что птица станет ходатаем, предстоятелем перед Богом за своего освободителя.
Белый голубь с древних времен олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а белоснежные крылья – одновременно символом чистоты самой Девы Марии. По традиции Церковь приносит Богородице «в подарок» беззащитных птиц.
В постсоветской истории Русской православной церкви этот обычай был возрожден в 1995 году, и сегодня во многих храмах после Литургии в небо выпускают белых голубей.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы
в селе Миленино Курской области
Одним из маленьких уголков Фатежского района является село Миленино, в центре которого расположен храм Благовещения Пресвятой Богородицы. В 2015 году ему исполнилось 125 лет.Благовещенский храм входил в состав Белгородской и Курской Епархий. Издревне в селе славилась священническая династия Булгаковых, составляющая весь клир храма. Достопримечательностью села была могила Матрены Рыжковой-Павловой, знаменитой "Неизвестной" с картины И.Н.Крамского.
На основании, постановления облисполкома: от 19.4.1936 года храм был закрыт и долгое время службы в нем не велись, а потому здание храма пришло к полному разрушению. Сейчас Богослужения возобновлены, прихожане стараются восстановить утраченную святыню.
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
История праздника.
Праздник Входа Господня в Иерусалим пришел на Русь в X веке, а христианской церковью отмечался уже в III веке. Другое название праздника — Вербное воскресение, или праздник ваий, напоминает нам о пальмовых ветвях, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима. Употребление ваий со светильниками, или в нашей традиции, верб относится к древним временам. Об этом упоминают свтт. Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский еще в IV веке. Верующие стоят на богослужении с освященными в храме веточками верб и зажженными свечами в руках, встречая невидимо грядущего Христа.
История праздника.
Праздник Входа Господня в Иерусалим пришел на Русь в X веке, а христианской церковью отмечался уже в III веке. Другое название праздника — Вербное воскресение, или праздник ваий, напоминает нам о пальмовых ветвях, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима. Употребление ваий со светильниками, или в нашей традиции, верб относится к древним временам. Об этом упоминают свтт. Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский еще в IV веке. Верующие стоят на богослужении с освященными в храме веточками верб и зажженными свечами в руках, встречая невидимо грядущего Христа.
Иконография.
В центре иконы изображен Спаситель Он обернулся к Своим ученикам, идущим за ослом. В левой руке Христа свиток, символизирующий священный текст завета, правой Он благословляет встречающих.
Навстречу Ему из ворот города вышли мужчины и женщины. За их спинами — Иерусалим. Это большой и великий город, высокие здания изображены тесно.Дети подстилают свои одежды под копыта осленку. Другие — ветви пальмы. Иногда в нижней части иконы бывают написаны еще две детские фигурки. Один ребенок сидит, подвернув и чуть приподняв ногу, над которой склонился другой малыш, помогающий вынуть занозу из ступни. Эта трогательная бытовая сценка, пришедшая из Византии, придает образу жизненность, Одежды детей чаще всего белые, что символизирует их душевную чистоту и незлобивость.
За фигурой Христа вздымается в небо гора, изображенная традиционными символическими средствами.
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) Икона XVIв. Новгород.
Вход Господень в Иерусалим. Середина XII в. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо (Италия)
До 1917 года в России главным событием Вербного воскресенья были «Вербные торги» (в городах) и «Вербные катания» на лошадях, а также народные гулянья. В Москве вербные проезды карет по Красной площади иногда называли «вывозом невест».
Традиция вербных гуляний сложилась в середине XVIII века и, практически не изменяясь, просуществовала до начала ХХ столетия. С особым нетерпением этого дня ждали дети, которым родители на «вербу» всегда покупали сладости и игрушки. А основным развлечением для детворы, как и для взрослых, становилось посещение ярмарки.