Тема | Когда изобрели велосипед? |
Цель | Уточнить знания об устройстве велосипеда; познакомить с историей и разнообразием современных моделей велосипеда; закрепить знание безопасной езды на велосипеде, нарисовать велосипед |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые результаты (предметные) | Научатся сравнивать старинные и современные велосипеды; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; получат возможность научиться соблюдать правила безопасной езды на велосипеде; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. |
Личностные результаты | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; осуществление необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.) Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою , излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
Основное содержание темы, понятия и термины | История создания велосипеда, названия разных видов велосипедов, «паук», «костотряс», беговел, велотренажер |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство |
Образовательные ресурсы | А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник . 1 класс, ч. 2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс, ч. 2. Рисунки с изображением различных видов велосипедов, плакат «Правила езды на велосипеде», раздаточный материал, карточки с изображением дорожных знаков, технологическая карта «Рисуем велосипед». |
Сценарий урока |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Вид и форма контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Все ли на месте, Всё ли в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь. С усердием трудитесь! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Мудрая Черепаха принесла вам загадку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей на столе | Р.: отличать верно выполненное задание от выполненного неверно. П.: синтез как составление целого из частей. К.: слушать и понимать речь других. | Фронтальный Наблюдение учителя |
II.Актуализация опорных знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа | Загадывает загадку: У него – два колеса и седло на раме, Две педали есть внизу, крутят их ногами. - Что это? - Как вы догадались? Просит ответить на вопросы. - Поднимите руку, кто умеет кататься на велосипеде. - На каком велосипеде вы катались, когда были маленькими? - Сейчас на каком велосипеде вы катаетесь? - А ваши родители, когда были маленькими, катались на велосипеде? А на каком? - А ваши бабушки и дедушки катались на велосипеде? | Отгадывают загадку. - Велосипед. Объясняют. Отвечают на вопросы. | Р.: отличать верно выполненное задание от выполненного неверно. П.: выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Фронтальный. Устные ответы. |
III.Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | - Предположите, о чем будем сегодня говорить на уроке. - Поставьте цель урока. | Высказывают предположения. | Р.: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. П.: умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. К.: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера. | Фронтальный. Устные ответы. |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности 1.Игра «Собери картинку» | Коллективная. Практический, наглядный. Беседа | Предлагает учащимся поработать по группам. У вас в конверте лежит разобранный велосипед. Соберите его. 1) «паук» 2) трехколесный велосипед 3) «костотряс» 4)двухместный велосипед 5)беговел 6)двухколесный велосипед 7)цирковой велосипед. - Проверим. Учитель вывешивает рисунки велосипедов. | Складывают картинку. Проверяют правильность выполнения задания. | Р.: составление плана и последовательности действий. П.: синтез как составление целого из частей К.: определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Фронтальный. Наблюдение учителя |
2. Беседа об истории велосипеда. | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа | Предлагает учащимся определить, какой велосипед появился раньше всех. Учитель рассказывает об истории велосипеда и демонстрирует рисунки. В 1815 г. немецкий барон Карл фон Дрез придумал устройство, которое назвал «машина для бега». Но название это не прижилось и его стали называть «дрезиной», в честь барона. Выглядела дрезина как двухколесный самокат с рулем и без педалей, с деревянной рамой и могло развивать неплохую для того времени скорость. Это изобретение вызвало восторг! Представьте, во времена, когда главным транспортом была повозка, запряженная лошадьми, вдруг появляется возможность быстро передвигаться самому. Правда в движение эта штуковина приводилась при помощи ног, идущих по земле, отчего у ездоков быстро изнашивались ботинки. А вот когда в 60-е годы 19 века мастер Пьер Лалман, делающий детские коляски, прикрутил к переднему колесу педали, его изобретением заинтересовались промышленники. Они начали выпуск большого количества велосипедов, да еще и с металлической рамой, которая заменила деревянную. Именно с этого момента и началась история велосипеда. Затем конструкторы велосипедов решили увеличить переднее седло до двух метров. Заднее же было - 30 сантиметров. Такие велосипеды называли «пауками». Большое количество травм покупателей заставило создателей этого чуда добавить третье заднее колесо, иначе на таком велосипеде было слишком опасно ездить, а падать высоко. Чтобы привлечь покупателей, на «пауках» были устроены соревнования. Газеты тех лет писали: «Чтобы управлять этими велосипедами требуется сила слона и ловкость обезьяны». Но по-настоящему велосипеды стали популярными, когда англичанин Томсон придумал шины, а ветеринар Данлоп нашел из чего их делать. Он отрезал кусок поливочного шланга и натянул его на ободок. Но воздух в шину не закачивали, а использовали воду, что делало велосипед очень тяжелым. Представь себе, что все это время велосипеды были без тормозов. Их придумали только в конце 19 века. Интересно было бы посмотреть, как велосипедисты останавливались? В наши дни жителям многих стран эти удобные машины служат основным видом транспорта. Одни на велосипеде едут на работу, другие – на нем перевозят грузы (показ рисунков). Какие разные теперь выпускают велосипеды! В зависимости от назначения и особенностей конструкции велосипеды делятся на дорожные, спортивные, подростковые, детские и специальные. Дорожный – это велосипед для езды по городу и небольших прогулок по ровной местности. Спортивный – позволяет совершать длительные прогулки, для занятий спортом. Подростковый – для ребят подросткового возраста. Детский – для детей. Чаще всего это первый велосипед у ребёнка. Велоколяска – это велосипед и коляска. Тандем – 2 местный велосипед, оба седока вращают педали, а контроль над управлением осуществляет едущий впереди. Грузовой – для перевозки небольших грузов. Цирковой – колёсное транспортное средство для выполнения цирковых трюков. | Высказывают предположения, объясняют свои предположения. Слушают рассказ учителя и рассматривают иллюстрации. | Р.: ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания, незнания. П.: контролировать, оценивать результаты работы. К.: владеть диалогической формой речи. Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли. | Фронтальный. Устные ответы. |
3. Знакомство с устройством велосипеда (учебник, с.22) Игра «Найди начало и конец» | Парная. Наглядный, словесный, практический. Рассматривание иллюстрации. Беседа Парная. Практический. | - Откройте учебник, с. 22. Рассмотрите рисунок. - Сравните старинные велосипеды и современные. - Что сохранилось, а что изменилось в устройстве велосипеда? - Обратите внимание на условный знак. Что он нам говорит? - Работаем в парах. С помощью рисунка познакомьтесь подробнее с устройством велосипеда. - Определите, какие части не подписаны. - Проверьте себя на с. 86. - А кто знает, для чего у велосипеда нужны руль, педали, рама и т.д. Поиграем немного. У вас на столе лежит листок. Найдите объяснение к каждому слову. Работаем в паре. - Проверим. Руль - устройство для управления движением в нужном направлении Фара - фонарь для освещения дороги. Педаль - ножной рычаг в велосипеде. Рама - несущая часть велосипеда. Шина - резиновая оболочка (покрышка) с резиновой камерой, наполненной сжатым воздухом. Укрепляется на ободе колеса, чтобы улучшить движение. Спица - металлический стержень, служащий для соединения ступицы колеса с ободом. Обод - наружная часть колеса в виде круга, опирающаяся на спицы и обтягиваемая сверху шиной. | Рассматривают рисунки, сравнивают и определяют, что сохранилось и изменилось в велосипедах. Отвечают на вопросы. Строят монологическое высказывание. Соединяют начало и конец высказывания. | Р.: контролировать, оценивать результаты работы П.: высказывать свое предположение на основе учебного материала, анализировать с целью выделения существенных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения К.: слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Фронтальный. Устные ответы. |
Физкультминутка | | А сейчас немного отдохнем. Качу, качу - Шагаем на месте Во весь опор. – Шагаем на месте Я сам – шофер. – Имитация управления рулем. И сам – мотор. – Круговые вращения плечами вперед-назад. Нажимаю на педаль - Имитация нажимания на педаль И машина мчится вдаль. – Бег на месте. | Выполняют упражнения с проговариванием | Р.: наличие эмоционального отклика на поставленную задачу. К.: работа в команде. | Коллективный. Правильное выполнение движений. |
4. Беседа о значении велосипеда. (учебник, с.23) | Парная. Наглядный. Словесный. Рассматривание иллюстрации. Беседа | Предлагает продолжить путешествие. Обращает внимание детей на фотографии в учебнике. Наше путешествие продолжается. Посмотрите в учебник, с.23. Мудрая Черепаха спрашивает: «Для чего нужны велосипеды? Какая польза от езды на велосипеде? - Велосипед помогает сохранить и укрепить здоровье человеку - Велосипед помогает развивать выносливость - При езде на велосипеде сохраняется чистота окружающей среды - При езде на велосипеде на дорогах сохраняется дорожное покрытие. | Ученики рассматривают фотографии. Отвечают на вопросы. Езда на велосипеде полезна для здоровья – развивается мускулатура и сердечная мышца. Экологически чистый транспорт нет никаких выбросов в воздух. Низкая скорость движения – значит это безопасно. | Р.: контролировать и оценивать результаты работы, отличать верно выполненное задание от выполненного неверно. П.: анализировать и обобщать. К.: владеть диалогической формой речи. Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли. | Фронтальный. Устные ответы. |
5. Правила езды на велосипеде | Фронтальная. Словесный. Наглядный. Беседа | Для того, чтобы ездить на велосипеде, надо знать правила езды на нем. Послушайте стихотворение. Учитель читает стихотворение. Есть у меня велосипед, Но нет ЧЕТЫРНАДЦАТИ ЛЕТ. Пока катаюсь во дворе, Где безопасно во дворе. И даже в дом соседний к деду Я через улицу не еду. А на зеленый свет иду, ВЕЛОСИПЕД ЗА РУЛЬ ВЕДУ. - Какие правила вы услышали? Есть для велосипедистов и дорожные знаки? Посмотрите на рисунок. - О чем они говорят? - Где же вам можно кататься? Придется подрасти, и потом уже отправляться в настоящее путешествие. | Учащиеся слушают стихотворение. Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы | Фронтальный. Устные ответы. |
6. Работа с фразеологизмами | Фронтальная. Словесный, Наглядный. Беседа | Предлагает расшифровать фразеологические обороты. А пока мы продолжим с вами виртуальное путешествие. Любят люди велосипед. Сочинили про него вот такие выражения. Попробуем их объяснить. Прочитайте - ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД. (Придумывать то, что уже известно). СТАВИТЬ ПАЛКИ В КОЛЕСА (мешать кому-то) | Учащиеся рассматривают карточки с фразеологизмами. Обдумывают их значение. Строят монологическое высказывание. | Р.: ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания, незнания. П.: высказывать свое предположение на основе учебного материала, анализировать с целью выделения существенных признаков. Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли.
| Фронтальный. Устные ответы. |
Физкультминутка | Фронтальная. Словесный. | Учитель предлагает отдохнуть учащимся. Ж. – хлопать в ладоши З. – шагать на месте Кр. – стоять на месте | Выполняют упражнения | Л.: Наличие эмоционального отклика на поставленную задачу К.: Работа в команде. | Фронтальный. Наблюдение учителя |
V. Рефлексия 1. Работа в рабочей тетради, (с. 17) | Парная. Наглядный. Практический | Посмотрим, как вы готовы для путешествия на велосипеде. 1. Откройте рабочую тетрадь, с.17, № 1, № 3 - Что говорит этот знак? (работа в парах) - Выполните задание. Проверим № 3. (Учитель показывает дорожные знаки.) | Учащиеся читают задания. Выполняют их. Делают проверку по образцу | Р.: оценивать свои достижения, намечать промежуточные цели. П.: умение обобщать К.: умение понятно и доказательно строить высказывания. Внимательно слушать других | Фронтальный. наблюдение учителя |
2. Выполнение тестовой работы | Индивидуальная. Практический | 2. Откройте тетрадь с тестами (КИМ), с. 54 Самостоятельно выполните его. - Проверьте. А1 - 3) А2 - 4) А3 - 1) В1 - 4) С1 - 4) - У кого такие же ответы? - Кто сделал одну ошибку? | Выполняют самостоятельную работу . | Фронтальный, наблюдение учителя |
3. Оценка своих достижений | | Наше виртуальное путешествие подошло к концу. 3. Оцените свои достижения на уроке. - Выберите свой сигнал светофора. Поставьте рядом с ним +. | Учащиеся выходят к доске и выбирают свой сигнал светофора. | | |
4. Рисование велосипеда | Индивидуальная. Практический. | Предлагает учащимся нарисовать велосипед. У вас на столе лежат листы «Технологическая карта «Рисуем велосипед». - | Опираясь на технологическую карту, рисуют велосипед. | | Фронтальный, наблюдение учителя |
VI. Подведение итогов | Фронтальная. Словесный. | Учитель предлагает ответить на вопросы. - Прочитайте еще раз учебную задачу урока. - Всё ли мы выполнили? - Какими знаниями вы поделитесь с родителями? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | | Фронтальный, |
http://sportzoom.ru/wp-content/uploads/2015/07/gde_mozhno_ezdit_na_velosipede_8.jpg
ttps://yandex.ru/images/search?p=14&text=одежда для занятий на велосипеде рисунок&img_url=http%3A%2F%2F180dsarh.rsou.ru%2Fassets%2Fimg%2Fresized%2F9-r-h1000-q100-m1456734339.jpg&pos=439&rpt=simage&lr=10754
http://zhaba.ru/storage-10667/images-8383/a31b6b6c19ae764d78d4d4f067b4327b_58383.jpg
http://www.clipartkid.com/images/582/this-coloring-page-features-a-clothes-closet-full-of-shorts-pants-t-34fI7V-clipart.gif
http://ringtonymp3.ru/photos/instruktsiya-dlya-detey-po-pravilam-vojdeniya-velosipeda-i-skutera-49821-large.jpg
http://mouhta.ru/upload/webformat.thumbnail1/c48241a9d708b202b1ccf50c1155efb3.jpg
http://cdn.velodrive.ru/upload/medialibrary/3bf/3bf838d90255330590a8e2e418fdf202.png