Проект занятий в творческом объединении «Азбука Православия» в рамках внеурочной деятельности. «Православный календарь. Праздники. Рождество Христово. Пасха»
Проект занятий в творческом объединении «Азбука Православия» в рамках внеурочной деятельности. «Православный календарь. Праздники. Рождество Христово. Пасха»
Краткая аннотация работы
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина и патриота своей страны, нравственно развитую личность.
Я работаю учителем начальных классов и являюсь руководителем творческого объединения «Азбука православия». Считаю что, внеурочная воспитательная работа обладает широкими возможностями воздействия на ребенка. Я стараюсь, чтобы на моих занятиях ребенок получал знания и воспитывался в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии. Занятия в творческом объединении «Азбука Православия» позволяют приобщить детей к православным традициям того общества, в котором они родились и помогают формированию высоконравственной личности.
Я хочу, чтобы в душах детей сохранились радость, светлое настроение и пусть в двадцать первом веке от Рождества Христова праздники, посвящённые Его рождению, Жизни и Воскресению, обретут традиции в каждой семье и станут любимыми праздниками детства!
P.S. Уверена, что использование презентации, слайд-фильмов, выполненным в программе Power Point, сделают занятие в творческом объединении увлекательным и познавательным
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект занятий в творческом объединении «Азбука Православия» в рамках внеурочной деятельности. «Православный календарь. Праздники. Рождество Христово. Пасха» »
Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Мичуринск, Тамбовская область
Проект занятий
в творческом объединении
«Азбука Православия»
в рамках внеурочной деятельности.
«Православный календарь. Праздники.
Рождество Христово. Пасха».
(данная работа рассчитана на детей 6 - 10 лет)
Кожаринова Татьяна Викторовна
учитель начальных классов,
руководитель творческого объединения
«Азбука Православия» МБОУ СОШ №1
г. Мичуринск
2015 год
Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение
Цель: ознакомление учащихся с историей праздника Рождества Христова.
Задачи:
воспитание толерантности, уважения к традициям своего народа;
развитие умения работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся, творческих способностей учащихся.
Основополагающий вопрос:
Какое значение имеет праздник в судьбе православного народа?
Проблемные вопросы:
Какова история праздника?
Каковы традиции и обычаи праздника Рождества Христова?
Как в моей семье отмечают Великий праздник Рождества?
Оборудование:
Детская Библия, фотографии, репродукции картин, стихи: К.Фофанов «Еще те звезды не погасли», В.Жуков «Святая ночь», коллекции старинных рождественских открыток, рождественские песни, информационные ресурсы.
Ход занятия:
Орг. момент.
Вводное слово учителя:
– У каждого народа существуют свои праздники. У любого праздника – своя красота, свои обычаи, обряды и приметы. Немало их и в христианстве. Многие традиции мы утеряли, но многое сохранили, потому что они основаны на самых светлых, чистых порывах души.
Основная часть:
- Давайте сейчас мы вспомним те праздники, которые вы знаете.
(Дети называют праздники, известные им, (светские и православные), учитель записывает на доске).
- Выберем православные праздники.
(Стираются праздники светские, а православные остаются).
У православных есть 12 годовых праздников.
Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса
Мотивация. Метод эмоционального погружения.
Чтение стихотворения, выделение основной мысли.
Еще те звезды не погасли,
Еще заря сияет та,
Что озарила миру ясли
Новорожденного Христа
- Какому празднику посвящены эти строки?
Рождество Христово называют «матерью» всех праздников.
Святая ночь с небес сошла,
В церквах гудят колокола,
Пришло к нам снова
Рождество Христово.
Удивительный, не похожий ни на какой другой, один из величайших православных праздников и в тоже время самый детский, самый сказочный и таинственный.
Просмотр мультфильма « Рождество Христово»
Зажигают звезды – свечи
Ангелы пред Рождеством,
Свет, сияние над миром,
Радость входит в каждый дом.
Чтение «Детской Библии» учителем:
Рождество Христово.
Евангелие от Луки 2, 1 – 3 - 19
В те дни вышло от Кесаря Августина повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошёл так же и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая носила во чреве своем Богомладенца. Когда же они были там, наступило время родить ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
В той стране были на поле пастухи, которые держали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своём.
Словарная работа. Основные понятия:
Иисус Христос - согласно христианскому вероучению, основатель христианства, богочеловек, во искупление грехов человеческих принявший смерть на кресте, затем воскресший и вознесшийся на небо.
Вифлеем — палестинский город. В Ветхом Завете известный как родина величайшего иудейского царя Давида, а в Новом — как родина Иисуса Христа. Он находится в двух часах пути к югу от Иерусалима и лежит в плодородной местности, на двух холмах, склоны которых изобилуют виноградниками, а у подошвы тянутся хорошо обрабатываемые хлебные поля. От этого плодородия, вероятно, происходит и самое его название, означающее по-еврейски "дом хлеба".
Вертеп – пещера, потаенное место
ЯслиХристовы — ясли (кормушка для домашних животных) в которую, согласно евангельского рассказа, Богородица как в колыбель положила новорожденного младенца Иисуса.
Волхвы- особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были "мудрецы" или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. В христианских преданиях мудрецы-звездочёты, пришедшие поклониться младенцу Иисусу Христу.
Смирна— благовонное вещество, добываемое из тернистого дерева Она входила также в число тех ценных даров, которые обыкновенно представляли царям и вельможам в знак особого почтения в древние времена на Востоке
Ладан— ароматическая древесная смола, получаемая с деревьев рода Босвеллия: Ладанного дерева. Одно из древнейших благовоний, используется также в парфюмерии.
Иногда в церковном обиходе ладаном также обобщённо называют и другие ароматические смолы, используемые при богослужении.
А́нгел (др.-греч. ангелос — «вестник, посланец») дух, выражающий волю Бога и обладающий сверхъестественными возможностями. Библия называет Ангелов служебными духами. Часто изображаются в виде людей с белоснежными крыльями за спиной.
- Первичная беседа;
- Выборочное чтение по заданиям учителя:
1. Почему Мария родила младенца не дома, в своём родном городе Назарете?
Ведущая. Да, в ночных небесах над пещерой, где родился Божественный Младенец, зажглась новая яркая звезда. Она возвестила миру о рождении Спасителя. Ее увидели пастухи, яркую Вифлеемскую звезду.
- Чтобы на Христа взглянуть,
Поклониться Богу,
Пастухи пустились в путь —
В дальнюю дорогу.
Подошли они к пещере,
Тихо встали возле двери,
В дар Марии принесли
Меду, трав душистых,
Путь по звездочке нашли —
Яркой, золотистой.
Пастухи берут дары, проходят по залу под текст Ведущего, подходят к колыбельке, останавливаются позади Ангелов и обращаются к Младенцу.
1-й пастушок –
Все идут, спешат с волненьем,
С радостью на сердце:
Все несут свои подарки
Дивному Младенцу!
2-й пастушок – Я принес тебе, Дитя,
Живую овечку.
Можешь с нею Ты играть,
Сидя на крылечке. (Кладет «овцу»).
3-й пастушок – Ну, а я принес Тебе
Молочка парного,
Чтобы с Матушкой Твоей
Были вы здоровы! (Ставит молоко).
4-й пастушок – Ну а я несу в суме
Теплые носочки,
Чтоб они Тебе согрели
Маленькие ножки. (Кладет носочки).
«Сказка»
Звезда:
Поверье в народе давно существует,
Что в тихую ночь Рождества
Все звери лесные вражду забывают,
И мир наступает – все в память Христа!
Вед. Поглядите, ребятки, - волк идет.
Музыка для волка. Волк идет по кругу, сурово вокруг смотрит.
Ночью холодной
Ходит волк голодный,
Поднимает дыбом шерсть,
Ищет он, кого бы съесть
Волк:
Какая красивая ночь, даже есть никого не хочется!
Звезда :
Это потому что праздник – Рождество!
Удивился волк, сел под елочку, на звездочки смотрит. Тут скачет Белочка.
Музыка для Белочки. Белочка скачет вокруг елочки.
Белочка:
Вот опять пришла зима,
Но не для потехи
Прячет белка в закрома
Шишки и орехи.
(замечает Волка)
Ой-ой-ой! Волк!
(закрывается лапками)
Волк:
Не бойся, белка, я тебя не трону.
Звезда:
Праздник сегодня – Христос родился!
И небо, и земля – все радуется!
Села Белочка рядом с Волком, красоте леса удивляется. Слышит – ветки хрустят…
(Музыка для Медведя. Выходит Медведь, переваливаясь.)
Медведь:
Я в берлоге сплю зимой
Под большущею сосной.
Лишь когда придет весна,
Просыпаюсь ото сна.
Что за шум? Почему меня разбудили?
Белочка:
Радость у нас, Медведушка. Христос родился!
Вед: Понял тогда Медведь, почему ему в такую ночь не спится. Ой, кто это?
(Музыка для Зайчика. Зайчик прыгает, путая следы.)
Зайчик:
В лесу недолго до беды,
Но заяц не простак.
Могу запутать я следы:
Вот так, вот так, вот так!
(видит Волка, пугается)
Ой, боюсь!
Медведь:
Не бойся, Волк тебя не тронет. Сегодня праздник – Рождество!
Зайчик: А что такое Рождество?
Звезда:
Прислушайтесь, поет звезда!
Спешите все туда, туда,
Где на соломе, средь яслей,
Родился Тот, кто всех светлей,
Кто всех прекрасней и мудрей –
Спаситель мира, царь царей!
Все:
Пойдемте, пойдемте!
(Музыка, звери идут друг за другом.)
Вед.
Решили звери пойти поклониться Божественному Младенцу. Да только выяснилось, что на такой праздник они идут без подарка!
Белочка:
У меня только сушеные грибы да шишки!
Волк:
А у меня только лапы и хвост!
Медведь:
Было бы лето – набрали бы цветов и ягод. А сейчас кругом снег, и деревья голые стоят…
Звезда под музыку ведет всех к вертепу, который размещается под елкой. Звери кладут у вертепа свои подарки.
Не только люди, звери, но и деревья, цветы рядом с пещерой принимали участие в торжестве. Три деревца: пальма, олива и елка – тоже захотели принести дары Иисусу. Олива предложила свои плоды и ароматное масло. Пальма сказала: «Я разверну над Младенцем свои широкие листья, чтобы они навевали прохладу в жаркий день». Только елка скромно стояла в стороне и не хвасталась: что она могла подарить, кроме жесткой хвои и смолы! Ангелы пожалели елку и захотели ей помочь. Один из ангелов сделал знак, и одна задругой на ее ветки посыпались с неба яркие звезды. Когда деревья подошли поклониться Младенцу, Он протянул ручки не к пальме и оливе, а к сияющей елочке. Тогда один из ангелов сказал: «За свою скромность теперь ты каждый год будешь красоваться сиянием множества огней, и дети, глядя на тебя, будут радоваться. Ты будешь знамением Рождества Христова!»
С тех пор и повелось украшать на Новый год скромную зеленую елочку. Так, во всяком случае, говорит легенда...
Украшаем ёлочку (коллективная работа)
Мы украсим елочку
Яркою звездой,
Оплетем мы елочку
Нитью золотой.
Как красив на елочке
Праздничный наряд!
На ее иголочках
Огоньки горят.
И на сердце сладостно,
Весело, светло.
День сегодня радостный –
Христово Рождество!
Рождество – светлый, радостный праздник! Мы наряжаем елочку, украшаем ее макушку сверкающей звездой, зажигаем фонарики.
Россияне отмечают праздник Рождества ежегодно 7 января, на две недели позже, чем католики. Празднику предшествует Рождественский пост (Филиппов). Он длится с 29 ноября по 6 января и готовит верующего к святым дням Рождества.
В ночь на 7 января во всех храмах и церквах проходят торжественные богослужения. Священнослужители, облаченные в праздничные одежды славят нашего Спасителя.
На следующий день в Рождество Христово полагается разрешение поста, независимо от дня недели. Был обычай ставить на стол обязательно 12 блюд, например, блины, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросенок, начиненный кашей, или рождественский гусь, домашние колбасы, жаркое, медовые пряники, колядки, ломанцы с маком и т.д. В доме царит радостное приподнятое настроение.
Дарить подарки на Новый год и Рождество стало традицией. Существует одна легенда, откуда пошел этот обычай.
Некий отец семейства не мог найти средств на то, чтобы прокормить трех своих дочерей, и, отчаявшись собирался отдать их в чужие руки. Прослышав об этом, Святой Николай, пробрался в дом и засунул мешок с монетами в дымоход. У печки в это время сушилась старая обувь сестер (по другой версии, у камина сушились их чулки). Утром изумленные девочки достали свои старые башмаки (чулки), наполненные золотом.
Добросердечные христиане с умилением пересказывали эту историю многим поколениям своих детей и внуков, что привело к обычая: дети на ночь ставят свои сапожки за порог и вешают свои чулки у кровати с ожиданием получить утром подарки от Святого Николая.
Рождественские открытки являются важным знаком внимания накануне Рождества. Взрослые и дети стремятся поздравить своих близких, друзей и подруг с одним из главных православных праздников.
Детский проект.
История рождественской открытки.
Еще совсем недавно перед каждым праздником появлялось очень много почтовых открыток. Люди подписывали их родственникам, друзьям и знакомым. Постепенно эта добрая традиция стала исчезать. Проще стало позвонить по телефону. Поэтому я решил узнать историю рождественской открытки.
Ведь как приятно получить на праздник открытку с ангелочками.
История рождественской открытки началась с маленьких гравюр, которые средневековые монахи продавали людям. Их не посылали почтой, а вручали лично в руки.
Первая настоящая рождественская открытка появилась в Англии в 1794 году. Во второй половине XIX века поздравительные открытки появились и в России. Первоначально на открытках чаще всего изображались Иисус
Христос в яслях или летящий ангел со звездой в руках. Затем стали изображать детей, еловые веточки, милые сюжеты из жизни.
Мне захотелось продолжить эту замечательную традицию. Я вместе с мамой посмотрел много разных открыток и сделал свою, которую хочу подарить Татьяне Викторовне.
Рефлексия (слайд – фильм)
Святки, святочные вечера – так они обычно называются в России, да и во многих других странах, дни празднества, начинающиеся с 7 и заканчивающиеся 19 января. Во многих языках название этих 12 дней переводится как «священные (или святые) ночи», например в немецком. В некоторых языках и наречиях «святки» означает (swiatki) «праздники».
Святки праздновались широко и весело. В эти дни молодежь собиралась гурьбой, наряжались и ходили по домам «славить» Христа: «Мы пришли Христа прославить, а вас с праздником поздравить!» – обращались они к хозяевам и пели Рождественский тропарь (торжественный стих), колядки. Хозяева потчевали их, чем бог послал.