Урок - путешествие "Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Компас."
Урок - путешествие "Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Компас."
В ходе урока у детей будет формироваться знания о том, что такое компас, его устройство, правила работы с компасом. Дети будут учиться ориентроваться на местности с помощью компаса, а так же учитель формирует умение определять стороны горизонта по солнцу, природным признакам и компасу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок - путешествие "Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Компас."»
Конспект урока
Учитель: Савушкина Дарья Сергеевна
Класс: 2
Тема: Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Компас
Цель: образовательная: формировать знания о том, что такое компас, его устройстве и правилах работы с ним, учить ориентироваться на местности с помощью компаса, формировать умение определять стороны горизонта по солнцу, природным признакам и компасу.
Воспитательная: воспитывать уважение к одноклассникам, вежливое общение, культуру поведения, воспитывать стремления к познанию нового, продуктивной совместной работе
Тип урока: нестандартный урок (урок-путешествие)
Оборудование: презентация,учебник, карточки для задания индивидуально и у доски, рабочая тетрадь, проектор, интерактивная доска, компьютер, компасы, карточки с таблицей для выполнения задания «Верно-неверно»
Литература: 1)Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ А.А.Плешаков.- 6-е изд.- М.:Просвещение, 2016.
Содержание урока
1.Организация начала урока
1.1.Проверка готовности учащихся к уроку
2.Актуализация опорных знаний
2.1.Минутка синоптика
3.Проверка домашнего задания
3.1.Работа по карточкам
4.Сообщение ученикам темы и цели урока
4.1.Мотивация учебной деятельности
5.Восприятие и осознание учениками нового материала
5.1.Работа с учебником. Беседа о компасе
5.2.Практическая работа
Физминутка
5.3.Работа с учебником
5.4.Работа в группах
6.Обобщение и систематизация знаний
6.1. Игра «Верно-неверно»
6.2.Работа в тетрадях
7.Итог урока
7.1.Рефлексия
8.Сообщение домашнего задания
Ход урока
1.Организация начала урока
1.1.Проверка готовности учащихся к уроку
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
-Присаживайтесь, ребята! Проверьте все ли у вас готово к уроку. Сегодня для работы нам с вами понадобятся учебники, тетради, а так же компасы, которые лежат у вас на партах.
2.Актуализация опорных знаний
2.1.Минутка синоптика
-Ребята, какое сейчас время года? (Весна)
-Какие изменения происходят в живой и неживой природе? (ответы детей)
-Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, Апрель, Май)
-Какой сейчас месяц? (Март)
-Какое сегодня число? (2)
-Какое сейчас небо? (ясное, облачное, пасмурное)
-Были ли сегодня осадки? Какие?
3.Проверка домашнего задания
3.1.Работа по карточкам
-Ребята, сегодня мы с вами оправимся в путешествие по лесу.
-Но для того, чтобы мы не заблудились нам необходимо с вами вспомнить все стороны горизонта.
-У вас на партах лежат карточки, ваша задача подписать все стороны горизонта у стрелок.
-Давайте для начала с вами вспомним какие вы знаете стороны горизонта? (Север, Юг, Запад, восток, СЗ, ЮЗ, СВ, ЮВ)
-Как мы будем обозначать данные стороны? (Заглавной буквой)
-Теперь вы самостоятельно отмечаете в своих карточках стороны горизонта, а после мы с вами проверим, как вы справились с данным заданием.
Дети выполняют задания на карточках
-Итак, я вижу, что вы уже закончили работу, теперь давайте же мы с вами проверим как вы справились с данным заданием.
-Посмотрите внимательно на слайд и проверьте так ли у вас подписаны стороны горизонта как и у меня? (да)
-Молодцы, я вижу, что теперь мы можем с вами отправиться в путешествие.
4.Сообщение ученикам темы и цели урока
4.1.Мотивация учебной деятельности
- Ребята, дедушка-лесник приглашает нас в гости.
- Давайте с вами закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу.
- Похоже, мы заблудились. Как же нам найти дорогу?
Смотрите, над нами белка прыгает с ветки на ветку.
Давайте спросим у неё дорогу, скажем хором:
— Белка, Белка, расскажи,
Белка, Белка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
-Белка нам подсказывает, что нужно идти на север от этой ёлки. Там будет виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка.
- Как же быть в такой ситуации?
-Тема сегодняшнего нашего урока «Ориентирование на местности»
- На уроке мы должны научиться ориентироваться по местным признакам, применять полученные знания в жизни.
5.Восприятие и осознание учениками нового материала
5.1.Работа с учебником. Беседа о компасе
-Итак мы все еще в лесу. Кто помнит, что нам сказала белка? (Нужно идти на север от елки. Там будет виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и будет сторожка.)
- Ребята, а как нам узнать, где север?
- А вы знаете прибор, который может нам помочь? (компас)
- Посмотрите, перед вами лежат компасы. Компас состоит из трех частей – предохранитель, стрелка и корпус.
- Кто-нибудь знает, как им пользоваться? (ответы детей)
-Давайте прочитаем в учебнике правила пользования компасом. Откройте учебник на семьдесят пятой странице. Прочитаем правила по цепочке.
5.2.Практическая работа
-Итак, мы с вами ознакомились с правилами работы с компасом.
-Сейчас попробуйте определить в парах, по какому направлению горизонта у нас находится доска, дверь и окно. Не забывайте о правилах, которые мы с вами прочитали. Давайте повторим их.
Что нужно сделать сначала? (Положить компас на ровную поверхность, оттянуть предохранитель и подождать пока стрелка остановится)
- Кладем. Что необходимо сделать далее? (Нужно повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный с буквой Ю)
-Теперь мы готовы определить направления сторон горизонта для доски, двери и окна.
-У вас на столах лежат карточки, давайте же мы с вами прочитаем ,что вам необходимо сделать
У каждого ребенка карточка
Инструктивная карточка
Практическая работа
Цель: освоение приемов ориентирования по компасу
Оборудование: компас
Ход работы:
1. Положи компас на ровную поверхность
2. Оттяни предохранитель и подожди, пока стрелка остановится
3. Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный с буквой Ю.
4. Определи направления сторон горизонта для доски, двери и окна
5. Запиши результаты в таблицу
Предмет
Сторона горизонта
Доска
Дверь
Окно
6. Поставь стрелку на предохранитель
-Мы с вами вспомнили правила пользования компасом. Теперь ваша задача определить с помощью компаса стороны горизонта предметов в классе. И записать данные в таблицу, которая у вас на карточках.
-Теперь давайте мы с вами проверим как вы справились с данным заданием. (1 ученик читает свои варианты ответов, а все остальные проверяют)
Физминутка
-Ребята, мы с вами очень долго шли, и сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Внимание на слайд, ваша задача повторять те движения, которые вы видите на экране.
5.3.Работа с учебником
-Молодцы. Вы все отлично справились с работой. Компас помог нам добраться до большого дуба.
- Ребята, что же делать: по дороге мы потеряли компас, а в какую сторону идти не знаем. Смотрите, скачет заяц. Давайте у него спросим.
— Зайка, Зайка, расскажи,
Зайка, Зайка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
-Зайка нам сказал, что нет ничего проще. Нужно идти на восток от большого дуба, пока не дойдёте до кривой берёзки. Идите прямо на неё, никуда не сворачивая.
-Жалко, что компас мы потеряли. Ребята, но еще можно ориентироваться по солнцу. Солнце самый надёжный ориентир. Оно бывает над любым горизонтом в любой местности.
- Давайте прочитаем правила ориентирования по солнцу в учебнике на семьдесят шестой странице.
-Какой мы можем сделать вывод? (Солнце бывает на востоке утром, на юге – в полдень, на западе – вечером)
-Ребята, если утром встать спиной к солнцу, то какая сторона горизонта будет впереди? (Так как утром солнце на востоке, а мы встанем к нему спиной, то впереди будет запад)
5.4.Работа в группах
Благодаря Солнцу, мы нашли восток и благополучно дошли до кривой берёзки. А куда дальше идти мы не знаем. Смотрите, ползёт Улитка.
— Эй, Улитка, расскажи,
Эй, Улитка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
— Рассказывать до-о-олго, — вздохнула Улитка. — Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.
— Но улитка такая маленькая. И мы можем потерять ее в траве. Тогда, сообщила улитка, нам нужно идти на юг до цветочной поляны.
- Но как же нам быть? Ведь компаса у нас нет и Солнышко скрылось за тучу?
- Ребята, нам помогут местные признаки. А какие это признаки мы узнаем, прочитав статью в учебнике на семьдесят шестой странице.
- Сейчас давайте поработаем в группах – выполним задание в рабочей тетради на сорок седьмой странице.
- Что там необходимо сделать? (Нарисовать, по каким признакам можно определить стороны горизонта)
-Сначала посовещайтесь в группах, какие природные признаки для определения сторон горизонта вы изобразите, а затем схематично изобразите их в рабочих тетрадях.
- И так, какие природные признаки для определения сторон горизонта вы изобразили? Давайте назовем по одному признаку от каждой группы. Первая группа?
- Вторая группа?
Дети разбиваются по группам, и каждая группа предлагает свой вариант ответа.
6.Обобщение и систематизация знаний
6.1. Игра «Верно-неверно»
Ребята, выполняя данное задание, мы дошли до цветочной поляны. Смотрите, летит Пчёлка. Давайте у неё спросим
— Пчёлка, Пчёлка, расскажи,
Пчёлка, Пчёлка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
— Ж-ж-ж, — говорит пчела. — Расскажу и Покажжжу... Смотрите, куда я и мои подруги летят. Слушайте наше жужжание и идите следом.
- А вот и избушка лесника.
-Нас встречает дедушка-лесник. У него для вас интересное задание. Игра «Верно-неверно»
-Перед вами карточки. Вам дано условие, ваша задача его прочитать, и если условие верно вы ставите плюс, а если неверно, вы ставите минус.
Условие
Верно / Неверно
Верно ли, что у отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны длиннее и гуще, чем с северной?
Верно ли, что у берёзы с северной стороны кора белее и чище?
Верно ли, что мхов и лишайников больше на западной стороне деревьев?
Верно ли, что снег весной быстрее тает на южных склонах?
Верно ли, что утром в 7 часов Солнце бывает на востоке?
Верно ли, что местные признаки всегда надёжные?
Верно ли, что Солнце вечером бывает на юге?
Верно ли, что можно ориентиры – это хорошо заметные, запоминающиеся предметы?
Верно ли, что земная поверхность, которую мы видим вокруг себя называется линией горизонта?
Верно ли, что для определения сторон горизонта служит прибор компас?
-Давайте проверим работы. Сравните ваши ответы по слайдам.
- Посмотрите, у кого ни одной ошибки?
- Вы настоящие молодцы! Вы можете отправляться в настоящие путешествие, и вы никогда не заблудитесь!
6.2.Работа в тетрадях
- А как же нам вернуться домой? Ведь компаса у нас нет и на улице станет совсем темно. Для этого вы с вами выполним задание номер 6 в рабочей тетради.
- Давайте прочитаем задание? (Во время похода ребята пошли из школы сначала на северо-восток, затем на север, затем на восток и дошли до домика лесника. Вот схема их пути. Подумай как будет меняться направление движения ребят на обратном пути. Составь схему обратно пути)
-Предлагаю выполнить это заданием устно. Выполнить задание нам поможет схема сторон горизонта, которую мы заполняли в начале урока.
- Ребята, как будет меняться направление движения, когда ребята будут в обратном пути? (На противоположное)
- И так, в каком направлении ребята вышли из школы? (Северо-восток)
- В каком направлении двигались далее? (На Север)
- А потом куда повернули? (На Восток)
- И так, кто попробует сказать направления движения ребят на обратном пути, начиная с домика лесника? (Сначала ребята пойдут на запад, затем на юг, а потом на юго-запад)
7.Итог урока
7.1.Рефлексия
-Вот мы с вами и вновь в классе. Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями и на этом наше с вами путешествие по лесу заканчивается. Теперь вам необходимо продолжить фразу:
На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…
На этом уроке меня порадовало…
Я похвалил бы себя…
Особенно мне понравилось…
После урока мне захотелось…
Я мечтаю о …
Сегодня мне удалось
8.Сообщение домашнего задания
-Вашим домашним заданием будет подготовить проект на тему «Земля - наш общий дом». А так же с.70-79 чит., переск., отв. на вопр.
-Мне было приятно с вами путешествовать! Наш урок-путешествие подошел к концу!