Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе по теме "По заповедникам и национальным паркам"»
Урок окружающего мира. 4 класс. УМК «Перспектива»
ТЕМА: По заповедникам и национальным паркам
Учитель: Захарова И.П.
Ход урока:
Актуализация знаний и постановка проблемы
- Сегодняшний урок мне хочется начать словами Е.Евтушенко: (Слайд №1)
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
- О чем говорится в этом стихотворении? (об охране природы)
- Как вы поняли выражение «убивайте лишь зверей внутри себя»? (не будьте жестоки, относитесь по-доброму, заботливо к окружающей природе)
- Сегодня мы продолжим изучение раздела, посвященного охране природы.
- Послушайте песню ♪ (звучит 1 куплет и припев песни «Беловежская пуща»)
Определите тему сегодняшнего урока
О каком крае эта песня? (Беловежская Пуща – заповедник Белоруссии, объект Всемирного наследия Юнеско) (Слайд №2)
- Как вы понимаете слова «заповедная даль»? (тщательно оберегаемая, хранимая, неприкосновенная)
- Какова же тема урока? (Заповедники) (щелчок)
- Что такое «заповедники»?
Заповедники(щелчок) – это особо охраняемые природные территории, на которых запрещена любая хозяйственная деятельность человека: сбор грибов, ягод, лекарственных растений, запрещена охота, рыбная ловля, добыча полезных ископаемых. В заповедниках ведётся научно-исследовательская работа.
- Какие еще виды охраняемых территорий вы знаете? (заказники, национальные парки)
- Чем заказники отличаются от заповедников? (Слайд №3)
Заказник – род заповедника, где временно запрещена охота, или где находится под особой охраной определённый вид животных или растений. В заказнике частично разрешена хозяйственная деятельность человека. После восстановления природных объектов заказники могут закрываться.
- Что такое национальный парк? (щелчок)
Национальный парк – это охраняемая территория, где хозяйственная деятельность ограничена. Это природный музей под открытым небом. Места отдыха и туризма.
- Что же общего между заповедниками, заказниками и национальными парками? (создаются для охраны природы)
- Есть и другие охраняемые территории – ботанические сады, дендрарии.
- Сегодня мы совершим путешествие по заповедным зонам родного края (Слайд №4)
Открытие новых знаний
- Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относится к временам правления великого князя Мономаха (конец XI – начало XII века).
- Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру I – первому российскому императору.
В 1718 году (какой век?) он принял указ об учреждении «заповедных участков» и объявлении «заповедных деревьев», нарушение которого каралось смертной казнью. Петр I издавал и другие указы, согласно которым выделялись заповедные зоны вокруг рек и озер.
- Сегодня в России более 100 заповедников и более 60 национальных парков (Слайд №5). Их число постепенно увеличивается. Они охватывают все природные зоны.
- Самый первый заповедник России – Баргузинский(Слайд №6) создан в 1917году на побережье озера Байкал для восстановления численности соболя. (щелчок)
Он славится великолепными кедровыми лесами и горными реками. На территории заповедника богатый растительный мир. Только грибов ученые обнаружили 130 видов, а высших растений произрастает там более 1000 видов
Работа с учебником
С. 120-121 - Найдите на карте Баргузинский заповедник
(Каким цветом обозначены заповедники?)
- Кто сможет показать на карте природных зон у доски?
Отметим флажком на карте
- В нашей республике есть 3 заповедника и 1 национальный парк «Башкирия»
- Кто знает, как они называются заповедники Башкортостана?
Государственный природный заповедник «Шульган-Таш»
(Слайд №7)
На территории заповедника находится уникальная карстовая Капова пещера, или Шульган-Таш.
Южно-Уральский государственный природный заповедник
(Слайд №8)
Образован с целью сохранения уникальных природных комплексов Южного Урала - горно-таежных елово-пихтовых лесов.
- Самым старым заповедником нашей республики является
Башкирский государственный природный заповедник
(Слайд №9) Он был организован в 1930 году для охраны ненарушенных лесов.
- Совершим виртуальную экскурсию по этому заповеднику.
- просмотр видеоролика (1 мин 12 с) (Слайд №10)
- После просмотра нужно ответить на вопросы:
- Где расположен заповедник? (на границе Европы и Азии в центре Южного Урала) (показать на карте! И отметить флажком! )
- Кто обитает и что растет на территории заповедника?
- Только здесь ещё встречается дикая башкирская бортевая пчела. (Слайд №11, щелчок)
Здесь обитает представитель оленей, занесенный в Красную книгу – марал(щелчок) и растет 18 видов орхидей и краснокнижный Венерин башмачок(щелчок).
- Познакомимся с другими заповедниками различных природных зон
Будем работать в группах по плану (Слайд №12)
Название заповедника
Когда образован
Расположение (показать по карте)
Обитатели заповедника
- Пользуясь материалами учебника, таблицей на «Дополнительных страничках», картой и дополнительными материалами каждая группа ответит на вопросы и сделает сообщение о заповеднике одной природной зоны.
(учитель раздает материалы для каждой группы)
1 гр. – арктическая пустыня (Слайд №13)
2 гр. – тундра (Слайд №14)
3 гр. – лесная зона (Слайд №15)
4 гр. – степь (Слайд №16)
5 гр. – пустыня (Слайд №17)
6 гр. – субтропики Черноморского побережья (Слайд №18)
- Проверим работу групп
(1 ученик выходит к доске, называет заповедник, показывает по карте, прикрепляет флажок, рассказывает, что узнали и прикрепляет на доску лист ответа)
Итог урока
- С какими природными охраняемыми объектами мы сегодня познакомились?
С какой целью они создаются?
- Как вы поняли, какие территории запрещено посещать? (заповедники)
На каких охраняемых природных территориях вы можете гулять, отдыхать с родителями и друзьями? (национальные парки)
На каких природных территориях восстанавливается численность животных и растений? (заказники)
- Соотнесите название природной зоны и заповедника, который там находится (Слайд №19)
Природная зона
Заповедник
1.Арктика
А. «Остров Врангеля»
2.Тундра
Б. Приокско-Террасный
3.Лесная зона
В. Таймырский
4.Степь
Г. Крымский
5.Пустыня
Д. Центрально-Черноземный
6.Субтропики
Е. «Чёрные земли»
1-А, 2-В, 3-Б, 4-Д, 5-Е, 6-Г
- Завершить урок я хочу словами поэта: (Слайд №20)
Я должен над цветками наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
- Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, летали бабочки, пели птицы. И чтобы еще многие поколения людей могли жить на планете Земля.
Д/з С. 120-125, Р.т. с. 68 зад. 1,
Подготовить сообщение об одном нац. парке
1 группа
Зона арктических пустынь
Прочитайте текст учебника «В Арктике», стр. 122, 1-3 абзац.
Дополните предложения
В зоне арктических пустынь находится заповедник __________________________________________________________.
Он назван в честь российского мореплавателя __________________________________________________________.
Рассмотрите таблицу, стр. 142. Узнайте, когда образован этот заповедник.
Дополните предложение
Заповедник образован в __________ году.
Пользуясь текстом учебника, стр. 122 и таблицей, стр. 142, дополните предложение
Он расположен между _____________________________________ ________________________________морями в _________________
________________________________ округе.
Найдите и покажите заповедник на карте, стр. 120-121.
Пользуясь текстом учебника, стр. 122, определите, какие животные там обитают.
Дополните предложение
На «Острове Врангеля» находятся под защитой _________________,____________________,____________________.
2 группа
Зона тундры
Прочитайте текст
Госуда́рственный приро́дный биосфе́рный запове́дник «Таймы́рский» — один из крупнейших заповедников России. Расположен в тундре на полуострове Таймыр. Среди обитателей заповедника дикие северные олени. Во многих других районах тундры они уже не встречаются. Обитает редкая краснозобая казарка и одна из крупнейших в мире групп дикого северного оленя. Более двадцати лет назад в заповеднике начался эксперимент по расселению овцебыка. Теперь около двух тысяч этих интересных животных расселились по Таймырскому заповеднику.
Дополните предложения
В зоне тундры находится____________________________ заповедник.
Рассмотрите таблицу, стр. 142. Узнайте, когда образован этот заповедник.
Дополните предложение
Заповедник образован в __________ году.
Пользуясь текстом выше и таблицей, стр. 142, дополните предложение
Он расположен на полуострове _______________________ в
_________________________ крае.
Найдите и покажите заповедник на карте, стр. 120-121.
Пользуясь текстом выше, определите, какие животные там обитают.
Дополните предложение
В заповеднике обитают _____________________________, _______________________, _________________________.
3 группа
Зона лесов
Прочитайте текст учебника «Под сенью лесов», стр. 123, 1-3 абзац.
Дополните предложения
В зоне лесов находится____________________________________ заповедник. Он назван так потому, что берег спускается к реке уступами, которые называются________________________.
Рассмотрите таблицу, стр. 142. Узнайте, когда образован этот заповедник.
Дополните предложение
Заповедник образован в __________ году.
Пользуясь текстом учебника, стр. 122 и таблицей, стр. 142, дополните предложение
Он находится недалеко от города ____________________, на берегу реки __________ в ________________________ области.
Найдите и покажите заповедник на карте, стр. 120-121.
Пользуясь текстом учебника, стр. 123, определите, какие животные там обитают.
Дополните предложение
Самый знаменитый зверь заповедника _________________.
4 группа
Зона лесостепи
Прочитайте текст
Сохранившиеся участки степей взяты под охрану в Центрально-Чернозёмном заповеднике. Заповедник расположен в юго-западной части Среднерусской возвышенности. Основная цель заповедника — сохранение целинных степных участков в сочетании с лесами различных типов. Входит в систему биосферных заповедников мировой сети ЮНЕСКО. Особенную ценность заповедника составляют почвы. Под особую охрану взято 110 редких видов растений. Ковыль перистый, пион тонколистый занесены в Красную книгу России. Фауна представлена 50 видами млекопитающих.
Дополните предложения
В лесостепной зоне находится _______________________________________ заповедник.
Рассмотрите таблицу, стр. 142. Узнайте, когда образован этот заповедник.
Дополните предложение
Заповедник образован в __________ году.
Пользуясь текстом выше и таблицей, стр. 142, дополните предложение
Он расположен на __________________________ возвышенности в _____________________ области.
Найдите и покажите заповедник на карте, стр. 120-121.
Пользуясь текстом выше, определите, какие растения там охраняются.
Дополните предложение
В заповеднике находятся под охраной __________________________, _______________________________.
5 группа
Зона пустынь
Прочитайте текст учебника «В засушливых районах», стр. 124, 2-ой абзац.
Дополните предложения
В зоне пустынь находится заповедник ____________________________________. Он назван так потому, что здесь не бывает ___________ и растет много полыни с ________________ веточками.
Рассмотрите таблицу, стр. 142. Узнайте, когда образован этот заповедник.
Дополните предложение
Заповедник образован в __________ году.
Пользуясь таблицей, стр. 142 и картой, стр. 120-122, дополните предложение
Он находится в республике ____________________ недалеко от ____________________моря.
Найдите и покажите заповедник на карте, стр. 120-121.
Пользуясь текстом учебника, стр. 123, определите, какие животные там обитают.
Дополните предложение
Заповедник создан для охраны и изучения _________________, ________________, ________________.
6 группа
Зона субтропиков
Прочитайте текст
Крымский природный заповедник – особо охраняемая территория Республики Крым. Создан для сохранения уникальной природы Черноморского побережья. Статус государственного заповедника местность получила в 1991 году. Здесь насчитывается 8 тысяч разных видов насекомых. Ведется строгий учет особей благородных оленей, можно встретить черного грифа. Главным достоянием считаются лебеди-шипуны. Здесь растет более 1200 видов растений. Встречается реликтовый тис, возраст отдельных экземпляров достигает 1000 лет.
Дополните предложения
В субтропической зоне находится _____________________ заповедник.
Пользуясь текстом выше, узнайте, когда образован этот заповедник.
Дополните предложение
Заповедник образован в __________ году.
Пользуясь текстом выше, дополните предложение
Он расположен в Республике ______________ на побережье ________________ моря.
Найдите и покажите заповедник на карте, стр. 120-121.
Пользуясь текстом выше, определите, какие растения и животные находятся под охраной.
Дополните предложение
В заповеднике находятся под охраной _____________________________________________________________________________________________________________________.