-познакомить учащихся с открытиями учёных, знаменитыми людьми ХХ века, их успехами;
- развивать умения строить рассуждения, делать выводы, обобщать;
- воспитывать интерес к истории как науке.
Задачи.
Образовательные:
-активизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме “Страницы всемирной истории”;
-получение и осмысление учащимися новой информации;
-формирование навыков самообучения и взаимообучения через действия.
Развивающие:
-вызвать интерес к изучаемому предмету – истории;
-развивать логическое мышление, умение выделять главную мысль и делать выводы;
-развивать умения ставить цель и выбирать нужный способ действия для её достижения;
-развивать память, речь;
-обогащение словарного запаса.
Воспитывающие:
-воспитание чувства патриотизма,
-воспитание интереса к изучаемому предмету – истории.
Ход урока.
Организационный момент.
Кто урок готов начать
И пятёрки получать?
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
2.Сообщение темы урока:
Учитель:
-Итак, мы познакомились со знаменитыми людьми Нового времени, отважными путешественниками, техническими изобретениями 19 века. И сегодня мы продолжаем путь по дороге истории и заглянем в следующую эпоху. А чтобы узнать, как называется это время, надо разгадать кроссворд
(Слайды №1-9)
Ключевое слово «Новейшая» Тема нашего урока «Новейшее время: история продолжается сегодня» (слайд № 10)
На какие эпохи делят ученные историю человечества: (слайд № 11)
Рядом с Новейшей историей не появилось картинки. Почему?
(Это новая тема урока)
3.Проверка домашнего задания:
Новейшему времени предшествовало Новое время. Почему ученые назвали это время так?
(Потому что в Средние века и ранее люди жили по четко заведенному порядку и не приветствовали никаких изменений. А с 1500 года мир стал иным. Новое время подарило миру много ученых, путешественников, открытий и изобретений. Мы до сих пор восхищаемся картинами Леонардо до Винчи, читаем и перечитываем книги Даниэля Дефо, Жюля Верна.)
Назовите года когда началось это время и когда закончилось.
( с 1500 года по 1900 года)
Расскажите об отважных путешественниках . (слайд № 12)
(Рассказ ученика)
Христофор Клумб – великий мореплаватель. Считал, что земля имеет форму шара и мечтал попасть в Индию с другой стороны. В то время Индия считалась страной «сказочных богатств». Купцы везли оттуда драгоценные камни, тонкие ткани и пряности. А пряности тогда ценились на вес золота. И их могли себе позволить только очень богатые люди. Чтобы из Европы попасть по морю в Индию, нужно обогнуть Африку, а это очень сильно удлиняло путь. Вот Христофор Колумб решил отправиться не на Восток, а на Запад. На пути Колумба оказалась Земля, которую он принял за Индию. Он ее так и назвал, а людей, которые там жили, он назвал индийцами.
И только после его смерти итальянский путешественник Америго Веспуччи доказал, что открытая Колумбом земля – это не Индия, а новый материк. Вот его именем и была названа Америка. Но память о Колумбе хранит в своем названии одна из стран Центральной Америки – Колумбия.
Фернан Магеллан – португальский путешественник. В 1519 году 5 кораблей отправились в кругосветное путешествие. Это было очень тяжелое плавание: из пяти кораблей вернулось только 3, а из 265 членов экипажа – осталось лишь 17 человек. Главный результат этого путешествия стало то, что было доказано, что Земля имеет форму шара. А также экспедиция выяснила, что большую часть поверхности Земли составляет моря и океаны. А самый большой – это Тихий океан, был назван так Магелланом.
Фаддей Беллинсгаузен был начальником экспедиции, отправленной в южнополярные моря. Она состояла из 2 шлюпок «Восток» и «Мирный». Шлюпкой «Мирный» командовал Михаил Лазарев. Экспедиция открыла много остовов и целый континент – Антарктиду. Поэтому экспедиция Беллинсгаузена по праву считается одной из самых важных в истории географических открытий.
Расскажите об изобретениях 19 века. (слайд № 13)
(Рассказ ученика)
Новое время принесло человечеству множество технических изобретений. Одним из них был паровоз. Это локомотив с паровым котлом и паровой машиной. Первый паровоз был создан в Великобритании в 1813 году. В России первый паровоз был построен братьями Черепановыми в 1833 году.
Следующее изобретение – пароход. Судно приводимое в движение паровой машиной. Первый пароход «Клермонт» был построен в 1807 году в Америке Робертом Фултоном. В России один из первых пароходов «Елизазавета» был построен в 1815 году. Он был использован для рейсов между Санкт-Петербургом и Кронштадтом.
Фотография . Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом. Но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение легко можно было размножить в любом количестве экземпляров.
Телефон. Телефонная связь обеспечивает ведение устных переговоров между двумя абонентами, которые находятся на любом расстоянии друг от друга. Первый телефонный аппарат был создан в 1876г.Алекса́ндром Грэмом Беллом.
Телеграф. В 1832 году русский ученый Павел Львович Шиллинг изобрёлтелеграф, который был удачно испытан в Петербурге. А в 1837 году этот аппарат был усовершенствован американцем Самуэлем Морзе и его можно было применять повсеместно.
Второй такой автомобиль был построен в 1770 году и ездил по булыжным улицам Парижа. Он имел максимальную скорость 2 мили в час и весил 8000 фунтов. Парижане не были в восторге от производимого им грохота и частого опрокидывания этого чудовища, но чашу их терпения переполнила первая в мире транспортная авария. когда этот паровой гигант врезался в каменную стену и разбил ее .Первые паровые автомобили были настолько тяжелыми, что могли передвигаться только по практически идеально ровной и твердой поверхности.
1863г. В Лондоне открылась первая в мире линия метро. Протяженность этого участка метрополитена составляла 3,6 км, имелось 7 станций. Несмотря на то что поезда, курсировавшие по нему, работали на угле, копоть от которого делала пассажиров черными, метро сразу пришлось по душе жителям британской столицы. Уже в первый же день новым видом транспорта воспользовалось около 30 тыс. человек
4. Изучение нового материала
-Новейшее время – самая короткая среди эпох в истории человечества. Началось новейшее время в октябре 1917 года, когда в России произошла Октябрьская революция.
Какое же это было время?
Жестокое время –Великая октябрьская революция, Первая мировая война, Вторая мировая война, атомная бомбардировка японских городов .
Мудрое время – человек в космосе, а затем и на Луне .
Время компьютеров – нужно ли объяснять значение этой фразы?
Время новейших материалов – нас уже не удивишь самолетом из различных пластмасс, кузовом автомобиля из стеклопластика и двигателем, где не использовано ни грамма металла.
Трудное время – не только для людей, но и для нашей родной планеты Земля.
Загрязнение и обмеление рек и озер, исчезновение многих видов растений и животных. Появление «озоновой дыры» над Южным полюсом – все это результат безответственного отношения людей к природе.
Новейшее время сейчас действительно самая короткая историческая эпоха. Сколько она продлится – зависит от нас с вами.
Работа с учебником.
Текст с28-31 (учебник «Мир вокруг нас» Плешаков). Чтение хорошо читающими учениками.
Анализ прочитанного текста.
-Давайте обобщим, какие изменения произошли в жизни людей за эти 100 лет?
Путешественники продолжают покорять бескрайние ледяные просторы Арктики и Антарктиды. В 1909 г. американец Роберт Пири достиг Северного полюса. А в 1911 норвежец Руаль Амундсен покорил Южный полюс.
-А как изменилось устройство государственной жизни?
В начале века во главе многих государств находился один человек- монарх, а концу века в большинстве стран мира власть стала выборной.
-Какие изобретения 20 века присутствуют в каждом доме?