Актуализация знаний Цель: повторение ранее изученного материала, фиксация затруднения. | Методы: словесный, практический, самостоятельная работа Приёмы: тестирование | Ф, И | Задание на карточках | -Вспомним какую тему мы изучали на прошлом уроке? -Для того чтобы выяснить как вы усвоили тему прошлого урока, предлагаю выполнить задание на карточках. Вариант 1 1. Вставь пропущенные слова: «Первые школы на Руси были открыты в ____ веке, и связано это событие с указом князя___________________. 2. Как назывался первый школьный учебник? А) Летопись Б) Азбука 3) Кириллица 3. Кто были учителями в школах на Руси? А) Священники Б) ремесленники В) купцы 4. Самый популярный материал для письма на Руси? А) пергамент Б) береста В) на глиняная табличка 5. Сколько букв было в древнерусском алфавите? А) 33 Б) 36 В) 45 Вариант 2 1. Вставь пропущенные слова: Первым печатным школьным учебником стала «_______________». Обучение начиналось с того, что ученик должен был_______________ все буквы, а затем отдельные слоги. 2. В каком веке были открыты первые школы на Руси? А) в 9 веке Б) в 10 веке В) в 11 веке 3. С именем какого князя связано открытие первых школ? А) Игорь Б) Святослав В) Владимир 4. Кто имел право учиться в первых школах? А) крестьянские дети Б) боярские дети В) дети ремесленников 5. Кого называют первопечатником на Руси? А) Иван Федоров Б) Андрей Рублев В) Нестор | -Мы изучали тему- Образование- часть культуры общества. Выполняют задание Проверка: 1 вариант 1. 10, Владимира 2. Б 3. А 4. Б 5. В 2 вариант: 1. Азбука, заучить 2. Б 3. В 4. Б 5. А |
Постановка темы и цели урока Цель: формирование умения формулировать тему, цель урока, составлять план по решению поставленной цели урока. | Методы: словесный, наглядный Приёмы: беседа | Ф, И | презентация | – Что бы определить тему урока посмотрите на слайд (Портрет: Петра 1 и Азбука) -Кто изображен на Портрете? -Что изображено на второй картинки? -Давайте попробуем связать эти картинки. -Чтобы точнее определить тему урока посмотрите на слайд там даны слова в разброс вам надо составить из них фразу -Определите цель урока. | Рассматривают иллюстрации и отвечают на вопрос. -Это изображен Петр 1. -Изображена Азбука -Образование При Петре 1. Смотрят на слайд и составляют фразу: Чему и как учились в России при Петре. I. - Цель урока- узнать, чему и как учились в России при Петре 1. |
Усвоение новых знаний и способ действий Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способ действий. | Методы: словесный, наглядный, Приёмы: беседа, рассказ | Ф, И | Презентация, учебник | Итак, прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, вспомним, что мы уже знаем о Великом Императоре? - В каком веке правил Петр? -Давайте познакомимся с биографией императора Петра 1: Петр Первый родился в Москве в 1672 году. Родители его – Алексей Михайлович и Наталья Нарышкина. Петра воспитывали няни, образование у него было слабое, но зато здоровье у мальчика было сильное, он болел меньше всех в семье. Когда Петру было десять лет, его с братом Иваном провозгласили на царствование. На самом деле царствовала Софья Алексеевна. А Петр с матерью уехали в Преображенское. Там маленький Петр начинал интересоваться военной деятельностью, кораблестроением. Петра с самого детства интересовала военная тема, он любил оружие. Вместе с тем он не любил учиться грамоте и всячески избегал занятий. Он всю жизнь писал с ошибками и имел низкий уровень словарного запаса. За свое правление Петр создал мощный флот. В Европе Петр много времени посвятил кораблестроению, изучению культур разных стран. Петр I привез в Российскую Империю тюльпаны из Голландии. Императору нравилось выращивать в садах разные привезенные из заграницы растения. Также Петр привез Россию рис и картофель. Именно в Европе он загорелся идеей изменить свое государство. Он удачно правил государством более сорока лет. -Ребята, как вы считаете, что или кто был необходим Императору, чтобы добиться великих успехов в строительстве городов, в строительстве флота? -Чтобы узнать, чему и как учили в России при Петре 1 предлагаю внимательно посмотреть видео, после просмотра будут задаваться вопросы: -Петр I многое сделал для чего? -Посмотрите почему слово просвещение выделено в учебнике? -Посмотрите в толковом словаре значение слова- просвещение. -А почему Петр 1 начал заниматься просвещением народа? -Какой указ создал Петр 1, когда решил заняться просвещением народа? -Сколько школ было открыто в его царствовании? -Чему обучали детей? -Какие трудности возникли в школах? -Кто становился учителями в школах? -Что произошло в 1701 году в Москве? -На кого обучали в этой школе? -Кого принимали в эту школу? -Сколько длилось обучение? -Какие предметы изучались в начальных школах (училищах) 18 века? -Почему Пётр I особое внимание уделял подготовке моряков? -Немного отдохнем выполнив физкультминутку: На зарядку становись Вверх рука, другая вниз! (рывки руками.) Повторяем упражненье, Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.) Раз - вперёд наклонимся. Два - назад прогнёмся. И наклоны в стороны Делать мы возьмёмся. (выполняются наклоны.) На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте, глубокий вдох) И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты.) | Пётр I был основателем города Санкт-Петербург. Он был первым, кто построил военно-морской флот. Многие нововведения Пётр I заимствовал в Европе (заставлял бояр одеваться в более практичную одежду, брить бороды, привёз в страну картофель). -Петр 1 правил в 18 веке. Слушают учителя -Петру I нужны были образованные люди. Смотрят видео Отвечают на вопросы: - Петр I многое сделал для просвещения народа -это слово надо посмотреть в толковом словаре. -Просвещение- это распространение знаний, образования, культуры среди населения. -Петр 1 начал заниматься просвещением народа, потому что хорошо понимал, что без образованных людей страна останется отсталой. -Петр 1 издал указ об открытии начальных школ во всех губерниях. -Было открыто 110 школ. -детей обучали чтению, письму, счету и Закону Божьему. -Трудности которые возникли в школах- классы были переполнены, не хватало учебников, слишком мало было образованных учеников. -Учителями становились бывшие солдаты, дьячки, простые крестьяне, которые научились читать, считать и писать -В 1701 году в Москве открывается Школа математических и навигацких (морских) наук. -В этой школе обучали будущих моряков, инженеров, артиллеристов, архитекторов, преподавателей. -В школу принимали мальчиков и юношей в возрасте от 11 до 23 лет. -Обучение длилось 10-15 лет. -Изучались такие предметы как: чтение, письмо, математика, история, география, физика, архитектура, Закон Божий, рисование. - это желание российского императора было связано с его стремлением обеспечить России выход к морю, с ревностной заботой Петра I о строительстве российского флота. Выполняют физкультминутку |
Первичная проверка понимания Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала | Методы: словесный, наглядный, практический, Приёмы: беседа, заполнение таблицы | Ф, И | Учебник, карточки с сравнительной таблицей | -Можем ли мы сравнить школу при Петре 1 и нашу современную школу? - Для этого у вас на партах лежат листочки с таблицей. | -Да, мы можем сравнить Заполняют таблицу вместе с учителем: |
Включение в систему знаний и повторение Цель: включение нового в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Методы: словесный, наглядный Приёмы: беседа | Ф, И | Учебник, видео о Ломоносове | -Откройте страницу 84, прочитайте заголовок. -Что вы знаете о М.В. Ломоносове? -Просмотрим внимательно видео о Михаиле Васильевиче Ломоносове. После просмотра будут задаваться вопросы. -где рос Михаил (Михайло-древнерусская форма имени) Ломоносов? -В какой семье рос М.В. Ломоносов? -Каким рос Ломоносов? -Ломоносов помогал своим родителям? -Какое предание сохранилось? Найдите в параграфе и зачитайте. -чем мечтал заниматься Ломоносов? -в каких областях Ломоносов проводил исследования? -с каким словом связано то, что Ломоносов создал. -Что он сделал первым? -Какой университет сегодня носит имя М.В. Ломоносова? - А.С. Пушкин назвал Ломоносова "первым нашим университетом". Почему? - Ответьте, сколько лет прожил М.В. Ломоносов если он родился в 1711 году, а умер в 1765-м. Застал ли он время правления Петра 1, если этот царь правил с 1689 по 1725 год? -Составим синквейн со словом- образование. (школа, образование, Петр I) | Открывают учебник на странице 84 читают: Михаил Васильевич Ломоносов. Ответы детей. Смотрят внимательно видео -Он рос в глухой деревне Архангельской губернии. -в семье крестьянина-помора. -Ломоносов рос- умный, любознательный, трудолюбивый. -Да он помогал своим родителям- уже в 10 лет выходил с отцом в море ловить рыбу. -Сохранилось предание о том, что дьячок, обучавший Михайло грамоте, однажды упал на колени и признался, что больше ничему научить его не может, потому что ученик знает больше, чем учитель. -Ломоносов мечтал заниматься наукой, стать ученым - Ломоносов проводил исследования в области астрономии, физики, механики. -Это связано со словом «первый». -он руководил первой химической лабораторией, стал первым русским профессором химии, он первым описал особенности русского языка того времени. -Московский государственный университет- носит имя Ломоносова. - потому что Ломоносов создал из ничего российскую науку. Благодаря его стараниям в России появился Московский университет. Учёный и сам сделал множество открытий и способствовал тому, что заниматься наукой смогли многие талантливые россияне. -Ломоносов прожил 54 года. Да он застал правление Петра 1. Составляют синквейн вместе с учителем устно. Обязательное, доступное Учиться, думать, развиваться Элементы реформы образования Петра I используются в современной школе. Обязательное, доступное Учиться, думать, развиваться Элементы реформы образования Петра I используются в современной школе. Образование Обязательное, доступное Учиться, думать, развиваться Образование- итог обучения Труд 8 Труд 8 Труд Обязательное, доступное Учиться, думать, развиваться Элементы реформы образования Петра I используются в современной школе. |
Итог урока Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока, рефлексия деятельности | Методы: словесный Приёмы: беседа | Ф, И | Карточки для рефлексии | -Какую тему мы изучали на уроке? -О чем мы говорили на уроке? - Как изменилось образование при Петре I? -Чем раньше писали на Руси? Рефлексия: У вас на партах лежат бумажные перышки, возьмите их и напишите, как прошел урок, что вам запомнилось, оцените свою деятельность на уроке. -Откроем дневники и запишем домашнее задание: прочитать материал учебника страница 81-85, подготовить пересказ «Чему и как учились в России при Петре 1. | -Мы изучали тему: Чему и как учились в России при Петре 1. -Мы говорили об образовании в России при Петре 1, об М.В. Ломоносове. - Россия развивалась, открывались школы, многие простые люди становились грамотными. -раньше писали гусиным пером Выполняют рефлексию Записывают домашнее задание |