kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта по уроку окружающий мир "Охрана природы. Национальный парк "Плещеево озеро"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок информирует о природе Переславского района Ярославской области, о том как человек следит за охраной и красотой природы.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по уроку окружающий мир "Охрана природы. Национальный парк "Плещеево озеро"»

Ф.И.О. Кузнецова Татьяна Александровна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Тип урока: урок – открытие нового материала

Тема: Охрана природы. Национальный парк «Плещеево озеро»

Цель: Продолжать знакомить учащихся с заповедными зонами России по Ярославской области; способствовать формированию экологического сознания; расширить знания о заповедниках России; воспитывать бережное отношение к природе родного края, гордость за её природные богатства.

Формирование УУД:

Познавательные

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

  • Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.

Коммуникативные

  • Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

  • Формулировать собственное мнение и позицию.

  • Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

  • Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные

  • Осознавание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей.

  • Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Предметные:

Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде.

  • Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияний этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.

Планируемый результат:

  • Учащиеся познакомятся с возникновением и созданием заповедных зон, узнают сведения о заповедниках.

Основные понятия: Природа, заповедник, заказник, охрана.

Ресурсы:

- основные: учебник «Окружающий мир» А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов 4 класс 1 часть, 2 часть 2013 год.

- дополнительные: журналы, листы бумаги, бейджи, карточки с названиями заповедных зон, карточки для рефлексии.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, в паре.



Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. 1.

Организационный момент


- Добрый день. Я рада приветствовать вас на нашем уроке.


Учитель приветствует детей, усаживает на места.

Прозвенел и стих звонок,

Начинается урок.

Садитесь, пожалуйста.




- Приветствуют.



















Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в

природной среде.

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.


  1. 2. Мотивация. Постановка темы и цели

  2. Цель: проверка готовности обучающихся, и настрой на дальнейшую работу

- Целью нашего урока станет обмен знаниями, мыслями по разным вопросам. Мы постараемся ответить на вопросы, которая ставит нам сама природа.

Вспомним правила поведения в природной среде.

Узнаем много нового о знаменитом национальном парке «Плещеево озеро» нашей Ярославской области.

Вспомните, мои дорогие ребята, мы с вами были в гостях в Национальном парке «Плещеево озеро» в Дендрологическом саду им. Харитонова.




  1. 3.

  2. Актуализация знаний

Отгадайте загадку и узнаете, на чем мы отправимся в путешествие:

Пассажиров мы катаем
По маршрутам тут и там,
А туристов доставляем
К историческим местам.
Едем к цели дружно все
По проспектам и шоссе
(автобус)

- Правильно, автобус. Он поможет нам побывать в знаменитых заповедниках нашей области. Для путешествия нам нужна карта Ярославской области.

Отгадывание загадки



  1. 4. . Основная часть.

Рассматриваем карту Ярославской области и начинаем наше путешествие в древнем городе нашей области Переславля-Залесского. Национальный парк ПЛЕЩЕЕВО ОЗЕРО Национальный парк “Плещеево озеро” основан 26 сентября 1988 года. Находится он в центральной части Русской равнины, в бассейне Верхней Волги. Административно - на территории переславского муниципального округа Ярославской области. На территории парка расположен один памятник природы, 22 исторических и 94 архитектурных памятника, а также достопримечательные места, связанные с именами Юрия Долгорукого - основателя г. Переславля-Залесского, Святого Благоверного князя Александра Невского, Петра I, Ивана Грозного и других выдающихся исторических личностей.


Федоровская часовня По преданию, она построена в месте рождения сына Иоанна Грозного - Федора, последнего из династии Рюриковичей. Найти ее можно в трех километрах от Федоровского монастыря, на московской трассе в нескольких километрах от Переславля. Сегодня она побелена, хотя по фотографиям известного фотографа начала 20 века Прокудина-Горского ( цветное фото), сделанным им в 1909 году видно, что часовня имела нарядный красный цвет. Вероятно, первоначально она была деревянной, а в середине XVII века ее заменили на кирпичную. В прошлом, в центре часовни стоял деревянный крест, поэтому второе название - часовня “Крест”.

Музей-усадьба “Ботик Петра I”. Это старейший провинциальный музей России, достопримечательность города Переславля и села Веськово на горе Гремяч. Именно здесь Пётр I строил свою потешную флотилию на Плещееве озере. Интересны здесь и и садово-парковые насаждения регулярной планировки, характерной для конца XVIII- начала XIXвеков. Музей-усадьба “Ботик Петра I” - является филиалом Переславского музея-заповедника.

Дендросад им. С.Ф.Харитонова Сад заложен в 1952 году в городе Переславле по инициативе лесничего, заслуженного лесовода России Сергея Фёдоровича Харитонова. Официально открыт в 1960 году. С 1992 года входит в состав Совета ботанических садов России. С 1998 года входит в состав Национального парка «Плещеево озеро». На сегодняшний день здесь произрастают около 70 тысяч экземпляров.

Музей утюга
Здесь собрана коллекция уникальных утюгов. Никого не оставят равнодушным истории и загадки самого маленького (10 г) и самого большого (10 кг) утюга Собиратель и коллекционер покажет и расскажет о самом древнем музейном экспонате (утюге Петровских времен) и самом многофункциональном агрегате.

Музей чайника
В интерьере русской избы вас встретят старинные чайники и самовары, из которых пили наши бабушки и дедушки. Вас познакомят с “чайником-начальником” и всевозможными приспособлениями к традиционному русскому чаепитию. Старые пословицы и поговорки, присказки и прибаутки встретят вас уже на пороге музея.

Урочище “Кухмарь” - ландшафтный памятник природы центральной части Русской равнины бассейна Верхней Волги подзоны хвойно-широколиственных лесов таежной зоны. Включает естественные лесные насаждения на северном берегу озера Плещеева и комплекс построек Международного детского компьютерного лагеря-школы. Научное, учебно-просветительское, рекреационное, оздоровительное значение.

На территории заповедника можно посетить естственный источник ключ “Гремяч”, а также Варварин родник - святой источник иконы Великомученицы Варвары, имеющий Лечебное, культовое, а также культурно-историческое назначение. Интересен сосновый бор у села Соломидино, высаженный крепостными кресгьянами 150 лет назад.

Археологический памятник “Клещинский комплекс” и Синий камень. В нескольких километрах от Переславля-Залесского на берегу Плещеева озера лежит громадный валун ледникового происхождения, называемый “Синий камень”. В настоящее время он имеет сине-серый цвет и очень медленно погружается в грунт. За камнем прочно укрепилась слава чудодейственного. Проведенные в этих местах раскопки показали, что люди жили тут начиная с каменного века. А примерно в 10 веке н.э. здесь обитали финно-угорские племена. Позднее появились славяне. Так постепенно образовалась новая народность - меря. Меря и славяне занимались земледелием, вели оседлый образ жизни. Центром их поселений был летописный предшественник Переславля - город Клещин. До появления Переславля этот город был самым крупным, и основная его часть располагалась в районе современной Александровской горы (свое название она получила во времена Александра Невского, устроившего на этом месте свою резиденцию). От Клещина и от того времени практически ничего не осталось, лишь Александрова гора, остатки Клещинского городища и Синий камень. Они-то и получили общее название археологический памятник “Клещинский комплекс”. Клещинское городище представляет собой невысокие, до двух метров, валы, проемы для городских ворот и прочее. Смотреть особо нечего, а вот Синий Камень привлекает посетителей значительно сильнее. И хотя и он внешне не представляет из себя ничего особенного, здесь всегда много туристов. Очевидно, настолько в нас сильна тяга ко всему таинственному. А с камнем, действительно, связаны интересные легенды. Говорят, что что когда финны в поисках хорошего для поселения места, пришли на Александрову гору, они увидели там странный необычный камень ярко-синего цвета и решили что это - чудесный камень. Так Синий камень стал объектом культового поклонения предков. К XI веку в районе Александровской горы поселились и отстроили города славяне и меря. Cлавяне к тому времени уже принявшие христианство, просто-напросто выбросили Синь-камень с вершины горы, а через несколько дней город Клещин сгорел. После этого пошла среди народа молва о Синем чудотворном камне. И многие люди стали тайно поклоняться камню. Священники долго и безуспешно боролись с подобными проявлениями язычества. В начале 18 века Русская православная церковь предприняла новую попытку покончить с предметом идолопоклонничества. Настоятель местного храма по приказу царя Василия Шуйского распорядился вырыть глубокую яму, спихнуть туда Синий камень и засыпать его землей.Однако, спустя пару лет рыбаки, удившие рыбу в Плещееве озере, увидели, что Синь камень не зарыт в землю, а лежит на прежнем месте - там, где остался после того, как был сброшен с горы. Кто это сделал, осталось неизвестным, но люди вновь уверовали в чудо и к камню опять потянулись паломники. В 1788 году опять решили избавиться от камня, его решили положить в фундамент строящейся колокольни. Перевезти тяжеленный камень в 12 тонн было возможно лишь зимой. Поэтому, когда ударили сильные морозы, его погрузили на сани и повезли по Плещееву озеру. Однако лед провалился и Синь-камень ушел на дно. Священники такому повороту сюжета даже обрадовались, посчитав, что со дна озера его уже никогда никто не достанет. Но через пару лет рыбаки заметили, что над водной гладью Плещеева озера показался край Синего камня. Сорок лет валун «полз» из воды на свое прежнее место и, в конце концов, снова очутился на берегу. Сложно сказать, что правда в этой легенде, что выдумка, что - следствие тайных деяний идолопоклонников, но и сегодня есть люди, которые считают, что Синь-камень исполняет заветные желания. Поэтому и увешано все вокруг камня всякими ленточками

Центром национального парка Плещеево озеро является город Переславль-Залесский, город областного подчинения в Ярославской области России, административный центр Переславского района, в который не входит. Расположен он в в 140 километрах от Москвы, на трассе М8 «Холмогоры» Москва - Архангельск, на берегу Плещеева озера, в месте впадения в него реки Трубеж. Переславль-Залесский входит в Золотое кольцо России. Одной из достопримечательностей парка являются монастыри. Часть из них находится в Переславле-Залесском

-Спасибо за интересную информацию.




- выступления ребят по данному вопросу



Озеро Плещеево - озеро ледниково-карстового происхожденияодно, одно из крупнейших пресных озер на европейской части России. Имеет овальную форму, наибольшая длина - 9,55, а ширина - 7,7 километров, в глубину достигает 24-25 метров. Почти половину притока воды составляют подземные воды. В озере водятся 16 видов рыб. Среди них редкий вид - европейская ряпушка, ее еще называли “царской селедкой” и издревле поставляли к столу к столу московских государей, поэтому и красуется она на гербе города Переславль-Залесский, расположенном на берегу озера. В далеком 1152 году он был основан как крепость на пересечении торговых путей князем Юрием Долгоруким. По качеству и чистоте воды Плещеево озеро считается уникальным в центральной части России. В озеро впадают несколько рек, самой крупной является река Трубеж, берущая начало в Берендеевском болоте. Из озера вытекает единственная река - Векса. Благодаря озеру климат территории более мягкий и теплый, чем в прилегающих районах. Помимо своих природных уникальных качеств окрестности Плещеева озера имеют историческое значение. Его территорию издревле заселяли люди. поэтому здесь есть и памятники археологии, и истории, и архитектуры.


Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде.


Коммуникативные:

Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Формулировать собственное мнение и позицию.


Личностные:

Осознавание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей.


Регулятивные:

Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.


Познавательные:

  • Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.


  1. 5. Подведение итогов

- Почему о нашем Национальном парке «Плещеево озеро» должны узнать все люди. Почему это важно?


- Большое спасибо. Я разделяю вашу точку зрения.


- Мой вопрос звучит так: «Как вы и мы все можем обезопасить природу, защитить её. По возможности назовите, что конкретно вы можете сделать сейчас».


- Замечательные мысли. Скажите, а вам это действительно важно? Или мы сейчас поговорили, потом вы выйдите и всё забудете?

- Почему?


- Мы можем уже сейчас организовывать субботники, акции в защиту природы, какой-то малой её части.

Не мусорить, не топтать, не рвать, не ломать, не загрязнять.



Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

Адекватное принятие и понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


  1. 6. Рефлексия










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Кузнецова Татьяна Александровна

Дата: 03.01.2020

Номер свидетельства: 534316

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства