Название этапа и его образовательная задача | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности (фронтальная-Ф, индивидуальная-И, парная-П, групповая-Г | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Личностные |
Мотивационный этап | Словесный – рассказ. | Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами очень важная, но в тоже время интересная. Сегодня мы с вами отправимся в архив, где поработаем с самыми настоящими архивными документами. (слайд 1). А какие документы хранятся в архиве? А зачем нужно хранят такие старые документы? Это своеобразная реликвия, культурная ценность и ведь в этих документах хранится история, даты, события, люди и мы должны уважительно относиться к ней. На ваших столах лежат карты исследователей, в которую вы будете записывать всю ту информацию, которую сегодня узнаете. Ну что ж, давайте скорее начнем. | Приветствуют учителя. Отвечают на поставленные вопросы. | Ф | | | | Л2. Л.1. |
Этап актуализации знаний | Словесный – рассказ. Словесный – эвристическая беседа | В 2008 году проходили всероссийские общенародные выборы самой ценимой, приметной и символичной личности российской истории. В число 12 победителей вошла Российская императрица Екатерина Великая. (слайд 2) Что же сделала она для России? Почему народ назвал ее Великой, и мы помним ее в наши дни? На эти вопросы мы постараемся ответить на сегодняшнем уроке. Ребята, кого еще из российских императоров называют Великим? Какие главные перемены произошли в России при Петре? Продолжателем дел Петра Первого явилась Екатерина II. | Слушают рассказ учителя. Отвечают на поставленные вопросы. | Ф | Устный фронтальный опрос. | | П.3. К.1. | Л.1. |
Этап выявление затруднения. | Практические – упражнение | На ваших столах лежат карточки с вопросами, отметьте знаком «+» те вопросы, ответы на которые вы знаете, а знаком «-» те вопросы, ответы на которые вы не знаете. (Прил.№1.) Поднимите руки те, кто знает ответы на все вопросы. И сегодня на уроке мы должны узнать ответы на все эти вопросы. | Работают с индивидуальной карточкой и отмечают вопросы на которые знают или не знают ответа. Делают выводы. | И | Самоконтроль | | П.4. Р.4. | |
Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения. | Словесные – беседа. | Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. (слайд 3). О чем сегодня будем говорить? Какую цель мы поставим перед собой? Давайте составим план урока. (слайд 4) Что мы сегодня узнаем? Что мы можем закрепим? И что мы будем оценивать? | Формулируют тему и цель урока, составляют план. | Ф | | | К.2. Р.2. Р.1. | |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. | Словесный – рассказ. Наглядный – иллюстрация. Словесный – рассказ. Практический – упражнение. Словесный – инструктаж. Практический – практическая работа. | Сегодня мы узнаем не только о императрице Екатерине Великой, но и о выдающихся людях: Александре Васильевиче Суворове и Федоре Федоровиче Ушакове. Посмотрите на портрет императрицы, что вы можете о ней сказать? Как вы думаете, какой характер у нее был? Продолжателем дел Петра Первого стала Екатерина II (правила с 1762 по 1796). Кто может посчитать сколько лет она правила страной? Сейчас я вам расскажу о Екатерине Великой, а вы при этом внимательно слушайте, потому что после вам предстоит внести некоторые сведения в карту исследователя. Екатерина была умна, имела сильный характер, отличалась редким трудолюбием. Прекрасно образованная, императрица вела переписку с умнейшими людьми своего времени. У Екатерина Великой был редкий дар выбирать себе советников и помощников. Ее время знаменито славными военачальниками и выдающимися государственными деятелями. Страна нуждалась в образованных людях. В городах по приказу императрицы появились народные училища. Воспитательный дом – приют для сирот и детей бедняков – был открыт в Москве. (слайд 6). Вот таким великим человеком была императрица Екатерина II. Давайте подпишем карту исследователя и внесем в нее необходимую информацию. А сейчас давайте с вами откроем учебник на с.92. и рассмотрим карту. Скажите, а какие сведения сообщает нам карта об экономике России в конце XVIII века? Я предлагаю вам поделиться на 3 группы. (слайд 7). Сейчас вы будет работать с архивными документами. 1 группа работает с документом од названием «Путешествие в Петербург» на с.106-107. Вторая группа работает с документом «Дворяне и крепостные крестьяне». С 107-108. И, наконец, третьей группе достанется самый сложный документ под названием «Знаменитые военачальники» с.108 – 110. Итак, вам предстоит очень внимательно прочитать текст документа, после чего внести необходимую информацию в карту исследователя. Затем группа выходит и рассказывает остальным над каким документом вы работали и какую-информацию вы внесли в карту. Остальные внимательно слушают и одновременно заполняют свою карту. На выполнение вам отводится 10 минут | Слушают рассказ учителя. Рассматривают и анализируют портрет императрицы. 34 года Вносят информацию в карту. Анализируют историческую карту и отвечают на вопросы. Слушают учителя. Работают в группах. | Ф И Г | | Пр.1. Пр.2. Пр.3 | П.3. П.4. Р.3. К.1. П.1. Р.1. Р.2. К.1. К.3. | Л.1. Л.2. |
Первичное закрепление нового знания. | Словесный – рассказ. | А сейчас давайте представим результаты своей работы. | Представляют результаты работы в группах. | Г | Устный контроль. | | П.3. Р.3. Р.4. К.1. | Л.2. |
Самостоятельная работа и проверка по эталону. | Словесный – инструктаж. Практический – упражнение. | Сейчас я предлагаю вам выполнить еще одно задание, но уже самостоятельно. Вам необходимо будет поработать с таблицей и распределить события, которые произошли в России при Петре Первом и Екатерине II в два столбика. Запишите в таблицы только номера, тех событий, которые соответствуют эпохе правления каждого из императоров. События при Петре I 2.Россия стала империей 5.Русские корабли вышли в Балтийское море 6.Основание Санкт - Петербурга 7.Открытие в России первого музея. События при Екатерине II 1.Открытие народных училищ и Воспитательного дома 3.На Черном море появился русский флот 4.В Санкт - Петербурге появилось много дворцов и памятников культуры Давайте проверим, что же у вас получилось. (слайд 8) | Самостоятельно выполняют задание. | И | Самостоятельная работа. Самоконтроль. | | П.2. П.4. Р.1. Р.4. | |
Включение в систему знаний и умений | Словесный – рассказ, эвристическая беседа. | (слайд 9) Екатерину Великую часто сравнивали и продолжают сравнивать с Петром I. Один из ее современников описал суть ее правления: Петр Великий создал в России людей, Екатерина – вложила в них души. Так почему же Екатерину Великую внесли в 12 самых ценимых, приметных и символичных личностей российской истории? Что она сделала для России? В Петербурге перед Александрийским театром также поставлен памятник Императрице. | Отвечают на поставленные вопросы. | Ф | | | П.3. К.1. | |
Рефлексия | Практические – упражнение. | Наш урок подходите к концу. Давайте вернемся к нашей таблице, которую мы заполняли в начале урока. Отметьте знаком «+» те вопросы, ответы на которые вы знаете, а знаком «-» те вопросы, ответы на которые вы не узнали. Есть ли те, у кого во второй колонке стоят минусы? На какие вопросы вы не получили ответа? Давайте вернемся к нашему плану. Все ли пункты мы выполнили? (слайд 10) Ребята, кто по-вашему мнению сегодня работал активнее других? Какую бы отметку вы ему поставили и почему? А какую бы вы отметку поставили себе? Поставьте ее в окошко в карте исследователя. Сегодня за работу я могу похвалить (имена учащихся), потому что вы активно отвечали на уроке. Наш урок окончен. | Работают с индивидуальной карточкой и отмечают вопросы на которые знают или не знают ответа. Делают выводы. Оценивают деятельность своих товарищей. | И Ф | Самоконтроль | | П.4. Р.4. К.1. К.3. | |