kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по познанию мира "Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке проводятся опыты, эксперименты. Дети наглядно убеждаются в своих умозаключениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по познанию мира "Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещества"»

учитель начальных классов,

тренер программы « Step by step»

Алукаева Нурия Дамировна,

ЮКО, г. Шымкент,

КИШ «Байтерек»


2 класс Познание мира


Тема: Вода- растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещества.


Цели:

Образовательные: познакомить учащихся со свойствами воды опытным путем.

Рассмотреть следующие свойства: вода прозрачна, без цвета, без запаха, течет, не имеет вкуса и формы. Сделать выводы о свойстве воды как растворителе, о значении воды в жизни человека, растений, животных.

Развивающие: развивать логическое мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, делать выводы. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к водным ресурсам

Оборудование: 3 стакана, банка, песок, соль, сахар. На каждый стол: пуговицы, фасоль, вата, поролон, монетки, пипетки, свечи, тарелки, пластмассовые игрушки.

Плакат с изображением воды в природе « Где вода- там жизнь», конверты с заданиями, туча на доске, капельки для рефлексии ( каждому), плакат для выводов, детские рисунки.

Ход урока:

  1. Организационная разминка «Утренний круг»

-Всем доброе утро! Сегодня у нас с вами необычное занятие- лабораторный урок по познанию мира. Для того, чтобы хорошо поработать, надо создать хорошее настроение. Девочки и мальчики, возьмитесь за руки. Посмотрите друг другу в глаза и …улыбнитесь. Закройте глаза. Сосчитайте до 5. Откройте глаза и сравните настроение с цветом ( Дети берут карточку) « Я взял… потому, что он напоминает….» Пожелаем всем удачи. Пожалуйста, пройдите на свои места.

-Руки? ( На месте! )

-Ноги? ( На месте! )

-Локти? ( У края ! )

-Спина? ( Прямая! )

-Ребята, мы сегодня ждали в гости Котофея Ивановича, но он почему то задерживается. Ой, что это? (учитель берет с подоконника конверт). Интересно, интересно…

Кто-то бросил нам в оконце, посмотрите, письмецо,

Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко, пролетая обронил?

Может, кот письмо, как мышку, на окошко заманил?

- И правда, письмо от Котофея Ивановича 1 «Д» классу. Давайте его прочитаем.

« Дорогие ребята, здравствуйте!

Так получилось, что сегодня я не могу приехать к вам на урок, очень жаль. Но я написал вам загадки. Если вы их отгадаете, то узнаете, о чем мы будем говорить на уроке.

Ваш Котофей Иванович.



1. Через нос проходит в грудь 2. С горы сбегая без труда, она гремит как гром.

И обратно держит путь. В морозный день она тверда-руби хоть топором

Он невидимый, и все же Нагрей ее- и к небесам она взлетит тогда,

Без него мы жить не можем. Теперь ты мне ответишь сам: зовут ее…

( воздух) (вода)

-Итак, о чем мы будем говорить на уроке?


2. Проверка домашнего задания

-Мы знаем с вами, что нас окружает воздух. Что интересное вы можете рассказать о воздухе? Расскажите об опытах. Проведенных на прошлых уроках и покажите их.

( выводы )


3. Формирование новых знаний

1. К доске вызывается ученик. Учитель завязывает глаза платком и предлагает понюхать стакан с водой, стакан с кофе ( из термоса наливаю ) и духи. Каждый раз, после того, как ребенок понюхает. он должен ответить, что за запах он чувствует. Любой ответ принимается. После снятия платка, ребенок определяет, правильно ли он ответил. Какой вывод мы можем сделать? (вода не имеет запаха)

2. Проведем следующий опыт. И снова мне нужен помощник. На столе стоят 3 стакана, в чашечках соль , сахар, глина. Что можно сказать о воде, как растворителе?

( вода- растворитель, но не все вещества в ней растворяются)

3.Сравним воду с цветными полосками картона ( цвет не совпадает ни с одной из полос)

Вывод: вода бесцветна

4.Опустим ложку в стакан с водой. Что вы видите, какой вывод можно сделать?

(вода прозрачна)

5.Каков вкус воды? Знаете ли вы вкус лимона, соли, сахара? Можно ли назвать воду сладкой, соленой, горькой?

(вода не имеет вкуса)

6.Сравни воду в стакане, в пиале, в тарелке. Что можно сказать о форме?

( вода не имеет форму)

7.Что происходит с водой, если ее вылить из посуды или перелить в другую посуду? Какое свойство вы наблюдаете?

( вода текуча)


4.Физ.минутка «Молекулы и атомы»

После того , как дети соединились по 4 « атома», этим же составом они садятся за парты.

-Ребята, в конверте Котофей Иванович прислал вопросы к классу, давайте попробуем на них ответить.

-Сколько процентов земной поверхности занимает вода?

-В каких состояниях бывает вода?

-В каком состоянии находится пресная вода на земном шаре?

-Сколько литров воды может выпить верблюд за один раз?

-Сколько литров воды ежедневно должен употреблять человек?

-Где находятся основные запасы воды? Какая она?

В « копилку» новая информация:

1. Мертвое море – самое соленое, в нем не утонешь, как пробка.

2. Ученые считают, что жизнь на планете Земля зародилась в воде.



-У Александровой есть красивые строчки:

Снежок порхает, кружится,

На улице бело

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

-Что за стекло в лужицах?

-При какой температуре замерзает вода?

-А при какой кипит?

-А сейчас мы будем работать в тетрадях. Откройте тетради, посмотрите на таблицу. 5.


5.Экспериментальная работа.

Она называется « Утонет или не утонет?» Перед вами находится все необходимое для эксперимента.


Предмет

Думаю

Проверяю

Камень



Вата



Пуговица



Фасоль



Палочка



Губка



Монета



-Да - О

-Нет- О

Дети рисуют в графу « Думаю» кружок соответствующего цвета, затем ученик «поплавок» опускает предмет в стакан с водой. И в графе « Проверяю» отмечают утонул предмет или нет.


6.Обобщение:

- У всех ли оправдался прогноз? Всегда ли бывает так, как мы предполагаем? Для чего нужны опыты, эксперименты? Все ли предметы тонут? Как вы думаете, почему?

-Подумай, что произойдет. Если соединить предмет, который тонет с плавающим?

Теперь немножко поиграем. Перед вами на столе стоит тарелка с маленькой игрушкой. В тарелку налит мыльный раствор. Давайте для наших бегемотиков построим замок. ( дети выдувают трубочками мыльные пузыри.)

- А сейчас нам придется работать с пипеткой. Покажите мне ее. Кто из вас знает, как ею пользоваться? Для чего она нужна? А сейчас проведем небольшой эксперимент. Сколько капелек воды можно накапать на пять тенге? (выслушиваем ответы детей- проверяем) О поверхностном натяжении воды вы узнаете в старших классах.


7.Сюрпризный момент. Учитель показывает детям опыт «Извержение вулкана»

-А теперь мы снова работаем в тетрадях. Перед вами на столах лежат предметы, мы должны определить, впитывают они воду или нет

.

Предмет

Да

Нет

Губка



Ткань



Газета



Пластмасса



Калька



Дети капают по одной капле на предмет и знаком «+» отмечают в таблице: впитывает предмет воду или нет.


8.Итак, обобщение. « Мозговой штурм»

( На доске висит чистый плакат, по мере того, как ученики отвечают, учитель записывает на плакате ответы)

- Ребята, с какими физическими свойствами воды вы познакомились?

Прозрачная

Бесцветная

Без вкуса

Без запаха

Без формы

Жидкая

Текучая

Растворитель

Лед-вода-пар


Учитель обобщает ответы детей и предлагает отгадать загадки.

1.Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной.

(сосулька)

2.Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет не звезды, а пушинки, 7.Закипает самовар-

Не пушинки, а … Струйкой в небо рвется…

(снежинки) (пар)

3.В воде не тонет, в огне не горит. Кучки цвета молока-

(лед) Пар собрался в …

4.Течет,течет- не вытечет, (облака)

Бежит. бежит- не выбежит. Черной стала в небе куча,

(река) То не облако, а…

5.На дворе переполох: (туча)

С неба сыплется горох. На пшеницу и на рожь

Съела 6 горошин Нина, С тучи хлынул теплый…

У нее теперь ангина. (дождь)

(град) Просочился сквозь песок

6.Если руки ваши в ваксе, Превратился в родничок.

Если на нос сели кляксы, Отгадайте без труда

Кто тогда нам первый друг Что течет в ручье?

Снимет грязь с лица и рук? (вода)

(вода)

9.Подведение итогов.

Итак, урок наш подошел к концу. Я прошу ребят посчитать свои фишки, которые вы получили за ответы. Кто больше всего набрал фишек? (Учитель выставляет оценки и комментирует ответы детей)

-Понравился ли вам урок?

-Что показалось трудным? Что оказалось легким? О чем хотели узнать?

10.Рефлексия

-У вас на столе капельки, дорисуйте выражение лица и прикрепите на доске под тучей.

-А сейчас откройте дневники, запишите домашнее задание.

11. Заключительный круг.

-Благодарю всех за внимание, спасибо за урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Алукаева Нурия Дамировна

Дата: 03.03.2018

Номер свидетельства: 460585


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства