kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вода-главное вещество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети делают вывод на уроке, что вода главное вещество на Земле. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вода-главное вещество.»

Приложение № 1 к положению



Методическая разработка урока

по окружающему миру в 3классе

на тему «Вода главное вещество»


Или иное авторское название разработки (при наличии)


Выбранная номинация: . «Естественнонаучная грамотность»

(в соответствии с пунктами 4.3.1. – 4.3.7. положения - направление функциональной грамотности


Автор разработки: Подмарькова Елена Александровна, учитель, МАОУ «Порецкая СОШ»

(ФИО полностью, должность и место работы – сокращенное наименование общеобразовательной организации по уставу)


Учебный предмет : Окружающий мир

(по которому представлена разработка)


Класс:3

(для которого представлена разработка)


Тема урока Вода-главное вещество.

(в соответствии с федеральной рабочей программой по предмету)


Ссылки на источники, использованные в разработке: ПлешаковА.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Ч.1 - М.: Просвещение

Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по курсу окружающий мир 3 класс-М. Вако

2.Соколова Е.И., Ларина Т.И. Загадки мудрой совы. Ярославль,

3. http://metodsovet.su/load/okr_mir/did_mater/krugovorot_vody_v_prirode/26-1-0-3

(название ресурса, ссылка на сайт-источник - при наличии; или указание на собственно авторскую разработку)


Необходимое оборудование и материалы к уроку:

1.Глобус, проектор, учебники, таблички на доску 2. Для проведения опытов- инструкции и описание опыта, оборудование для опытов.



Приложения к разработке: презентация, инструкции и описание опыта.


Краткий методический комментарий к уроку :

Урок ознакомления с новым материалом. Урок соответствует возрасту детей.

В 3-м классе дети хорошо читают, умеют находить главное в тексте, формулируют и дополняют свои ответы. Должны уметь работать в группе.

Поэтому, это урок на котором ребята самостоятельно добывают знания- много работают с текстом, делают выводы, проводят опыты, употребляют в речи пословицы и фразеологизмы. Знакомятся с произведениями поэтов и художников.

Рассказывают о природе своего края, о том, как её сохранить.

Опыты, следуя инструкции и заданиям, дети проводят самостоятельно, делают выводы в группе, а потом выступают перед классом. После изучения темы - Воздух, проведение опытов не представляет трудности.


Краткие цель и задачи урока:

Тема урока: Вода-главное вещество.

Цели: Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций при изучении свойств воды.

Задачи: Установить основные свойства воды в процессе опытов и практических работ. Развивать наблюдательность, память, умение сравнивать, делать выводы из практических работ и опытов. Воспитывать любовь к природе, к родному краю, бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты: учащиеся узнают о значении воды для жизни на Земле; научатся работать по инструкции, делать выводы.

Ход урока:

1.Орг. момент.

-Чтобы урок прошёл с пользой для каждого, просто необходимо иметь хорошее рабочее настроение.

-Сделайте глубокий вдох, выдох. Представьте, что солнышко дотрагивается до вас своими лучами. Поднимите руки, потрогайте лучики. А теперь просто улыбнитесь друг другу.


2. Актуализация знаний.

-На прошлом уроке мы с вами говорили про воздух.

-А что такое воздух? (смесь газов)

-Какие свойства воздуха вам теперь известны?(Ответы детей)

-Приведите примеры, твёрдых тел, жидкостей. (Ответы детей)

- Что такое вещество? (Это всё то, из чего состоят все природные объекты и предметы, сделанные руками человека)

- Некоторые вещества вы уже знаете. И вот одно из веществ называют самым главным на земле, подумайте какое, а я, загадаю про него загадку:

Меня пьют,

Меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (вода)

-Вы, наверное, уже поняли, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, и сможете назвать тему.

(Тема урока: Вода.)

Слайд 1.-Да, вы правы, но не просто вода, а «Вода - самое главное вещество».

-А назовите цель нашего урока?

(Цель урока: выяснить, почему воду называют самым главным веществом.)

3.Новая тема

- Начнём с работы в учебнике. С.62-1абзац.

-Прочитайте и выберите всё, что говорится в нём о воде.

-О чём узнали?

(Ответы детей)

-Вода занимает большую часть поверхности земли.

Это океаны, моря, реки, озёра, …В океанах и морях вода солёная, в реках и озёрах - пресная (несолёная)

-Посмотрим на глобус, Объясните, где здесь вода?

(Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. )

-Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч. Вода есть и под Землёй (родники).

-Что мы узнали о воде, сделайте вывод.

На доску прикрепить табличку: Вода – одно из самых распространённых веществ

-Ребята, а вот здесь на глобусе тоненькой ниточкой, возможно, изображена и наша красавица Сура.

-А какие ещё водоёмы в нашем селе вы можете назвать?

- А самая большая река в Чувашии?

- Прочитайте 2, 3, 4 часть и найдите, что рассказывают о воде в этой части.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

-О чём идет речь в этой загадке? (о воде)

-Объясните, почему о воде так говорят, используйте текст, который прочитали.

-Так что ещё узнали о воде?

На доску: (вода встречается в природе в трёх состояниях - жидком, твёрдом, газообразном

-Когда вода превращается в лёд? (При изменении температуры.)

-А где на Земном шаре вода находится в твёрдом состоянии?

-Покажите Антарктиду, что узнали про неё? (она покрыта толстым слоем льда – значит там тоже вода только в твёрдом состоянии.)

-Что узнали о газообразном состоянии воды?

-Водяной пар, что это? (прозрачный бесцветный газ)

-Как он попадает в воздух? (испаряется с поверхности почвы и водоёмов)

-Мы ежедневно наблюдаем с вами это явление в классе. Что происходит с поверхностью доски через некоторое время, после ее мытья? (демонстрация) Куда же исчезает вода? (испаряется)

-Значит, вода в виде пара содержится где? ( в воздухе.)

-Что же мы ещё узнали о воде, сделайте вывод. (три состояния воды - вода на поверхности земного шара находится не только в водоёмах, но и в виде льда, а в воздухе в виде пара)

в) - Прочитайте следующую часть

-Что ещё узнали о воде? (Она входит в состав любого живого организма, содержится во всех частях растений)

-Вспомните, в каких плодах, содержится много сока? (апельсин, лимон, арбуз).

Слайд 2 Сок - это вода с растворёнными в ней веществами.

-организм животных больше, чем наполовину состоит из воды

Слайд 3-Тело медузы, почти полностью состоит из воды

-Тело человека на 70% состоит из воды (больше половины вода)

-Живые организмы постоянно расходуют воду, и нуждается в её пополнении.

-Как вы думаете, сколько нужно воды человеку в день? (Ответы детей)

-Человеку в день необходимо не менее 2 литров воды.

-А как вы думаете, сколько времени человек может прожить без воды? (Ответы детей)

-только 3 дня, а без еды намного больше.

Слайд 4 - Вода - Это дом для многих живых существ.

-А вот наша Сура – дом, для каких живых существ? (Ответы детей)
-Что же мы узнали о воде, в этой части? Сделайте вывод.

На доску (Вода необходима всем растениям и животным )

Работа в парах.

-Подумайте, как вы и ваши родители используете воду дома? В быту. Для чего она нужна? (помыться, приготовить обед, постирать, помыть посуду, полить огород)

-Можем обойтись без воды в быту?

- Вода используется в любой хозяйственной деятельности.

-Без неё не сделать бумагу, ни ткань, ни конфеты, ни лекарства.

Слайд 5–Самая большая и удобная дорога.

-Вода добывает электрический ток, работая на ГЭС.

Вывод на доску: (Вода важна в быту, и хозяйственной жизни человека)

-А сейчас послушайте отрывок из стихотворения П. Максимова о Суре.

Перед нами простор голубой,

Голубые присурские дали.

Здесь всегда, будто ясные дни

И всегда только звонкое лето.

И плывут, и плывут облака

Над Сурой косяком лебединым …

И прекраснее нет уголка,

И милее нигде не найти нам.

-Много прекрасных стихов написано о реке Суре. Недаром наши предки облюбовали для постоянного проживания эти места.

-А почему они поселились здесь, как говорили раньше по рецке, значит по реке, поэтому и село, потом стали называть Порецкое. (По реке люди передвигались, она защищала от врагов, поила и кормила.)

- Конечно же, их привлекла широкая и полноводная Сура, приток Волги.

А, по словам старожилов в Суре была чистейшая вода, её животный мир был очень богат, особенно много было в ней рыбы. Тогда в реке ловили рыбу стерлядь, которую везли в Москву к царскому столу.

Слайд 7. И даже на гербе села Порецкого мы видим реку и плывущую по ней стерлядь. Но в настоящее время эта рыба почти не встречается в Суре.

-Что же происходит с рекой? (Стала грязная, мало воды, зарастает)

-Вы правы, стерлядь не может жить в загрязненной воде.

-А какой транспорт можно увидеть на нашей реке? (моторная лодка)

-Да, река обмелела и по ней можно передвигаться сейчас только на лодках.

-Но по Суре, когда она была более глубокой, передвигались баржи – перевозили разные грузы. Пассажирские катера перевозили людей.

Работа в парах.

-Подберите слова, которые показывают состояние нашей реки в прошлом и в настоящее время.

(слова помощники - обмелела, полноводная, река, мало, много, вода, пить, рыбы можно, нельзя, мутная, грязная, прозрачная, чистая, широкая,)

Раньше - вода чистая прозрачная, можно пить, полноводная,…

Сейчас – вода мутная, грязная, пить нельзя, обмелела,…

-Почему так происходит? (Люди сами загрязняют)

-Да, все это делают люди. Заводы и фабрики сливают в реки и озера грязную воду, в которой содержатся вредные вещества. Часто, те, кто отдыхает на берегах рек и озер, моют свои машины у воды, оставляют кучи мусора на берегу. Браконьеры вылавливают слишком много рыбы, во время нереста, не отпускают мелкую рыбёшку.

-А что делается для охраны водоёмов? ( Строят специальные очистные сооружения.)

-Но, к сожалению, не вся вода очищается. Беда в том, что чистой воды становится все меньше и меньше.

-Да и мы с вами забываем о том, что чистота водоемов – забота каждого человека. А потом удивляемся, почему вода грязная, а по берегу нельзя пройти босиком. У Е. Евтушенко есть замечательные строки

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле - вода!

Экономь ее и береги-

Мы ведь на планете не одни!

-А что можете сделать вы для охраны воды? (не мусорить около воды, закрывать кран)


4.Физкультминутка. (Музыкально-танцевальный мультфильм «Капельки прыг, прыг»)


-Ребята, а теперь мы всё знаем о воде?

-Ведь человек стал использовать воду в хозяйственной деятельности, когда изучили её свойства.

Практическая работа (работа в группах)

а)- Вы тоже будете сегодня исследователями. Изучим свойства воды в жидком состоянии.

-Сядьте группами. Возьмите листок с заданием, руководители прочитайте внимательно задание. Выполните его, согласно инструкции. Сделайте вывод. Подготовьтесь к выступлению.


Опыт 1. Прозрачна ли вода?

Опустите в стакан с водой стеклянную палочку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

- Обсудите ответ в группе.


Вывод: Вода прозрачна


Опыт 2. Какого цвета вода? Сравните цвет воды с цветом полосок? Что вы видите? О чём это говорит?

- Обсудите ответ в группе.


Вывод: Вода бесцветна


Опыт 3. Есть ли у воды запах?

- Понюхайте чистую воду. Какое свойство воды можно установить таким способом?

- Обсудите ответ в группе.


Вывод: Вода не имеет запаха


Опыт 4. Вода - растворитель?

-Положите в стакан с водой обычный речной песок и попробуйте его размешать. Что вы заметили? В другой стакан с водой немного соли и попробуйте её размешать ложкой. Что вы заметили?

-Какой можно сделать вывод? Обсудите в группе.


Вывод: Вода – растворитель, но не для всех веществ


Опыт 5. Имеет ли вода форму?

- Аккуратно перелейте воду из стакана поочередно в разные ёмкости.

- Изменила ли вода свою форму? Почему? -Обсудите в группе.


Вывод на доску: Вода не имеет формы


Подведение итогов работы в группах.

- Ребята, вы сами увидели, что вода это уникальное вещество, которое обладает разными свойствами. Давайте  назовем эти свойства.

- Первая группа нам расскажет о 1 свойстве. Назовите цель своего опыта. Устно опишите его ход. А остальные группы внимательно слушают и делают свои комментарии. Затем выступают все группы по очереди.



Опыт 6 (Опыт с комментированием учителя)

Налейте немного воды на тарелочку

- Что произошло? (Растеклась, разлилась.)


- А, это еще одно свойство воды – текучесть.

-Интересное вещество вода?

–Но она хранит ещё множество тайн. Проведём ещё одно исследование:


Опыт 7. (Проводит учитель)

-Пробирку с трубкой заполненную подкрашенной водой, опускаю в горячую воду.

-Что наблюдаете? (вода поднимается)

-Попробуйте объяснить это, используя знания о свойствах воздуха.

(При нагревании вода – расширяется)

-Эту же пробирку, опускаю в кусочки льда. Что наблюдаете?

- Объясните. (При охлаждении вода – сжимается.)

-Сделаем общий вывод.

- Какими же свойствами обладает вода?

На доску прикрепляются таблички (Вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, формы, растворитель……)

4.Используя свои знания о свойствах воды, ответьте на вопросы:

1. Почему при кипячении вода из полного чайника проливается на плиту?

( Вода при нагревании расширяется, то есть занимает больше места, поэтому из налитого до краёв чайника она выливается на плиту.)

2. Почему сахар растворяется в чае? (вода растворитель)

5.Рефлексия.

-Теперь мы можем сказать, что вода самое главное вещество? Почему?

Вывод по всей теме, используются таблички, прикрепленные к доске.

-Вот она, какая вода!

Слайд 6. Недаром - многие художники любовались красотой водной стихии.

(репродукции картин И.Левитана, Айвазовского…)

Писатели, поэты, сочиняли стихи и рассказы, сказки, песни, загадки, пословицы о воде.

- Вспомните, какие пословицы о воде вы знаете. (Дети называют)



- Объясните смысл следующих фразеологизмов:

Как в воду глядел - Воды в рот набрал-

Сухим из воды вышел - Как с гуся вода-

6) Самооценка.

- Ребята, перед вами две реки (на доске), одна будет с прозрачной чистой водой, а другая загрязнённая.

-А перед вами, на партах лежат капли воды разного цвета.

-Если вам было интересно, вы активно работали на уроке, и вас заинтересовала данная тема, то прикрепите к реке светло-голубые капли.

-Если же вам было неинтересно, вы многое не поняли, то ваши капли тёмно-синие.

-Посмотрим, какая река будет более полноводной.


7) Д/3 Вы узнали, какое важное вещество вода. Она нуждается в охране. Нарисуйте дома плакат на тему «Берегите воду»

8) Литература.

ПлешаковА.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Ч.1 - М.: Просвещение, 2015.

Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по курсу окружающий мир 3 класс-М. Вако

2.Соколова Е.И., Ларина Т.И. Загадки мудрой совы. Ярославль,

3. http://metodsovet.su/load/okr_mir/did_mater/krugovorot_vody_v_prirode/26-1-0-3
























































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вода-главное вещество.

Автор: Подмарькова Елена Александровна

Дата: 09.09.2024

Номер свидетельства: 656002


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства