понимание особенностей природы каждой зоны (живой и неживой)
понимание экологических проблем, характерных для каждой природной зоны
определение существенных признаков животного и растительного мира природных зон и их сравнение
работа с картой, научными терминами
Оборудование: карта «Природные зоны России», сигнальные флажки, названия станций, карточки с названиями природных зон, карточки с названиями животных, карточки с названиями экологических проблем.
Ход урока
Класс разбит на 3 команды: «Защитники природы», «Следопыты», «Юные ученые». Конкурсы оценивает жюри фишками по 1б., 2б., 3б.
Учитель. Ребята! Сегодня у нас необычный урок, нам предстоит совершить одно увлекательное путешествие – по природным зонам России. Сегодня мы с вами посмотрим как много интересного в природе, растительном и животном мире нашей страны. А знания, полученные на предыдущих уроках, пригодятся вам в путешествии.
Учитель представляет жюри
Учитель. Друзья! Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте познакомимся поближе. Команды поприветствуйте друг друга.
Конкурс №1 Приветствие. 3б.
Команды выходят и объявляют название и девиз, которые они приготовили заранее.
Учитель. Ребята, знаете ли вы, что важно иметь путешественнику, отправляясь в поход? (карту, компас, ….). Верно! Но самое главное – это иметь багаж……(знаний).
Конкурс №2.А Станция «Географическая». 1б.
Учитель. Итак, команды готовы. Мы отправляемся в путь со станции «Географическая». Вспомните, что изучает наука география? (природу земной поверхности) Сейчас мы вместе опишем поверхность нашей страны. Каждая команда по – очереди продолжает предложение. За правильный ответ присуждается 1б.
Наша страна омывается морями трех океанов К1 (Тихим, Атлантическим, Северным Ледовитым). На территории России расположены равнины К2 (Восточно – Европейская, Западно – Сибирская, Среднесибирское плоскогорье). Каменным поясом России называют К3(Уральские горы). Самое глубокое озеро – К1(Байкал). Самая большая река – К2(Волга) несет свои воды в К3(Каспийское море). На территории страны несколько природных зон. Сколько? К1(6)Самая северная – К2(зона арктических пустынь), самая большая – К3(зона лесов).
Конкурс №2.Б. 2б.
У детей на столах карточки с описанием природных зон, флажки расположены рядом с картой.
Учитель. На территории России 6 природных зон. Уважаемые путешественники, ваше задание - по описанию узнать природную зону и показать ее на карте с помощью сигнального флажка. Время на обсуждение 1 минута.
До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да снег скрипел под полозьями нарт.(тундра, фиолетовый флажок)
С приближением лета с каждым днем становится все жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил ее: остались только травы с узкими листьями.(степь, желтый флажок)
Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке, у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе.(пустыня, оранжевый флажок)
Команды по – очереди читают описание, расставляют сигнальные флажки.
Учитель. Какие зоны мы еще не назвали? Обозначьте их на карте. (Зона арктических пустынь – белый флажок, лесная зона – зеленый флажок, субтропики – синий флажок)
Я вижу, вы хорошо ориентируетесь по карте, быстро узнали природные зоны по их признакам.
Конкурс №3. Станция «Ботаническая».1б. У команд на столах листы бумаги и маркеры.
Учитель. Отправляемся в путь. А вот станция «Ботаническая».Что изучает наука ботаника?(растения) Я считаю, что каждый путешественник должен ориентироваться в растительном мире той зоны, в которой он окажется. Ваша задача на этом этапе – узнать растение, назвать зону, в которой оно растет.
Учитель зачитывает описание растений для каждой команды.
К1 Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайник – зона арктических пустынь)
К2 У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. (Дуб – широколиственные леса)
К3 Это таежное дерево имеет негниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму. (Лиственница – тайга)
К1 Высокое растение, достигает 35 м в высоту, долгожитель – живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. (Каштан – широколиственные леса)
К2 Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. (ковыль – степь)
К3 Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей. (Ягель – тундра)
Учитель. Ребята, вы быстро и точно узнали растения. Но у меня к вам возник вопрос: можно встретить лиственницу в зоне арктических пустынь? (Нет) Почему? (Нет почвы, солнце почти не греет)
Конкурс №4.А Станция «Зоологическая». 3б.
На доске даны карточки с названиями зон. Детям даются карточки с названиями 5 животных.
Учитель. Мы приближаемся к станции «Зоологической». Интересно, кого изучают ученые – зоологи? (животных) Расселите животных по их природным зонам.
Тюлень арктическая пустыня рысь
Богомол субтропики суслик
Косуля тундра дельфин
Лось степи дрофа
Лемминг зона лесов глухарь
Кобылка пустыни ушастый ёж
Северный олень жук – скарабей
Тупик
Конкурс №4.Б Конкурс капитанов. 3б.
Ведущий. А сейчас мы проверим, насколько хорошо капитаны команд знают животный мир различных зон.
Рассказ капитанов о животном по плану:
Название
Природная зона
Повадки
Интересные факты
Доклады о хорьке, жуке – скарабее, цикадах. Демонстрируется наглядный материал, объекты живой природы, звуковой материал.
Учитель. Ребята, на станции «Зоологической» мы убедились, что каждая природная зона имеет уникальный животный мир. Животные обитают именно в той природной зоне, к которой они приспособились.
Конкурс №5. Станция «Экологическая». 1б.
Учитель. Мы прибываем к станции «Экологической». Экология – это наука, которая изучает…..продолжите. (Отношения растений и животных , других организмов друг к другу и окружающей среде) Каждая природная зона представляет собой экосистему, где все взаимосвязано – растения, животные, неживая природа. Человек тоже является частью этой экосистемы. Но в результате своей деятельности он может нарушить ее баланс, и это приведет к возникновению проблем. Как они называются? (экологические проблемы)
На доске даны некоторые экологические проблемы, рассмотрите их. Каждая команда должна назвать, в какой зоне наблюдаются данные экологические проблемы и какие последствия имеют.
вырубка
распахивание
загрязнение
орошение
поверхность почв
браконьерство
Жюри подводит итоги.
Учитель. Наше путешествие заканчивается. Мы рассмотрели особенности всех природных зон, увидели, как растения и животные этих зон приспособились к условиям окружающей среды. Мы выяснили, какое воздействие оказывает деятельность человека на экосистему каждой природной зоны. Какие выводы мы можем сделать? (все в природе взаимосвязано, одно зависит от другого) Какую роль играет человек в природе? (он – часть природы и должен ее беречь).