kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "По заповедникам и национальным паркам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в технологии деятельностного метода. Подходит для любого УМК. На уроке представлена групповая работа

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе по теме "По заповедникам и национальным паркам"»

Урок окружающего мира. 4 класс. УМК «Перспектива»

ТЕМА: По заповедникам и национальным паркам

Учитель: Захарова И.П.

Ход урока:


  1. Актуализация знаний и постановка проблемы

- Сегодняшний урок мне хочется начать словами Е.Евтушенко: (Слайд №1)

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!  

- О чем говорится в этом стихотворении? (об охране природы)

- Как вы поняли выражение «убивайте лишь зверей внутри себя»? (не будьте жестоки, относитесь по-доброму, заботливо к окружающей природе)

- Сегодня мы продолжим изучение раздела, посвященного охране природы.


- Послушайте песню ♪ (звучит 1 куплет и припев песни «Беловежская пуща»)

Определите тему сегодняшнего урока

О каком крае эта песня? (Беловежская Пуща – заповедник Белоруссии, объект Всемирного наследия Юнеско) (Слайд №2)

- Как вы понимаете слова «заповедная даль»? (тщательно оберегаемая, хранимая, неприкосновенная)

- Какова же тема урока? (Заповедники) (щелчок)


- Что такое «заповедники»?

Заповедники (щелчок) – это особо охраняемые природные территории, на которых запрещена любая хозяйственная деятельность человека: сбор грибов, ягод, лекарственных растений, запрещена охота, рыбная ловля, добыча полезных ископаемых. В заповедниках ведётся научно-исследовательская работа.


- Какие еще виды охраняемых территорий вы знаете? (заказники, национальные парки)

- Чем заказники отличаются от заповедников? (Слайд №3)

Заказник – род заповедника, где временно запрещена охота, или где находится под особой охраной определённый вид животных или растений. В заказнике частично разрешена хозяйственная деятельность человека. После восстановления природных объектов заказники могут закрываться.

- Что такое национальный парк? (щелчок)

Национальный парк – это охраняемая территория, где хозяйственная деятельность ограничена. Это природный музей под открытым небом. Места отдыха и туризма.

- Что же общего между заповедниками, заказниками и национальными парками? (создаются для охраны природы)

- Есть и другие охраняемые территории – ботанические сады, дендрарии.


- Сегодня мы совершим путешествие по заповедным зонам родного края (Слайд №4)


  1. Открытие новых знаний

- Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относится к временам правления великого князя Мономаха (конец XI – начало XII века).

- Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру I – первому российскому императору.

В 1718 году (какой век?) он принял указ об учреждении «заповедных участков» и объявлении «заповедных деревьев», нарушение которого каралось смертной казнью. Петр I издавал и другие указы, согласно которым выделялись заповедные зоны вокруг рек и озер.

- Сегодня в России более 100 заповедников и более 60 национальных парков (Слайд №5). Их число постепенно увеличивается. Они охватывают все природные зоны.


- Самый первый заповедник России – Баргузинский (Слайд №6) создан в 1917 году на побережье озера Байкал для восстановления численности соболя. (щелчок)

Он славится великолепными кедровыми лесами и горными реками. На территории заповедника богатый растительный мир. Только грибов ученые обнаружили 130 видов, а высших растений произрастает там более 1000 видов


Работа с учебником

С. 120-121 - Найдите на карте Баргузинский заповедник

(Каким цветом обозначены заповедники?)

- Кто сможет показать на карте природных зон у доски?

Отметим флажком на карте


- В нашей республике есть 3 заповедника и 1 национальный парк «Башкирия»

- Кто знает, как они называются заповедники Башкортостана?

Государственный природный заповедник «Шульган-Таш»

(Слайд №7)

На территории заповедника находится уникальная карстовая Капова пещера, или Шульган-Таш.

Южно-Уральский государственный природный заповедник

(Слайд №8)

Образован с целью сохранения уникальных природных комплексов Южного Урала - горно-таежных елово-пихтовых лесов.


- Самым старым заповедником нашей республики является

Башкирский государственный природный заповедник

(Слайд №9) Он был организован в 1930 году для охраны ненарушенных лесов.

- Совершим виртуальную экскурсию по этому заповеднику.

- просмотр видеоролика (1 мин 12 с) (Слайд №10)

- После просмотра нужно ответить на вопросы:

- Где расположен заповедник? (на границе Европы и Азии в центре Южного Урала) (показать на карте! И отметить флажком! )

- Кто обитает и что растет на территории заповедника?

- Только здесь ещё встречается дикая башкирская бортевая пчела. (Слайд №11, щелчок)

Здесь обитает представитель оленей, занесенный в Красную книгу – марал (щелчок) и растет 18 видов орхидей и краснокнижный Венерин башмачок (щелчок).


- Познакомимся с другими заповедниками различных природных зон

Будем работать в группах по плану (Слайд №12)

  1. Название заповедника

  2. Когда образован

  3. Расположение (показать по карте)

  4. Обитатели заповедника

- Пользуясь материалами учебника, таблицей на «Дополнительных страничках», картой и дополнительными материалами каждая группа ответит на вопросы и сделает сообщение о заповеднике одной природной зоны.

(учитель раздает материалы для каждой группы)

1 гр. – арктическая пустыня (Слайд №13)

2 гр. – тундра (Слайд №14)

3 гр. – лесная зона (Слайд №15)

4 гр. – степь (Слайд №16)

5 гр. – пустыня (Слайд №17)

6 гр. – субтропики Черноморского побережья (Слайд №18)


- Проверим работу групп

(1 ученик выходит к доске, называет заповедник, показывает по карте, прикрепляет флажок, рассказывает, что узнали и прикрепляет на доску лист ответа)


  1. Итог урока

- С какими природными охраняемыми объектами мы сегодня познакомились?

С какой целью они создаются?

- Как вы поняли, какие территории запрещено посещать? (заповедники)

На каких охраняемых природных территориях вы можете гулять, отдыхать с родителями и друзьями? (национальные парки)

На каких природных территориях восстанавливается численность животных и растений? (заказники)

- Соотнесите название природной зоны и заповедника, который там находится (Слайд №19)

Природная зона

Заповедник

1.Арктика

А. «Остров Врангеля»

2.Тундра

Б. Приокско-Террасный

3.Лесная зона

В. Таймырский

4.Степь

Г. Крымский

5.Пустыня

Д. Центрально-Черноземный

6.Субтропики

Е. «Чёрные земли»

1-А, 2-В, 3-Б, 4-Д, 5-Е, 6-Г


- Завершить урок я хочу словами поэта: (Слайд №20)

Я должен над цветками наклониться 

Не для того, чтоб рвать или срезать, 

А чтоб увидеть добрые их лица 

И доброе лицо им показать. 

- Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, летали бабочки, пели птицы. И чтобы еще многие поколения людей могли жить на планете Земля.


Д/з С. 120-125, Р.т. с. 68 зад. 1,

Подготовить сообщение об одном нац. парке

1 группа

Зона арктических пустынь


  1. Прочитайте текст учебника «В Арктике», стр. 122, 1-3 абзац.


Дополните предложения

В зоне арктических пустынь находится заповедник __________________________________________________________.

Он назван в честь российского мореплавателя __________________________________________________________.


  1. Рассмотрите таблицу, стр. 142. Узнайте, когда образован этот заповедник.


Дополните предложение

Заповедник образован в __________ году.


  1. Пользуясь текстом учебника, стр. 122 и таблицей, стр. 142, дополните предложение

Он расположен между _____________________________________ ________________________________морями в _________________

________________________________ округе.


  1. Найдите и покажите заповедник на карте, стр. 120-121.


  1. Пользуясь текстом учебника, стр. 122, определите, какие животные там обитают.


Дополните предложение

На «Острове Врангеля» находятся под защитой _________________,____________________,____________________.











2 группа

Зона тундры


  1. Прочитайте текст

Госуда́рственный приро́дный биосфе́рный запове́дник «Таймы́рский» — один из крупнейших заповедников России. Расположен в тундре на полуострове Таймыр. Среди обитателей заповедника дикие северные олени. Во многих других районах тундры они уже не встречаются. Обитает редкая краснозобая казарка и одна из крупнейших в мире групп дикого северного оленя. Более двадцати лет назад в заповеднике начался эксперимент по расселению овцебыка. Теперь около двух тысяч этих интересных животных расселились по Таймырскому заповеднику.


Дополните предложения

В зоне тундры находится____________________________ заповедник.


  1. Рассмотрите таблицу, стр. 142. Узнайте, когда образован этот заповедник.


Дополните предложение

Заповедник образован в __________ году.


  1. Пользуясь текстом выше и таблицей, стр. 142, дополните предложение

Он расположен на полуострове _______________________ в

_________________________ крае.


  1. Найдите и покажите заповедник на карте, стр. 120-121.


  1. Пользуясь текстом выше, определите, какие животные там обитают.


Дополните предложение

В заповеднике обитают _____________________________, _______________________, _________________________.



3 группа

Зона лесов


  1. Прочитайте текст учебника «Под сенью лесов», стр. 123, 1-3 абзац.


Дополните предложения

В зоне лесов находится____________________________________ заповедник. Он назван так потому, что берег спускается к реке уступами, которые называются________________________.


  1. Рассмотрите таблицу, стр. 142. Узнайте, когда образован этот заповедник.


Дополните предложение

Заповедник образован в __________ году.


  1. Пользуясь текстом учебника, стр. 122 и таблицей, стр. 142, дополните предложение

Он находится недалеко от города ____________________, на берегу реки __________ в ________________________ области.


  1. Найдите и покажите заповедник на карте, стр. 120-121.


  1. Пользуясь текстом учебника, стр. 123, определите, какие животные там обитают.


Дополните предложение

Самый знаменитый зверь заповедника _________________.














4 группа

Зона лесостепи


  1. Прочитайте текст

Сохранившиеся участки степей взяты под охрану в Центрально-Чернозёмном заповеднике. Заповедник расположен в юго-западной части Среднерусской возвышенности. Основная цель заповедника — сохранение целинных степных участков в сочетании с лесами различных типов. Входит в систему биосферных заповедников мировой сети ЮНЕСКО. Особенную ценность заповедника составляют почвы. Под особую охрану взято 110 редких видов растений. Ковыль перистый, пион тонколистый занесены в Красную книгу России. Фауна представлена 50 видами млекопитающих.

Дополните предложения

В лесостепной зоне находится _______________________________________ заповедник.


  1. Рассмотрите таблицу, стр. 142. Узнайте, когда образован этот заповедник.


Дополните предложение

Заповедник образован в __________ году.


  1. Пользуясь текстом выше и таблицей, стр. 142, дополните предложение

Он расположен на __________________________ возвышенности в _____________________ области.


  1. Найдите и покажите заповедник на карте, стр. 120-121.


  1. Пользуясь текстом выше, определите, какие растения там охраняются.


Дополните предложение

В заповеднике находятся под охраной __________________________, _______________________________.


5 группа

Зона пустынь


  1. Прочитайте текст учебника «В засушливых районах», стр. 124, 2-ой абзац.


Дополните предложения

В зоне пустынь находится заповедник ____________________________________. Он назван так потому, что здесь не бывает ___________ и растет много полыни с ________________ веточками.


  1. Рассмотрите таблицу, стр. 142. Узнайте, когда образован этот заповедник.


Дополните предложение

Заповедник образован в __________ году.


  1. Пользуясь таблицей, стр. 142 и картой, стр. 120-122, дополните предложение

Он находится в республике ____________________ недалеко от ____________________моря.


  1. Найдите и покажите заповедник на карте, стр. 120-121.


  1. Пользуясь текстом учебника, стр. 123, определите, какие животные там обитают.


Дополните предложение

Заповедник создан для охраны и изучения _________________, ________________, ________________.











6 группа

Зона субтропиков


  1. Прочитайте текст

Крымский природный заповедник – особо охраняемая территория Республики Крым. Создан для сохранения уникальной природы Черноморского побережья. Статус государственного заповедника местность получила в 1991 году. Здесь насчитывается 8 тысяч разных видов насекомых. Ведется строгий учет особей благородных оленей, можно встретить черного грифа. Главным достоянием считаются лебеди-шипуны. Здесь растет более 1200 видов растений. Встречается реликтовый тис, возраст отдельных экземпляров достигает 1000 лет.

Дополните предложения

В субтропической зоне находится _____________________ заповедник.


  1. Пользуясь текстом выше, узнайте, когда образован этот заповедник.


Дополните предложение

Заповедник образован в __________ году.


  1. Пользуясь текстом выше, дополните предложение

Он расположен в Республике ______________ на побережье ________________ моря.


  1. Найдите и покажите заповедник на карте, стр. 120-121.


  1. Пользуясь текстом выше, определите, какие растения и животные находятся под охраной.


Дополните предложение

В заповеднике находятся под охраной _____________________________________________________________________________________________________________________.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "По заповедникам и национальным паркам"

Автор: Захарова Ирина Павловна

Дата: 28.04.2021

Номер свидетельства: 579554

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(100) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "267464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374660"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(102) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "267465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374669"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Стихийные явления природы.              Экологические     проблемы. Заповедники.Национальные парки Африки. "
    ["seo_title"] => string(99) "stikhiinyie-iavlieniia-prirody-ekologhichieskiie-probliemy-zapoviedniki-natsional-nyie-parki-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "140258"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417907267"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Проект "Национальные парки и памятники природы Челябинской области " "
    ["seo_title"] => string(72) "proiekt-natsional-nyie-parki-i-pamiatniki-prirody-chieliabinskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "150077"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420392481"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "План-конспект урока  географии в 8 классе "Заповедники Казахстана" "
    ["seo_title"] => string(70) "plan-konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie-zapoviedniki-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "171453"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423672621"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства