| 2. Актуализация знаний | Давайте проверим ваше домашнее задание. -С какой темой вы познакомились на прошлом уроке ? - Что такое ремесло? -Кого называли ремесленником? -С какими видами ремесла вы познакомились на прошлом уроке? -Давайте дадим характеристику каждому ремеслу. Работа в парах. А теперь предлагаю поработать в парах и закрепить наши знания о том, что создавалось трудом ремесленника. На партах у вас лежит карточка. Соедините стрелкой ремесленника с изготовленным изделием. -Давайте проверим, как вы справились с этим заданием (на слайде). -Молодцы! Вы хорошо усвоили материал, можем переходить к новой теме. | -Что создавалось трудом ремесленника Ремесленник-это человек, который занимается ремеслом Ремесло- это труд человека по производству предметов, необходимых для жизни: посуды, одежды, мебели. -Гончарное ремесло, ювелирное дело, текстиль, изготовление игрушек, скорняжное ремесло | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) |
| 3. Переход к изучению новой темы | -Посмотрите на слайд. Разгадайте , какое слово спрятано в ребусе -Верно! А как вы думаете, можно отнести создание игрушек к ремеслу? -Вы уже догадались, какая тема нашего урока? -Давайте поставим цель урок. | -Игрушка -Да -Игрушки делать – тоже ремесло. -узнать об истории создания игрушек как вида ремесла. | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) Регулятивные УУД (умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков) Познавательные УУД (ориентироваться в системе знаний) |
| 4. Изучение новой темы | -Русских народных игрушек много. Сегодня мы узнаем истории некоторых из них, о способах их изготовления, как они называются, выглядят и что они из себя представляют. Игрушки появились давно. -Для кого изготавливают игрушки? Зачем? Есть ли у вас игрушки? самые любимые какие? Уже в 10 веке новгородские ремесленники делали игрушки для детей. Способ их изготовления передавался из поколения в поколение. Поэтому игрушки, сделанные разными мастерами из одного села похожи. О таких игрушках говорили «народные игрушки». И сегодня, говоря об игрушках разных уголков нашей страны, мы еще соприкоснемся с народным творчеством. -Откройте страницу 113. Давайте прочитаем первый текст. -О каких игрушках идет речь в тексте? -Почему игрушки, сделанные разными мастерами, были похожи? -Где ремесленники продавали свои работы? -Посмотрите на слайд. Как вы думаете, из чего еще изготавливались тогда игрушки? -Давайте прочитаем второй текст и узнаем, когда в нашей стране появились игрушки. -Какие игрушки перечислены в тексте? Посмотрите на слайд, там представлены данные игрушки. -В каком городе были найдены археологами игрушки? -Ребята, откройте страницу 115. Давайте прочитаем, какие игрушки нам представлены? (Учитель передает по рядам игрушки, чтобы дети их потрогали и рассмотрели) -Ребята, я предлагаю вам разделиться на 6 групп – чтобы каждая подготовила ответ про свою игрушку. 1 группа - Богородская игрушка; 2 группа - Федосеевская игрушка; 3 группа - Игрушки Сергиева Посада; 4 группа - Романовская игрушка; 5 группа - Дымковская игрушки; 6 группа - Филимоновская игрушки; Я вам раздам информацию, а вы должны внимательно прочитать текст, а потом рассказать всему классу про свою игрушку – где ее производили? Из какого материала изготавливали? Как создавали? Особенности? - Каждая группа должна будет выступить с рассказом о своей игрушке. -Перед тем как начать работу, давайте вспомним правила работы в группах. ( на слайде) (Выступление детей) -Верно! Молодцы! -А сейчас послушайте внимательно дополнительную информацию о игрушке Сергиева Посада. ( Рассказ учителя по тексту на странице 114) -Давайте послушаем информацию и про Дымковсую игрушку ( Рассказ учителя по тексту на странице 114) | -Для детей -Чтобы они играли -Ответы детей -Читают 1 текст -О деревянных и глиняных -Способ изготовления передавался из поколения в поколение и поэтому они были похожи -На ярмарке. -Из дерева, ткани, ниток, соломы. -Читает желающий ребенок -Свистульки, маленькие глиняные топорики, игрушечная посуда, погремушки. -В Великом Новгороде. 1.Богородская 2.Федосеевская 3.Игрушки Сергиева Посада 4.Романовская 5.Дымковская 6.Филимоновская -выполняют задание | Познавательные УУД(перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) |
| 5. Физкультминутка | Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. | Выполняют упражнения | Коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других) |
| 6. Продолжение изучения новой темы | -Ребята, откройте страницу 116. Прочитайте заголовок. -Сейчас я вам расскажу, какие игрушки создавали ваши сверстники. В Смоленской губернии девочки и мальчик делают соломенную куклу. Пучок соломы перевязывается, формируя голову и талию. Движения у детей были быстрыми и уверенными, что говорило об опыте. Готовую куклу, если она получалась красивой, можно было продать на деревенской ярмарке. В деревне под Ярославлем дети помогали взрослым собирать урожай картофеля. Среди клубней иногда попадались необычные, похожие на человечков или зверей. Из деревянных палочек ребята мастерили забавные картофельные игрушки и дарили их друг другу на празднике урожая. Великие княжны, дочери императора Николая II, очень любили рукодельничать: шить, вышивать, рисовать, делать гербарии из растений. Царевич Алексей вместе с отцом мастерил разные поделки из дерева. До наших дней сохранилась фотография, на которой Николай II вместе с сыном Алексеем пилят дрова. (Рассказ сопровождается изображениями) -Ребята, а вы когда-нибудь делали игрушки своими руками ? - Сегодня мы окунемся в мир ремесла и создадим куклу из пряжи! Сначала я покажу вам все этапы работы, а затем мы вместе, шаг за шагом, сделаем свою собственную игрушку. 1.Подготовь пряжу и кусок картона 2.Обмотайте пряжу вокруг картона 15 раз 3. Снимите аккуратно намотанную пряжу с шаблона. Возьмите отдельный отрезок той же пряжи и плотно перевяжите пучок посередине – это будет талия куклы. 4.Отделите верхнюю часть пучка (примерно 1/3) от остальной пряжи. Это будет голова. Перевяжите пряжу под головой, чтобы сформировать шею. 5.Обрежьте петли в верхней части "головы", чтобы пряжа распушилась и создала эффект волос. -Перед началом работы давайте вспомним правила безопасности при работе с ножницами (Учитель при выполнении ведет текущий инструктаж) | -Маленькие мастера -Ответы детей. При работе внимательно следить за направлением резания. Не держать ножницы лезвием вверх. Не оставлять ножницы с открытыми лезвиями. ..... и тд | Познавательные УУД(перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) |
| 8. Подведение итогов и оценивание | -Ребята, давайте вспомним тему нашего урока. -О каких игрушках мы сегодня говорили на уроке? -Какую игрушку мы с вами делали сегодня? -Поднимите и покажите какие куклы у вас получились. Молодцы! Все куклы великолепны! -Посмотрите на слайд и оцените свою деятельность на уроке, продолжив фразу: -На этом наш урок окончен, всем спасибо! До свидания! | -Игрушки делать – тоже ремесло 1.Богородская 2.Федосеевская 3.Игрушки Сергиева Посада 4.Романовская 5.Дымковская 6.Филимоновская -Куклу | Коммуникативные УУД (учувствовать в диалоге; слушать и понимать других) |