(в соответствии с пунктами 4.3.1. – 4.3.7. положения - направление функциональной грамотности
Автор разработки: Подмарькова Елена Александровна, учитель, МАОУ «Порецкая СОШ»
(ФИО полностью, должность и место работы – сокращенное наименование общеобразовательной организации по уставу)
Учебный предмет : Окружающий мир
(по которому представлена разработка)
Класс:3
(для которого представлена разработка)
Тема урокаВода-главное вещество.
(в соответствии с федеральной рабочей программой по предмету)
Ссылки на источники, использованные в разработке: ПлешаковА.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Ч.1 - М.: Просвещение
Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по курсу окружающий мир 3 класс-М. Вако
(название ресурса, ссылка на сайт-источник - при наличии; или указание на собственно авторскую разработку)
Необходимое оборудование и материалы к уроку:
1.Глобус, проектор, учебники, таблички на доску 2. Для проведения опытов- инструкции и описание опыта, оборудование для опытов.
Приложения к разработке: презентация, инструкции и описание опыта.
Краткий методический комментарий к уроку :
Урок ознакомления с новым материалом. Урок соответствует возрасту детей.
В 3-м классе дети хорошо читают, умеют находить главное в тексте, формулируют и дополняют свои ответы. Должны уметь работать в группе.
Поэтому, это урок на котором ребята самостоятельно добывают знания- много работают с текстом, делают выводы, проводят опыты, употребляют в речи пословицы и фразеологизмы. Знакомятся с произведениями поэтов и художников.
Рассказывают о природе своего края, о том, как её сохранить.
Опыты, следуя инструкции и заданиям, дети проводят самостоятельно, делают выводы в группе, а потом выступают перед классом. После изучения темы - Воздух, проведение опытов не представляет трудности.
Краткие цель и задачи урока:
Тема урока: Вода-главное вещество.
Цели: Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций при изучении свойств воды.
Задачи: Установить основные свойства воды в процессе опытов и практических работ. Развивать наблюдательность, память, умение сравнивать, делать выводы из практических работ и опытов. Воспитывать любовь к природе, к родному краю, бережное отношение к природным богатствам.
Планируемые результаты: учащиеся узнают о значении воды для жизни на Земле; научатся работать по инструкции, делать выводы.
Ход урока:
1.Орг. момент.
-Чтобы урок прошёл с пользой для каждого, просто необходимо иметь хорошее рабочее настроение.
-Сделайте глубокий вдох, выдох. Представьте, что солнышко дотрагивается до вас своими лучами. Поднимите руки, потрогайте лучики. А теперь просто улыбнитесь друг другу.
2. Актуализация знаний.
-На прошлом уроке мы с вами говорили про воздух.
-А что такое воздух? (смесь газов)
-Какие свойства воздуха вам теперь известны?(Ответы детей)
- Что такое вещество? (Это всё то, из чего состоят все природные объекты и предметы, сделанные руками человека)
- Некоторые вещества вы уже знаете. И вот одно из веществ называют самым главным на земле, подумайте какое, а я, загадаю про него загадку:
Меня пьют,
Меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода)
-Вы, наверное, уже поняли, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, и сможете назвать тему.
(Тема урока: Вода.)
Слайд 1.-Да, вы правы, но не просто вода, а «Вода - самое главное вещество».
-А назовите цель нашего урока?
(Цель урока: выяснить, почему воду называют самым главным веществом.)
3.Новая тема
- Начнём с работы в учебнике. С.62-1абзац.
-Прочитайте и выберите всё, что говорится в нём о воде.
-О чём узнали?
(Ответы детей)
-Вода занимает большую часть поверхности земли.
Это океаны, моря, реки, озёра, …В океанах и морях вода солёная, в реках и озёрах - пресная (несолёная)
-Посмотрим на глобус, Объясните, где здесь вода?
(Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. )
-Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч. Вода есть и под Землёй (родники).
-Что мы узнали о воде, сделайте вывод.
На доску прикрепить табличку:Вода – одно из самых распространённых веществ
-Ребята, а вот здесь на глобусе тоненькой ниточкой, возможно, изображена и наша красавица Сура.
-А какие ещё водоёмы в нашем селе вы можете назвать?
- А самая большая река в Чувашии?
- Прочитайте 2, 3, 4 часть и найдите, что рассказывают о воде в этой части.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
-О чём идет речь в этой загадке? (о воде)
-Объясните, почему о воде так говорят, используйте текст, который прочитали.
-Так что ещё узнали о воде?
На доску: (вода встречается в природе в трёх состояниях - жидком, твёрдом, газообразном
-Когда вода превращается в лёд? (При изменении температуры.)
-А где на Земном шаре вода находится в твёрдом состоянии?
-Покажите Антарктиду, что узнали про неё? (она покрыта толстым слоем льда – значит там тоже вода только в твёрдом состоянии.)
-Что узнали о газообразном состоянии воды?
-Водяной пар, что это? (прозрачный бесцветный газ)
-Как он попадает в воздух? (испаряется с поверхности почвы и водоёмов)
-Мы ежедневно наблюдаем с вами это явление в классе. Что происходит с поверхностью доски через некоторое время, после ее мытья? (демонстрация) Куда же исчезает вода? (испаряется)
-Значит, вода в виде пара содержится где? ( в воздухе.)
-Что же мы ещё узнали о воде, сделайте вывод. (три состояния воды -вода на поверхности земного шара находится не только в водоёмах, но и в виде льда, а в воздухе в виде пара)
в) - Прочитайте следующую часть
-Что ещё узнали о воде? (Она входит в состав любого живого организма, содержится во всех частях растений)
-Вспомните, в каких плодах, содержится много сока? (апельсин, лимон, арбуз).
Слайд 2 Сок - это вода с растворёнными в ней веществами.
-организм животных больше, чем наполовину состоит из воды
Слайд 3-Тело медузы, почти полностью состоит из воды
-Тело человека на 70% состоит из воды (больше половины вода)
-Живые организмы постоянно расходуют воду, и нуждается в её пополнении.
-Как вы думаете, сколько нужно воды человеку в день? (Ответы детей)
-Человеку в день необходимо не менее 2 литров воды.
-А как вы думаете, сколько времени человек может прожить без воды? (Ответы детей)
-только 3 дня, а без еды намного больше.
Слайд 4 - Вода - Это дом для многих живых существ.
-А вот наша Сура – дом, для каких живых существ? (Ответы детей) -Что же мы узнали о воде, в этой части? Сделайте вывод.
На доску (Вода необходима всем растениям и животным )
Работа в парах.
-Подумайте, как вы и ваши родители используете воду дома? В быту. Для чего она нужна? (помыться, приготовить обед, постирать, помыть посуду, полить огород)
-Можем обойтись без воды в быту?
- Вода используется в любой хозяйственной деятельности.
-Без неё не сделать бумагу, ни ткань, ни конфеты, ни лекарства.
Слайд 5–Самая большая и удобная дорога.
-Вода добывает электрический ток, работая на ГЭС.
Вывод на доску: (Вода важна в быту, и хозяйственной жизни человека)
-А сейчас послушайте отрывок из стихотворения П. Максимова о Суре.
Перед нами простор голубой,
Голубые присурские дали.
Здесь всегда, будто ясные дни
И всегда только звонкое лето.
И плывут, и плывут облака
Над Сурой косяком лебединым …
И прекраснее нет уголка,
И милее нигде не найти нам.
-Много прекрасных стихов написано о реке Суре. Недаром наши предки облюбовали для постоянного проживания эти места.
-А почему они поселились здесь, как говорили раньше по рецке, значит по реке, поэтому и село, потом стали называть Порецкое. (По реке люди передвигались, она защищала от врагов, поила и кормила.)
- Конечно же, их привлекла широкая и полноводная Сура, приток Волги.
А, по словам старожилов в Суре была чистейшая вода, её животный мир был очень богат, особенно много было в ней рыбы. Тогда в реке ловили рыбу стерлядь, которую везли в Москву к царскому столу.
Слайд 7. И даже на гербе села Порецкого мы видим реку и плывущую по ней стерлядь. Но в настоящее время эта рыба почти не встречается в Суре.
-Что же происходит с рекой? (Стала грязная, мало воды, зарастает)
-Вы правы, стерлядь не может жить в загрязненной воде.
-А какой транспорт можно увидеть на нашей реке? (моторная лодка)
-Да, река обмелела и по ней можно передвигаться сейчас только на лодках.
-Но по Суре, когда она была более глубокой, передвигались баржи – перевозили разные грузы. Пассажирские катера перевозили людей.
Работа в парах.
-Подберите слова, которые показывают состояние нашей реки в прошлом и в настоящее время.
Раньше - вода чистая прозрачная, можно пить, полноводная,…
Сейчас – вода мутная, грязная, пить нельзя, обмелела,…
-Почему так происходит? (Люди сами загрязняют)
-Да, все это делают люди. Заводы и фабрики сливают в реки и озера грязную воду, в которой содержатся вредные вещества. Часто, те, кто отдыхает на берегах рек и озер, моют свои машины у воды, оставляют кучи мусора на берегу. Браконьеры вылавливают слишком много рыбы, во время нереста, не отпускают мелкую рыбёшку.
-А что делается для охраны водоёмов? ( Строят специальные очистные сооружения.)
-Но, к сожалению, не вся вода очищается. Беда в том, что чистой воды становится все меньше и меньше.
-Да и мы с вами забываем о том, что чистота водоемов – забота каждого человека. А потом удивляемся, почему вода грязная, а по берегу нельзя пройти босиком. У Е. Евтушенко есть замечательные строки
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь ее и береги-
Мы ведь на планете не одни!
-А что можете сделать вы для охраны воды? (не мусорить около воды, закрывать кран)
-Ведь человек стал использовать воду в хозяйственной деятельности, когда изучили её свойства.
Практическая работа (работа в группах)
а)- Вы тоже будете сегодня исследователями. Изучим свойства воды в жидком состоянии.
-Сядьте группами. Возьмите листок с заданием, руководители прочитайте внимательно задание. Выполните его, согласно инструкции. Сделайте вывод. Подготовьтесь к выступлению.
Опыт 1. Прозрачна ли вода?
Опустите в стакан с водой стеклянную палочку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
- Обсудите ответ в группе.
Вывод: Вода прозрачна
Опыт 2. Какого цвета вода? Сравните цвет воды с цветом полосок? Что вы видите? О чём это говорит?
- Обсудите ответ в группе.
Вывод: Вода бесцветна
Опыт 3. Есть ли у воды запах?
- Понюхайте чистую воду. Какое свойство воды можно установить таким способом?
- Обсудите ответ в группе.
Вывод: Вода не имеет запаха
Опыт 4. Вода - растворитель?
-Положите в стакан с водой обычный речной песок и попробуйте его размешать. Что вы заметили? В другой стакан с водой немного соли и попробуйте её размешать ложкой. Что вы заметили?
-Какой можно сделать вывод? Обсудите в группе.
Вывод: Вода – растворитель, но не для всех веществ
Опыт 5. Имеет ли вода форму?
- Аккуратно перелейте воду из стакана поочередно в разные ёмкости.
- Изменила ли вода свою форму? Почему? -Обсудите в группе.
Вывод на доску: Вода не имеет формы
Подведение итогов работы в группах.
- Ребята, вы сами увидели, что вода это уникальное вещество, которое обладает разными свойствами. Давайте назовем эти свойства.
- Первая группа нам расскажет о 1 свойстве. Назовите цель своего опыта. Устно опишите его ход. А остальные группы внимательно слушают и делают свои комментарии. Затем выступают все группы по очереди.
Опыт 6 (Опыт с комментированием учителя)
Налейте немного воды на тарелочку
- Что произошло? (Растеклась, разлилась.)
- А, это еще одно свойство воды – текучесть.
-Интересное вещество вода?
–Но она хранит ещё множество тайн. Проведём ещё одно исследование:
Опыт 7. (Проводит учитель)
-Пробирку с трубкой заполненную подкрашенной водой, опускаю в горячую воду.
-Что наблюдаете? (вода поднимается)
-Попробуйте объяснить это, используя знания о свойствах воздуха.
(При нагревании вода – расширяется)
-Эту же пробирку, опускаю в кусочки льда. Что наблюдаете?
- Объясните. (При охлаждении вода – сжимается.)
-Сделаем общий вывод.
- Какими же свойствами обладает вода?
На доску прикрепляются таблички (Вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, формы, растворитель……)
4.Используя свои знания о свойствах воды, ответьте на вопросы:
1. Почему при кипячении вода из полного чайника проливается на плиту?
( Вода при нагревании расширяется, то есть занимает больше места, поэтому из налитого до краёв чайника она выливается на плиту.)
2. Почему сахар растворяется в чае? (вода растворитель)
5.Рефлексия.
-Теперь мы можем сказать, что вода самое главное вещество? Почему?
Вывод по всей теме, используются таблички, прикрепленные к доске.
-Вот она, какая вода!
Слайд 6. Недаром - многие художники любовались красотой водной стихии.
(репродукции картин И.Левитана, Айвазовского…)
Писатели, поэты, сочиняли стихи и рассказы, сказки, песни, загадки, пословицы о воде.
- Вспомните, какие пословицы о воде вы знаете. (Дети называют)
- Объясните смысл следующих фразеологизмов:
Как в воду глядел - Воды в рот набрал-
Сухим из воды вышел - Как с гуся вода-
6) Самооценка.
- Ребята, перед вами две реки (на доске), одна будет с прозрачной чистой водой, а другая загрязнённая.
-А перед вами, на партах лежат капли воды разного цвета.
-Если вам было интересно, вы активно работали на уроке, и вас заинтересовала данная тема, то прикрепите к реке светло-голубые капли.
-Если же вам было неинтересно, вы многое не поняли, то ваши капли тёмно-синие.
-Посмотрим, какая река будет более полноводной.
7) Д/3 Вы узнали, какое важное вещество вода. Она нуждается в охране. Нарисуйте дома плакат на тему «Берегите воду»
8) Литература.
ПлешаковА.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Ч.1 - М.: Просвещение, 2015.
Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по курсу окружающий мир 3 класс-М. Вако