kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Русь - раба или защитница"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часть 2. Раздел "Страницы истории России". Урок обобщения и систематизации знаний. В основе лежит проблемно-поисковый метод и методы ТРИЗ технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Русь - раба или защитница"»

Урок окружающего мира 4 класс.


Тема: Русь – раба или защитница?

Цель: проследить путь исторического развития Руси от 13 до 15 века и ответить на проблемный вопрос: Русь – раба или защитница?

Задачи:

Образовательные:

1. Обобщить и систематизировать полученные знания учащихся по данной теме.

2. Познакомить учащихся с деятельностью Ивана III, как освободителя Руси от монголо-татарского ига.

Развивающие:

1. Формировать умение работать в группах.

2. Развивать монологическую речь при ответе на вопрос.

Воспитательные:

Воспитывать гордость за свою страну, интерес к русской истории.

формирование у старшеклассников чувства патриотизма, позитивного отношения к историческому прошлому России, стимулирование познавательного интереса к истории нашей страны;


Методы: проблемно – поисковые, творческие

Формы организации: фронтальная, групповая

Средства: презентация, доска, раздаточный материал.


Ход урока.


I. Орг момент.


II Актуализация и целеполагание.


О, Родина! В неярком блеске

Я взором трепетным ловлю

Твои пролески, перелески -

Все, что без памяти люблю:


И шорох рощи белоствольной,

И синий дым в дали пустой,

И ржавый крест над колокольней,

И низкий холмик со звездой...


- О чем это стихотворение? ( о России)

- Какие ассоциации у вас возникают с этим словом в настоящее время?

- В 19 веке Некрасов пишет поэму «Кому на Руси жить хорошо». В этой поэме есть такие строки

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная

Матушка-Русь.


- Какой видит Русь Некрасов? (сильной и слабой; бедной и богатой)

- Что чувствуется в этих строках? (Непостоянство).

- Да, Русь прошла длинный путь исторического развития, много испытаний ей встретилось на этом пути и это точно подмечает в своих строках поэт.

- В настоящее время мы с вами изучаем историю Руси на рубеже 13-15 веков. А какие же строки из стихотворения Некрасова подойдут именно для этого периода?

Сегодня нам предстоит ответить на этот вопрос: Русь – раба или воительница?

А поможет нам в этом «презентация», которая легко и быстро сможет нас перенести в любой век.


1.1240 года – завоевание монголо-татарами Руси.


Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли…

Жестоких воинов раскосых

Батый собрал со всей земли…

Так шла чудовищным потоком

На Русь монгольская орда

В одном стремлении жестоком –

Сжигать и грабить города.


- Как вы думаете, почему монголо-татары смогли завоевать Русь? (карта)


- Давайте попробуем выяснить, какое же историческое значение для Руси имело нашествие монголо-татар. В этом нам поможет схема.


Задание: собрать схему, сделать вывод.


Историческое значение нашествия золотой орды для Руси.


В результате нашествия погибло около половины населения. Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, Чернигов, Новгород-Северский и другие крупные города были разрушены. Развитая городская культура Древней Руси была уничтожена.

На несколько десятков лет в русских городах практически прекращается строительство из камня. Исчезли сложные ремёсла. «Русь была отброшена назад на несколько столетий. Южные русские земли потеряли почти всё осёдлое население. Уцелевшее население уходило на лесной северо-восток, концентрируясь в междуречье Северной Волги и Оки. Здесь были более бедные почвы и более холодный климат, чем в южных полностью разорённых регионах Руси, а торговые пути находились под контролем монголов. В своём социально-экономическом развитии Русь была значительно отброшена назад.


Моделирование (составить схему, пользуясь материалами)



2. Иван 1 Калита – жестокий и хитрый для достижения своих целей правитель.

князь московский с 1325 до 1340.

Иван I Данилович Калита получил свое прозвище, как говорит легенда, из-за того, что постоянно носил с собой кошелек (калиту) для раздачи милостыни. Но было бы ошибочным считать его этаким князем-миротворцем, блаженным философом, покровительствующим нищим. Ни в коем случае. Иван Калита зарекомендовал себя в истории как хитрый, жесткий и весьма дальновидный правитель, незаурядный политик, который умел создавать имидж по своему желанию. Можно сказать, что кошелек для раздачи милостыни был одной из частей имиджа, но не более того. Душа Ивана Калиты не страдала за отдельных людей, он мыслил совсем другими масштабами.


Игра «Угадай, о ком идет речь?»

На столах карточки:

  1. Скопил и утаил от жадных ордынских ханов немало золота и серебра, принадлежащее Руси. (+)

  2. Постоянно носил у себя на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим.(+)

  3. Вошел в большую милость к хану и собирал дань для Золотой орды со всей Руси, беспощадно пресекая народное недовольство, вызывавшееся тяжёлыми поборами (-)

4. Скупал у других князей их земли или брал силой, расправляясь со своими противниками — другими русскими князьями. (-)

  1. Первый понял, что главная причина бессилия Русской земли – разрозненные земли и начал собирать и сращивать их с Москвой.(+)

  2. На 40 лет прекратились губительные ордынские нашествия и погромы.(+)



Распределить на 2 группы: черные и белые стороны личности.


Вновь над Родиной тучи багряные

И набат и гудит, и зовёт,

Вновь на Родину беды нагрянули,

Снова стонет великий народ.


Сколько ж можно терпеть,

Сколько можно страдать?

Всенародные кличут уста.

Время Русь собирать,

Время Русь собирать.

Где ж ты, Иван Калита?


3. Дмитрий Донской


- Угадайте о ком речь?


Он Сергием направлен в битву, владыкой духа на Руси,

Что вслед ему послал молитву: «Погибнув сам – других спаси!»

Ослябля в помощь был монаху, но все же имя – Пересвет,

Не дало дух наполнить страху, и он исполнил свой обет.



3. Мамай вновь грозиться напасть на Русь.

5. Сражение на Куликовом поле.

9.Появилась надежда освободиться от власти Орды.

1. Перестал считаться с волей хана, посылал меньше дани

4. Объединил силы всех русских княжеств.

7.Кровавая схватка

2. Золотая орда приходила в упадок. Русь окрепла.

6.Вооруженная русская армия

8.Паника, бегство, разгром врага


1. - Каким противоположным поступком отличился от Ивана Калиты?

2. - Почему он мог позволить себе так поступить

3. – Какова же была реакция Мамая?

4. – В чем видел победу Руси над татарами князь Дмитрий? С какой целью отправил Дмитрий Иванович гонцов в разные стороны Русской земли?

5. – Где произошло сражение русских и монголо-татарских войск?

6. – Как изменилась русская армия при князе Дмитрии?

7. – Дайте название сражению.

На том ведь поле сильные войска сошлись, из них выступали кровавые зори, а в них трепетали сверкающие молнии от блеска мечей. И был шум и гром великий от треска копий и от ударов мечей, так что нельзя было в этот горестный час оглядеть никак это свирепое побоище.

  1. – Чем закончилось сражение?

  2. – Какая надежда появилась у русского народа с победой на Куликовом поле?


Однако Орда все еще была не сломлена. Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной.


4. Иван 3.


Потребовалось еще 100 лет, чтобы совсем освободиться от ордынской зависимости. В то время на Руси правил Иван 3.


Историки называют Ивана 3: дальновидным политиком, освободителем Руси, «государем всея Руси». Кто из них прав? (работа в группах)


Наводящие вопросы:

1 группа:

2. С какой целью он это делал?


2. группа:

1. Как относился Иван 3 к монголо-татарам?

2. Согласился ли он выплачивать дань Золотой Орде?

3. Какие военные действия принял для отпора врага?

4 Чем закончились эти действия?


3 группа:

1. Какие преобразования были сделаны Иваном 3 в Москве?

2. Продолжали ли развиваться ремесла при Иване 3?

3. Изменилось ли отношение других стран к Руси? Докажите.



Обобщение материала.


Выполнили ли мы задачи урока? Докажите.



Рефлексия.

Продолжи предложение: сегодня на уроке я понял, что……….

Сегодня на уроке мне понравилось…….



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Русь - раба или защитница"

Автор: Зобнина Наталья Валерьевна

Дата: 15.02.2021

Номер свидетельства: 573275


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства