kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Жизнь леса.Что такое лес."

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформировать представления учащихся о лесе как при­родном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обита­телей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Жизнь леса.Что такое лес."»

Тема: Жизнь леса

Цели: сформировать представления учащихся о лесе как при­родном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обита­телей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Формируемые УУД: познавательные — умение извлекать ин­формацию, устанавливать причинно-следственные связи и за­висимости между живой и неживой природой; коммуникатив­ные — осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; регу­лятивные - формулировать учебные задачи, определять последо­вательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять положительное отношение к учению.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, атласы-определители; видеофильм «Жизнь леса», раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, гербарий растений сме­шанного леса, муляжи грибов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Тест

1. Характерные почвы нашего края:

а) черноземы в) тундровые

б) подзолистые г) серые лесные

2. Черноземные почвы преобладают:

а) в тундре в) в степях

б) в лесной зоне г) в пустынях

3. Плодородие почвы зависит от количества:

а) песка в) глины

б) перегноя г) солей '

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

а) вода в) камни

б) воздух г) соли

5. Из остатков умерших растений и животных под воздейст­вием микроорганизмов образуется:

а) песок в) перегной

б) глина г) ил

6. В состав почвы входят:

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух

г) камни, удобрения, грязь

7. Для защиты почвы на полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты

в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные поло­сы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения

г) прекратить сельскохозяйственную деятельность

8. Один сантиметр почвы в природе образуется за:

а) 100-150 лет в) 250-300лет

б) 5—10 лет г) 1—2 года

9. Какое из высказываний верно?

а) Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие.

б) Внесение в почву большого количества удобрений при­водит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность.

в) Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

г) Почва теряет плодородие, если гибнут черви, личинки на­секомых, бактерии.

3. Индивидуальное задание на карточке

— Найдите ошибки в тексте. Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало

типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За пло­дородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

— Вспомните состав почвы. Допишите нужное слово.

• Органическая масса, получаемая из остатков растений и живот­ных, повышающая плодородие почвы. (Перегной.)

• Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина.)

• Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрых­лителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок.)

• Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода.)

• Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

• Это живые организмы, под действием которых из остатков расте­ний образуется перегной. (Микробы.)

• Это питательное вещество образуется из перегноя под воздейст­вием микроорганизмов. (Соли.)

III. Самоопределение к деятельности

— О чем идет речь в загадке? Город этот непростой, Он дремучий и густой. (Лес.)

— Почему он назван городом? (Предположения детей.)

— О чем будем говорить на уроке? (О лесе.)

— Прочитаем тему урока, записанную на доске. («Жизнь леса».)

Над рекой широкой, Сумраком покрыт, В тишине глубокой Лес густой стоит.

И. Никитин

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Работа в группах

(У каждой группы гербарий растений смешанного леса и ат­лас-определитель. Ученики выполняют задание 1 на с. 164 учеб­ника. Результаты работы записывают на с. 76 рабочей тетради. Коллективная проверка.)

2. Работа в парах

(Ученики выполняют задание 2 на с. 164 учебника.) 172

Родной край - часть большой страны

- Расскажите об экологических связях в смешанном лесу. (Высказывания детей.)

— Что такое лес? Дайте определение. (Ответы детей.)

— Проверим ваши ответы по тексту учебника.

3. Работа по учебнику С. 164-165

— Прочитайте текст. Сформулируйте вопросы к нему. (Ученики читают текст самостоятельно. Вопросы друг другу можно задавать в виде игры «Ты — мне, я — тебе».)

V. Первичное закрепление

Моделирование

(Ученики в парах строят модель цепи питания. Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для лес­ного сообщества. Например: ель -» жук — дятел — ястреб; сосна (шишка) - белка - ласка — волк.)

— Выполните задание 4 на с. 77 рабочей тетради.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Работа по учебнику С. 168

(Ученики читают текст и составляют рассказ об экологиче­ских связях в сообществе леса.)

Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое по­вреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям.

— Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых де­ревьев это польза, а для старых нет.)

Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

2. Работа в парах

— Составим рассказ о лесном сообществе по предложенному плану на с. 165 учебника.

(Заслушать 2—3 рассказа.)

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят. (Грибы.)

(Дети рассматривают муляжи грибов, называют их, вспоми­нают правила сбора грибов.)

Золотое правило грибника: «Не знаешь — не бери!»

Игра «Да нет»

(Учитель задает вопрос, дети отвечают «да» или «нет».)

— Грибы — это растения? (Нет.)

— Ложные опята, бледная поганка — несъедобные грибы? Да.)

— Рыжик, лисичка - съедобные грибы? (Да.)

— Может ли гриб вырасти на дереве? (Да.)

— Животные едят несъедобные грибы? (Да.)

— Может ли гриб дерево съесть? Да.)

— Самый ядовитый гриб — мухомор? (Нет.)

— Съедобен ли дождевик? (Да.)

— За грибами следует отправляться днем? (Нет.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 169 учеб­ника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— Что нового вы узнали для себя на уроке?

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Поблагодарите своего соседа за урок. (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 164—169 учебника.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Жизнь леса.Что такое лес."

Автор: Набиева Зульфия Тахаветдиновна

Дата: 23.12.2024

Номер свидетельства: 662527


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства