kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - путешествие "Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Компас."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока у детей будет формироваться знания о том, что такое компас, его устройство, правила работы с компасом. Дети будут учиться ориентроваться на местности с помощью компаса, а так же учитель формирует умение определять стороны горизонта по солнцу, природным признакам и компасу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - путешествие "Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Компас."»

Конспект урока

Учитель: Савушкина Дарья Сергеевна

Класс: 2

Тема: Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Компас

Цель: образовательная: формировать знания о том, что такое компас, его устройстве и правилах работы с ним, учить ориентироваться на местности с помощью компаса, формировать умение определять стороны горизонта по солнцу, природным признакам и компасу.

Развивающая: развивать память, мышление, внимание, речь;

Воспитательная: воспитывать уважение к одноклассникам, вежливое общение, культуру поведения, воспитывать стремления к познанию нового, продуктивной совместной работе

Тип урока: нестандартный урок (урок-путешествие)

Оборудование: презентация, учебник, карточки для задания индивидуально и у доски, рабочая тетрадь, проектор, интерактивная доска, компьютер, компасы, карточки с таблицей для выполнения задания «Верно-неверно»

Литература: 1)Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ А.А.Плешаков.- 6-е изд.- М.:Просвещение, 2016.

Содержание урока

1.Организация начала урока

1.1.Проверка готовности учащихся к уроку

2.Актуализация опорных знаний

2.1.Минутка синоптика

3.Проверка домашнего задания

3.1.Работа по карточкам

4.Сообщение ученикам темы и цели урока

4.1.Мотивация учебной деятельности

5.Восприятие и осознание учениками нового материала

5.1.Работа с учебником. Беседа о компасе

5.2.Практическая работа

Физминутка

5.3.Работа с учебником

5.4.Работа в группах

6.Обобщение и систематизация знаний

6.1. Игра «Верно-неверно»

6.2.Работа в тетрадях

7.Итог урока

7.1.Рефлексия

8.Сообщение домашнего задания

Ход урока

1.Организация начала урока

1.1.Проверка готовности учащихся к уроку

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

-Присаживайтесь, ребята! Проверьте все ли у вас готово к уроку. Сегодня для работы нам с вами понадобятся учебники, тетради, а так же компасы, которые лежат у вас на партах.

2.Актуализация опорных знаний

2.1.Минутка синоптика

-Ребята, какое сейчас время года? (Весна)

-Какие изменения происходят в живой и неживой природе? (ответы детей)

-Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, Апрель, Май)

-Какой сейчас месяц? (Март)

-Какое сегодня число? (2)

-Какое сейчас небо? (ясное, облачное, пасмурное)

-Были ли сегодня осадки? Какие?

3.Проверка домашнего задания

3.1.Работа по карточкам

-Ребята, сегодня мы с вами оправимся в путешествие по лесу.

-Но для того, чтобы мы не заблудились нам необходимо с вами вспомнить все стороны горизонта.

-У вас на партах лежат карточки, ваша задача подписать все стороны горизонта у стрелок.

-Давайте для начала с вами вспомним какие вы знаете стороны горизонта? (Север, Юг, Запад, восток, СЗ, ЮЗ, СВ, ЮВ)

-Как мы будем обозначать данные стороны? (Заглавной буквой)

-Теперь вы самостоятельно отмечаете в своих карточках стороны горизонта, а после мы с вами проверим, как вы справились с данным заданием.

Дети выполняют задания на карточках

-Итак, я вижу, что вы уже закончили работу, теперь давайте же мы с вами проверим как вы справились с данным заданием.

-Посмотрите внимательно на слайд и проверьте так ли у вас подписаны стороны горизонта как и у меня? (да)

-Молодцы, я вижу, что теперь мы можем с вами отправиться в путешествие.

4.Сообщение ученикам темы и цели урока

4.1.Мотивация учебной деятельности

- Ребята, дедушка-лесник приглашает нас в гости.

- Давайте с вами закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу.

- Похоже, мы заблудились. Как же нам найти дорогу?

Смотрите, над нами белка прыгает с ветки на ветку.

Давайте спросим у неё дорогу, скажем хором:

— Белка, Белка, расскажи,

Белка, Белка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

-Белка нам подсказывает, что нужно идти на север от этой ёлки. Там будет виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка.

- Как же быть в такой ситуации?

-Тема сегодняшнего нашего урока «Ориентирование на местности»

- На уроке мы должны научиться ориентироваться по местным признакам, применять полученные знания в жизни.

5.Восприятие и осознание учениками нового материала

5.1.Работа с учебником. Беседа о компасе

 -Итак мы все еще в лесу. Кто помнит, что нам сказала белка? (Нужно идти на север от елки. Там будет виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и будет сторожка.)

- Ребята, а как нам узнать, где север?

- А вы знаете прибор, который может нам помочь? (компас)

- Посмотрите, перед вами лежат компасы. Компас состоит из трех частей – предохранитель, стрелка и корпус.

- Кто-нибудь знает, как им пользоваться? (ответы детей)

-Давайте прочитаем в учебнике правила пользования компасом. Откройте учебник на семьдесят пятой странице. Прочитаем правила по цепочке.

5.2.Практическая работа

-Итак, мы с вами ознакомились с правилами работы с компасом.

-Сейчас попробуйте определить в парах, по какому направлению горизонта у нас находится доска, дверь и окно. Не забывайте о правилах, которые мы с вами прочитали. Давайте повторим их.

 Что нужно сделать сначала? (Положить компас на ровную поверхность, оттянуть предохранитель и подождать пока стрелка остановится)

- Кладем. Что необходимо сделать далее? (Нужно повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный с буквой Ю)

 -Теперь мы готовы определить направления сторон горизонта для доски, двери и окна.

-У вас на столах лежат карточки, давайте же мы с вами прочитаем ,что вам необходимо сделать

У каждого ребенка карточка


Инструктивная карточка

Практическая работа

Цель: освоение приемов ориентирования по компасу

Оборудование: компас

Ход работы:

1. Положи компас на ровную поверхность

2. Оттяни предохранитель и подожди, пока стрелка остановится

3. Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный с буквой Ю.

4. Определи направления сторон горизонта для доски, двери и окна

5. Запиши результаты в таблицу

Предмет

Сторона горизонта

Доска


Дверь


Окно



6. Поставь стрелку на предохранитель


-Мы с вами вспомнили правила пользования компасом. Теперь ваша задача определить с помощью компаса стороны горизонта предметов в классе. И записать данные в таблицу, которая у вас на карточках.

-Теперь давайте мы с вами проверим как вы справились с данным заданием. (1 ученик читает свои варианты ответов, а все остальные проверяют)

Физминутка

-Ребята, мы с вами очень долго шли, и сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Внимание на слайд, ваша задача повторять те движения, которые вы видите на экране.

5.3.Работа с учебником

-Молодцы. Вы все отлично справились с работой. Компас помог нам добраться до большого дуба.

- Ребята, что же делать: по дороге мы потеряли компас, а в какую сторону идти не знаем. Смотрите, скачет заяц. Давайте у него спросим.

— Зайка, Зайка, расскажи,

Зайка, Зайка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

-Зайка нам сказал, что нет ничего проще. Нужно идти на восток от большого дуба, пока не дойдёте до кривой берёзки. Идите прямо на неё, никуда не сворачивая.

-Жалко, что компас мы потеряли. Ребята, но еще можно ориентироваться по солнцу. Солнце самый надёжный ориентир. Оно бывает над любым горизонтом в любой местности.

- Давайте прочитаем правила ориентирования по солнцу в учебнике на семьдесят шестой странице.

-Какой мы можем сделать вывод? (Солнце бывает на востоке утром, на юге – в полдень, на западе – вечером)

-Ребята, если утром встать спиной к солнцу, то какая сторона горизонта будет впереди? (Так как утром солнце на востоке, а мы встанем к нему спиной, то впереди будет запад)

5.4.Работа в группах

Благодаря Солнцу, мы нашли восток и благополучно дошли до кривой берёзки. А куда дальше идти мы не знаем. Смотрите, ползёт Улитка.

— Эй, Улитка, расскажи,

Эй, Улитка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Рассказывать до-о-олго, — вздохнула Улитка. — Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.

— Но улитка такая маленькая. И мы можем потерять ее в траве. Тогда, сообщила улитка, нам нужно идти на юг до цветочной поляны.

- Но как же нам быть? Ведь компаса у нас нет и Солнышко скрылось за тучу?

- Ребята, нам помогут местные признаки. А какие это признаки мы узнаем, прочитав статью в учебнике на семьдесят шестой странице.

- Сейчас давайте поработаем в группах – выполним задание в рабочей тетради на сорок седьмой странице.

- Что там необходимо сделать? (Нарисовать, по каким признакам можно определить стороны горизонта)

-Сначала посовещайтесь в группах, какие природные признаки для определения сторон горизонта вы изобразите, а затем схематично изобразите их в рабочих тетрадях.

- И так, какие природные признаки для определения сторон горизонта вы изобразили? Давайте назовем по одному признаку от каждой группы. Первая группа?

- Вторая группа?

Дети разбиваются по группам, и каждая группа предлагает свой вариант ответа.

6.Обобщение и систематизация знаний

6.1. Игра «Верно-неверно»

Ребята, выполняя данное задание, мы дошли до цветочной поляны. Смотрите, летит Пчёлка. Давайте у неё спросим

— Пчёлка, Пчёлка, расскажи,

Пчёлка, Пчёлка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Ж-ж-ж, — говорит пчела. — Расскажу и Покажжжу... Смотрите, куда я и мои подруги летят. Слушайте наше жужжание и идите следом.

- А вот и избушка лесника.

-Нас встречает дедушка-лесник. У него для вас интересное задание. Игра «Верно-неверно»

-Перед вами карточки. Вам дано условие, ваша задача его прочитать, и если условие верно вы ставите плюс, а если неверно, вы ставите минус.


Условие

Верно / Неверно

Верно ли, что у отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны длиннее и гуще, чем с северной?


Верно ли, что у берёзы с северной стороны кора белее и чище?


Верно ли, что мхов и лишайников больше на западной стороне деревьев?


Верно ли, что снег весной быстрее тает на южных склонах?


Верно ли, что утром в 7 часов Солнце бывает на востоке?


Верно ли, что местные признаки всегда надёжные?


Верно ли, что Солнце вечером бывает на юге?


Верно ли, что можно ориентиры – это хорошо заметные, запоминающиеся предметы?


Верно ли, что земная поверхность, которую мы видим вокруг себя называется линией горизонта?


Верно ли, что для определения сторон горизонта служит прибор компас?



-Давайте проверим работы. Сравните ваши ответы по слайдам.

- Посмотрите, у кого ни одной ошибки?

- Вы настоящие молодцы! Вы можете отправляться в настоящие путешествие, и вы никогда не заблудитесь!

6.2.Работа в тетрадях

- А как же нам вернуться домой? Ведь компаса у нас нет и на улице станет совсем темно. Для этого вы с вами выполним задание номер 6 в рабочей тетради.

- Давайте прочитаем задание? (Во время похода ребята пошли из школы сначала на северо-восток, затем на север, затем на восток и дошли до домика лесника. Вот схема их пути. Подумай как будет меняться направление движения ребят на обратном пути. Составь схему обратно пути)

-Предлагаю выполнить это заданием устно. Выполнить задание нам поможет схема сторон горизонта, которую мы заполняли в начале урока.

- Ребята, как будет меняться направление движения, когда ребята будут в обратном пути? (На противоположное)

- И так, в каком направлении ребята вышли из школы? (Северо-восток)

- В каком направлении двигались далее? (На Север)

- А потом куда повернули? (На Восток)

- И так, кто попробует сказать направления движения ребят на обратном пути, начиная с домика лесника? (Сначала ребята пойдут на запад, затем на юг, а потом на юго-запад)

7.Итог урока

7.1.Рефлексия

-Вот мы с вами и вновь в классе. Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями и на этом наше с вами путешествие по лесу заканчивается. Теперь вам необходимо продолжить фразу:

    • На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…

    • На этом уроке меня порадовало…

    • Я похвалил бы себя…

    • Особенно мне понравилось…

    • После урока мне захотелось…

    • Я мечтаю о …

    • Сегодня мне удалось


8.Сообщение домашнего задания

-Вашим домашним заданием будет подготовить проект на тему «Земля - наш общий дом». А так же с.70-79 чит., переск., отв. на вопр.

-Мне было приятно с вами путешествовать! Наш урок-путешествие подошел к концу!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - путешествие "Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Компас."

Автор: Савушкина Дарья Сергеевна

Дата: 15.04.2020

Номер свидетельства: 546707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Календарное планирование Окружающий мир "
    ["seo_title"] => string(47) "kaliendarnoie-planirovaniie-okruzhaiushchii-mir"
    ["file_id"] => string(6) "151839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420752693"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства