I. Организация начала занятия Словесный: слово учителя. | 1 мин | - Здравствуйте ребята! Присаживайтесь! - Ребята, посмотрите на слайд. На доске появляется высказывание Альфонс де Ламартин «Мир — это книга, страницы которой открываются нам с каждым шагом». - Что нам хотел сказать этим высказыванием французский писатель Альфонс де Ламартин? (чтобы познать мир – нужно действовать – изучать новое) | Смотреть на слайд. Читать высказывание. Отвечать на поставленный вопрос. | К: настрой на урок К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Словесный: слово учителя, ответы на вопросы Практический: работа с тестом Словесный: слово учителя, ответы на вопросы | 5 мин | -Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали ранее. Кто может назвать тему? (солнечная система) Проверка домашнего задания - На столах вы видите зеленые листочки по вопросам пройденной темы. Выполните задание на листочке, вставив пропущенные слова и числа. Читайте внимательно! - Объединитесь в группы и проверьте ответы. - Кто не сделал ни одной ошибки? Поднимите руку - Кто допустил одну ошибку? Поднимите руку - Молодцы! | Слушать установку учителя Анализировать информацию | П.: ориентироваться в информации, чтобы правильно выполнить тест П.: строить логическую схему размышлений |
III.Постановка учебной задачи | 2 мин | - Ну что ж, а сегодня нас ждет изучение новой темы. - Сейчас вам нужно будет разгадать несколько загадок. 1) Утром рано я проснусь, Посмотрю — и засмеюсь, Ведь в моё оконце Ярко светит…(Солнце) Верно! 2) Нет начала, нет конца, Нет затылка, нет лица, Только знает млад, да стар – Что она огромный шар! (Земля) 3) ребус. Ответ – вращение 4) ребус. Ответ – ось. - Вот такие 4 слова у нас получились. Попробуйте их соединить и собрать тему нашего сегодняшнего урока. (ответы детей) Вот такая вот точная формулировка темы. Прочитайте название на слайде (вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца) - Какие цели мы поставим на урок? Что вы хотите узнать? Что вы хотите понять? Чему хотите научиться? (узнать о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также познакомиться с движениями Земли) - Верно! | Отгадывать загадки Отгадывать ребусы Определять тему урока Ставить цели на урок. Отвечать на вопросы учителя. | Р.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя К. Строить речевое высказывания П. Отвечать на вопросы учителя опираясь на ранее изученный материал |
IV.Открытие нового знания Словесный: беседа Словесный: работа по учебнику Практический: эксперимент | 20 мин | Объяснение нового материала - Солнце – источник тепла и света для всего живого на земле. Что Солнце делает с нашей планетой? (Солнце освещает нашу планету) - Верно! А что происходит на планете от освещения? (на Земле сменяются день и ночь) - Отлично! Прочитайте первый абзац. - Что вы поняли? Что Земля вращается не только вокруг но Солнца, но и вокруг… (своей оси) К доске вызываются два человека. Один – Солнце, второй – Земля. Задача: на практическом опыте показать вращение вокруг Солнца и вокруг своей оси. Чтение первого предложения. - Про какую линию говорят? (земную ось) Чтение второго абзаца. - Ребята, вы представили себе земную ось? Посмотрите теперь на слайд. На слайде рисунок с земной осью Чтение третьего абзаца – первого предложения. Вращение Земли. Показать практически на глобусе и на слайде. После прочтение третьего абзаца – опыт с фонарем и глобусом –«День-ночь». -Ребята, давайте возьмем нашу страну – Россию и Соединенные Штаты Америки (США). Если в России – день, то что в США? (ночь) - А если в России ночь, то в США? (день) - Отлично! После чтения первого предложения из 4 абзаца, показать картинку глобуса на слайде. Далее чтение 4 абзаца. После прочтения абзаца. - т.е. как бы не менялся наклон земной оси, северный полюс всегда будет направлен на полярную звезду в созвездии Малой Медведицы. - Раньше, когда моряки были в северном полушарии, и не было компасов, они ориентировались по звездам. И основной ориентир в северном полушарии был на Полярную звезду. Полярная звезда всегда показывает на север. Чтение 5 абзаца с вопросом. - ответ – ан северном полюсе идет смена времен года. - Угол падения земной оси равен 66º. Сейчас я вам покажу небольшой фрагмент, а вы внимательно следите, и потом мне скажите, что же происходит с земной осью за год. Показ приложения. - Что происходит с осью? (ось с 66º, меняется на 90º, затем на 66º и обратно на 90º) - Что значит 90º? (значит день равен ночи) - Верно! Такие дни называются равноденствием. Это 21 марта – день весеннего равноденствия и 23 сентября – день осеннего равноденствия. - А еще есть дни солнцестояния. 22 июня – день летнего солнцестояния, т.е. северный полюс Земли направлен в сторону Солнца, и большую часть суток любая точка северного полушария освещена Солнцем, т. е. в эту дату день - самый длинный в году, а ночь – самая короткая на северном полушарии. А 22 декабря – день зимнего солнцестояния, т.е. северный полюс Земли направлен в сторону от Солнца, и большую часть суток любая точка северного полушария находится в тени, т. е. в эту дату ночь - самая длинная в году, а день - самый короткий на северном полушарии. | Слушать и отвечать на вопросы. Читать параграф учебника Выполнять практическую работу Работать по учебнику. Отвечать на вопросы Описание иллюстраций. Слушать рассказ учителя Отвечать на вопросы Видеть закономерность Слушать учителя | П. Отвечать на вопросы учителя, опираясь на жизненный опыт П. Смысловое чтение учебника Л. Понимать необходимость бережного отношения к природе П: Строить логическую цепь рассуждений; Проводить сравнение;
Извлекать необходимую информацию из текста.
К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Аргументация своего мнения и позиции
Л: Осознавать свои возможности в учении; судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
Динамическая пауза Практический: Динамическая пауза | 2 мин | - А сейчас давайте немного отдохнем и проведем с вами динамическую паузу - 1. Сейчас мы быстро растираем руки и прикладываем к глазам - 2. Массажировать мочки ушей - 3. Сделать замок за спиной с переменой рук - 4. Гимнастика для глаз 1) вверх – вниз, влево – вправо 2) круговые движения по часовой стрелке – против часовой 3) зажмурить – открыть | Выполнять двигательные упражнения | Л: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. |
V. Решение частных задач | 10 мин | Чтение 7 абзаца. Показать практически. Чтение 8 абзаца Чтение 9 абзаца - Ребята, знаете ли вы? (ответы детей) - Так давайте узнаем. Переверните страницу. Чтение 10 абзаца. Показ иллюстрации на слайде. - Верно! А теперь давайте немного попрактикуемся. Откройте рабочую тетрадь на странице 13. Найдите номер 20. Прочитайте задание (дополни текст. Впиши пропущенные слова и цифры) - Внимательно выполняйте в своих тетрадях. - Все! Заканчиваем! Сейчас мы проверим. Начинаем читать по предложению по цепочке. Если вы не согласны с учеником, то поднимайте руку. - Молодцы! А теперь найдите номер 21. Прочитайте задание. (рассмотри рисунок. Определи, лето или зима в Южном полушарии?) - Стоп. Ребята, лето или зима? (зима) - Как вы это определили? (к солнцу обращено Северное полушарие, значит на Северном полушарии – лето, а в Южном – зима) - Совершенно верно! Прочитайте вторую часть задания. (используя одну из параллелей, покажи направление вращения Земли вокруг своей оси с запада на восток) - Что такое параллель? (параллель – линия условно проведенная на поверхности Земли параллельно экватору) - Правильно! А теперь выполняйте. - Проведите самопроверку, т.е. проверьте сами себя по ответу на слайде. - Сейчас закройте всё. И разделитесь на 4 подгруппы. ≈ по 6-7 человек. Я сейчас раздам задание. В задании написано название сезона. И также две колонки – северное и южное полушарие. Вам нужно записать в строчки месяца. Если в Северном полушарии – такой сезон, то в Южном – другой. И именно от сезонов отталкиваемся на месяца. Выполняйте! Время на работу – 2 минуты. | Работа с текстом учебника. | П. владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений. П: Построение логической цепи рассуждений.
Осознанное построение речевого высказывания.
К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
VI.Рефлексия | 5 мин | - Ребята, вспомните, какую тему мы сегодня изучали? ( вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца) - А какие цели вы ставили перед собой в начале урока? (узнать о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также познакомиться с движениями Земли) - Достигнуты они? (да). - Я рада, что большинство из вас поняли материал сегодняшнего урока. На листочках, которые лежат у вас, оцените свою работу. «Лесенка успеха» 1 ступень – не понял, не интересно 2 ступень – что-то было непонятно, но урок интересный 3 ступень – все понял, все сделал правильно - До свидания! Спасибо за урок! Вы большие молодцы! -Домашнее задание: | Анализировать работу на уроке. Отвечать на вопросы учителя Оценивать свою работу на уроке Записывать домашнее задание. | П: обобщать; классифицировать Р: Оценивать деятельность Л. Самоорганизация |