kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Прошлое и настоящее глазами эколога.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимосвязь человека и окружающей среды. Ответственность человека за состояние природы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Прошлое и настоящее глазами эколога.»

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 4 классе.

Тема: Прошлое и настоящее глазами эколога.

Цель: Дать представление о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности человека за состояние природы.

Формирование УУД: познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекать нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения; регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные – осознавать своё единство с окружающим миром.

Оборудование:

  • доска,

  • видеопроектор,

  • компьютер.

Средства обучения:

  • мультимедийная презентация,

  • учебник.

Организация рабочих мест:

  • парты расставлены по группам (три группы);

  • рекомендации по составу группы: группы сборные, содержащие и слабых, и сильных учеников.

Структура урока:

Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (3 мин.)

Совместное открытие знания (20 мин.)

Физкультминутка (2 мин.)

Применение нового знания (13 мин.)

Рефлексия учебной деятельности (5 мин.)

Ход урока.

  1. Организационный момент. (Слайд 1)

1. Проверка готовности к уроку.

- Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.

- Оцените свое рабочее место.

2. Создание эмоционального настроя урока.

- Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

А теперь тихонько сели и на экран все посмотрели. Девиз урока:

« Мои знания- мое богатство».

  1. Актуализация опорных знаний.

- Мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Какая наука рассказала нам о жизни первобытных людей?

( История – наука, изучающая прошлое человеческого общества.)

- Чтобы открыть вторую страничку нашего урока, вы должны решить кроссворд и прочитать спрятанное слово.

Кроссворд (Слайд 2)



Вопросы к кроссворду:

1. Столетие.

2. Наука о прошлом человеческого общества.

3. 10 веков.

4. Предмет, выставленный в музее, на выставке.

5. Наука, изучающая прошлое человечества по данным, необходимым при раскопках.

6. Учреждение, где хранятся старые документы.

- Прочитайте ключевое слово. Что обозначает «экология»?

(Это наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нем жить).

    • Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит дом, и «логос» – наука.


-Какова тема нашего урока? (Слайд 3)




  1. Сообщение темы урока. Постановка цели.

Чтение стихотворения.

Любите родную природу-

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей.

-Какая проблема отражена в этом стихотворении?

- Сегодня на уроке мы с вами посмотрим, насколько по- доброму относится человек к земле, на которой живёт.

- Какие вопросы мы будем рассматривать на уроке?

Обсудим существующие экологические проблемы.

IV. Работа над новой темой урока. (Слайды 4, 5)

Очень давно жизнь первобытных людей зависела от капризов окружающей природы. Люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку нужна была пища. Наши далекие предки охотились, собирали съедобные ягоды, плоды, орехи.

Если случалась засуха или лесной пожар, то человеку грозил голод. Поэтому первобытные люди преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперед… У людей появились поля, заводы. Человек создал машины, построил дома. Он решил покорить природу. Но время показало, что покорение природы привело к загрязнению воды и воздуха, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Такое господство человека над природой может погубить все живое.

Человек, словно сказочный великан-великанище, все может. Захочет – не станет моря, захочет – новое разольется. Так? Так-то оно так. Но всегда ли надо делать то, что хочется, – вот в чем вопрос.

Прочитайте статью учебника «Сын или покоритель?» на с. 47 и ответьте на вопрос: «Кем человек должен стать для природы?»

Учащиеся читают.

(Человек должен быть природе сыном, потому что он сам – часть природы).

- Правильно. Нельзя быть покорителями, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. И сегодня мы, ученые-экологи, должны обсудить три экологические проблемы.

- Как вы думаете, что такое экологическая проблема?

Экологическая проблема – это опасное изменение в окружающей среде под влиянием человека.

V. Работа в группах.

Повторим правила работы в группе. (Слайд 6)

Каждой группе предлагается, собрать картинку из пазлов, догадаться, что символизирует изображенный на нем предмет. С чем связано? Какая есть проблема?

Первая группа – капля воды (символ океана)
Вторая группа – пальма (символ тропиков)
Третья группа – пустая банка (символ мусора)

Далее каждой группе предлагается сформулировать проблему.

Выявленные проблемы фиксируются на доске. (Слайд 7)

Каждая группа получает своё название, соответственно:

Первая группа – «Океан»
Вторая группа – «Лес»
Третья группа – «Город»

VI. Работа с учебником.

Первая группа – с. 42-43
Вторая группа – с. 43-44
Третья группа – с. 44

  • Первичное чтение (чтение группами про себя предложенных текстов по своей проблеме).

• Чтение по цепочке.

VII. Проверка усвоения нового материала.

Первая группа: (Слайд 8)

  • Что поразило путешественников?

  • Уменьшилось ли с тех пор загрязнение океана?

  • Как страдают от загрязнения живые существа, обитающие в океане?

  • Причины загрязнения. (Слайд 9)

Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твёрдый мусор, радиоактивные отходы.

От нефтяных пятен гибнут птицы, гибнут мальки.

Пластмассовые отходы-бутылки, банки, сети - тоже серьёзная опасность.

В 1972 г. в Бразилии было обнаружено 30 мёртвых китов. Причиной их смерти стали полиэтиленовая плёнка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов.

Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.

80% загрязнения океанов – результат деятельности человека на суше.



  • Какие меры для защиты океана от загрязнения вы могли бы предложить? (Слайд 10)

Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда - губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твёрдый мусор.

Устанавливаются сроки и объёмы вылова рыбы и других морских обитателей.

Созданы Красная книга Международного союза охраны природы и Красная Книга России.

(расчищают пляжи, запрещён выброс мусора, разрабатываются новые виды упаковки.)



Физминутка.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре -

Вот как славно освежились,

А теперь поплыли дружно .

Ведь продолжить путь нам нужно.



Вторая группа: (Слайд 11)

  • О каком чуде природы вы узнали?

  • Найдите в тексте слова об изобилии растительного и животного мира.

  • Как называют джунгли?

  • Ради чего люди уничтожают тропические леса?

  • Сколько деревьев падает ежедневно?

  • Причины (Слайд 12)

Тропические леса – это «лёгкие» нашей планеты. Учёным удалось выяснить, что в этих лесах удивительны экологические связи между организмами.

В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчёвыванием леса для сельскохозяйственных нужд, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человека, потому что у нас есть определённое место в этой цепи. Это приведёт к уменьшению кислорода в атмосфере, вымиранию растений и животных.

Вырубка тропических лесов может привести к изменению климата. На нашей планете уже уничтожено более 50% тропических лесов.

  • Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов? (Слайд 13)

Глобальные проблемы мира должны решать все страны вместе, одновременно и сообща.

Третья группа: (Слайд 14)

  • Сколько мусора приходится на каждого жителя города в год?

  • Сколько грузовиков ежегодно требуется, чтобы вывезти весь мусор?

  • Проблема

Загрязнение никогда не было простой проблемой. От загрязнения городов на нашей планете много людей болеют. Мусор заполнил планету на столько, что, если его не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет её всю слоем толщиной 5 метров.

Раньше проблема мусора считалась чисто городской. Сегодня от мусора страдают и села. Их окрестности превратились в дикие свалки. Мусором завалены обочины дорог, его можно увидеть в лесу и на лугу. Сильный ветер разносит по округе бумагу и пластиковые упаковки. Часто мусор сжигают, и тогда ядовитый дым отравляет воздух.



  • Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора?

  • Все ли они безопасны с точки зрения экологии?

  • Какой способ лучший? (Слайд 15)

Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Некоторые предметы можно использовать вторично, например стеклянные банки и бутылки. эти предметы вновь послужат людям как вторичное сырьё.

В науке выделилось целое направление - гарбология, что в переводе означает "мусороведение". Гарбологи всего миру ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество.



    1. Закрепление изученного материала.

    • Как вы думаете, ребята, может ли планета заболеть?

(Может. Если человек будет покорять природу, а не охранять и оберегать ее)

- А может ли один человек вылечить планету?

(Нет. Все люди должны относиться к Природе по-сыновьи, так как они являются ее частью.)

- Верно. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью учебника «Защитим планету сообща» на с. 44–46.

Ученики читают статью.

- О каких международных организациях вы узнали из статьи. (Слайд 16)

IX. Коллективная работа.

Составление правил школьника по охране окружающей среды.

-

(Слайд 17, 18)

X. Итог урока.

  • Что нового узнали на уроке? С какими проблемами познакомились?

  • Какая часть урока понравилась больше всего?

  • Что запомнилось? Какое задание было самым интересным?

XI. Домашнее задание.

1. С. 41-47, ответить на вопросы.

2. Придумать и нарисовать на листе формата А4 плакат «Защити свою планету».

3. По желанию сочинить экологическую сказку.




















































 









1



 








2









3














4










5

 

 

 

 

 

 


 

 






6

 

 

 


 











 





















Вопросы к кроссворду:

1. Столетие.

2. Наука о прошлом человеческого общества.

3. 10 веков.

4. Предмет, выставленный в музее, на выставке.

5. Наука, изучающая прошлое человечества по данным, необходимым при раскопках.

6. Учреждение, где хранятся старые документы.













СКАЗКА О «НЕФТЯНОЙ» РЫБКЕ

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришел бы невод обратно не «с одною тиною морскою», а еще и с... ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную, «лысую» шину.

В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И, конечно, заговорила бы она человеческим голосом.

Но вот чудо: не стала бы золотая рыбка просить: мол, отпусти меня, старче, в море. А, наоборот, стала бы молить: только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Прошлое и настоящее глазами эколога.

Автор: Русеева Светлана Ивановна

Дата: 26.08.2018

Номер свидетельства: 476360

Похожие файлы

object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока "Окружающий мир" в 4 классе "Прошлое и настоящее глазами эколога""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_okruzhaiushchii_mir_v_4_klassie_proshloie_i_nastoiashchieie_ghla"
    ["file_id"] => string(6) "359938"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479408077"
  }
}
object(ArrayObject)#903 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Урок окружающего мира по теме: "Прошлое и настоящее глазами эколога" УМК "Перспектива" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_okruzhaiushchego_mira_po_teme_proshloe_i_nastoiashchee_glazami_ekologa_umk_"
    ["file_id"] => string(6) "474024"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1529615253"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Презентация на тему:"Прошлое и настоящее глазами эколога", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(70) "prezentatsiia_na_temu_proshloe_i_nastoiashchee_glazami_ekologa_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "521237"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1569704163"
  }
}
object(ArrayObject)#903 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Классный час на тему "Моя Родина - мой Казахстан!" "
    ["seo_title"] => string(49) "klassnyi-chas-na-tiemu-moia-rodina-moi-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "131590"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416166994"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект образовательной деятельности по экологии в средней группе на тему: «Берегите природу!»"
    ["seo_title"] => string(93) "konspiektobrazovatielnoidieiatielnostipoekologhiivsriednieighruppienatiemubierieghitieprirodu"
    ["file_id"] => string(6) "310624"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459077802"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства