Просмотр содержимого документа
«Свидетельство о публикации»
Т е м а: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ (урок окружающего мира с применением проектной деятельности)
Цели:
учащиеся должны знать, как животные пришли к человеку и приспособились к жизни с человеком;
учащиеся должны уметьработать с разными видами информации, обрабатывать её и фиксировать, применять имеющиеся знания для создания определённого продукта своей деятельности; работать в группе;
воспитыватьлюбовь к природе, учить бережно относиться к её богатствам.
Подготовка к уроку.
П л а н с о д е р ж а н и я и э т а п о в у ч е б н о г о п р о е к т а.
Учащиеся делятся на 3 группы:
1-я г р у п п а готовит рассказ о диких животных:
– черепаха;
– кит;
– тигр.
2-я г р у п п а готовит рассказ о том, как домашние животные пришли в дом человека:
– петух;
– собака;
– корова;
– кошка;
– свинья;
– овца.
3-я г р у п п а готовит иллюстрированные сообщения о том, какую пользу приносят человеку домашние животные.
Результатом данного проекта является таблица «Для чего человеку нужны домашние животные».
О б о р у д о в а н и е: мультимедийная презентация для использования на интерактивной доске.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель сообщает цель данной проектной деятельности.
II. Повторение ранее изученного.
– На прошлом уроке мы вели разговор о животных, познакомились с классификацией и их основными признаками. Назовите группы животных, различающихся этими признаками. (Звери, птицы, насекомые, пауки, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы.)
– Изучая животный мир, вы стали более наблюдательными. Невнимательный художник нарисовал животных, а у него получилась путаница. Исправьте его ошибки и запишите названия этих животных в соответствующие группы. (Учитель демонстрирует слайды соответствующего содержания.)
Учитель. У меня вопрос к вам: что вы знаете о животных, изображенных на слайдах? (На экране появляются изображения тех животных, которым посвящен рассказ участников творческих групп. Примерное содержание сообщений представлено далее.)
Петух. Петух – это домашняя птица. А знаете, сколько близких и дальних родственников было у деревенского петуха? Очень много. Это и обитатель холодного Севера – белая куропатка, и чёрно-синий франт – тетерев-косач, и угрюмый таёжный житель – осторожный глухарь, и изящный фазан, и красавец павлин, и маленький петушок – перепел. А сколько родственников у нашего петуха среди домашних птиц! Это и индюки, и цесарки, и самые разные породы домашних кур. Домашние куры дают нам вкусные продукты: мясо, яйца, из которых можно приготовить много самых разнообразных блюд. Кроме того, можно получить и перо, и пух.
Черепаха. Черепаху, благодаря её панцирю, не спутаешь ни с каким животным. Но не все черепахи одинаковы. Одни черепахи наземные и живут на суше, а у других жизнь тесно связана с водой. Среди этих черепах есть пресноводные и морские. Многие из них прекрасные пловцы. Они очень быстрые и ловкие в воде, а на суше они обычно неуклюжи и медлительны. Есть черепахи-малютки, а есть гиганты – слоновые черепахи, достигающие иногда 400 кг веса. Сейчас известно 250 видов черепах, почти все они растительноядные и все теплолюбивые. Живут черепахи до 100 лет и панцирь свой не меняют. Обиднее всего, что очень часто черепах истребляют люди: панцирь используют для различных поделок, а яйца, которые откладывают черепахи, и черепашье мясо используют как лакомое блюдо.
Кит. В русских сказках говорится «чудо-юдо рыба-кит». Такое выражение, конечно, встретишь только в сказках, потому что кит совсем не рыба, он дышит не жабрами, как рыбы, а лёгкими. И, хотя он долго может находиться под водой, всё же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. Киты – млекопитающие, они рождают живых детёнышей и кормят их молоком. Учёные разделили китов на две группы: зубатые и усатые. Самый большой из зубатых – кашалот, он достигает 15–20 метров в длину. Его любимая пища – кальмары. К усатым китам относятся полосатики – с продольными складками на брюхе. Это синие киты, их длина достигает 33 метров, а вес – 150 тонн. За сутки кит съедает 2–4 тонны пищи, только на завтрак ему надо миллиард рачков.
Тигр. Среди многочисленных родственников наших домашних кошек есть и такие, которые ударом лапы убивают лошадь, делают пятиметровые прыжки, прекрасно плавают, а чтобы насытиться, им нужно 35–50 кг мяса. Увидеть тигра в лесу нелегко. Благодаря своей полосатой окраске он не виден даже вблизи – заросли хорошо скрывают его. Любимая пища тигра – олени, дикие свиньи и антилопы. Нападает он и на домашних животных. Если же охота неудачна – тигр ест лягушек, мышей и даже саранчу. Когда-то многочисленные тигры стали редкими животными, являясь опасными хищниками и обладателями красивого ценного меха. Сейчас охота на тигров запрещена. Они легко привыкают к неволе, и их можно увидеть во многих зоопарках, убедившись, что они очень похожи на наших кошек.
Учитель. Какой вывод мы можем сделать из только что услышанного? (Природу надо беречь, чтобы ею любоваться, наслаждаться и, конечно же пользоваться.) Живые существа обращаются к вам: любите природу, берегите её, а это животные, растения, воздух, вода и почва.
1-й ученик. Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полёт прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
2-й ученик. Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То всё равно б взмывали ввысь.
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!
3-й ученик. А в небе – стая журавлей.
Так грустно над землёй кружится.
Земля… Скажи, что б стало с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
4-й ученик. Тогда бы мёртвым стало небо.
И – тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях.
И на полях уж не грачи,
А стаи чёрной саранчи.
5-й ученик. Я не хочу такого мира,
Где всё так серо и уныло…
Опомнись, вздрогни, человек.
Не долог на земле твой век.
6-й ученик. Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами чёрными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мёртвою плотвой?
Полями с выжженной травой?
7-й ученик. Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу.
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
8-й ученик. И трелью птиц весёлой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздьями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав…
Учитель. Природу берегите, дети,
Ведь нет другой на этом свете!
III. Введение в тему урока.
– А вот о ком мы будем вести разговор, вы узнаете, когда разгадаете этот кроссворд. (Кроссворд проецируется на экран.)
По горизонтали: По вертикали:
1. К «своим» ласкается, 1. Вместо хвостика – крючок,
На «чужих» ругается. Вместо носа – пятачок.
В своём же теремочке Пятачок дырявый,
Сидит на замочке. А крючок вертлявый.
(Собака.) (Свинья.)
2. Ходит к речке смело 2. Он и стройный, и красивый,
Весь в наряде белом. У него густая грива!
У него на ножках Он копытами «цок-цок»:
Красные сапожки. – Покатай меня, дружок!
(Гусь.) (Конь.)
3. Длинное ухо, 3. Мягкие лапки,
Комочек пуха, А в лапках царапки.
Прыгает ловко, (Кошка.)
Грызёт морковку.
(Кролик.)
4. Посреди двора 4. Пухом богата,
Стоит копна. Клюв – лопата,
Спереди вилы, В речке бродит,
Сзади метла. Вперевалочку ходит.
(Корова.) (Утка.)
– Что объединяет всех, названных вами, животных? (Это домашние животные.)
IV. Изучение темы занятия.
– Кто из вас знает, как человек приобрёл себе друзей из числа животных?
Рассказы детей. (Изображения животных демонстрируются на экране.)
Давным-давно, когда ещё люди жили в пещерах, им было холодно и голодно. Они редко находили себе пищу. И вот однажды человек прикормил волка, охотившегося вокруг его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку. Так волки стали жить с человеком и постепенно превратились в собак. Они научились охранять человека от его врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Потом люди вывели более трёхсот пород собак. Трудно поверить, что все они произошли от одного предка – волка.
– Кто из вас знает, какую работу выполняет собаки этих пород?
Кавказская овчарка – служебные собаки. Они несут службу на границе, в уголовном розыске, охраняют стада.
Лайка охотно справляется с обязанностями оленьих пастухов.
Очень красивы охотничьи собаки – борзые: узкая морда, стройное тело, мощные длинные ноги. Эту породу русских псовых борзых вывели в России.
А вот семенит длинная «колбаска» на коротких ножках. Это такса. Она отличный охотник на барсуков и лис.
Лабрадор – специально натренированная собака служит проводником слепому человеку, помогает ему в повседневной жизни.
– А как знаете вы породы собак, мы сейчас проверим. Надо соединить фотографию собаки с названием её породы. (Этот этап занятия проводится с использованием интерактивной доски.)
– Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Одним из первых диких животных, которых начали приручать люди, были быки – туры. Много тысяч лет назад охотники стали приводить молодых турят в становища и приручать их. Считается, что от туров и пошли домашние коровы. Древние кочевые племена разводили стада коров и быков только ради мяса и шкур. Позже, когда люди стали заниматься земледелием, они впрягали быков в плуг и вспахивали землю. На них же перевозили грузы. О том, что от коровы можно получать молоко и другие продукты питания, люди узнали только 2800 лет назад.
Домашние кошки все похожи друг на друга, хотя люди и вывели разные породы: сибирские, ангорские, сиамские, есть даже порода короткохвостых кошек с кисточками на ушах, как у рыси. Все кошки замечательные охотники. Присмотритесь к домашней кошке. Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, она не растеряла своих диких повадок. Как ловко котёнок ловит бумажечку на верёвочке! Затаится, подкрадётся, мгновенно прыгает – и игрушка в лапках. Так же взрослая кошка охотится за мышкой. Человек приручил-то её из-за этого. Ведь мыши поедали все зерновые припасы, а кошка спасла урожай. В Древнем Египте кошку считали священным животным.
Домашние свиньи произошли от дикой свиньи или кабана. Благодаря необыкновенной приспособленности к самым разнообразным условиям жизни, кабаны сохранились на Земле до наших дней. Этого зверя приручил человек около 7 тысяч лет назад. Считается, что свинья – второе после собаки одомашненное животное. Свинья постоянно нюхает, фыркает, сквозь ноздри втягивает в себя воздух. Она обладает отличным обонянием и хорошо чувствует постоянно ухаживающего за ней человека. А ещё она хорошо плавает.
Овца – домашнее животное. Живёт она рядом с человеком около 3 тысяч лет. Только собака и свинья были приручены раньше. Приручение овцы имело большое значение для человека. Овца его кормила, поила, одевала и обувала. Мясо овцы вкусное и питательное. Из молока овцы делают сыр и брынзу. Из овечьих шкур шьют тёплые шубы, тулупы и шапки. А из кожи изготовляют обувь. Из шерсти овцы вяжут красивую одежду. Овцы – растительноядные животные. Весит овца от 30 до 100 кг. Разводят овец почти во всех странах мира.
V. Итог урока.
– Сделайте вывод: сможет ли человек жить без домашних животных? (Нет, человек без домашних животных прожить никак не сможет, ведь не зря наши предки их одомашнивали. Домашние животные – это наша пища, одежда, наши спасатели.)
– О том, какие продукты мы получаем от домашних животных, что они дают нам для жизни, расскажет третья группа обучающихся нашего класса. (Отчет о работе учащихся данной группы можно представить в виде плаката с изображением продукции, производимой данной группой животных.)
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Название
животного
Чем полезно домашнее животное?
Корова
Молочные
продукты
Шкура
Диетическое
мясо
Овца (коза)
Молочные
продукты
Шкура, шерсть, пух
Мясо
Окончание табл.
Свинья
Шкура
Мясо
Лошадь
Молочные
продукты
Шкура
Мясо
Лошадь помогает человеку в хозяйстве, при её помощи перевозят грузы, она служит в конной милиции, в армии, участвует в конных состязаниях
Куры, гуси
Яйца
Перьевой пух
Диетическое
мясо
Собака
Служат в уголовном розыске, на границе, охраняют стада, служат проводником слепому человеку
Декоративная собака является украшением жизни человека,
радует глаз, поднимает настроение
Кошка
Замечательные охотники на мелких грызунов – мышей и крыс
Породистая
кошка является украшением жизни человека,
радует глаз, поднимает настроение
Б е с е д а п о в о п р о с а м:
– Некоторых животных мы поселяем в своих квартирах, ухаживаем за ними. Кого бы из животных вы хотели бы иметь дома?
– А кому из вас не разрешают родители принести животное домой?
– Я знаю девочку, которой тоже не разрешали принести домой котёнка. Посмотрите сценку об этой девочке.
Сценка «Мой друг».
Девочка. Я нашла в саду котёнка…
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
Мама!
Мама. Лучше не проси!
Где взяла – туда неси!
Девочка. Летом я бы не просила,
Но сейчас темно и сыро!
Мама!
Мама. У меня забот
Без котёнка полон рот!
Где живут лесные звери?
Девочка. В норке… В логове… В пещере…
Иль в каком-нибудь дупле,
Вместе с матерью в тепле!
А у этого зверька
Ни кормушки, ни кутка.
Мама. Прекрати волынку эту!
Дед. Что за шум, а драки нету!
Почему в слезах девчонка?
Девочка. Я нашла в саду котёнка,
Только мама…
Дед. Стой, стой, стой!
Где найдёныш этот? Ой!
До чего же страшный зверь!
Вот что сделаем теперь:
Ты пойди к себе, умойся
И немножко успокойся,
Да найдённому плеснуть
Молочка не позабудь... (К маме.)
Разве ты забыла
Как у нас в семействе было?
Две собаки, два кота,
Куры, гуси.. Красота!
Не могу поверить, чтобы…
Мама. У котов в шерсти микробы!
И собаки, и коты – все заразны!
Дед. Это ты
Говоришь слова такие?
Без любви к животным злые
Вырастают дети..
Дочь!
Ты отбрось сомненья прочь!
Разреши коту остаться…
Ну куда ему деваться?
Оставляем, значит?
Мама. Да!
Дед. Внученька, иди сюда!
Всё уладилось прекрасно!
Девочка. Он хорошенький ужасно!
Мама, дедушка!
Дед. Ну вот, как по маслу всё идёт.
Если б каждому ребёнку
По щенку или котёнку,
Не осталось бы зверька
Без кормушки и кутка!
Учитель. Понравилась вам эта история? Чему она учит? (Эта история учит сопереживать попавшим в беду зверям.)
– Как вы думаете, кто был прав: мама или девочка? (Ответы детей.)
Литература
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003.
2.О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова. Окружающий мир, учебник 2011
5. Что такое? Кто такой? Энциклопедия. Т. 2, 3 / ред. коллегия: С. П. Алексеев, А. Г. Алексин, В. Г. Болтянский, Л. М. Жаркова, В. А. Луков, И. В. Колесникова. – М.: Педагогика-Пресс, 1994