сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Жизнь леса.Что такое лес."»
Тема: Жизнь леса
Цели: сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
Формируемые УУД: познавательные — умение извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой; коммуникативные — осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять положительное отношение к учению.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, атласы-определители; видеофильм «Жизнь леса», раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, гербарий растений смешанного леса, муляжи грибов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Тест
1. Характерные почвы нашего края:
а) черноземы в) тундровые
б) подзолистые г) серые лесные
2. Черноземные почвы преобладают:
а) в тундре в) в степях
б) в лесной зоне г) в пустынях
3. Плодородие почвы зависит от количества:
а) песка в) глины
б) перегноя г) солей '
4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
а) вода в) камни
б) воздух г) соли
5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
а) песок в) перегной
б) глина г) ил
6. В состав почвы входят:
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух
г) камни, удобрения, грязь
7. Для защиты почвы на полях необходимо:
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения
г) прекратить сельскохозяйственную деятельность
8. Один сантиметр почвы в природе образуется за:
а) 100-150 лет в) 250-300лет
б) 5—10 лет г) 1—2 года
9. Какое из высказываний верно?
а) Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие.
б) Внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность.
в) Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
г) Почва теряет плодородие, если гибнут черви, личинки насекомых, бактерии.
3. Индивидуальное задание на карточке
— Найдите ошибки в тексте. Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало
типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.
— Вспомните состав почвы. Допишите нужное слово.
• Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной.)
• Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина.)
• Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок.)
• Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода.)
• Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)
• Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы.)
• Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли.)
III. Самоопределение к деятельности
— О чем идет речь в загадке? Город этот непростой, Он дремучий и густой. (Лес.)
— Почему он назван городом? (Предположения детей.)
— О чем будем говорить на уроке? (О лесе.)
— Прочитаем тему урока, записанную на доске. («Жизнь леса».)
Над рекой широкой, Сумраком покрыт, В тишине глубокой Лес густой стоит.
И. Никитин
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
1. Работа в группах
(У каждой группы гербарий растений смешанного леса и атлас-определитель. Ученики выполняют задание 1 на с. 164 учебника. Результаты работы записывают на с. 76 рабочей тетради. Коллективная проверка.)
2. Работа в парах
(Ученики выполняют задание 2 на с. 164 учебника.) 172
Родной край - часть большой страны
- Расскажите об экологических связях в смешанном лесу. (Высказывания детей.)
— Что такое лес? Дайте определение. (Ответы детей.)
— Проверим ваши ответы по тексту учебника.
3. Работа по учебнику С. 164-165
— Прочитайте текст. Сформулируйте вопросы к нему. (Ученики читают текст самостоятельно. Вопросы друг другу можно задавать в виде игры «Ты — мне, я — тебе».)
V. Первичное закрепление
Моделирование
(Ученики в парах строят модель цепи питания. Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для лесного сообщества. Например: ель -» жук — дятел — ястреб; сосна (шишка) - белка - ласка —волк.)
— Выполните задание 4 на с. 77 рабочей тетради.
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Работа по учебнику С. 168
(Ученики читают текст и составляют рассказ об экологических связях в сообществе леса.)
Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям.
— Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых — нет.)
Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
2. Работа в парах
— Составим рассказ о лесном сообществе по предложенному плану на с. 165 учебника.
(Заслушать 2—3 рассказа.)
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Грибы.)
(Дети рассматривают муляжи грибов, называют их, вспоминают правила сбора грибов.)
Золотое правило грибника: «Не знаешь — не бери!»
Игра «Да — нет»
(Учитель задает вопрос, дети отвечают «да» или «нет».)