II. Актуализация знаний и постановка проблемы (5 минут) | Прочитайте высказывание А.С. Пушкина «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие». - Как вы понимаете эти слова? - Сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающим душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус. 7 Я -Кто догадался? -Сегодня мы будем выяснять, что такое семья, что объединяет членов семьи, как называют членов семьи? | Определяют и формулируют тему и цель урока с помощью учителя Семья | Формировать умение применять пройденный материал. Развивать навыки исследовательской деятельности. Регулятивные, познавательные УУД: - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. - постановка и формулирование проблемы. |
III. Открытие детьми нового знания (15 минут)
1.Работа со словарем
2.Защита проектов 3. Работа над значением имен
4.Составление пословиц | Чтобы ответить на эти вопросы, мы отправимся с вами в путешествие с цифрой, которая встретилась в ребусе. -Давайте сначала обратимся к толковым словарям и узнаем, что такое семья? -Ребята заранее поработали со словарями и сейчас нам расскажут об этом. -Какое из этих определений более точно подходит к слову семья? -А теперь мы отправляемся в путешествие. -Первая станция называется – «Седьмое колено». -Каждый из вас составлял древо своей семьи. Расскажите о своей семье. Вторая станция – «Семь цветов радуги». -Дети – это цветы жизни. -Другие ребята узнали, почему вас так назвали. -Создать семью не легко, а сохранить еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты не всегда удается, не достает житейской мудрости. Этому нас учат русские пословицы. Следующая станция «семь раз отмерь» Из набора в конвертах нужно составить пословицы. Когда семья вместе, И сердце на месте Не рукавом трясти Дом вести, не страшна и туча Семья в куче, коли в семье вражда Не будет добра, Полна хата детей, а пирогами Дом красив не углами, Так и счастливо в ней | Работа со словарём Словарь Ожегова С.И.: -Это группа живущих вместе близких родственников; -Объединение людей, сплоченных общими интересами. Ушаков Д.Н.: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Ответы детей Защита проектов «Моя семья». И вот мы сами, силами своими, Осознаем в начале века: Не человек себе находит имя, А имя выбирает человека. Мы нашли толкование наших имен и создали книжку-раскладушку. Александр-«защитник людей». Алексей – «божий человек, оберегающий». Анастасия – «воскресение». Валерий – «бодрый, крепкий». Екатерина – «чистая всегда». Григорий –«бодрость духа». Софья –«мудрая». Вячеслав – «наиславнейший». Наталья - «родная» Евгения –« благородная». Ольга – «святая». Сергей – «высокий , высокочтимый». Вадим – «спорщик». Влад –«владеющий славой». Валерия –«здоровая». | Актуализировать знания детей, пробудить интерес к теме урока совместное «открытие» знаний. Регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; - поиск и выделение необходимой информации - использовать различные способы обработки , анализа и представления информации; - строить монологическую речь в устной форме; -слушать и понимать речь других; -сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. -понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков. Формировать представление о семье. Личностные, познавательные УУД: - формирование интереса к своей семье; - использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий; - поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств; Расширение словарного запаса. Познавательные, коммуникативные УУД: - осознанное построение речевого высказывания в устной речи; - инициативное сотрудничество; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Активизация имеющихся знаний. Регулятивные, познавательные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; - сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; - группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. |
V. Работа в парах (10 минут) VI. Устранение противоречий (2 минуты) | Главное в семье – это взаимопонимание, уважение, любовь, терпение, увлеченность общим делом. А сейчас мы отправляемся дальше и наша станция называется «Семь верст до небес». - В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т. е. люди разного поколения. Кто нашел значение этого слова в словаре? - Вы – это младшее поколение, бабушки и дедушки – это люди другого поколения, старшего. - У вас на парте лежат табло. Надо в них заполнить пропуски. - Поработайте с соседом по парте и дополните предложения. Проверка. -А теперь давайте подумаем, что объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения, найдите смысловые ошибки. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи свое хозяйство. -Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. Можно ли класс назвать семьей? - Теперь послушайте одну легенду и подумайте, какое слово написал старец. - Какое это слово? Вывод. Умение ладить с собой и людьми - это самое ценное качество в человеке. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нем тепло и уютно всем. | Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Сестра отца - … Хранительница семейного очага - … Наследник рода - … Брат мамы - … Дитя родителей, но не сын - … Отец мамы - … Сын брата - … Мама папы - … Папин папа – это… Внучка – это дочка сына или … Бабушка – это мама мамы или … Дядя – это брат мамы или … Самооценка. Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире, распределяют деньги на покупки и хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством. У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений, значит класс не является семьей. В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителей тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец, взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово. Понимание. | Учиться договариваться и находить общие решения, формулировать своё мнение, рассуждать. Коммуникативные, регулятивные УУД: - формирование умения доказывать свою точку зрения; - развитие аналитико-синтетической операции мышления; -выдвигать и обосновывать свою точку зрения. Выявлять хорошие стороны семейных взаимоотношений. Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - учебно-познавательный интерес к материалу. |