Актуализация опорных знаний Цель: подготовить учащихся к деятельности на уроке для получения новых знаний | - Скажите, чем вы занимались на прошлом уроке? - Домой вам было задано ответить на вопросы на стр. 54, скажите, какую роль играет вода в жизни организмов? - Какие свойства воды вам теперь известны? Работа по карточкам Карточка №1 1. В каком случае основные свойства воды указаны верно. a. имеет синий цвет, без запаха, прозрачная; b. бесцветная, без запаха, без вкуса, прозрачная. 2. Что происходит с водой при нагревании a. при нагревании вода сжимается b. при нагревании вода расширяется 3. Вода является растворителем a. Да b. нет Карточка №2 Подчеркни свойства воды: Карточка № 3 Подчеркни свойства воды: Без вкуса, без запаха, прозрачность, текучесть, бесцветность, испаряемость, горючесть, растворитель. (проверяю работы) испаряемость, горючесть, растворитель. | - На прошлом уроке мы изучали свойства воды и проводили опыты с водой, стаканами и колбами. - Вода очень важна для жизни людей, животных и растений, потому что они не смогут без нее выжить. - Вода прозрачная, не имеет запах, может растворять, её можно очистить фильтром. Дети выполняют самостоятельно работу по карточкам. | - коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, строить понятные речевые высказывания; - познавательные: умение анализировать то, что он уже знает об изучаемой теме; |
Целеполагание Цель: постановка учебной цели и определение темы урока. | Карточка №2 Пока несколько человек работают по карточкам, учитель проводит опрос по вопросам раздела «Проверь себя» Почему воду называют одним из главных богатств на Земле? Какова роль воды в жизни организмов? О каких свойствах воды вы знаете? Как можно очистить грязную воду? Расскажите о составе воды Послушайте сказку Надежды Болтачевой Жили-были в грязной луже Капли дождевой воды. Не было жилища хуже, А вокруг росли цветы, В синем небе проплывали Облака над головой. С грустью капельки вздыхали: «Эх, туда бы нам с тобой! Вот бы в небо всем подняться!» В полдень началась жара. Лужа стала испаряться. «К солнцу мы летим, ура!» - Дружно капли закричали, Превращаясь в легкий пар. В небе целый день летали Как большой воздушный шар. Стали капли облаками. «Наконец сбылась мечта!» Проплывали над холмами. «Ах, какая красота! Глянь, от лужи то осталось Только мокрое пятно». А тем временем смеркалось, Солнце спряталось давно. Ух, и холодно под вечер! Капельки бросало в дрожь. Налетел внезапно ветер, И на землю хлынул дождь. «Вот опять мы в лужу сели, - Капли падали смеясь, - Оглянуться не успели, Снова слякоть, дождь и грязь». Подморозило под утро. Лужа превратилась в лед. Каплям в ней тепло, уютно, Но лишь солнышко взойдет, Очень быстро лед растает, Лужа превратится в пар. Пар по небу полетает Как большой воздушный шар, И назад, к плохой погоде. Дождь на землю упадет. Вот такой, друзья, в природе У воды круговорот. - Скажите, о чем эта сказка? - Верно, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. - Молодцы, правильно, ребята. Тема нашего урока Превращения и круговорот воды. - А теперь поставьте для себя цель на урок | - Эта сказка о природе, о круговороте воды. - Тема нашего урока- Круговорот воды. - Цель нашего урока- познакомиться с круговоротом воды и узнать, во что она может превращаться. | - познавательные: -поиск и выделение необходимой информации; - коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -аргументация своего мнения; |
Работа по теме урока Цель: | - Отгадайте загадки Лёгкий, белый и пушистый, А на солнышке искристый, Лишь зимой у нас бывает И в ладошке быстро тает. То ли дым, то ль облака, То ль волшебная река Из чудесной мягкой ваты, Кто укрыл всё белой лапой? То не сказка, не обман, Землю скрыл густой... Он не снег, но тоже белый, А в тени немного синий. Что же это, в чем тут дело!? На траве белеет ... Вышла туча на прогулку И взяла с собой шкатулку. Туча бегала, резвилась, И шкатулочка открылась, И рассыпался вниз — ох! — Круглый, ледяной горох. Утром капельки воды На траве увидишь ты, В каплях лепестки цветов, В каплях листики кустов. Пьёт из капельки оса. Эти капельки —… - Что объединяет эти явления? - Приведите примеры воды в природе, находящейся в твердом состоянии. - При какой температуре воздуха вода из жидкого состояния переходит в твердое? - Приведите примеры воды в природе, находящейся в газообразном состоянии. Мы протерли мокрой тряпкой классную доску, прошло несколько минут, и доска стала сухой. Вода испарилась, то есть прекратилась в пар — прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар — это вода в газообразном состоянии. В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озер, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар. - Прочитайте текст в учебнике на с. 55. - В каких трех состояниях вода находится в природе? - Расскажите, как образуется снег. - Что значит «вода испаряется»? Понаблюдаем, что происходит с водой при нагревании. (Над тарелкой с водой закрепляю тарелку со льдом и нагреваю воду до кипения.) - Что мы видим под верхней тарелкой? - Что происходит через некоторое время? (Капельки становятся все более крупными и больше не могут удерживаться на дне, падают обратно, в нижнюю тарелку.) - Как капли появились на дне тарелки? - Какую работу в этом процессе выполняет лед? - Как происходит движение капель? Получился круговорот воды. (На доске записываю: круговорот.) Демонстрация плаката «Круговорот воды в природе». Итак, вода в виде пара поднимается вверх, остывает, пар превращается в капельки воды, они снова падают вниз. Таким образом, вода совершила круговорот. - Количество воды изменилось? - Прочитайте текст в учебнике на с. 57. - Как образуются облака? - Почему идет дождь? - Изменяется ли количество воды в природе? | - Снег - Туман - Иней - Град - Роса - Это все вода. Вода в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном. - Лед, град, снег, сосульки. - При температуре 0°С - Пар Читают вслух по цепочке - В жидком, твердом, газообразном. - Вода превращается в лед. Крошечные льдинки высоко в облаках увеличиваются и превращаются в снежинки. - Превращается в пар. - Тарелка запотела - Появились капельки - Они испарились с поверхности воды - Охлаждает пар. Пар превращается в капельки воды - По кругу - Нет, так как происходит круговорот Читают текст - Пар поднимается от земли, охлаждается и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака. - Пар в облаках охлаждается, превращается в воду, капли падают на землю в виде дождя. - Нет, не изменяется. | - познавательные: умение работать с информацией в тексте, умение размышлять, осмысливать, обобщать полученную информацию, осуществление поиска необходимой информации; - коммуникативные: ученики умеют аргументировать свои ответы, обосновывать свое мнение и доказывать; - регулятивные: прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала; |
Закрепление полученного материала Цель: закрепить полученную информацию. | - А сейчас давайте выполним задания в своих рабочих тетрадях. - Стр. 23-24, № 1, 2, 3, 4 - В 1-ом задании вам нужно назвать три состояния воды. Прочитать примеры и подписать их. Во 2-ом задании нужно сказать, что происходит с частицами воды при испарении изобразить это с помощью схемы. В 3-ем задании – угадайте, во что превратилась вода. В 4-ом- вам нужно нарисовать схему круговорота воды в природе. | - Выполняют задания самостоятельно в своих рабочих тетрадях. | - регулятивные: ориентирование в учебнике и в рабочей тетради; - познавательные: умение соотнести новую информацию с ранее полученной (от старых знаний к новым – осмысленное чтение) |
Рефлексия Цель: сформировать умения оценивать свою деятельность на уроке. | - Итак, вода находится в природе в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя, снега или града возвращается на землю. - О каких трех состояниях воды вы узнали? - В каком состоянии находится вода при температуре ниже 0 С: жидком, газообразном, твердом, мягком? | - Лёд, пар и вода в жидком состоянии. - В твёрдом, потому что она замерзает. | - регулятивные: контроль своих действий; оценка результатов своих действий; прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала. |