Литература: 1)Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.А.- Поурочные разра- ботки по курсу «Окружающий мир». Универсальное планирование, 2 класс: изд. 3-е переработанное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005, 368 с.-В помощь школьному учителю
2)Плешаков А.А. Окружающий мир , 2 класс. Учебник для общеобразова-тельных организаций. В 2ч. Ч.2/ Л.А.Плешаков.- 7-е изд.-М.: Просвещение; 2016.-143 с.
Содержание урока
1.Организация начала урока
1.1.Приветствие
1.2.Минутка синоптика
2.Актуализация и коррекция знаний
3.Проверка домашнего задания
4.Мотивация учения школьников
4.1.Сообщение ученикам темы и цели урока
5.Восприятие и осознание учениками фактического материала
5.1.Беседа «Москва- столица России»
5.2.Работа с планом города Москвы
Физкультминутка
5.3.Беседа о достопримечательностях Москвы
5.4.Работа в парах «Описание достопримечательности города»
6.Обобщение и систематизация знаний
7.Итог урока
7.1.Оценивание
8.Сообщение домашнего задания
Ход урока
1.Организация начала занятия
1.1.Приветствие
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
-Здравствуйте, ребята!
1.2.Минутка синоптика
-Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку и отгадайте ее
Кончилось время снега и льда,
Берег реки затопила вода,
День удлиняется, ночь убывает.
Как это время, скажи называют…(Весна)
-Верно, это весна.
-Ребята, а какое сейчас время года? (Весна)
-А какие изменения происходят в живой и неживой природе? (ответы детей)
-Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, Апрель, Май)
-Какой сейчас месяц? (Апрель)
-Какое сегодня число? (19)
-Какое сейчас небо? (ясное, облачное, пасмурное)
-Были ли сегодня осадки? Какие?
2.Актуализация и коррекция знаний
-Ребята, сегодня по дороге в школу я случайно услышала такой разговор трёх мальчиков:
Первый мальчик говорил, что он не боится отправиться в путешествие, потому что хорошо знает русский язык.
Второй мальчик говорил, что он также не боится путешествовать, так как кроме русского знает еще иностранный язык.
А третий мальчик сказал, что знает еще третий язык- географический. С ним не заблудишься. Это язык карт.
-Как вы думаете, с кем из ребят можно смело путешествовать? Почему? (ответы детей)
-Что такое карта? (Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков)
-Ребята, а как вы понимаете выражение «язык карты»? (условные знаки)
-Ну что ж, давайте проверим, как вы знаете язык карт…
-Как определить по карте стороны горизонта? (Север- вверху, юг- внизу, восток- справа, запад- слева)
-Что обозначают на карте различные цвета? (Синий - моря, реки, озёра; зеленый, желтый, коричневый- суша. Зеленый и желтый - равнины. Зеленый - низменности, желтый- возвышенности. Коричневый - горы).
-Расскажите, как правильно показывать объекты на настенной карте? (Стой карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте. Показывай только указкой. Показывай не надпись, а сам объект. Показывай аккуратно и точно, называния произноси чётко)
3.Проверка домашнего задания
-На сегодня вашим домашним заданием было создать проект «Города России».
-Кто хочет выйти и показать свой проект классу? Вам необходимо сказать название своего проекта, и представить рассказ о своей работе. (Вызываю 3-4 учеников)
4.Мотивация учения школьников
4.1.Сообщение ученикам темы и цели урока
-Послушайте ,пожалуйста, внимательно небольшое стихотворение, и скажите, о каком городе идет речь?
Москва, Москва! Люблю тебя так сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин,
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный!
-Ребята , о каком городе идет речь в стихотворении? (о Москве)
-Верно, о городе Москве. Сегодня мы осуществим с вами путешествие по Москве. Мы узнаем с вами, когда и кем была основана Москва; что такое план и как выгляди Москва на плане. Будем учиться описывать достопримечательности города.
5.Восприятие и осознание учениками фактического материала
5.1.Беседа «Москва- столица России»
-Ребята, а что вы знаете о городе Москва? (ответы детей)
-Город Москва- Столица России. Он был основан более 850 лет назад на берегах Москвы- реки. Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий, которому теперь в центре города установлен памятник.
-Откройте, пожалуйста, ваши учебники на странице 98 и внимательно посмотрите на первое фото. Это фото памятника, который установлен Юрию Долгорукову, основателю города Москва.
-А на втором фото вы можете увидеть сам город Москва.
-На следующей странице, в правом углу изображен герб Москвы.
-Ребята, а что такое герб? (ответы детей)
-Герб- это эмблема города. Многие города нашей страны имеют свои гербы, но каждый из них неповторим.
-А сейчас, внимательно посмотрите на герб города Москва и скажите, что на нем изображено? (На гербе Москвы изображен всадник с копьём, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец).
-Москва- огромный город. В нем около четырёх тысяч улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе достаточно сложно, особенно тем людям, которые приехали в город впервые.
5.2.Работа с планом города Москвы
-А что же может помочь гостям достаточно легко ориентироваться в городе? (карта)
-Не совсем карта, а план города. На странице 99 в учебнике изображен план центральной части Москвы. Рассмотрите его.
-Что изображено на плане в учебнике? (Река Москва, дороги, важные объекты; зоопарк, цирк, Кремль).
-Подумайте, что такое план? (ответы детей)
-А сейчас посмотрите, пожалуйста, на страницу 98 в учебнике, найдите второй абзац и прочитайте определение то же такое план? (План- это чертеж местности)
-Пользуясь планом города, достаточно легко можно поехать или пройти туда, куда вам захочется.
-А сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка
Только в лес мы вошли, появились комары, (хлопки)
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем,
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее,
Раз- два, раз- два, позади уже вода.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из- за куста смотрит хитрая лиса,
Мы лису обхитрим,
На носочках пробежим.
Серый заяц скачет в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе, шалунишке,
И закончилась игра,
За работу нам пора.
5.3 Беседа о достопримечательностях Москвы
-А теперь мы продолжаем наше путешествие по Москве.
-Москва- огромный город. Оживленные проспекты соседствуют здесь с тихими переулками, тенистыми бульварами и парками, старинные здания- с современными. В Москве очень много достопримечательностей.
-Ребята, приходилось ли вам бывать в Москве? (ответы детей)
-Посмотрите, пожалуйста, на фотографии достопримечательностей города, которые изображены на странице 100: Московский Кремль, Храм Христа Спасителя, улица Арбат , Большой театр, Театр зверей им. Дурова, Третьяковская галерея, цирк на Цветном бульваре- всего и не перечислить.
-Внимательно рассмотрите фотографии в учебнике и скажите: бывали ли вы этих местах? (ответы детей)
-Что вы знаете об этих местах? (ответы детей)
-На первой фотографии вы можете видеть Московский Кремль. Это символ Москвы. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия.
На втором фото вы можете видеть Храм Христа Спасителя, строительство которого продолжалось 44 года. В восстановлении данного храма принимали участие миллионы россиян, внося пожертвования.
Улица Арбат. Свое имя улица получила по названию местности Арбат, лежавшей к западу от Кремля.
Большой театр- один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Комплекс зданий театра расположен в центре Москвы на Театральной площади.
Третьяковская галерея- художественный музей в России. В данной галерее содержится одна из самых крупных коллекций русского изобразительного искусства.
Московский цирк Юрия Никулина на Цветном бульваре- один из старейших стационарных цирков в России. Вместимость 2 тысячи человек.
Театр «Уголок дедушки Дурова»- театр в Москве, в котором актерами выступают животные: слон, бегемот, ворон, енот и многие другие. С 1919-1982 года театр носит название «Уголок дедушки Дурова», а с 1982 и по сегодня носит название «Театр зверей имени Дурова»
5.4.Работа в парах «Описание достопримечательности города»
-А сейчас поработайте в парах. Вам необходимо выбрать одно фото, составить устно к ней небольшой рассказ. Вам необходимо описать данную достопримечательность и поделиться своими впечатлениями. (Ученики в парах составляю рассказ, затем вызываю несколько пар, которые рассказывают всему классу описание достопримечательности и впечатление о ней).
6.Обощение и систематизация знаний
-Много прекрасного в Москве- за год, пожалуй, обо всем не узнаешь. И сегодня на уроке мы познакомились лишь только с малой частью достопримечательностей города Москвы.
-Что нового о Москве вы узнали на уроке? (ответы детей)
-Кто был основателем города Москва?
-Приведите примеры достопримечательностей столицы России?
-Какую достопримечательность города вы бы хотели посетить? Почему?
-Что такое план местности?
7. Итог урока
7.1. Оценивание
-Сегодня мы с вами ознакомились со многими достопримечательностями города, вы все сегодня хорошо работали, активно отвечали на вопросы. Но больше всех я хочу отметить таких учеников, как…(выставляю детям оценки, аргументируя их).
8.Сообщение домашнего задания
-Вашим домашним задание будет страница 98-101 читать, пересказывать.
Найти и принести фотографии или рисунки о Москве
Для тех, кто был в Москве- подготовить рассказ о своей поездке.