воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре;
реализовывать творческие способности школьников.
Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:
овладение навыками сравнения, по результатам наблюдения формулировать выводы в соответствии с целями и задачами;
формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
развитие навыков сотрудничества;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Форма проведения: работа в группах, парах, фронтальная работа.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цель урока, планировать своё учебное действие в соответствии с поставленной задачей, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной (схематической) форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в собственной системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: диалог, постановка проблемы
Педагогические технологии:
проблемно-диалогического обучения,
деятельностного метода обучения,
развития критического мышления.
Методы обучения:
диалогический,
исследовательский
метод «Фишбоун» (Д. Баланка)
Нередко в объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее составляющие. Поможет в этом составление схемы. “Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки. Также и в нашей схеме. Схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования. На верхних косточках будут выписываться те или иные причины или части рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, раскрывающие ее суть.
Оборудование: индивидуальные карточки , карточки для работы в парах, PowerPoint
ХОД УРОКА
I. Вызов
– Ребята, посмотрите на картинки на слайде (Слайд 2). Что вы видите? (Разные растения) – Предположите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О растениях) – У каждого из вас карточки, которую вы заполните в течение урока
ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
УЗНАЛ
– А что знаете вы по этой теме нашего урока? Какие бывают растения? Учащиеся вспоминают информацию, которой они владеют по данной теме, изаполняют первую часть таблицы (Знаю). – А что бы вы хотели узнать о растениях?
Учитель предлагает детям высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме. Учащиеся заполняют вторую часть таблицы (Хочу узнать).
Данное задание может выполняться индивидуально, в парах, в группах. Заполнение третьего столбца таблицы (Узнал) предполагается на стадии рефлексии в конце урока.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
II. Осмысление содержания
Этап ознакомления с новым материалом. Работа в паре с карточками
Действия учителя
Действия учащихся
ИКТ
1. Наблюдение за многообразием растений
– Назовите растения, которые вы видите на слайдах. – Чем похожи все растения? Что общего у разных растений?
– А чем отличаются?
– У всех растений есть корень, стебель (или ствол), листья, цветки, могут быть плоды с семенами. – Некоторые большие растения (деревья) имеют стволы. А у маленьких растений (у травы) вместо стволов мягкие стебли. Интересно смотреть на кусты: у них много стволов, только стволы эти тонкие.
Слайды № 2, 3.
2. Оформление схемы
Постановка проблемного вопроса.
– В какие группы можно распределить разные растения? Составим и заполним следующую схему о разновидностях растений. Схема наша очень похожа на скелет рыбы. В голове рыбы запишем проблему, которую мы будем решать на уроке.
– На какие три группы можно разделить всё многообразие растений? – Напишем название этих групп на верхних косточках.
– Какие растения относятся к деревьям? – Кто догадался, как проверить, что данное растение – дерево? – Чем отличается дерево от остальных растений? – Запишем это на соответствующей нижней косточке.
Приведите примеры.
– Что такое кустарники? – Что можно сказать о кустарнике?
Приведите примеры.
А есть такие растения, у которых нет стволов. Как поступить в этом случае? К какой группе отнести эти растения? Что можете сказать о растениях-травах?
Приведите примеры.
Физкультминутка. Игра на внимание: «Не ошибись».
Учитель поочередно называет 3 слова: деревья, кустарники, травы. Дети на каждое слово выполняют определённые упражнения:
деревья – прыжок вверх;
кустарники – руки в стороны;
травы – приседание.
Слова называются всё быстрее и в разном порядке.
– Травы, кустарники, деревья.
Оформление схемы: верхние кости
– У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки. Оформление схемы: нижняя косточка запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (названия деревьев).
Сосна, ель, берёза, клён…
Кустарник имеет не один ствол, а много стволов. Постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволы.
Оформление схемы: нижняя косточка запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (названия кустарников).
Смородина, шиповник, малина, калина…
– Травы имеют мягкие зеленые стебли. Травы живут меньше, чем деревья и кустарники.
Подорожник, душица, ромашка, лютики…
Слайд № 6.
Слайд № 7.
Слайд № 8.
Слайд № 9.
Слайды № 10, 11.
3. Вывод
– Ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Какие бывают растения? – На какие группы мы разделили растения?
– Какой вывод сделаем?
– Запишем вывод в хвосте рыбы. У каждой пары учеников карточка с изображением рыбьего скелета будет заполнена
– Ребята, а какую роль как представители живой природы выполняют растения? И какое значение растения имеют для человека?
Деревья, кустарники, травы.
Чтобы определить, к какой группе относится растение, надо определить его главный отличительный признак: вид ствола (если он есть).
Слайд № 12.
деревья
кустарники
травы
Чтобы определить, к какой группе относится растение, надо рассмотреть его главный отличительный признак: вид ствола (если он есть)
Один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки.
Имеют не один ствол, а много стволов.
Имеют мягкие зеленые стебли
Какие
бывают
растения?
III. Рефлексия:
Анализ полученной информации. Заполнение третьего столбца таблицы «Узнал» (Приложение 1).
– Сегодня я узнал (а)… – Было интересно… – Было трудно…. – Теперь я могу…