kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коллекция презентаций для курса ОПК, часть 3 "Православный храм (устройство). Икона".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Восприятие  информации происходит гораздо лучше и интереснее, если  подкреплено визуальным материалом. Поэтому, я, понемногу собирая материал по данному курсу, отобрала, на мой взгляд, наиболее удачные презентации с абсолютно доступных и открытых сайтов, которые были бы интересны и полезны для работы как преподавателю, так и учащимся. Коллекция разбита на части в связи с невозможностью загрузить большой объем сразу, так что выкладываю по частям. Надеюсь,  она поможет в работе кому-то еще ))).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ (2)»

Символический мир православных икон

Символический мир православных икон

Иконы  Петра и Февронии

Иконы  Петра и Февронии

Божественное триединство

Божественное триединство

Икона  Преображения

Икона  Преображения

СВЯТАЯ ТРОИЦА

СВЯТАЯ ТРОИЦА

Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы

Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы

Прошлое и будущее в иконе

Прошлое и будущее в иконе

Икона   « О Тебе радуется »

Икона   « О Тебе радуется »

Жены мироносицы    у гроба Господня

Жены мироносицы   у гроба Господня

Просмотр содержимого презентации
«ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ (3)»

Иконы  Петра и Февронии

Иконы  Петра и Февронии

Икона

Икона

СВЯТАЯ ТРОИЦА

СВЯТАЯ ТРОИЦА

Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы

Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы

Прошлое и будущее в иконе

Прошлое и будущее в иконе

Икона О Тебе радуется

Икона О Тебе радуется

Жены мироносицы    у гроба Господня

Жены мироносицы   у гроба Господня

Просмотр содержимого презентации
«Православные иконы»

«Россия в злате куполов, молитвой и веками освященных». Так сказал великий князь Константин Романов.  Идея христианства в России неразрывно связаны с идеей нравственной чистоты, духовного совершенства, внутренней свободы

«Россия в злате куполов, молитвой и веками освященных». Так сказал великий князь Константин Романов.

Идея христианства в России неразрывно связаны с идеей нравственной чистоты, духовного совершенства, внутренней свободы

Люблю высокие соборы, Душой смиряясь, посещать, Входить на сумрачные хоры, В толпе поющих исчезать. Боюсь души моей двуликой И осторожно хороню Свой образ дьявольский и дикий В сию священную броню. В своей молитве суеверной Ищу защиты у Христа, Но из-под маски лицемерной Смеются лживые уста. И тихо, с неизменным ликом, В мерцанье мертвенном свечей, Бужу я память о двуликом В сердцах молящихся людей. Вот – содрогнулись, смолкли хоры, В смятенье бросились бежать… Люблю высокие соборы, Душой смиряясь посещать. Александр Блок

Люблю высокие соборы,

Душой смиряясь, посещать,

Входить на сумрачные хоры,

В толпе поющих исчезать.

Боюсь души моей двуликой

И осторожно хороню

Свой образ дьявольский и дикий

В сию священную броню.

В своей молитве суеверной

Ищу защиты у Христа,

Но из-под маски лицемерной

Смеются лживые уста.

И тихо, с неизменным ликом,

В мерцанье мертвенном свечей,

Бужу я память о двуликом

В сердцах молящихся людей.

Вот – содрогнулись, смолкли хоры,

В смятенье бросились бежать…

Люблю высокие соборы,

Душой смиряясь посещать.

Александр Блок

Каждому христианину Бог дает Ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в час смерти. Ангел-хранитель – скорый помощник в любой нужде и болезни.

Каждому христианину Бог дает Ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в час смерти. Ангел-хранитель – скорый помощник в любой нужде и болезни.

Николай Чудотворец – самый почитаемый и любимый святой на Руси. В III веке он был архиепископом города Миры в Ликии и ревностно защищал православную веру. Его доброта, милосердие, бескорыстие настолько твердо отпечатались в памяти людей, что он прославился по всему христианскому миру спустя сотни лет после своей жизни. Ему молятся о путешествующих, плавающих и пленных, просят о мире в семье, молятся в бедности и нужде. По молитвам этого святого воистину свершается невозможное.

Николай Чудотворец – самый почитаемый и любимый святой на Руси. В III веке он был архиепископом города Миры в Ликии и ревностно защищал православную веру. Его доброта, милосердие, бескорыстие настолько твердо отпечатались в памяти людей, что он прославился по всему христианскому миру спустя сотни лет после своей жизни. Ему молятся о путешествующих, плавающих и пленных, просят о мире в семье, молятся в бедности и нужде. По молитвам этого святого воистину свершается невозможное.

Святая блаженная Ксения Петербургская еще при жизни почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Своим великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою получила Ксения благодатный дар прозорливости. Ей молятся в самых разных тяжелых житейских обстоятельствах.

Святая блаженная Ксения Петербургская еще при жизни почиталась скорой помощницей и чудотворицей. Своим великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою получила Ксения благодатный дар прозорливости. Ей молятся в самых разных тяжелых житейских обстоятельствах.

На протяжении многих лет образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящийся в Высоцком монастыре, достойно почитается православным народом как чудотворный. Перед этой иконой молятся об исцелении в основном от алкоголизма и наркомании.

На протяжении многих лет образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящийся в Высоцком монастыре, достойно почитается православным народом как чудотворный. Перед этой иконой молятся об исцелении в основном от алкоголизма и наркомании.

На этой иконе изображена Пресвятая Богородица, пронзенная семью стрелами, от чего икона получила название свое – «Семистрельная». Семь мечей, символизируют полноту печали и сердечной боли, которые были перенесены на земле Пресвятой Девой Марией. Икона почитается чудотворной. Ей молятся об умягчении сердец тех, кто приближается к вам со злыми, завистливыми помыслами, о защите от врагов и недоброжелателей. Когда молятся пред нею за врагов, то смягчают их враждебные отношения, уступая чувству милосердия.

На этой иконе изображена Пресвятая Богородица, пронзенная семью стрелами, от чего икона получила название свое – «Семистрельная». Семь мечей, символизируют полноту печали и сердечной боли, которые были перенесены на земле Пресвятой Девой Марией. Икона почитается чудотворной. Ей молятся об умягчении сердец тех, кто приближается к вам со злыми, завистливыми помыслами, о защите от врагов и недоброжелателей. Когда молятся пред нею за врагов, то смягчают их враждебные отношения, уступая чувству милосердия.

Это чудотворное явление Матери Божией произошло в Х веке в Константинополе. Когда храм был наполнен молящимися, святой блаженный Андрей и святой Епифаний, подняв глаза к небу увидели Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и святыми. Пречистая Матерь Божия со слезами молилась за христиан. Когда она закончила молиться, то сняла со Своей головы покрывало и распростерлп его над молящимися, защищая их от врагов видимых и невидимых.

Это чудотворное явление Матери Божией произошло в Х веке в Константинополе. Когда храм был наполнен молящимися, святой блаженный Андрей и святой Епифаний, подняв глаза к небу увидели Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и святыми. Пречистая Матерь Божия со слезами молилась за христиан. Когда она закончила молиться, то сняла со Своей головы покрывало и распростерлп его над молящимися, защищая их от врагов видимых и невидимых.

Эта икона одна из самых почитаемых в России. Не раз она спасала от нашествия врагов. Народная молва приписывает ей благодать исцеления от слепоты и болезней глаз. Ею благословляют при вступлении в брак

Эта икона одна из самых почитаемых в России. Не раз она спасала от нашествия врагов. Народная молва приписывает ей благодать исцеления от слепоты и болезней глаз. Ею благословляют при вступлении в брак

Когда преподобный Иоанн Дамаскин, которому по клевете врагов отсекли руку, слезно молился перед иконою Божией Матери, отсеченная рука его срослась. В благодарность за исцеление Иоанн привесил к иконе серебрянное изображение руки, отчего она и получила свое название.  К этой иконе молятся при болезнях рук, ног, душевном спокойствии, в тех случаях, когда в буквальном смысле не хватает рук.

Когда преподобный Иоанн Дамаскин, которому по клевете врагов отсекли руку, слезно молился перед иконою Божией Матери, отсеченная рука его срослась. В благодарность за исцеление Иоанн привесил к иконе серебрянное изображение руки, отчего она и получила свое название.

К этой иконе молятся при болезнях рук, ног, душевном спокойствии, в тех случаях, когда в буквальном смысле не хватает рук.

Икона связана с историей о чудесном прощении грешника. Богородица заговорила с ним с иконы во время молитвы, и грешник уверовал в свое спасение, хотя грехи эти были слишком велики. К этой иконе обращаются даже тогда, когда уже не надеются ни на чью помощь. А также для исцеления недугов глухоты телесной и духовной.

Икона связана с историей о чудесном прощении грешника. Богородица заговорила с ним с иконы во время молитвы, и грешник уверовал в свое спасение, хотя грехи эти были слишком велики. К этой иконе обращаются даже тогда, когда уже не надеются ни на чью помощь. А также для исцеления недугов глухоты телесной и духовной.

Один из самых известных и любимых русских святых. Великими подвигами благочестия он обрел дар прорицания и исцеления. Его мощи обитают в Дивеевском монастыре, куда беспрерывно проистекает поток страждущих и молящихся. К преподобному Серафиму прибегают с просьбой о стяжании любви к ближним, о даровании непрестанной молитвы, об исцелении от всяких болезней. Скоропослушник, истинная радость для христиан.

Один из самых известных и любимых русских святых. Великими подвигами благочестия он обрел дар прорицания и исцеления. Его мощи обитают в Дивеевском монастыре, куда беспрерывно проистекает поток страждущих и молящихся. К преподобному Серафиму прибегают с просьбой о стяжании любви к ближним, о даровании непрестанной молитвы, об исцелении от всяких болезней. Скоропослушник, истинная радость для христиан.

Святого целителя и великомученика Пантелеимона еще при жизни признавали великим целителем.  Святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждующим, больным, убогим и нищим. Он безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. К нему и по сей день обращаются с молитвами при разных болезнях.

Святого целителя и великомученика Пантелеимона еще при жизни признавали великим целителем.

Святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждующим, больным, убогим и нищим. Он безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. К нему и по сей день обращаются с молитвами при разных болезнях.

По преданию, написана евангелистом Лукой. В XIV веке икона таинственным образом исчезла из храма в Константинополе и явилась в России над водами Ладожского озера под Тихвином, где и сейчас находится. К этой иконе обращаются с молитвой об избавлении от нашествия врагов, молятся о прозрении слепых, исцелении бесноватых.

По преданию, написана евангелистом Лукой. В XIV веке икона таинственным образом исчезла из храма в Константинополе и явилась в России над водами Ладожского озера под Тихвином, где и сейчас находится. К этой иконе обращаются с молитвой об избавлении от нашествия врагов, молятся о прозрении слепых, исцелении бесноватых.

Просмотр содержимого презентации
«PravHram-1»

Православный  храм I часть

Православный храм

I часть

Символика  православного  храма

Символика

православного храма

Символика храма Храм – «жилище Господне» Церковь – собрание всех верующих  Образ храма как корабля, плывущего по житейским волнам от греха и смерти к спасению и вечной жизни. Другое символическое значение храма – модель вселенной: Колокольни и купола сравнивают с мачтой, надутыми ветром парусами. храм являет собой образ бога и сотворенного им мира От пола до свода – символизирует земной мир; верхняя часть изображает мир небесный.

Символика храма

Храм – «жилище Господне»

Церковь – собрание всех верующих

Образ храма как корабля, плывущего по житейским волнам от греха и смерти к спасению и вечной жизни.

Другое символическое значение храма – модель вселенной:

Колокольни и купола сравнивают с мачтой, надутыми ветром парусами.

храм являет собой образ бога и сотворенного им мира

От пола до свода – символизирует земной мир; верхняя часть изображает мир небесный.

Символика храм а Части православного храма, как и мир, ориентированы по сторонам света.  Алтарная часть – на восток (восход солнца, пришествие Христа, место рая). Запад – сторона мертвых и преисподняя ( захоронения, сюжеты росписи – «Страшный суд»).

Символика храм а

Части православного храма, как и мир, ориентированы по сторонам света.

Алтарная часть – на восток (восход солнца, пришествие Христа, место рая).

Запад – сторона мертвых и преисподняя

( захоронения, сюжеты росписи – «Страшный суд»).

Многоглавие храмов  Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.   Московский Кремль Фиорованти, Фрязин, Бон, Алевиз 1475-1479, 1505-1508

Многоглавие храмов

Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.

  Московский Кремль

Фиорованти, Фрязин, Бон, Алевиз

1475-1479, 1505-1508

Для русских храмов классическим стало пятиглавие: купол большого размера ставится в центре, а диагонально – 4 купола поменьше.  Пятиглавие символизирует Иисуса Христа и четырех апостолов-евангелистов .

Для русских храмов классическим стало пятиглавие: купол большого размера ставится в центре, а диагонально – 4 купола поменьше.

Пятиглавие символизирует Иисуса Христа и четырех апостолов-евангелистов .

Многие древнерусские храмы были одноглавыми. Один купол означает, что у Церкви Только один Глава – Христос Спаситель. Храм Покрова на Нерли

Многие древнерусские храмы были одноглавыми.

Один купол означает, что у Церкви

Только один Глава – Христос Спаситель.

Храм Покрова на Нерли

Андронников монастырь середина XVI века Московская область

Андронников монастырь

середина XVI века Московская область

Другое количество куполов (2,3,7,9,10,13,25,33) встречается реже и имеет свою символику. Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.

Другое количество куполов (2,3,7,9,10,13,25,33) встречается реже и имеет свою символику.

Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.

Три главы знаменуют Святую Троицу.

Три главы знаменуют

Святую Троицу.

Семь глав знаменуют семь таинств Церкви,  семь Вселенских соборов, семь добродетелей.

Семь глав знаменуют семь таинств Церкви,

семь Вселенских соборов, семь добродетелей.

Семь даров Святого Духа.

Семь даров

Святого Духа.

Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

Двадцать пять глав – знамение апокалипсического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или похвала Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.  Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.

Двадцать пять глав – знамение апокалипсического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев или похвала Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.

Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.

Символика формы купола Шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла.

Символика формы

купола

Шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие.

Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие.

Символика цвета купола Как правило, они золотые или серебряные (эти цвета символизируют свет и огонь Божества, блистание царской славы Христа). Успенский собор в Смоленске начало XI - середина XVI века

Символика цвета

купола

Как правило, они золотые или серебряные (эти цвета символизируют свет и огонь Божества, блистание царской славы Христа).

Успенский собор в Смоленске начало XI - середина XVI века

У храма в честь ангельских сил, Богородичного праздника или чтимой иконы Божией матери будут голубые или синие купола. Казанская церковь в Коломенском середина XVII века

У храма в честь ангельских сил, Богородичного праздника или чтимой иконы Божией матери будут голубые или синие купола.

Казанская церковь в Коломенском

середина XVII века

Церковь св. Дмитрия Углич середина XVII века  

Церковь св. Дмитрия

Углич середина XVII века

 

Синие главы с золотыми звездами означают посвящение Божией Матери.

Синие главы с золотыми звездами означают посвящение Божией Матери.

Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад 1422-XVII век

Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад

1422-XVII век

У храма, связанного с Троицей или Святым Духом купола могут иметь зеленый цвет.

У храма, связанного с Троицей или Святым Духом купола могут иметь зеленый цвет.

Церковь Троицы в Никитниках  1532 Москва

Церковь Троицы в Никитниках

1532 Москва

Вывод:  По словам Василия Великого, «люди по природе вожделевают прекрасного, в собственном же смысле прекрасно… благое, а благ – Бог» Таким образом изучение русского православного храма как явления прекрасного, наиболее открытого миру и воплощающего в себе символы Православной веры, может стать для ищущего спасения человека ступенью лествицы, возводящей его к Самому Создателю Добра, Любви и Красоты.  

Вывод:

По словам Василия Великого, «люди по природе вожделевают прекрасного, в собственном же смысле прекрасно… благое, а благ – Бог»

Таким образом изучение русского православного храма как явления прекрасного, наиболее открытого миру и воплощающего в себе символы Православной веры, может стать для ищущего спасения человека ступенью лествицы, возводящей его к Самому Создателю Добра, Любви и Красоты.

 

Продолжение следует… Благодарю за внимание!

Продолжение следует…

Благодарю за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«PravHram-2»

Православный  храм II часть

Православный храм

II часть

Наружное устройство православного  храма

Наружное устройство

православного храма

Самые древние церкви немногим отличались от изб. У них только более высокие, заостренные кровли и на тонкой шейке главка, как бы повязанная косынкой.

Самые древние церкви немногим отличались от изб. У них только более высокие, заостренные кровли и на тонкой шейке главка, как бы повязанная косынкой.

Клетские храмы Клетские церкви состоят из сруба, к которому с востока примыкает меньший по размерам алтарь.  С запада в виде прируба могли быть притвор или трапезная. Карелия. Церковь Воскрешения Лазаря.

Клетские храмы

  • Клетские церкви состоят из сруба, к которому с востока примыкает меньший по размерам алтарь.

  • С запада в виде прируба могли быть притвор или трапезная.

Карелия. Церковь Воскрешения Лазаря.

Часовни Службы, проходившие с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси «часами». Отсюда и само сооружение получило своё название. Часовни представляют собой небольшой сруб, покрытый на два ската с крестом или главкой на коньке. Такой объём мог быть дополнен сенями и галереей. Часовни и сегодня поражают своей простотой и особой атмосферой русского уединения. Витославлицы. Часовня из Малышева. Витославлицы. Часовня из Кашира.

Часовни

  • Службы, проходившие с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси «часами». Отсюда и само сооружение получило своё название.
  • Часовни представляют собой небольшой сруб, покрытый на два ската с крестом или главкой на коньке. Такой объём мог быть дополнен сенями и галереей.
  • Часовни и сегодня поражают своей простотой и особой атмосферой русского уединения.

Витославлицы. Часовня из Малышева.

Витославлицы. Часовня из Кашира.

Древние шатровые храмы  Новгородская область  Онежский полуостров

Древние шатровые

храмы

Новгородская область

Онежский полуостров

Храм Смоленской иконы Божьей Матери в г. Дубна

Храм Смоленской иконы Божьей Матери в г. Дубна

Ярусные церкви Состоят из нескольких поставленных друг на друга убывающих по высоте срубов, которые могли быть квадратными, восьмиугольными в плане. Количество ярусов колеблется от двух до четырёх. Преображенская церковь из Суздали (1756 г.) Храм Рождества Иоанна Предтечи. Ростовская область.

Ярусные церкви

  • Состоят из нескольких поставленных друг на друга убывающих по высоте срубов, которые могли быть квадратными, восьмиугольными в плане.
  • Количество ярусов колеблется от двух до четырёх.

Преображенская церковь

из Суздали (1756 г.)

Храм Рождества Иоанна Предтечи.

Ростовская область.

Колокольня или звонница ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию ( также перекрывается куполом) колокольня звонница

Колокольня или звонница ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию ( также перекрывается куполом)

колокольня

звонница

портал крест яблоко купол глава световое окно барабан закомары аркатурный пояс лопатка неф или прясло апсиды

портал

крест

яблоко

купол

глава

световое окно

барабан

закомары

аркатурный пояс

лопатка

неф или прясло

апсиды

Крестово-купольный храм Собор Святой Софии в Киеве Макет в плане это квадрат, в центре его находятся 4 пилона или столба; весь объем перекрывается куполом

Крестово-купольный храм

Собор Святой Софии в Киеве

Макет

в плане это квадрат,

в центре его находятся

4 пилона или столба;

весь объем

перекрывается куполом

Собор Святой Софии в Киеве

Собор Святой Софии в Киеве

Собор Святой Софии в Новгороде

Собор Святой Софии в Новгороде

Успенский собор во Владимире начало XII века

Успенский собор во Владимире

начало XII века

Золотые ворота во Владимире Дмитровский собор во Владимире начало XII века начало XII века

Золотые ворота во Владимире

Дмитровский собор во Владимире

начало XII века

начало XII века

Преображенская церковь в Переславле 1152 Успенский собор Московского Кремля

Преображенская церковь

в Переславле 1152

Успенский собор Московского Кремля

Своды крестово-купольного храма

Своды крестово-купольного

храма

Шатровый  храм Успенская церковь в селе Варгуза  середина XVII века

Шатровый

храм

Успенская церковь в селе Варгуза

середина XVII века

Шатровый храм – это четырёхугольный сруб – четверик, на котором стоит восьмерик – восьмигранное основание шатра. Внизу такое здание часто бывало окружено гостеприимным крыльцом-гульбищем.

Шатровый храм – это четырёхугольный сруб – четверик, на котором стоит восьмерик – восьмигранное основание шатра.

Внизу такое здание часто бывало окружено гостеприимным крыльцом-гульбищем.

Церковь Рождества в Хамовниках

Церковь Рождества в Хамовниках

Храм Покрова на рву Зодчие Барма и Постник 1555-1561

Храм Покрова на рву

Зодчие Барма и Постник 1555-1561

Церковь Воскресения в Сокольниках

Церковь Воскресения в Сокольниках

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Церковь Рождества Пресвятой

Богородицы в Путинках

Часовня Николая Чудотворца и Ильи Пророка Муром

Часовня Николая Чудотворца и Ильи Пророка Муром

Кижский погост. Преображенская церковь Зодчий Нестор 1712-1764

Кижский погост. Преображенская церковь

Зодчий Нестор 1712-1764

Базиликальный храм   Прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание, разделенное на три, пять и более продольных нефов – центральный, Более высокий и широкий, и боковые.  Борисоглебский собор в Чернигове

Базиликальный храм

Прямоугольное

в плане и вытянутое в длину здание, разделенное на три, пять и более продольных нефов – центральный,

Более высокий и широкий, и боковые.

Борисоглебский собор в Чернигове

Церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле

Церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле

Юрьев монастырь

Юрьев монастырь

Церковь Воскресения Москва

Церковь Воскресения

Москва

Успенский собор в Смоленске

Успенский собор в Смоленске

Церковь Иоанна Постника в Ярославле

Церковь Иоанна Постника в Ярославле

Покровский собор в Севастополе

Покровский собор в Севастополе

Храмовое зодчество деревянное и каменное Отличительные особенности: Типы храмов:

Храмовое зодчество

деревянное и каменное

Отличительные

особенности:

Типы храмов:

Продолжение следует… Благодарю за внимание!

Продолжение следует…

Благодарю за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«PravHram-3»

Православный  храм III часть

Православный храм

III часть

Внутреннее убранство православного храма

Внутреннее убранство

православного храма

Устройство православного храма уходит своими корнями в глубокую ветхозаветную древность. Как и древний Иерусалимский храм, православный храм состоит из трёх частей:  притвора алтаря собственно храма Храм Соломона в Иерусалиме Первый Иерусалимский Храм

Устройство православного храма уходит своими корнями в глубокую ветхозаветную древность. Как и древний Иерусалимский храм, православный храм состоит из трёх частей:

притвора

алтаря

собственно храма

Храм Соломона в Иерусалиме

Первый Иерусалимский Храм

Внутреннее устройство храма Алтарь Иконостас Клирос Солея Клирос Амвон Средняя часть Притвор Паперть

Внутреннее устройство храма

Алтарь

Иконостас

Клирос

Солея

Клирос

Амвон

Средняя часть

Притвор

Паперть

Внутреннее устройство храма Притвор  – это преддверие к храму. Символическое значение притвора – место соприкосновения божественного с землёй. Это мир людей. В первые века христианства в притворе стояли кающиеся и оглашенные – лица, готовящиеся к Святому Крещению.

Внутреннее устройство храма

Притвор – это преддверие к храму. Символическое значение притвора – место соприкосновения божественного с землёй. Это мир людей. В первые века христианства в притворе стояли кающиеся и оглашенные – лица, готовящиеся к Святому Крещению.

Притворы  в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных . В современных храмах притвор почти совсем слился с храмом по назначению. В притворе продаются церковные принадлежности и свечи.

Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных . В современных храмах притвор почти совсем слился с храмом по назначению. В притворе продаются церковные принадлежности и свечи.

Алтарь  возвышается над средней частью и отделяется от храма иконостасом. Алтарь  (от лат. «жертвенник») – главнейшая часть храма. Вход в алтарь разрешён только священнослужителям и церковнослужителям. Святость алтаря настолько велика, что в древности сюда был запрещён вход всем мирянам, не только женщинам, как сейчас, но и мужчинам.

Алтарь возвышается над средней частью и отделяется от храма иконостасом.

Алтарь (от лат. «жертвенник») – главнейшая часть храма. Вход в алтарь разрешён только священнослужителям и церковнослужителям.

Святость алтаря настолько велика, что в древности сюда был запрещён вход всем мирянам, не только женщинам, как сейчас, но и мужчинам.

Алтарь Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в алтарной части Храма Христа Спасителя во время праздничного рождественского богослужения.

Алтарь

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в алтарной части Храма Христа Спасителя во время праздничного рождественского богослужения.

В алтаре находятся Престол , на котором совершается Таинство Евхаристии и жертвенник , на котором происходит приготовление хлеба и вина для этого Таинства. За престолом расположено Горнее место .

В алтаре находятся Престол , на котором совершается Таинство Евхаристии и жертвенник , на котором происходит приготовление хлеба и вина для этого Таинства. За престолом расположено Горнее место .

На престоле находятся священные предметы: антиминс,  Евангелие,  один или несколько напрестольных крестов,   дарохранительница и пелена .   Антиминс  (от греч «анти» – «вместо» и «миссион» - «стол», то есть вместопрестолье) – вместо престола – шёлковый четырёхугольный плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб и с зашитыми в него святыми мощами.

На престоле находятся священные предметы: антиминс,

Евангелие,

один или несколько напрестольных крестов,

дарохранительница и пелена .

Антиминс (от греч «анти» – «вместо» и «миссион» - «стол», то есть вместопрестолье) – вместо престола – шёлковый четырёхугольный плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб и с зашитыми в него святыми мощами.

Напрестольное Евангелие символизирует собой Господа Иисуса Христа, поскольку в евангельских словах Он Сам таинственно присутствует Своею благодатью.

Напрестольное Евангелие символизирует собой Господа Иисуса Христа, поскольку в евангельских словах Он Сам таинственно присутствует Своею благодатью.

Напрестольный крест вместе с антиминсом и Евангелием является третьей обязательной принадлежностью святого Престола .

Напрестольный крест вместе с антиминсом и Евангелием является третьей обязательной принадлежностью святого Престола .

В северо-восточной части алтаря, слева от Престола, находится жертвенник . Во время литургии священник на жертвеннике приготовляет хлеб и вино для Таинства Евхаристии (причащения).

В северо-восточной части алтаря, слева от Престола, находится жертвенник . Во время литургии священник на жертвеннике приготовляет хлеб и вино для Таинства Евхаристии (причащения).

Кресло епископа

Кресло епископа

Семисвечник , особый светильник из семи ветвей, на которых укреплены семь лампад. Символизируют эти лампады семь Церквей, которые видел в Откровении Иоанн Богослов, и семь Таинств Церкви. Крещение, Миропомазание,  Покаяние,  Причащение, Елеосвящение, Венчание и Священство

Семисвечник , особый светильник из семи ветвей, на которых укреплены семь лампад. Символизируют эти лампады семь Церквей, которые видел в Откровении Иоанн Богослов, и семь Таинств Церкви.

Крещение,

Миропомазание,

Покаяние,

Причащение,

Елеосвящение,

Венчание

и Священство

Горнее место

Горнее место

Средняя часть , или собственно храм , символизирует собой мир людей, но уже оправданный крестной жертвой Спасителя, освящённый Им. Это сотворённый мир, в отличие от алтаря, который знаменует небо, область бытия Божия.

Средняя часть , или собственно храм , символизирует собой мир людей, но уже оправданный крестной жертвой Спасителя, освящённый Им. Это сотворённый мир, в отличие от алтаря, который знаменует небо, область бытия Божия.

Средняя часть , или собственно храм ,  отделен от алтаря  иконостасом

Средняя часть , или собственно храм ,

отделен от алтаря

иконостасом

Иконостас символизирует образ Небесной Церкви во главе с Иисусом Христом.  Иконостас обращён иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, во время Богослужений верующие как бы стоят лицом к лицу с небожителями, таинственно присутствующими в образах иконостаса.

Иконостас символизирует образ Небесной Церкви во главе с Иисусом Христом.

Иконостас обращён иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, во время Богослужений верующие как бы стоят лицом к лицу с небожителями, таинственно присутствующими в образах иконостаса.

Царские врата – двустворчатые, самые большие врата – располагается в середине иконостаса и называются так, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах.

Царские врата – двустворчатые, самые большие врата – располагается в середине иконостаса и называются так, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах.

Посередине храма располагается аналой – четырёх угольный столик с покатым верхом – на нём праздничная икона или образ святого в честь церковного события в зависимости от календаря.         Солея и амвон . С амвона священнослужитель ведёт проповедь. Слева и справа располагаются клиросы для хора и чтецов.

Посередине храма располагается аналой – четырёх угольный столик с покатым верхом – на нём праздничная икона или образ святого в честь церковного события в зависимости от календаря.

Солея и амвон .

С амвона священнослужитель ведёт проповедь. Слева и справа располагаются клиросы для хора и чтецов.

Подле клиросов ставятся хоругви , или иконы на шелковой материи , повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. Как церковные знамена они выносятся верующими при крестных ходах.

Подле клиросов ставятся хоругви , или иконы на шелковой материи , повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. Как церковные знамена они выносятся верующими при крестных ходах.

В центральной части храма, в верхней точке купола на массивных цепях подвешивается большой светильник со множеством ламп - паникадило .

В центральной части храма, в верхней точке купола на массивных цепях подвешивается большой светильник со множеством ламп - паникадило .

Во внутреннем устройстве храма отражается, как океан в капле, образ мира ДУХОВНОЕ Материальное АЛТАРЬ СОБСТВЕННО ХРАМ СОБСТВЕННО БОГ ТВОРЕНИЕ БОГА

Во внутреннем устройстве храма отражается,

как океан в капле, образ мира

ДУХОВНОЕ

Материальное

АЛТАРЬ

СОБСТВЕННО ХРАМ

СОБСТВЕННО БОГ

ТВОРЕНИЕ БОГА

Символика внутреннего устройства храма

Символика внутреннего устройства храма

солея иконостас паникадило хоругвь Царские врата амвон Поминовение усопших

солея

иконостас

паникадило

хоругвь

Царские врата

амвон

Поминовение усопших

Продолжение следует… Благодарю за внимание!

Продолжение следует…

Благодарю за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«PravHram-4»

Православный  храм IV часть

Православный храм

IV часть

Иконостас

Иконостас

Согласно церковной истории первая преграда появилась в IV веке. Св. Василии Великий, немало потрудившийся над составлением чина литургии, по словам его жизнеописателя, был наделен особым даром: когда он приступал к главному литургическому таинству - превращению хлеба и вина в тело и кровь Христовы, - с неба спускался Святой Дух и колебал висящего над престолом золоченого голубя. Но однажды голубь остался недвижим. Василий взглянул вокруг и заметил, что прислуживавший ему диакон засмотрелся на красивую прихожанку. Вот тогда, чтобы оградить клир от соблазнов, святитель и распорядился установить преграду между алтарем и средней частью.

Согласно церковной истории первая преграда появилась в IV веке. Св. Василии Великий, немало потрудившийся над составлением чина литургии, по словам его жизнеописателя, был наделен особым даром: когда он приступал к главному литургическому таинству - превращению хлеба и вина в тело и кровь Христовы, - с неба спускался Святой Дух и колебал висящего над престолом золоченого голубя. Но однажды голубь остался недвижим. Василий взглянул вокруг и заметил, что прислуживавший ему диакон засмотрелся на красивую прихожанку. Вот тогда, чтобы оградить клир от соблазнов, святитель и распорядился установить преграду между алтарем и средней частью.

Иконостас , в переводе с греческого, означает «подставка для икон».  В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма отделялся декоративными колоннами.

Иконостас , в переводе с греческого, означает «подставка для икон». В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма отделялся декоративными колоннами.

Иконостас символизирует образ Небесной Церкви во главе с Иисусом Христом.  Иконостас обращён иконами к средней части храма, где стоят молящиеся.          Таким образом, во время Богослужений верующие как бы стоят лицом к лицу с небожителями, таинственно присутствующими в образах иконостаса.

Иконостас символизирует образ Небесной Церкви во главе с Иисусом Христом.

Иконостас обращён иконами к средней части храма, где стоят молящиеся.

Таким образом, во время Богослужений верующие как бы стоят лицом к лицу с небожителями, таинственно присутствующими в образах иконостаса.

Традиционный русский иконостас имеет 4 или 5 рядов.    4 3 2 1

Традиционный русский иконостас имеет 4 или 5 рядов.

 

4

3

2

1

Иконостас достаточно легко научиться понимать, если знать, по какому принципу располагаются в иконостасе иконы.   Голгофа 5 ряд - Праотцы 4 ряд - Пророки 3 ряд – Двунадесятые праздники  2 ряд – Деисусный чин 1 ряд – Местные иконы Царские врата

Иконостас достаточно легко научиться понимать, если знать, по какому принципу располагаются в иконостасе иконы.

Голгофа

5 ряд - Праотцы

4 ряд - Пророки

3 ряд – Двунадесятые праздники

2 ряд – Деисусный чин

1 ряд – Местные иконы

Царские врата

«Тайная вечеря» Благовещение Евангелисты Богоматерь «Спаситель» Двери в дьяконник Двери в жертвенник Местночтимая икона Храмовая икона

«Тайная вечеря»

Благовещение

Евангелисты

Богоматерь

«Спаситель»

Двери в дьяконник

Двери в жертвенник

Местночтимая икона

Храмовая икона

Первый ряд – это иконы, называемые «местные».  Прежде всего, это главные иконы иконостаса: иконы Спасителя и Божией Матери . Они всегда располагаются по бокам царских врат.  Далее, к ряду местных икон относится  икона, изображающая святого (или событие), в честь которого освящен храм . Это может быть икона Святой Троицы (если Троицкий храм), икона Успения Богоматери (если Успенский храм)…  Далее, это  иконы Архангелов на боковых дверях иконостаса (из этих дверей выходят священнослужители во время службы).  К местным иконам также относятся иконы почитаемых святых

Первый ряд – это иконы, называемые «местные». Прежде всего, это главные иконы иконостаса: иконы Спасителя и Божией Матери . Они всегда располагаются по бокам царских врат. Далее, к ряду местных икон относится икона, изображающая святого (или событие), в честь которого освящен храм . Это может быть икона Святой Троицы (если Троицкий храм), икона Успения Богоматери (если Успенский храм)… Далее, это иконы Архангелов на боковых дверях иконостаса (из этих дверей выходят священнослужители во время службы). К местным иконам также относятся иконы почитаемых святых

1 1 «Местные» иконы Иконы почитаемых Святых Иконы почитаемых Святых Икона Божией Матери Икона Спасителя Царские врата Икона Святой Троицы Иконы Архангелов или святых диаконов на боковых дверях  иконостаса

1

1

«Местные» иконы

Иконы почитаемых

Святых

Иконы почитаемых

Святых

Икона Божией Матери

Икона Спасителя

Царские врата

Икона Святой Троицы

Иконы Архангелов или святых

диаконов на боковых дверях

иконостаса

На фотографии – Свято-Троицкий собор Макарьевского монастыря Нижегородской епархии. Обратите внимание на «местный» ряд икон.  Справа: икона Спасителя (1), икона Архангела на двери (2) и икона Святой  Троицы (3). Последняя здесь помещена потому, что собор построен в честь Троицы.           2 3 1

На фотографии – Свято-Троицкий собор Макарьевского монастыря Нижегородской епархии. Обратите внимание на «местный» ряд икон. Справа: икона Спасителя (1), икона Архангела на двери (2) и икона Святой

Троицы (3). Последняя здесь помещена потому, что собор построен в честь Троицы.

2

3

1

  Второй ряд иконостаса: Деисусный чин , то есть святые, предстоящие Христу в благоговейном поклонении.   2 Деисусный чин Иконостас Казанского собора на Красной площади в Москве

  Второй ряд иконостаса: Деисусный чин , то есть святые, предстоящие Христу в благоговейном поклонении.

2

Деисусный чин

Иконостас Казанского собора на Красной площади в Москве

  Второй ряд иконостаса: Деисусный чин - вожди, первосвященники, судьи, цари, пророки; центральные фигуры — Давид, Соломон, Даниил.   Архангел Михаил Архангел Гавриил Иоанн Предтеча Спас в силах Богоматерь

  Второй ряд иконостаса: Деисусный чин - вожди, первосвященники, судьи, цари, пророки; центральные фигуры — Давид, Соломон, Даниил.

Архангел Михаил

Архангел Гавриил

Иоанн Предтеча

Спас в силах

Богоматерь

  Третий ряд иконостаса: праздничный , появляется с XIV в. ( в XVII-XVIII вв. он помещался под деисисом.  В этом ряду изображена земная жизнь Христа («Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста», годовой литургический круг).

  Третий ряд иконостаса: праздничный , появляется с XIV в.

( в XVII-XVIII вв. он помещался под деисисом. В этом ряду изображена земная жизнь Христа («Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста», годовой литургический круг).

Третий ряд: Двунадесятые праздники, то есть 12 самых главных праздников Православной Церкви . Эти иконы часто делаются небольшого размера ( в данном храме праздники являются 2 рядом) . Деисусный чин 3 ряд Двунадесятые праздники 2 ряд Второй и третий ряды могут меняться порядком.

Третий ряд: Двунадесятые праздники, то есть 12 самых главных праздников Православной Церкви . Эти иконы часто делаются небольшого размера ( в данном храме праздники являются 2 рядом) .

Деисусный чин

3 ряд

Двунадесятые праздники

2 ряд

Второй и третий ряды могут меняться порядком.

Двунадесятые праздники А на этой фотографии вторым рядом, как и положено, сделан Деисусный чин.   Деисусный чин   Казанский собор на Красной площади в Москве

Двунадесятые

праздники

А на этой фотографии вторым рядом, как и положено, сделан Деисусный чин.

Деисусный чин

Казанский собор на Красной площади в Москве

Четвертый ряд: пророки . Моление церкви за весь мир.   Голгофа Пятый ряд: праотцы , среди которых, конечно, самые древние - Адам и Ева.   5 Праотцы Пророки 4 «Спаситель во славе» Или на троне После этого традиционный русский иконостас имеет завершение в виде иконы Распятия. Вместо иконы может помещаться Крест, тоже указывающий на Искупительную Смерть Спасителя.

Четвертый ряд: пророки . Моление церкви за весь мир.

Голгофа

Пятый ряд: праотцы , среди которых, конечно, самые древние - Адам и Ева.

5

Праотцы

Пророки

4

«Спаситель во славе»

Или на троне

После этого традиционный русский иконостас имеет завершение в виде иконы Распятия. Вместо иконы может помещаться Крест, тоже указывающий на Искупительную Смерть Спасителя.

В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон: Страсти апостольские — изображение мученической кончины 12 апостолов.  Страсти Христовы — подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа. Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырех-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.

В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон:

  • Страсти апостольские — изображение мученической кончины 12 апостолов.

  • Страсти Христовы — подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.

Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырех-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.

1 3 2 5 4

1

3

2

5

4

Но храм может иметь иконостас и с меньшим количеством рядов. Собственно, обязательными являются лишь иконы Спасителя и Божией Матери (из первого ряда), а остальные иконы устанавливаются по возможности.    На фотографии – иконостас Воскресенского собора Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга.  Мы видим, что, кроме «местных» икон первого ряда, здесь есть второй ряд – Деисусный чин. Больше икон нет. Венчает иконостас крест (как и положено), но на фотографии он не виден.

Но храм может иметь иконостас и с меньшим количеством рядов. Собственно, обязательными являются лишь иконы Спасителя и Божией Матери (из первого ряда), а остальные иконы устанавливаются по возможности.

На фотографии – иконостас Воскресенского собора Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга. Мы видим, что, кроме «местных» икон первого ряда, здесь есть второй ряд – Деисусный чин. Больше икон нет. Венчает иконостас крест (как и положено), но на фотографии он не виден.

На фотографии – лаконичный иконостас храма святого Великомученика Пантелеимона при Обществе православных врачей Санкт-Петербурга.  

На фотографии – лаконичный иконостас храма святого Великомученика Пантелеимона при Обществе православных врачей Санкт-Петербурга.

 

На фотографии – иконостас Собора в честь Владимирской иконы Божией Матери, иконостас в стиле барокко.

На фотографии – иконостас Собора в честь Владимирской иконы Божией Матери, иконостас в стиле барокко.

Иконостас уже не в стиле барокко, а в стиле псевдоклассицизма (Спасо-Преображенский собор г. Санкт-Петербурга), первая половина 19-го века.

Иконостас уже не в стиле барокко, а в стиле псевдоклассицизма (Спасо-Преображенский собор г. Санкт-Петербурга), первая половина 19-го века.

Резной иконостас небольшой деревянной церкви в Санкт-Петербурге.  Мы видим, что здесь соблюден минимум: «местные» иконы и минимальный Деисусный чин.

Резной иконостас небольшой деревянной церкви в Санкт-Петербурге. Мы видим, что здесь соблюден минимум: «местные» иконы и минимальный Деисусный чин.

Апофеоз пышности в стиле барокко. Церковь Собора Пресвятой Богородицы (Строгановская) в Нижнем Новгороде.  От богатства отделки этой церкви перехватывает дух. Хотя мы понимаем, что многое из убранства не соответствует традициям и духу Православной Церкви.  

Апофеоз пышности в стиле барокко. Церковь Собора Пресвятой Богородицы (Строгановская) в Нижнем Новгороде. От богатства отделки этой церкви перехватывает дух. Хотя мы понимаем, что многое из убранства не соответствует традициям и духу Православной Церкви.

 

Вот как выглядит «местная» икона Божией Матери в иконостасе Никольского собора Санкт-Петербурга

Вот как выглядит «местная» икона Божией Матери в иконостасе Никольского собора Санкт-Петербурга

А это – царские врата иконостаса Никольского собора . Изумительная работа, но акцент сделан явно не на иконах.

А это – царские врата иконостаса Никольского собора . Изумительная работа, но акцент сделан явно не на иконах.

Мы в украинском храме 18-го века. Церковь эта действует и поныне.  В общем, иконостас сделан в традиционном стиле, лишь иконы написаны в характерной украинской манере.

Мы в украинском храме 18-го века. Церковь эта действует и поныне. В общем, иконостас сделан в традиционном стиле, лишь иконы написаны в характерной украинской манере.

Тоже старинная украинская церквушка и иконостас, созданный не позже 18-го века.

Тоже старинная украинская церквушка и иконостас, созданный не позже 18-го века.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за

внимание!

Просмотр содержимого презентации
«БОГОРОДИЦА»

Пресвятая Богородица

Пресвятая Богородица

Богородица – вторая мать христиан При одной только мысли о Матери Божией тёплый свет нежной любви разливается в душе, как при встрече с самым дорогим человеком – мамой . Чудотворная икона «Троеручица» из монастыря Хиландар на Афоне

Богородица – вторая мать христиан

При одной только мысли о Матери Божией

тёплый свет нежной любви разливается в душе, как при встрече с самым дорогим человеком – мамой .

Чудотворная икона «Троеручица»

из монастыря Хиландар

на Афоне

Рождение Пресвятой Богородицы – первое чудо Нового Завета   В маленьком городе Назарете праведно жили Иаким и Анна. 50 лет прожили они в браке, но не послал им Бог детей. Святые Иаким и Анна были совершенно духовными людьми. Они молились со слезами Богу, чтобы О н даровал им дитя, и обещали принести Ему в дар рождённое дитя.

Рождение Пресвятой Богородицы – первое чудо Нового Завета

В маленьком городе Назарете праведно жили Иаким и Анна. 50 лет прожили они в браке, но не послал им Бог детей. Святые Иаким и Анна были совершенно духовными людьми. Они молились со слезами Богу, чтобы О н даровал им дитя, и обещали принести Ему в дар рождённое дитя.

21 сентября – светлый праздник Рождества Пресвятой Богородицы   Произошло чудо: перед молящейся Анной предстал архангел Гавриил:   - Услышана твоя молитва. Родишь ты Дочь благословенную, выше всех дочерей земных. Ею будет спасён мир, и наречётся Она Марией .

21 сентября – светлый праздник

Рождества Пресвятой Богородицы

Произошло чудо: перед молящейся Анной предстал архангел Гавриил:

- Услышана твоя молитва. Родишь ты Дочь благословенную, выше всех дочерей земных. Ею будет спасён мир, и наречётся Она Марией .

Икона «Рождества Пресвятой Богородицы»   Эта чудотворная икона пребывает на Афоне в скиту святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы . Ей молятся неплодные супруги о даровании детей.

Икона

«Рождества Пресвятой Богородицы»

Эта чудотворная икона пребывает на Афоне в скиту святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы . Ей молятся неплодные супруги о даровании детей.

Введение Марии во Храм Тициан  «Введение Марии во Храм», фрагмент, 1538 г., Венеция.   В 3 года Мария стала просить родителей отдать её в храм, чтобы служить Богу. 4 декабря маленькую Марию возвели к огромному Иерусалимскому храму. И здесь сошла на Марию благодать Божия.

Введение Марии во Храм

Тициан

«Введение Марии во Храм», фрагмент,

1538 г., Венеция.

В 3 года Мария стала просить родителей отдать её в храм, чтобы служить Богу. 4 декабря маленькую Марию возвели к огромному Иерусалимскому храму. И здесь сошла на Марию благодать Божия.

Пресвятая Дева Мария Смирение, скромность, внимание и кротость отличали Марию от других девочек, живших в храме. Потеряв родителей, Мария всем сердцем предалась Богу , забыв о земной любви. Она удивила священников желанием быть невестой одного только Бога. «Пресвятая Дева Мария», гравюра XIX в.

Пресвятая Дева Мария

Смирение, скромность, внимание и кротость отличали Марию от других девочек, живших в храме.

Потеряв родителей, Мария всем сердцем предалась Богу , забыв о земной любви.

Она удивила священников желанием быть невестой одного только Бога.

«Пресвятая Дева Мария», гравюра XIX в.

Благовещение   Священники выдали замуж Марию за старца Иосифа, которого убедили быть хранителем и служителем высокой святости и чистоты Марии .   Однажды 7 апреля перед Марией возник архангел Гавриил:  - Ты обрела благодать у Бога, родишь сына и наречёшь ему имя Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего. Икона «Благовещение», XIVв.

Благовещение

Священники выдали замуж Марию за старца Иосифа, которого убедили быть хранителем и служителем высокой святости и чистоты Марии .

Однажды 7 апреля перед Марией возник архангел Гавриил:

- Ты обрела благодать у Бога, родишь сына и наречёшь ему имя Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего.

Икона «Благовещение», XIVв.

Рождество Христово   Не мудрецам, не царям, не сильным мира сего открыл Господь свою тайну, а бедным пастухам , которые первыми пришли поклониться светоносному Младенцу . « Рождество Христово»  оклад Евангелия монастыря Ватопед на Афоне

Рождество Христово

Не мудрецам, не царям, не сильным мира сего открыл Господь свою тайну, а бедным пастухам , которые первыми пришли поклониться светоносному Младенцу .

« Рождество Христово»

оклад Евангелия монастыря Ватопед на Афоне

Бегство в Египет Страшно испугался царь Ирод за свой престол . По его приказу убили 14 тысяч младенцев. Перед этой ужасной бойней ангел во сне предупредил Иосифа, чтобы Мать с Младенцем бежали в Египет . Джотто. «Бегство в Египет», фреска 1300 г.

Бегство в Египет

Страшно испугался царь Ирод за свой престол . По его приказу убили 14 тысяч младенцев.

Перед этой ужасной бойней ангел во сне предупредил Иосифа, чтобы Мать с Младенцем бежали в Египет .

Джотто. «Бегство в Египет», фреска 1300 г.

Распятие Христа  На Голгофе , увидев Сына распятым, Пресвятая Богородица не выдержала бы этого ужаса, если бы Господь не укрепил Её. Богородица молча молится у креста. Она испытывает ту же нечеловеческую боль , что и Сын . И всё равно благословляет Его на спасение людей через эту муку. «Снятие с креста», фреска из монастыря Ватопед на Афоне, XIV век.

Распятие Христа

На Голгофе , увидев Сына распятым, Пресвятая Богородица не выдержала бы этого ужаса, если бы Господь не укрепил Её. Богородица молча молится у креста. Она испытывает ту же нечеловеческую боль , что и Сын . И всё равно благословляет Его на спасение людей через эту муку.

«Снятие с креста», фреска из монастыря Ватопед на Афоне, XIV век.

Икона «Умягчение злых сердец» или «Семистрельная» Пророчество Праведного Симеона: «А Тебе Самой оружие пройдёт душу». Это значило, что Богоматерь за Сына Своего испытает великие страдания. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» или «Семистрельная»

Икона «Умягчение злых сердец»

или «Семистрельная»

Пророчество Праведного Симеона: «А Тебе Самой оружие пройдёт душу». Это значило, что Богоматерь за Сына Своего испытает великие страдания.

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» или «Семистрельная»

«Богоматерь Оранта Великая Панагия», икона XIII в.   Пречистая Матерь, желая всем добра, никогда никого не обидела. Никем, даже убогими не гнушалась, ни над кем не смеялась и всё, что видела, освещала Своею любовью .

«Богоматерь Оранта Великая Панагия», икона XIII в.

Пречистая Матерь, желая всем добра, никогда никого не обидела. Никем, даже убогими не гнушалась, ни над кем не смеялась и всё, что видела, освещала Своею любовью .

28 августа Успение Пресвятой Богородицы Тосковала и скорбела нежная Мать без любимого Сына и приносила слёзные молитвы, желая, чтобы Он забрал Её в Царствие Своё. 28 августа сошёл Сам Иисус Христос и сказал:  - Приди, возлюбленная Мати Моя , в обитель вечной жизни «Успения Пресвятой Богородицы», икона XIV в.

28 августа Успение

Пресвятой Богородицы

Тосковала и скорбела нежная Мать без любимого Сына и приносила слёзные молитвы, желая, чтобы Он забрал Её в Царствие Своё.

28 августа сошёл Сам Иисус Христос и сказал:

- Приди, возлюбленная Мати Моя , в обитель вечной жизни

«Успения Пресвятой Богородицы», икона XIV в.

Икона «Всех скорбящих радость», XIX в. Так же, как и Господь, Богородица воскресла на третий день и вознеслась на небо. Со дня Своего Успения и по сегодняшний день Царица Небесная всегда пребывает с нами.

Икона «Всех скорбящих радость», XIX в.

Так же, как и Господь, Богородица воскресла на третий день и вознеслась на небо.

Со дня Своего Успения и по сегодняшний день Царица Небесная всегда пребывает с нами.

Казанская икона Божией Матери Чудотворной иконой Божией Матери из Владимирского собора крестным ходом обнесли всю Северную столицу, и она выстояла в блокаду. После обнесения Москвы чудотворной Казанской иконой Божией Матери 7 января 1942 г. в Рождество Христово началось наступление наших войск.

Казанская икона Божией Матери

Чудотворной иконой Божией Матери из Владимирского собора крестным ходом обнесли всю Северную столицу, и она выстояла в блокаду.

После обнесения Москвы чудотворной Казанской иконой Божией Матери 7 января 1942 г. в Рождество Христово началось наступление наших войск.

Явление Богородицы в Кёнигсберге   Спустя 3 года перед штурмом Кёнигсберга в небе появилась Матерь Божья (Мадонна), которую видела вся германская армия. Немцы побросали внезапно переставшее стрелять оружие и попадали на колени, поняв, Кто помогает русским. Богоматерь Великая Панагия (Оранта). Первая треть XIII в.

Явление Богородицы в Кёнигсберге

Спустя 3 года перед штурмом Кёнигсберга в небе появилась Матерь Божья (Мадонна), которую видела вся германская армия. Немцы побросали внезапно переставшее стрелять оружие и попадали на колени, поняв, Кто помогает русским.

Богоматерь Великая Панагия (Оранта).

Первая треть XIII в.

6 мая 1945 г. - завершение Великой Отечественной войны  6 мая – день святого великомученика Георгия Победоносца – покровителя русского воинства. 6 мая 1945 г. – Пасха, Воскресение Христово.

6 мая 1945 г. - завершение

Великой Отечественной войны

6 мая – день святого великомученика Георгия Победоносца – покровителя русского воинства.

6 мая 1945 г. – Пасха, Воскресение Христово.

Пресвятая Богородица, защити моего ребёнка, помоги ему, молю Тебя!   Так обращается каждая мама к Царице Небесной, Пресвятой Богородице, Матери Бога нашего Иисуса Христа. Кто как ни Пресвятая Дева Мария поможет и оградит. Ведь материнская молитва  идёт от чистого сердца.

Пресвятая Богородица, защити

моего ребёнка, помоги ему, молю Тебя!

Так обращается каждая мама к Царице Небесной, Пресвятой Богородице, Матери Бога нашего Иисуса Христа. Кто как ни Пресвятая Дева Мария поможет и оградит. Ведь материнская молитва идёт от чистого сердца.

С глубокой верой мы будем непрестанно молить Пресвятую Богородицу,  и Она обязательно услышит нас.   Да и не может быть иначе, ведь Богородица прежде всего - Мать . Мать Иисуса Христа и духовная Мать каждого из нас . Оттого и слова, обращенные к Ней , согреты душевным теплом.

С глубокой верой мы будем непрестанно молить Пресвятую Богородицу,

и Она обязательно услышит нас.

Да и не может быть иначе, ведь Богородица прежде всего - Мать . Мать Иисуса Христа и духовная Мать каждого из нас . Оттого и слова, обращенные к Ней , согреты душевным теплом.

Богородица Одигитрия    Богородица является символом материнства, ведь все претерпев, испытав сильнейшую горечь утраты своего единственного Сына , она стала только добрее, милостивее. Стала считать себя Матерью всех людей.

Богородица Одигитрия

Богородица является символом материнства, ведь все претерпев, испытав сильнейшую горечь утраты своего единственного Сына , она стала только добрее, милостивее. Стала считать себя Матерью всех людей.

Использованные ресурсы

Использованные ресурсы

  • Юдин Г.Н. Пресвятая Богородица.- М.:ООО»ТД «Издательство Мир книги», 2007. – (серия «Божий мир»).
  • http://www.putevoditel.nakurorte.ru/uploads/posts/2008-10/1223833702_21.jpg
  • http://mrosso.narod.ru/icona/128.jpg
  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/da/Oranta.jpg/366px-Oranta.jpg

Просмотр содержимого презентации
«КРЕЩЕНИЕ(БОГОЯВЛЕНИЕ)»

КРЕЩЕНИЕ  (БОГОЯВЛЕНИЕ) ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА

КРЕЩЕНИЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)

ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан , пришёл Иисус Христос с целью принять крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: « мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? ». На это Иисус ответил, что « надлежит нам исполнить всякую правду » и принял крещение от Иоанна. Во время крещения « отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение! »  
  • Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан , пришёл Иисус Христос с целью принять крещение.
  • Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: « мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? ». На это Иисус ответил, что « надлежит нам исполнить всякую правду » и принял крещение от Иоанна. Во время крещения « отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение! »  
. В центре композиции изображается обнаженный Христос, стоящий в реке. По сторонам, на скалистых берегах (горках), располагаются Иоанн Креститель и ангелы. Сверху, с небес, на Христа нисходит «Святой Дух» в виде голубя или луча
  • . В центре композиции изображается обнаженный Христос, стоящий в реке. По сторонам, на скалистых берегах (горках), располагаются Иоанн Креститель и ангелы. Сверху, с небес, на Христа нисходит «Святой Дух» в виде голубя или луча
Часто в композицию «Крещения» вводятся на основании текста Псалтыри олицетворения реки Иордана в образе обнаженного старца и моря в образе обнаженной женской фигуры. В некоторых композициях изображается у ног Христа стоящий в реке крест и рыбы.
  • Часто в композицию «Крещения» вводятся на основании текста Псалтыри олицетворения реки Иордана в образе обнаженного старца и моря в образе обнаженной женской фигуры. В некоторых композициях изображается у ног Христа стоящий в реке крест и рыбы.
Фигуры ангелов, начиная с VI-VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции. Число ангелов может быть различно. Наиболее часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу, и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Однако встречаются и другие варианты.
  • Фигуры ангелов, начиная с VI-VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции. Число ангелов может быть различно. Наиболее часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу, и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Однако встречаются и другие варианты.
Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа и лучи
  • Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа и лучи "троичного света".
. Обращает на себя внимание и то, что фигура Спасителя не обнажена, как в некоторых других памятниках, а имеет препоясание.
  • . Обращает на себя внимание и то, что фигура Спасителя не обнажена, как в некоторых других памятниках, а имеет препоясание.

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и св. Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа. Этот жест перешёл в искусство из обрядовой церковной практики. В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба:
  • Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и св. Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа. Этот жест перешёл в искусство из обрядовой церковной практики. В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: "како возложит раб руку на Владыку", – поется в тропаре на водоосвящении
Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках Его фигура часто представала строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг. Это напрямую связано с евангельским текстом, где говорится, что, крестившись, Иисус
  • Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках Его фигура часто представала строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг. Это напрямую связано с евангельским текстом, где говорится, что, крестившись, Иисус "взыде абие (то есть тотчас, немедленно) от воды"
В русских памятниках XVI – XVII веков, несмотря на запрещение церковными соборами изображать Бога-Отца, в Богоявлении, в сегменте неба часто присутствует фигура Саваофа. Так, на иконе начала XVII века мастера Михаила Саваоф в белых одеждах изображен сидящим на престоле, по сторонам от Него шестикрылые серафимы. Из Его уст выходит луч, в котором изображен в виде голубя Святой Дух. В поздней иконописи XVIII–XIX веков Бог-Отец часто изображался сидящим на облаке со свитком в руках. Этот свиток с текстом:
  • В русских памятниках XVI – XVII веков, несмотря на запрещение церковными соборами изображать Бога-Отца, в Богоявлении, в сегменте неба часто присутствует фигура Саваофа. Так, на иконе начала XVII века мастера Михаила Саваоф в белых одеждах изображен сидящим на престоле, по сторонам от Него шестикрылые серафимы. Из Его уст выходит луч, в котором изображен в виде голубя Святой Дух. В поздней иконописи XVIII–XIX веков Бог-Отец часто изображался сидящим на облаке со свитком в руках. Этот свиток с текстом: "Сей есть Сын Мой возлюбленный", – выполнял ту же функцию, что и в древних памятниках символ руки в небе.
ХРИСТОС  В ПУСТЫНЕ Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней « был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал »  . Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней « был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал »  . Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ

ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ

ПРАЗДНОВАНИЕ КРЕЩЕНИЯ НЕ РУСИ В России в ночь на Крещение принято освящать воду . Духовенство на этот праздник облачается в белые ризы. Существует также неприемлемый церковью обычай гадания на Крещение, связанный с древними языческими традициями. Народный русский календарь отождествляет праздник Крещения с морозами, т. н. «Крещенские морозы».

ПРАЗДНОВАНИЕ КРЕЩЕНИЯ НЕ РУСИ

В России в ночь на Крещение принято освящать воду . Духовенство на этот праздник облачается в белые ризы. Существует также неприемлемый церковью обычай гадания на Крещение, связанный с древними языческими традициями. Народный русский календарь отождествляет праздник Крещения с морозами, т. н. «Крещенские морозы».

Просмотр содержимого презентации
«икона-окно в мир иной»

«Икона-окно в мир иной»

«Икона-окно в мир иной»

«Спас нерукотворный» Одна из самых почитаемых икон православной церкви.

«Спас нерукотворный»

Одна из самых почитаемых икон православной церкви.

Паволока – льняная ткань, которая наклеивается на лицевую часть доски. Левкас – грунт, которым покрывается проволока. Темпера – краска приготовлялась из минералов, которые растирались и смешивались с яичным желтком, так соединялись камни и животный мир. Яйцо – символ жизни. Нимб или Ореол, - круг вокруг лика, символически обозначающий святость, сияние славы. Нимб (ореол) – неотъемлемая часть иконы. Янтарная олифа – янтарь плавили в выдержанном масле, нагретом до250 – 325 градусов.

Паволока – льняная ткань, которая наклеивается на лицевую часть доски.

Левкас – грунт, которым покрывается проволока.

Темпера – краска приготовлялась из минералов, которые растирались и смешивались с яичным желтком, так соединялись камни и животный мир. Яйцо – символ жизни.

Нимб или Ореол, - круг вокруг лика, символически обозначающий святость, сияние славы. Нимб (ореол) – неотъемлемая часть иконы.

Янтарная олифа – янтарь плавили в выдержанном масле, нагретом до250 – 325 градусов.

ДОНСКАЯ БОГОМАТЕРЬ  СЕКСТИНСКАЯ МАДОННА

ДОНСКАЯ БОГОМАТЕРЬ

СЕКСТИНСКАЯ МАДОННА

Феофан Грек Андрей Рублёв

Феофан Грек

Андрей Рублёв

Дионисий

Дионисий


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коллекция презентаций для курса ОПК, часть 3 "Православный храм (устройство). Икона".

Автор: Чернова Наталья Григорьевна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147134


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства