ЦЕЛЬ : создание условий для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Зима-покой природы»
МАОУ «Бершетская средняя школа»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Автор: ГАЛУЗИНА НАТАТЛЬЯ ДМИТРИЕВНА, учитель начальных классов
УМК «Школа 2100»
КЛАСС: 1
ТЕМА: "Зима - покой природы"
ЦЕЛЬ: создание условий для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.
ЗАДАЧИ:
познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;
научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.
ТЕХНОЛОГИИ: ИКТ, дифференцированное обучение
ОБОРУДОВАНИЕ:
для учителя - презентация, фонограмма;
для учеников - учебник-тетрадь, карточки настроения, веточки ели и сосны, почка, лупа, таблица
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
1. Прозвенел звонок и вот,
Начинается урок.
Мы стоим за партой стройно
И ведем себя достойно.
2. Ночью в полях, под напевы метели. Дремлют, качаясь березы и ели: Месяц меж тучек над полем сияет, - Бледная тень набегает и тает: Мниться мне ночью: меж белых берез Бродит в пушистом сиянье Мороз. И.Бунин
(Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа Мороза Ивановича) - Слайд №1
- Мороз Иванович приготовил для вас не большой сюрприз, о котором вы узнаете в конце урока, если вы будете активны и внимательны.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.
Щиплет щеки, щиплет нос, Но не страшен нам:(мороз)
На коньках я мчусь вперед, Под ногами крепкий: (лед)
На всех садится, никого не боится. (Снежинка)
Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц)
Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит девица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Всё покрылось серебром. Поспешила к нам сама Белоснежная… (зима).
("Зима и животные зимой". Учитель уточняет и открывает тему урока)
- Тема нашего урока "Зима - покой природы"- Слайд 2
- Все отгаданные вами слова, как вы уже отметили, ассоциируются со словом "зима". А почему ее называет "покойприроды", кто скажет?
- Каков главный вопрос нашего урока? Ваши предположения? (Предположения детей)
- А для чего нам это надо знать?
- Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.
- Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы.
Блиц-турнир:
Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу)
Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
Пользу или вред приносят человеку зимой синицы, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и массами их поедают)
Пользу или вред приносит человеку зимой барсук? (Ни пользы, ни вреда; зимой барсук спит.
Кто еще из зверей спит? (Медведь, еж, летучие мыши)
III. Совместное "открытие" новых знаний.
Беседа:
- Какие признаки зимы вы можете назвать?
(Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом)
Выступление синоптиков
- Установите признаки зимней погоды
Слайд №2: Признаки зимней погоды:
становиться холоднее
небо чаще покрыто облаками
осадки выпадают в виде снега
дни становятся короче, а ночи длиннее
- Изменилась жизнь растений и животных?
- Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?
(Стало очень холодно)
- С чем связано общее похолодание зимой?
(Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода)
Самостоятельная работа
Выполнение задания "Что встречаем - не встречаем зимой" на с.36, упр.4
- Откройте рабочие тетради и обведите кружками разных цветов предметы, которые вы встречаете только зимой, в том числе зимой и не встречающиеся зимой.
Проверка - Слайд №3
- А сейчас я приглашаю вас совершить не большую прогулку в зимний лес. Сядьте поудобнее, опустите голову на парту. Во время экскурсии будьте внимательны.
(Учитель читает текст “Звуки зимы” под музыку В.А. Моцарта “Музыка Ангелов”) - Слайд № 4
Звуки зимы. Зимнее утро. Тихо, морозно в лесу. Падают снежинки. Давайте послушаем зимние звуки. Журчит и потрескивает ручей, одетый сверху льдом. Поскрипывают во сне деревья. Спят насекомые. «Чмок-чмок» - сосет свою лапу во сне медведь в теплой берлоге. «Хруст-хруст» - вот прошли в поисках лакомых веток рябины лосиха с лосёнком. «Тук-тук-тук» - а вот трудится дятел, лесной санитар. «Пи-пи-пи»- тоненько попискивают под снегом мыши в поисках корма. “Ци-ци. Холодно и голодно. Почему мы не улетели на юг, как другие птицы?”, – спрашивает молодая синичка. “Пинь-пинь, нам и здесь хорошо. Полетим к кормушке, там ребята положили семечки и несолёное сало, – отвечает взрослая птица. – Люди покормят нас зимой, а мы будем спасать сады летом от прожорливых насекомых”. И снова тихо в лесу. Падают снежинки.
- Откройте глазки. Посмотрите, как красив зимний лес!
– Какие звуки можно услышать в зимнем лесу? Какие “разговоры” ведут птицы зимой? (Ответы детей.)
4. Беседа о снеге:
- Почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Холодно)
- Снег - что это такое? (Замерзшая вода)
- А давайте послушаем: какое определение снегу нашел в словаре…..
- Послушайте и скажите, о чем так говорят:
Светло-пушистая, Искристая, белая, Какая чистая, Какая смелая! (Так говорят о снежинке) Слайд №5
работа в паре
- Откройте учебник на стр.88. Рассмотрите снежинки.
- Какая из снежинок походит на настоящую?
- Как образуются снежинки?
- Получить ответ на этот вопрос поможет отрывок из сказки Х.К. Андерсена (читают подготовленные дети)
“Снежная Королева подхватила Кая, и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!
Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые слепляются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы”.
- Вы прослушали текст. Перед вами лежит таблица с карточками. Выберете и расположите карточки в нужные колонки.
Где рождаются снежинки?
Из чего состоят?
Сколько лучиков у снежинки?
Снежинки рождаются высоко в небе
Снежинки состоят из воды
6 лучиков
- А теперь пользуясь таблицей, расскажите, что вы узнали о снежинках?
- Найти снежинки правильной формы. -Слайд №6
– А сейчас произойдёт волшебство. Вы превратитесь в снежинки и покажите, как они плавно, красиво летят в тихую погоду, когда совсем нет ветра. Возьмите в руки снежинки и двигайтесь в соответствии с характером музыки.
5. Физкультминутка. - Слайд №7
- Рассмотрите фотографии с изображением зимнего леса на Слайде №8.
- Что вы видите? (Ответы детей)
- Каковы особенности жизни деревьев зимой? Вспомните, что вы наблюдали во время экскурсии?
Вывод: большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили питательные запасы.
Практическая работа.
6.1. Рассматривание почки
У вас на тарелочке лежит почка сирени. Возьмите лупу и рассмотрите ее.
Вывод: под плотными чешуйками спрятались листочки, так они переносят холода
- Но не все деревья сбрасывают листья.
- А какие это деревья?
6.2. Рассматривание веточек сосны и ели
У вас на парте лежат веточки хвойных деревьев. Рассмотрите их и сравните.
- Как отличить сосну от ели? (По шишкам и длине иголок)
- Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз.
- Узнайте, на какой картинке изображена ель, а на какой сосна? - Слайд №9
- А каких лесных жителей вы знаете еще?
7. Работа по учебнику стр.86
- Рассмотрите иллюстрацию и найдите, где спрятались звери и птицы?
- От кого прячутся звери и птицы? (от врагов-хищников)
- Какие трудности они испытывают зимой? (голод, холод)
- Многие птицы осенью улетели в теплые края. Почему? (нет пищи)
- Какие птицы остаются зимовать? (зимующие) - Слайд № 10
(Слайды № 11,12,13,14)
8. Физкультминутка «Птичка» - Слайд № 15
- Почему зимой птицы чаще посещают города и села?
- Как мы им можем помочь? - Слайд № 16
9. Инсценировка
- А вот птица клест рада зиме. Почему? Давайте послушаем, о чем она рассказывает сороке. (Ребята разыгрывают сценки)
- Ты, клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?
- Да нет, Сорока, это я радуюсь!
-Нашел время радоваться.
- Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, - до чего милы, до чего хороши:
- В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!
- Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать-клестиха греет их вроде печечки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело!
- Почему же радовался клест? Почему у клеста птенцы выводятся зимой?
Выступление ученика: Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты. - Слайд №17
Вывод: Значит, зимние птицы находят себе корм зимой. А вот как они переносят непогоду? Давайте послушаем.
Сценка “Ворон и тетерев”
- Что, Ворон, холодно?
- Холодно, Тетерев, ух, как холодно! Ночку на дереве просидишь, утром лапой не шевельнуть, крылом не махнуть: вовсе закоченеешь.
- А ты делай, как я. С дерева вниз головой в снег – бух! Под снегом-то, как под одеялом. И ветер не задувает, и мороз не припекает, и на глаза никому не попадаешься!
- Как тетерев переносит непогоду?
- Какие еще животные прячутся под снег? (Полевые и лесные мыши, куропатки, зайцы в сильный мороз тоже прячутся под снег.)
10. Животные зимой.
– Но не только растения и птицы подготовились к зиме. Давайте поговорим о животных зимой. Что вы знаете об этих животных? (На парте карточки с названиями зверей: белка, мышь, лось, заяц, волк, лиса, медведь, ёж)
Задание. Объединить животных по группам.
(Белка, мышь- слайд №18) Как изменилась их жизнь с наступлением зимы? (Ответы детей: Белки, мыши, бобры используют свои запасы или достают корм из-под снега.)
(Лоси, зайцы- слайд №19) Что вы можете сказать об этих животных? (Ответы детей: Лоси, зайцы, кабаны питаются ветками и корой деревьев.)
(Волки, лисы – слайд №20) О них, что можете сказать? (Ответы детей:Охотятся на мышей, зайцев.)
(Медведь, ёж –слайд №21 ) Чем интересны эти животные? (Ответы детей: Те звери, которым трудно найти себе привычный корм, перестают питаться и впадают в спячку. Это медведи, ежи)
IV. Самостоятельное применение знаний.
Игра "Крестики-нолики".
(Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный).
Прячутся ли насекомые к зиме? (+)
Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)
Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)
Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)
Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)
Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)
Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)
Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)
Взаимопроверка выполненного задания.
Самостоятельная работа по выполнению заданий в рабочей тетради
1 вариант – задание 2 2 вариант – задание 3
V. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
- Что показалось вам наиболее интересным?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников. – Слайд №22
- Пришло время узнать о таинственном сюрпризе Мороза Ивановича (вручение приглашения на Новогоднюю елку)
VI. Домашнее задание:
- Дома вам предстоит выполнить интересные задания. Одно из них - творческое, одновременно развивающее внимание и наблюдательность.
- Мороз постарался нарисовать на окнах такие замысловатые рисунки. Что не только книжной мартышке непросто найти своих друзей, но и нам. Но все же человек - разумное существо, он превзошел по интеллекту обезьян, поэтому у вас получится отыскать мартышкиных друзей в зимних оконных узорах. А чтобы они получились выразительными разукрасьте их. (с.35 р.т.)
- Найти и выучить стихи и загадки о зиме, которые разберем на следующем уроке.