Тема урока: «Дикорастущие и культурные растения». (Уч. – стр.62-65) | Тип урока: УОНЗ |
Цель урока | Сформировать и научить различать понятия «дикорастущие» и «культурные» растения. |
Задачи урока: | Изучение особенностей культурных и дикорастущих растений |
Развитие речевых компетенций через расширение и обогащение словаря научными терминами. |
Привитие интереса к изучению природы. |
Планируемые результаты | Предметные | Обучающиеся научатся классифицировать культурные растения по среде обитания, понимать зависимость растений от неживой природы. |
Личностные | Обучающиеся получат возможность для формирования внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. |
Метапредметные | Коммуникативные | Обучающиеся получат возможность научиться формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы. |
Регулятивные | Обучающиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; получат возможность научиться осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. |
Познавательные | Обучающиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; получат возможность научиться умению смыслового восприятия познавательного текста. |
Межпредметные связи | Русский язык. Литературное чтение. |
Ресурсы урока | Учебник, презентация. |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная. |
УМК | А.А.Плешаков «Окружающий мир» |
Ход урока |
Дидактическая структура урока, с указанием времени | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД |
1 | Организационный этап | СЛАЙД 1 Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи! -Сегодня на уроке нам будут помогать делать герои учебника мальчик Серёжа и попугай Илья. -Оценивать вашу работу на уроке я буду по таким критериям: 1-правильность и полнота ответа–80; 2-самостоятельность–10; 3 –активность и дисциплина – 10. СЛАЙД 2 | Общий настрой класса на учебную работу. | | | Умение слушать и понимать речь других. Самоорганизация и организация своего рабочего места. |
2 | Актуализация знаний | -Проверим, как вы усвоили ранее изученный материал. | Работают в РТ, работают у доски, пересказывают ранее изученный материал. | Четыре человека работают в РТ – темы «Какие бывают животные» - с.23-25 и «Невидимые нити» - с.25-26. Один учащийся – у доски заполняет схему «Классификация животных». Ещё три учащихся пересказывают статьи учебника о невидимых нитях в лесу - с.54, 58-61. | Знают изученный материал. Классифицируют объекты. Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков. Умеют пересказывать научный и художественный тексты. | Принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа. |
3 | Постановка цели и задач урока | - Откройте учебник на с.62. Определите тему урока. СЛАЙД 3 -Что нам нужно будет узнать о растениях во время сегодняшнего путешествия? Я предлагаю работать по следующему плану: СЛАЙД 4 Подведение итогов. Определение условий жизни растений. Повторить изученные группы растений. Знакомство с новыми группами растений. - Согласны ли вы с этим планом? - Восстановите правильный порядок пунктов плана. | Слушают. Отвечают на поставленные вопросы. Восстанавливают деформированный план. | СЛАЙД 5 1 ) Повторить изученные группы растений. 2)Определение условий жизни растений. 3) Знакомство с новыми группами растений. 4)Подведение итогов. | | Умеют выполнить поставленную задачу; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Учатся использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей. |
4 | Введение в тему | -Итак, задача №1 - повторить изученные группы растений СЛАЙДЫ 6-7 -Чем растения каждой группы отличаются друг от друга? - Давайте определим условия жизни растений – это задача урока № 2 СЛАЙДЫ 8-10 | Фронтальная работа по слайдам - классифицируют картинки. Фронтальная работа по слайдам | - Растения делятся на три группы: деревья, кустарники и травы. У трав стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников – твёрдые, одревесневшие. У дерева от корня отходит один толстый стебель – ствол. У кустарника несколько довольно тонких стеблей - стволиков. -Деревья и кустарники - – приносят пользу (это сходство), растут в лесу или в саду (это отличия). Травы тоже приносят пользу растут повсюду или в саду, огороде. | Знают классификацию растений; знают их отличительные признаки. Умеют анализировать объекты и выделять существенные признаки. Знают, что различают культурные и дикорастущие растения. | Понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа. Умеют работать с текстовой информацией, делать выводы. Умеют строить монологические и диалогические высказывания Умеют работать с источником информации, осуществлять поиск информации, строить выступление в устной форме |
5 | Открытие нового знания. | -Задача №3 - дать названия новым группам растений. СЛАЙД 11 -На какие две группы можно разделить растения? - Дать названия новым группам растений нам поможет ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. | Отвечают на вопрос. Заранее подготовленные ребята читают определения ( или студенты) | - Растения можно разделить на две группы: за которыми ухаживает человек и те, которые растут в дикой природе. - Растения, посаженные, возделанные, выращенные человеком, не дикие называются КУЛЬТУРНЫМИ. - Растения, растущие в природных условиях, не выращиваемые человеком называются ДИКОРАСТУЩИМИ. |
6 | Физминутка | -Я (или студенты) буду говорить слова, а вы покажите это движениями: | Выполняют движения. В огород пойдем, Урожай соберем. Мы морковки натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты- Круглый, сочный, очень вкусный. Щавеля нарвем немножко И вернемся по дорожке. | Анализируют стихотворение. Устанавливают причинно-следственные связи. | Умеют применять правила охраны своего здоровья |
7 | Работа с текстом | -Прочитайте статью на с.62 учебника. Рассмотрите рисунки. Назовите изображённые растения. Какие из них культурные, а какие – дикорастущие? СЛАЙДЫ 12-13 -Изучите схему на с.63. -На какие группы делят культурные растения? -Помогите Серёже закончить схемы - назовите ещё 1-2 растения каждой группы. СЛАЙДЫ 14-19 | Читают текст на с.62, рассматривают растения и классифицируют их. Работают со схемой - с.63. | Уч. – с. 62 Дикорастущие: 1-берёза 3-рогоз 5-крапива. Культурные: 2-пшеница 4-астра 6-огурец Культурные растения: овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные. | Понимают и принимают учебную задачу. Различают культурные растения; могут привести пример растений каждой группы. Усвоили материал урока | Умеют работать с источником информации, осуществлять поиск информации, строить выступление в устной форме Умеют строить монологические и диалогические высказывания |
8 | Вывод по теме. | -Подведём итог – это задача урока № 4. -Разгадайте кроссворд. СЛАЙД 20 | Отвечают на вопросы 1)Растения, которые человек выращивает на клумбах, цветниках называют… - декоративными. 2) Помидор, огурец – это растения… травянистые. 3)Лук, чеснок, капуста, картофель – это… растения (овощные). 4)Эти растения человек выращивает на полях, а в пищу употребляет семена (зёрна) …зерновые. 5)Растения, у которых человек употребляет в пищу плоды, называют … плодовыми. 6)Растения, из которых получают волокна, называют… прядильными. Это лён, хлопок. 7)Такие растения, как крыжовник, смородина, малина - называют …кустарниками. 8)Растения, которые выращивает человек, называют… культурные. 9)Яблоня, груша, слива – это плодово-ягодные …деревья. | Размышляют. Делают выводы. Определяют границы знания и «незнания». |
9 | Дополнительный материал | - Любуясь растениями, их особенностями, люди сложили о многих из них легенды. Давайте познакомимся с некоторыми из них. | Хорошо читающие ученики читают «Легенды о растениях» | Уч. – с.64-65 (фото гладиолуса и астры – на СЛАЙДЕ 19) | Понимают смысл прочитанного. | Умеют работать с текстовой информацией, делать выводы. |
10 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | - Откройте дневники и запишите домашнее задание. СЛАЙД 21 | Записывают д/з. | 1) Уч. – с.62-64. 2) Сообщение или презентация «Интересные факты о растениях» | Умение грамотно списать задание с доски. | Чувство ответственности. |
11 | Рефлексия, подведение итогов занятия | А теперь скажи, дружок, Тебе понравился урок? Что расскажешь дома маме? Поделись сейчас ты с нами! СЛАЙДЫ 22-23 | Подводят итоги по алгоритму: я – повторил; я – узнал; я – запомнил; я – удивился. | Умение видеть свои недочёты и успехи. | Умеют определять границы собственных знаний, и незнаний. |