Структурные и подструктурные компоненты | Ход урока | Примечание |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Подготовительный этап Цель: знакомство учащихся с понятием «здоровье» и с органами чувств человека |
Организационный момент |
| - Улыбнулись, подтянулись, На уроке не зевать. Ну, ребята, все за дело И друг другу помогать. - Кто здоровье бережет, Тот мало болеет, Не лежит он весь в компрессах, Сам себя жалея. Будет точно тот здоров, Кто за мной сейчас пойдет И друзей всех за собою В Страну здоровья поведет. | Дети настраиваются на работу. Улыбнулись, подтянулись, сели ровно. | |
Постановка учебной задачи с целью мотивации изучения нового материала |
| - В народе говорят: «Здоров будешь – всё добудешь». Как вы понимаете эти слова? -Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и учиться, и отдыхать. - Отгадайте загадку: - Один говорит, двое глядят да двое слушают. Что это такое? - По-другому мы их называем органами чувств. - А чем мы ощущаем запахи? - А кожа является органом чувств, как вы думаете? | - Язык, глаза, уши - Носом - Да, мы ею ощущаем изменения температуры и боль. |
Введение новых знаний Цель: конкретизация изучаемого материала |
| - Сейчас предлагаю прослушать музыкальный фрагмент. - Что вы можете сказать об этом музыкальном отрывке? - С помощью чего вы это смогли определить? - Ухо – орган слуха. У каждого человека своя форма ушей. Снаружи ухо напоминает раковину, она так и называется – ушная раковина. С помощью ушей мы слышим звуки, различаем их между собой, можем определить, откуда идет звук. - Давайте прикрепим на доску карточку. - Как вы думаете, а нужно ли беречь орган слуха? - Как? - Правильно, нужно мыть их теплой водой с мылом, опасаться попадания в ухо предметов, которые могут его травмировать. - Давайте откроем учебник на странице 57 и посмотрим на иллюстрацию. Что вы на ней видите? - А как вы думаете, это влияет на работу нашего органа слуха? - Совершенно верно, нельзя забывать о влиянии излишнего шума на органы слуха. - Два братца через дорогу живут, Друг друга не видят. - О чем идет речь? - Глаза – это орган зрения, главные помощники, которые помогают нам видеть окружающий мир, узнавать объекты по внешним признакам. - Обратите внимание на страницу 58. Рассмотрите картинки и скажите, в каком из этих случаев мальчик бережёт зрение и почему? | - Он красивый и звонкий - С помощью ушей - Да, нужно - Необходимо каждый день следить за чистотой ушей. - Что девочка громко поёт. - Да, поэтому нельзя громко слушать музыку. - О глазах. - Во втором, так как нужно читать и писать при хорошем (достаточном) освещении, но нельзя читать лежа. - Нельзя смотреть телевизор близко от экрана. - И нужно оберегать глаза от повреждений. | Звуки пения птиц На доску в течение урока прикрепляются карточки с органами чувств уши | орган слуха | глаза | орган зрения | язык | орган вкуса | нос | орган обоняния | кожа | орган осязания | |
Гимнастика для глаз |
| - А теперь проведем небольшую гимнастику для глаз: * «Бабочка»: сильно зажмурить глаза, потом открыть и быстро-быстро поморгать. * «Сова»: сильно зажмурить глаза, потом широко распахнуть их. | | |
| - А теперь представьте, что вы едите лимон, соль, конфету. С помощью чего вы различите эти вкусы? - Язык – орган вкуса, который помогает нам узнавать вкусовые признаки предметов. Но только ли в этом одном заключается важное назначение языка? - Давайте представим, что мы с вами в гостях у этого мальчика и мама приготовила угощения, аромат витает в воздухе. Аромат (запах) каких блюд вы хорошо знаете и можете отличить от других? - Какой орган вам в этом помогает? - Нос – орган обоняния. Он помогает нам чувствовать и различать запахи. - Возьмитесь за руки. Что вы чувствуете? - Что помогло вам почувствовать тепло рук одноклассника? - Еще один орган чувств – кожа, орган осязания. Какую еще помощь оказывает нам кожа? - Кожа – верный защитник. Ее нужно беречь, содержать в чистоте. | - С помощью языка - Это еще и главный орган речевого общения людей - Конфет, красок, пирога - Нос - Тепло рук - Кожа - Различаем тепло, холод, разные предметы. | |
Игра «Определи предмет на ощупь» |
| - Вам необходимо на ощупь определить предмет. По очереди подходим и в мешочке, не подглядывая, определяем предмет. | | - Ручка, игрушка, резинка для волос, блокнот |
| - Посмотрите на страницу 59. Расскажите, зачем нужны эти предметы. - А ещё помним, что обязательно нужно мыть с мылом руки, умываться. А какие чудесные вещи нужны для этого? - Известно, что в наше время каждый аккуратный человек использует приблизительно около 10 кг мыла в год. - А чтобы сохранить зубы здоровыми, посмотрите на памятку «Как сохранить зубы здоровыми без лекарств»: Уметь энергично и много жевать, не отказываясь, каждый раз после еды съесть морковку или яблоко. Не есть много сладостей и мучных изделий, Предпочитать мучным изделиям и сладостям другую пищу. Научиться медленно, пить молоко и несладкий чай, подолгу задерживая их во рту. После каждой еды и особенно употребления сладкого обязательно прополоскать рот. Правильно чистить зубы после завтрака и ужина. - А ещё, вам пришло письмо от Мойдодыра. Письмо детям Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо. И прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо! Всё равно, какой водою: кипячёной, ключевою, из реки или колодца, или просто дождевой. Нужно мыться непременно: утром, вечером и днём. Перед каждою едою, после сна и перед сном. Тритесь губкой и мочалкой, потерпите – не беда, И чернила, и варенье смоет мыло и вода. Мойдодыр. | - Это предметы для личной гигиены. - Мыло, полотенце | На картинках ножницы, полотенце, расческа, мыло, зубная паста, зубная щётка, щётка для обуви. |
Закрепление Цель: закрепление сформированных знаний о понятии «здоровье» и об органах чувств человека |
| - Сколько органов чувств у человека? - Перечислите их. - Сейчас я перемешаю карточки, а ваша задача правильно их сопоставить. | - 5 - Орган слуха, орган зрения, орган вкуса, орган обоняния, орган осязания | Работа по карточкам, прикреплённым на доске. Карточки перемешиваются. Дети выходят к доске и восстанавливают. |
Рефлексия |
| - О чем сегодня говорили на уроке? - Что помогает нам узнавать мир? - Что вам понравилось или не понравилось на данном уроке? - Посмотрите на доску. Вы видите светофор, где написано насколько вы освоили новый материал. Возьмите у себя на столе карточки такого цвета, которые соответствуют вашему уровню запоминания. | - Об органах чувств. Ответы детей. Поднимают карточки. | |