kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока Окружающий мир "Русь расправляет крылья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока. Урок открытия новых знаний тем "Русь расправляет крылья". История Руси.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Окружающий мир "Русь расправляет крылья"»

Программа: "Школа России"

Учебник, автор: А.А. Плешаков, История 4кл. ч.2.

Класс: 4

Тема урока: «Русь расправляет крылья»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: сформировать представление учащихся о возрождении Руси

Задачи:

Образовательные: изучить историю возрождения Руси.

Развивающие: развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания, эмоций, речи.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к изучению истории прошлого; бережное трепетное отношение к историческому наследию прошлого; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения, расширять кругозор детей.

Планируемые результаты:

Предметные

- изучить материал о правлении князя Ивана Калиты и присоединении городов Руси к Московскому княжеству

- развивать речь учащихся, умение работать с картой

Личностные

- способствовать к готовности оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников, учителя

- воспитывать чувство гордости за свою страну

Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.


Оборудование: УМК «Школа России» А.А. Плешаков, История 4кл. ч.2; учебная презентация; раздаточный материал.



Этап урока

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя и ученика

I. Организационный момент.

Самоопределение к деятельности (актуализация знаний)


-Здравствуйте ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку и тихо садитесь на место.

-Разгадайте ребус

Слайд 2

-А как называется наша Родина? В какой стране мы с вами родились? (Россия)

-А как называлась Россия в далёкие времена? (Русь)

Слайд 3

-Закройте глаза, представьте птицу, зовут её Русь, с середины 12 века на неё нападали хищные птицы и приносили ей боль. Боролась птица Русь с врагами, победила крестоносцев и стала собираться с силами для борьбы с самым грозным врагом – Золотой ордой. И мечтали люди русские, что окрепнет Русь Матушка, расправит свои крылья и устремится в чистое голубое небо навстречу светлому будущему.

Р: принимать и сохранять уч. задачу.

II. Постановка учебной задачи


-Попробуйте узнать тему нашего урока, составив её из слогов на доске. (Русь расправляет крылья)

-Как вы думаете, почему Русь расправляет крылья? Кто связал их ей? О чём вы бы хотели узнать? (Узнать о том, как возродилась Русь, и кто из князей повлиял на этот результат.)

К: формулировать ответы;

П: построить реч. высказываний

III. Открытие нового знания







Работа с учебником




































Слайд 4


Несчастья, обрушившиеся на Русь, не сломили Русских людей. Возвращались на родные пепелища уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам. Нужно было налаживать жизнь заново. Отстраивались города, возрождались ремёсла, крестьяне обрабатывали земли. К этому времени на Руси была обнаружена странная закономерность - жители южной территории старались переселиться севернее, где и климат был суровее и полей меньше. Центром возрождения Руси стали её северо-восточные земли, которые были наиболее удалены от Орды.

Здесь располагались города Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов.Сюда направились переселенцы из других русских городов.

Слайд 5

-Как вы думаете, почему люди переселялись? (Людей мучили набеги монголо-татар)

-В учебнике на с.43 найдите подтверждение своих слов (Они были наиболее удалены от Орды)

-Так какие же города относятся к северо-восточной Руси? Найдите их на карте на с.61 (Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль)

Работа в парах

-На с.43-44 учебника найдите ответы на предложенные вам вопросы (карточки)

1.Опишите князей северо-восточной Руси. (Князья Северо-Восточной Руси были заботливыми хозяевами. Они ставили новые города, строили мощные крепости)

Слайд 6

2.Охарактеризуйте развитие ремесла в северо-восточной Руси. (В городах Северо-Восточной Руси трудились кузнецы, кожевенники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи)

Слайд 7

3.Как развивалось купечество в северо-восточной Руси.

Слайд 8

4.Как возникли монастыри?

Слайд 9 слайд 10


-А вы знаете, что ткое монастырь?

(Монастырь-это территрия, храм и все помещения общины)

-Верно, ребята, давайте немного узнаем об истории Сергия Радонежского.

слайд11

Давно это было. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломеем. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил – бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем мальчик растерялся, коней не нашел, дорогу потерял – как бы самому в этом лесу не пропасть… А что было дальше нам расскажет…

-И вдруг Варфоломей увидел старца – Монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь потом помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту. Решил Варфоломей тоже стать монахом – посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий.

Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много трудился сам и призывал к труду других. Многие люди обращались к нему за советом и помощью.

- (продолжаю) Отец Сергий стремился искоренить зло на земле, уничтожить ложь и недостатки людей, но к концу жизни понял, что сделать это не в силах. Тогда дал клятву никогда ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Так и умер в молчании. Но память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице-Сергиев, а город. Где стоит этот монастырь. Называется Троицкий Посад.

-Посмотрите на картину. Опишите то, что вы видите.

Какой момент из жизни Сергия Радонежского представлен (разобрать детально)?

Монах благословляет Сергия Детство (отрочество).

-Сейчас мы определим, какой князь сыграл важную роль в возрождении Руси, а для этого, выполним задание

Расшифруйте слово.

X

III

I

XV

XII

I

XIII

X

XX

I

10

3

1

15

12

1

13

10

20

1

И

В

А

Н

К

А

Л

И

Т

А


- А сейчас мы узнаем о том, какой князь стал управлять Московским княжеством в 1325 году, о московском князе Иване Даниловиче и о том, почему он получил историческое прозвище «Калита». Будем читать текст учебника со с.44

-Какие незнакомые слова вы заметили в тексте? (Торжище, калита, шапка Мономаха, Кремль)

-Торжище-это место торговли возле Кремля.

-Калита- кошель с деньгами. Рассмотрим иллюстрацию на с.45

-Шапка Мономаха-головной убор, увенчанный крестом и драгоценными камнями, подарок Константина Мономаха. Рассмотрим иллюстрацию на с.45

-Кремль-крепость; укрепленный центр древнерусского города.

-Как ещё при жизни прозвали Ивана Даниловича? (Калита)

-За что его так прозвали? (За щедрость к бедным людям)

-Что такое Калита? (Кожаный кошель с деньгами)

Работа с картой

.

-Перед вами список городов и княжеств, посмотрите на карту Давайте проследим, как Иван Калита собирал русские земли вокруг Москвы.

Чернигов, Владимир, Новгород, Вологда, Нижний Новгород.

-Какие из этих княжеств лишние? (Чернигов, Новгород)

-Что объединяет остальные княжества? Они присоединились к Московскому княжеству.

-Дело по укреплению Москвы и собиранию русских земель вокруг неё продолжали дети и внуки Ивана Калиты.


Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;

К.: работать в коллективе
























Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;

К.: работать в коллективе


П: дополнять и расширять

знания;


VI. Рефлексия деятельности


- 1. Какие земли оказались более безопасными для жизни?

- Какие города здесь располагались?

- Чем занимались князья этих земель?

- Какие ремесла возродились в этих городах?


- 2. Какой монастырь возник около города Радонежа?

- Кто его основал?

- Кто правил в Москве в те времена?

- Что происходило с Москвой при его правлении?

- Как это удалось Ивану Калите?


- 3. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?

- Какое княжество было самым сильным на Руси в те времена?

- Чем известен в истории Иван Калита?

- Какой город стал центром возрождения Руси?

Ответы:

1. Северо – восточные земли, наиболее отдаленные от Орды. Москва, Тверь, Ярославль. Ставили новые города и крепости. В этих городах трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы.

2. Троицкий монастырь. Сергий. Иван Данилович. Москва богатела и росла.

Он сумел войти в доверие к Хану Золотой Орды и стал собирать дань со всей русской земли. Часть денег Иван оставлял в своей казне.

3. Шапку Мономаха. Московское княжество. Он начал объединение вокруг Москвы русских земель. Москва

Тест

1.Какие земли были более безопасными для жизни?

а) северо-восточные б) восточные в) северные

2.Какие мастера стали особенно цениться?

а) сапожники б) кольчужники в) кожевники

3.Какой монастырь основал Сергий Радонежский?

а) Новодевичий б) Успенский в) Троицкий

4.Какой город при Иване Калите стал центром русского княжества?

а) Москва б) Владимир в) Киев

5.Что в переводе с древнерусского означает слово калита?

а) калитка б) кошель в) сумка

6.Из чего при Иване Калите стали возводить соборы?

а) из гранита б) из кирпича в) из известняка

7.Как называлось место торговли возле Кремля?

а) торжище б) базар в) рынок

8.Из какого материала были выстроены стены Кремля?

а) из кирпича б) из дуба в) из известняка

9.За что московский князь получил прозвище Иван Калита?

а) оставил в наследство шапку Мономаха

б) строил новые ограждения

в) всегда носил на поясе кошелёк с деньгами для нищих


Спасибо за урок!

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

деятельности





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока Окружающий мир "Русь расправляет крылья"

Автор: Воробьева Ольга Николаевна

Дата: 07.04.2022

Номер свидетельства: 604333


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства