kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Под омофором Курской Коренной иконы Божией Матери "Знамение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную презентацию можно использовать на уроках православной  культуры при изучении темы "Иконография"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Под омофором Курской Коренной иконы Божией Матери "Знамение"»

Циценко Л.В., учитель ОПК п.Новокасторное, 2017.

Циценко Л.В., учитель ОПК

п.Новокасторное, 2017.

8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, во время охоты, один из дружинников нашёл близ реки Тускарь в полугоре небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева .  Едва он поднял её, как из того места, где лежала святыня, забил сильный источник чистой воды. Икона оказалась «Знамением» Божией Матери. Она была совсем небольших размеров (15,2 х 15,6 см)
  • 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, во время охоты, один из дружинников нашёл близ реки Тускарь в полугоре небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева .
  • Едва он поднял её, как из того места, где лежала святыня, забил сильный источник чистой воды. Икона оказалась «Знамением» Божией Матери. Она была совсем небольших размеров (15,2 х 15,6 см)
Чудесное обретение Курской Коренной иконы  Факт этот описывается так «Случилось одному благочестивому мужу с товарищами прийти ради прибытка своего в лес, которым поросли окрестности г. Курска по его разорения, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускари, на полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды; увидя это оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласились между собой, построили на несколько сажен повыше упомянутого места, на лесистом месте, часовню из леса, срубленного на сем месте, и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси.» :

Чудесное обретение Курской Коренной иконы

Факт этот описывается так «Случилось одному благочестивому мужу с товарищами прийти ради прибытка своего в лес, которым поросли окрестности г. Курска по его разорения, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускари, на полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды; увидя это оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласились между собой, построили на несколько сажен повыше упомянутого места, на лесистом месте, часовню из леса, срубленного на сем месте, и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси.» :

Когда князю Рыльскому Василию Шемяке сообщили о явлении иконы, он приказал принести её в город. Народ встретил икону Богоматери с торжеством, но сам князь не принял участия в этой встрече, за что и был немедленно наказан слепотою. Когда же после покаяния он получил прозрение, то в благодарность за исцеление воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда после окончания строительства и была поставлена чудотворная икона.

Когда князю Рыльскому Василию Шемяке сообщили о явлении иконы, он приказал принести её в город. Народ встретил икону Богоматери с торжеством, но сам князь не принял участия в этой встрече, за что и был немедленно наказан слепотою. Когда же после покаяния он получил прозрение, то в благодарность за исцеление воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда после окончания строительства и была поставлена чудотворная икона.

В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню и икону, но деревянная часовня не загоралась. Живший при часовне священник объяснил им, что причина этого чуда – в иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, и возвратился к месту, где была часовня.  После долгих поисков с постом и молитвою, священник нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они чудесным образом соединились, не оставив следов разрушения и только на едва заметном месте раскола выступило нечто, похожее на росу.

В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню и икону, но деревянная часовня не загоралась. Живший при часовне священник объяснил им, что причина этого чуда – в иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, и возвратился к месту, где была часовня.

После долгих поисков с постом и молитвою, священник нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они чудесным образом соединились, не оставив следов разрушения и только на едва заметном месте раскола выступило нечто, похожее на росу.

Строительство в 1713 году церкви в честь иконы матери Божией «Живоносного Источника» над колодцем связано с именем выдающегося полководца, героя Полтавской битвы, Северной войны со шведами и многих других баталий, первого российского генерал-фельдмаршала из русских графа Бориса Петровича Шереметьева. По дороге с Украины в Москву Шереметьев посетил Коренную пустынь и, испытав благодатность святого источника, пожелал воздвигнуть над ним храм и выразить свою посильную благодарность Матери Божией «Единой имущей непобедимую победу».

Строительство в 1713 году церкви в честь иконы матери Божией «Живоносного Источника» над колодцем связано с именем выдающегося полководца, героя Полтавской битвы, Северной войны со шведами и многих других баталий, первого российского генерал-фельдмаршала из русских графа Бориса Петровича Шереметьева. По дороге с Украины в Москву Шереметьев посетил Коренную пустынь и, испытав благодатность святого источника, пожелал воздвигнуть над ним храм и выразить свою посильную благодарность Матери Божией «Единой имущей непобедимую победу».

Преподобный Серафим Саровский родился и вырос в Курске. В 1767 году он тяжело заболел, и родители уже не надеялись на его выздоровление. Однако ему явилась Божия Матерь и обещала посетить его и исцелить от болезни. Через несколько дней, в 9-ю пятницу после Пасхи, по их улице проходил ежегодный крестный ход с Курской Коренной иконой. Из-за внезапно начавшегося дождя процессия зашла к ним во двор. Икону пронесли над больным ребёнком и он приложился к ней. Больной вскоре выздоровел. Крестный ход изображён на картине И.Е.Репина

Преподобный Серафим Саровский родился и вырос в Курске. В 1767 году он тяжело заболел, и родители уже не надеялись на его выздоровление. Однако ему явилась Божия Матерь и обещала посетить его и исцелить от болезни. Через несколько дней, в 9-ю пятницу после Пасхи, по их улице проходил ежегодный крестный ход с Курской Коренной иконой. Из-за внезапно начавшегося дождя процессия зашла к ним во двор. Икону пронесли над больным ребёнком и он приложился к ней. Больной вскоре выздоровел.

Крестный ход изображён на картине И.Е.Репина

В 1604 году отряд Лжедмитрия I беспрепятственно вошел в город и взял Курскую Коренную икону с собой в Путивль, откуда она в стане самозванца была привезена в Москву. Но святыни не помогают неправому делу — Лжедмитрия постигло народное мщение. Так волею Господа Курская Коренная икона в столь критический момент истории оказалась в столице и оставалась там до окончания Смутного времени и установления в России законной власти в 1613 году.

В 1604 году отряд Лжедмитрия I беспрепятственно вошел в город и взял Курскую Коренную икону с собой в Путивль, откуда она в стане самозванца была привезена в Москву. Но святыни не помогают неправому делу — Лжедмитрия постигло народное мщение. Так волею Господа Курская Коренная икона в столь критический момент истории оказалась в столице и оставалась там до окончания Смутного времени и установления в России законной власти в 1613 году.

В 1612 году 7-тысячное войско польско-литовских интервентов неожиданно подступило к Курску. Жители города сбежались в Воскресенский собор и всю ночь со слезами молились перед списком с Коренной иконы в приделе Рождества Богородицы об избавлении от неприятеля, обещая Царице Небесной построить и в Курске монастырь в честь Ее иконы. Куряне крестным ходом обнесли список Коренной иконы по стенам крепости. Четыре недели держали враги осаду Курска, захватили Большой Острог, но Малого Острожка, где укрывались жители и воины, взять не смогли.Исполняя свой обет, куряне всех сословий направили в том же 1612 году московским боярам, а в 1613 году — царю Михаилу Федоровичу Романову челобитные, в которых, описав происшедшие события, просили разрешения на месте Малого Острожка построить монастырь в честь Курской Коренной иконы Знамения.  Икона была приписана к Знаменскому монастырю.

В 1612 году 7-тысячное войско польско-литовских интервентов неожиданно подступило к Курску. Жители города сбежались в Воскресенский собор и всю ночь со слезами молились перед списком с Коренной иконы в приделе Рождества Богородицы об избавлении от неприятеля, обещая Царице Небесной построить и в Курске монастырь в честь Ее иконы. Куряне крестным ходом обнесли список Коренной иконы по стенам крепости. Четыре недели держали враги осаду Курска, захватили Большой Острог, но Малого Острожка, где укрывались жители и воины, взять не смогли.Исполняя свой обет, куряне всех сословий направили в том же 1612 году московским боярам, а в 1613 году — царю Михаилу Федоровичу Романову челобитные, в которых, описав происшедшие события, просили разрешения на месте Малого Острожка построить монастырь в честь Курской Коренной иконы Знамения.

Икона была приписана к Знаменскому монастырю.

В 1618 году по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы, в девятую пятницу после Пасхи  Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» была перенесена из Курска в Коренную пустынь. Так было положено начало крестным ходам от Курска до Коренной. С этого момента из зимнего места пребывания — Знаменского собора Курска икона переносилась в летнее — Коренную пустынь, где оставалась до 12 (25) сентября.

В 1618 году по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы, в девятую пятницу после Пасхи  Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» была перенесена из Курска в Коренную пустынь. Так было положено начало крестным ходам от Курска до Коренной. С этого момента из зимнего места пребывания — Знаменского собора Курска икона переносилась в летнее — Коренную пустынь, где оставалась до 12 (25) сентября.

В 1634 году польский гетман Иеремия Вишневецкий с большим войском быстрым маршем прошел от Путивля к Курску, рассчитывая на внезапность нападения. Однако за семь часов до рассвета в Курске сам собою зазвонил вестовой колокол… Дежуривший на башне стрелец Киприян Ерпылев, потрясенный, сбежал с поста, чтобы доложить о том воеводе, что в колокол звонит не иначе как Божественная сила. Затем прибыл гонец с донесением о неприятеле вблизи от Курска. Куряне успели подготовиться к обороне. Осмотрев крепость, Вишневецкий решил, она не выдержит приступа и предложил курянам сдаться. Их ответ был таков:

«Мы, сирые, никако же вашего сего прещения боитися, но крепко на предстательство оного над нами воеводства Богородична образа надеемся, за ме никаким же никогда же она стена оборима бяше, и нас, прибег­ших к нему в покров, от всяких ваших над нами злоумышлении избавит, и град наш со­хранит, и злую мудрость вашу и множиство силы ни во что же обратит, и с срамом от града нашего отженет».

В 1634 году и Курск, и Богородицкий монастырь были разорены поляками, но крепость не сдалась.  Она выстояла и через 9 лет, когда город осаждали крымские татары. Коренная пустынь в те годы осталась невредимой.

Икона чудотворной Курской Коренной иконы «Знамение» и её списки сопровождали русское воинство во многих походах. Список иконы был в доме Дмитрия Пожарского на Лубянке в Москве.  В 1676 году икона путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков.  В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список с иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов.  В 1687 году икона посылалась в «большой полк».  В 1689 году списки с иконы были даны полкам в Крымский поход.

Икона чудотворной Курской Коренной иконы «Знамение» и её списки сопровождали русское воинство во многих походах. Список иконы был в доме Дмитрия Пожарского на Лубянке в Москве.

В 1676 году икона путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков.

В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список с иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов.

В 1687 году икона посылалась в «большой полк».

В 1689 году списки с иконы были даны полкам в Крымский поход.

В 1812 году Курское городское общество послало в действующую армию к М.И. Кутузову список с чудотворной Курской иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму. Полководец усердно молился перед образом Пресвятой Девы, выразил курским гражданам благодарность и уверенность, что город Курск есть и будет пребывать в безопасности под покровом Царицы Небесной.

В 1812 году Курское городское общество послало в действующую армию к М.И. Кутузову список с чудотворной Курской иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму. Полководец усердно молился перед образом Пресвятой Девы, выразил курским гражданам благодарность и уверенность, что город Курск есть и будет пребывать в безопасности под покровом Царицы Небесной.

В 1898 году несколько злоумышленников, желая подорвать народную веру в чудодейственную силу иконы, решили ее уничтожить, подложив разрывной снаряд с часовым механизмом. Во втором часу ночи в Знаменском соборе раздался ужасный взрыв, сила его была так велика, что чугунная позолоченная сень над иконой была разорвана на куски, а тяжелое мраморное подножие раздроблено на несколько частей. Все стекла в соборе и даже в верхнем куполе были разбиты. Среди всего этого разрушения невредимой осталась святая икона. Рассчитывая ее уничтожить, злоумышленники своим деянием послужили только большему прославлению чудотворного образа.

В 1898 году несколько злоумышленников, желая подорвать народную веру в чудодейственную силу иконы, решили ее уничтожить, подложив разрывной снаряд с часовым механизмом. Во втором часу ночи в Знаменском соборе раздался ужасный взрыв, сила его была так велика, что чугунная позолоченная сень над иконой была разорвана на куски, а тяжелое мраморное подножие раздроблено на несколько частей. Все стекла в соборе и даже в верхнем куполе были разбиты.

Среди всего этого разрушения невредимой осталась святая икона. Рассчитывая ее уничтожить, злоумышленники своим деянием послужили только большему прославлению чудотворного образа.

В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов Курск был оккупирован фашистами. И именно здесь совершилась победоносная Курская битва, имевшая переломное значение для всей войны. Командный пункт маршала Константина Рокоссовского находился в монастырском саду Коренной пустыни, совсем рядом с чудотворным источником.

В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов Курск был оккупирован фашистами. И именно здесь совершилась победоносная Курская битва, имевшая переломное значение для всей войны. Командный пункт маршала Константина Рокоссовского находился в монастырском саду Коренной пустыни, совсем рядом с чудотворным источником.

В 1919 году, в разгар Гражданской войны, подлинник иконы был вывезен в Сербию для её спасения архиепископом Курским и Обоянским Феофаном.   Сейчас она хранится в Нью-Йорке в синоде Русской зарубежной православной церкви. В 1989 году этой церковью в дар Коренной пустыни была передана копия чудотворной иконы

В 1919 году, в разгар Гражданской войны, подлинник иконы был вывезен в Сербию для её спасения архиепископом Курским и Обоянским Феофаном.

 

Сейчас она хранится в Нью-Йорке в синоде Русской зарубежной православной церкви.

В 1989 году этой церковью в дар Коренной пустыни была передана копия чудотворной иконы

23 сентября 2009 г. в Курск впервые за 90 лет прибыла икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная из Нью-Йорка.  На курскую землю святыню привёз Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Она посетила место своего обретения – Коренную пустынь.

23 сентября 2009 г.

в Курск впервые за 90 лет

прибыла икона Божией

Матери «Знамение» Курская Коренная из Нью-Йорка.

На курскую землю святыню привёз Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Она посетила место своего обретения – Коренную пустынь.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был изготовлен и установлен на территории монастыря Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни памятник. В скульптурной композиции из бронзы запечатлены приснопамятные Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Православной Церкви за рубежом митрополит Лавр, держащие в руках Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение». Благодаря их мудрости и глубокому пониманию истории нашей страны был преодолен раскол Русской Православной Церкви, начавшийся в годы революции и Гражданской войны. В 2007 году в Москве они подписали Акт о каноническом единстве Русской Православной Церкви. Процесс объединения проходил под покровом чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной, являющейся Одигитрией русского зарубежья.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был изготовлен и установлен на территории монастыря Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни памятник. В скульптурной композиции из бронзы запечатлены приснопамятные Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Православной Церкви за рубежом митрополит Лавр, держащие в руках Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение». Благодаря их мудрости и глубокому пониманию истории нашей страны был преодолен раскол Русской Православной Церкви, начавшийся в годы революции и Гражданской войны. В 2007 году в Москве они подписали Акт о каноническом единстве Русской Православной Церкви. Процесс объединения проходил под покровом чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной, являющейся Одигитрией русского зарубежья.

Русские люди за рубежом оказались рассеяны по всем странам мира, и, чтобы сохранить Зарубежную Церковь, необходимо было сохранить между собой духовное и общественное единство. Душою и символом этого единства стала наша общезарубежная святыня, Одигитрия русского рассеяния – Курская икона Божией Матери «Знамение».  Икона Курская Коренная Божией Матери «Знамение»- это Всемирная Заступница православного народа.  Курская Коренная чудотворная икона Божией Матери «Знамение» стала символом упования на духовное возрождение России и залогом твердости веры и молитвенного единства всех православных христиан русской традиции.  И в наше смутное время будем молить Пресвятую Богородицу – да сохранит Она дом Свой от врагов видимых и невидимых.

Русские люди за рубежом оказались рассеяны по всем странам мира, и, чтобы сохранить Зарубежную Церковь, необходимо было сохранить между собой духовное и общественное единство. Душою и символом этого единства стала наша общезарубежная святыня, Одигитрия русского рассеяния – Курская икона Божией Матери «Знамение».

Икона Курская Коренная Божией Матери «Знамение»- это Всемирная Заступница православного народа.

Курская Коренная чудотворная икона Божией Матери «Знамение» стала символом упования на духовное возрождение России и залогом твердости веры и молитвенного единства всех православных христиан русской традиции.

И в наше смутное время

будем молить Пресвятую Богородицу – да сохранит Она дом Свой от врагов видимых и невидимых.

Бухарев И., протоиерей. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. (История их и изображения). — М., 1901; Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. — М.: Терра, 1993; Киселев А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. — М., 1992; Серафим, епископ. Одигитрия русского зарубежья. Повествование о Курской чудотворной иконе Знамения Божией Матери и о дивных чудесах ее. — Нью-Йорк: Новая Коренная пустынь, 1955; Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о ее милостях роду человеческому / Сост. Поселянин Е. [Погожев Е. Н.]. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, 1993 (Репринтное переиздание); Чудотворные иконы Богоматери / Сост. А. А. Воронов, Е. Г. Соколова. — М., 1993; Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авт.-сост. А. М. Лидов, Г. В. Сидоренко. — М.: Радуница, 1999.

Бухарев И., протоиерей. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. (История их и изображения). — М., 1901;

Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. — М.: Терра, 1993;

Киселев А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. — М., 1992;

Серафим, епископ. Одигитрия русского зарубежья. Повествование о Курской чудотворной иконе Знамения Божией Матери и о дивных чудесах ее. — Нью-Йорк: Новая Коренная пустынь, 1955;

Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о ее милостях роду человеческому / Сост. Поселянин Е. [Погожев Е. Н.]. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, 1993 (Репринтное переиздание);

Чудотворные иконы Богоматери / Сост. А. А. Воронов, Е. Г. Соколова. — М., 1993;

Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авт.-сост. А. М. Лидов, Г. В. Сидоренко. — М.: Радуница, 1999.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Под омофором Курской Коренной иконы Божией Матери "Знамение"

Автор: Циценко Лидия Васильевна

Дата: 19.02.2017

Номер свидетельства: 393631


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства