Конспект урока по окружающему миру разработан с целью познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, дать представление об их взаимосвязи; сформулировать правила поведения на лугу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия: "Правила поведения на лугу"»
Тема: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»
Цель урока:
познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, дать представление об их взаимосвязи; сформулировать правила поведения на лугу.
Задачи урока:
1.Образовательные:
дать представление о разнообразных видах цветов и бабочек, встречающихся на лугу, формировать умение определять их название с помощью атласа-определителя, дать представление о взаимосвязи между ними, проанализировать поведение людей на лугу
2.Развивающие:
совершенствовать мыслительные операции: анализ, обобщение, сопоставление; развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие; развивать эстетические представления учащихся об окружающем мире.
3.Воспитывающие:
воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края; воспитывать аккуратность, любознательность.
Ход урока:
1.Орг. момент
Прозвенел для нас звонок
Начинаю наш урок
Гости к нам пришли сегодня
К ним сейчас вы повернитесь, Улыбнитесь, подружитесь
Будем отвечать активно, хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие захотели к нам прийти.
( картинка «солнышко»)
-На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
-Посмотрите на солнышко, какое оно лучистое и веселое. Покажите пожалуйста а какое настроение у вас на уроке?
-Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любыми трудностями и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, рабочее настроение.
Давайте хором прочитаем девиз нашего урока:
Я желаю вам успеха
Буду всем я помогать
Мы отлично учимся
Все у нас получится.
2. Мотивация учебной деятельности
-Сегодня у нас в гостях опять наш друг Муравьишка и Мудрая Черепаха и мы вместе с ними отправляемся на экскурсию
-Только вы должны сами угадать это место, а для этого я вам загадаю загадку:
На полянку вы пришли
Вот трава, а вот цветы
Порхают бабочки вокруг
Зовем мы это месть … (луг)
-Ребята, что бы мы услышали если бы сейчас оказались на лугу? ( Жужжание насекомых, пение птиц…)
-А что бы вы увидели? (Цветы, бабочек, травы…)
-А что бы вы почувствовали? ( Запах цветов, легкий ветерок…)
-Послушайте стихотворение.
Что растет?
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что еще?
Гвоздика, смолка,
Колокольчик.
Хвощ – как елка.
А еще?
Кошачьи лапки.
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончик-вьюнки.
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
3.Проблемная ситуация
Ребята, нашему Муравьишке очень понравилось это место и он захотел собрать для девочек большой букет из цветов и поймать для мальчиков самую красивую бабочку. Как вы думаете можно ли это сделать Муравьишке? (нельзя)
-Кто-нибудь догадался о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
В конце экскурсии вы должны ответить на этот поставленный вопрос.
Подумайте, что мы должны узнать сегодня на уроке.
Цели формируют дети:
Познакомиться с растениями луга
Познакомиться с насекомыми луга
Познакомиться с правилами поведения на лугу.
4.Работа по теме урока
- Какие вы знаете цветы, растущие на лугу?
(учитель загадывает загадки про цветы, выходят дети и читают стихи об этом цветке)
На лугу растут сестрички.
Желтый глазок, белые реснички.
(ромашки)
На лугу растет ромашка
Скромный беленький цветок,
Что из желтого кармашка
Уронила лепесток.
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(колокольчики)
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы… А ты?
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелек.
(одуванчик)
У тропинки одуванчик
Сбросил желтый сарафанчик.
Стал пушистым, словно пух:
-Братцы! Как же я опух!
Синее небо упало на луг,
Синим, пресиним все стало вокруг,
На лугу расцвели, у синей реки,
Как синее небо, цветки…
(васильки)
Я-синей небесной сини,
Полевой простой цветок.
От того я – не Василий,
А всего лишь – василёк.
-А почему нельзя рвать цветы? ( дети выбирают правильные ответы в паре)
-будет пусто и некрасиво;
-насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой;
-мама будет ругаться;
-посадят в тюрьму.
-Правильно будет пусто и некрасиво без таких прекрасных цветов. А про многих из них есть легенды (красивые придуманные истории)
-Совершенно верно, насекомые и птицы питаются нектаром или пыльцой цветов, и без цветов они просто погибнут
-И в тюрьму хоть и не посадят, но могут оштрафовать, так как многие цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом
Срывая цветы мы губим красоту (дети делают вывод)
(Сценка)
Мальчик:
Цветок на лугу
Я сорвал на берегу.
Сорвал, а зачем-
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял
И завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?
Цветок:
Не рви меня, пожалуйста,
Я только день живу.
Дай наглядеться волю мне
На солнце и весну.
Мальчик:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ-
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
-Какой же мы сделаем вывод?
-А из каких же цветов тогда можно собирать букеты?
(из садовых, которые выращивают люди)
-Отгадай загадку
Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу.
Но теплой весной я вновь оживаю
И, как птичка, порхаю. (Бабочка)
-Давайте представим себя бабочками и немножко отдохнем.
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над волною покружилась,
Ветер бабочек качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз наклонилась
Два наклонилась,
И потихонечку спать приземлилась.
-Вы, конечно, не раз наблюдали, как в теплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.
-Красота бабочки в легкости и крыльях. Их крылья покрыты множеством чешуек. И если неосторожно схватить бабочку , на пальцах останется цветной налет из чешуек – пыльца. Крылья бабочек очень хрупкие, когда вы ловите бабочку крылья ломаются и она не может перелететь с цветка на цветок и погибает. Многие названия бабочкам даны не случайно, из-за окраски. Бабочки питаются сладким нектаром, а иногда пыльцой которая находится внутри цветка.
-Посмотрите, какие чудесные бабочки нарисованы в учебнике на с. 46. Подумайте какие у них могут быть названия. (ответы детей)
-А теперь попробуйте узнать названия этих красавиц с помощью атласа-определителя..
( Работа в парах)
-Рассмотрите рисунки ниже.
1 ряд – описывают рисунок слева
2 ряд – рисунок справа
3 ряд – посмотрев на эти рисунки составляет правила поведения на лугу.
Составление памятки « Как нужно вести себя в природе?»
Нельзя рвать цветы на лугу, в лесу. Букеты можно составлять из садовых растений, которые специально выращивают люди.
Нельзя ловить бабочек и убивать насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают её.
Нельзя оставлять после себя мусор. Если каждый человек оставит после себя хоть немного мусора на месте своего отдыха, то цветущий луг превратится в свалку.
-Мудрая Черепаха знакомит нас с интересными фактами . Прочитаем?
(Чтение текста под рубрикой «Знаете ли вы, что…»
-Используя эту информацию, расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек.
-Ребята, так кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? (они не могут жить друг без друга)
-Прочитайте текст, выделенный жирным шрифтом, на с. 47.
5. Выполнение заданий в рабочей тетради
6. Тест: (правильное утверждение ставим +, если не правильное -)
Пришел на луг, нарви большой букет цветов (-)
Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян) (+)
Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром (+)
На лугу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать (-)
Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить! (-)
-++--
-Кто не допустил ни одной ошибки, посадите своих бабочек - на желтый цветок!
-Кто допустил одну или две ошибки - на голубой!
-А кто три и больше - на красный!
7. Итог урока.
-Пришло время ответить на главный вопрос Муравьишки: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» ( Они не могут жить друг без друга, если мы рвем цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам).
Таким образом, бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян.
_Давайте будем стремиться сохранять и приумножать красоту нашего края.
-Скажите, сохранилось ли у вас радостное солнечное настроение. Поднимите кружочки которое соответствует вашему настроению.
-Поделитесь, какие впечатления, открытия и знания вы возьмёте с сегодняшнего урока?
-Спасибо за работу!
Дома придумать знак «Не рви цветы!», «Не лови бабочек!». Придумать стихотворение или загадку о цветке и бабочке.