Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися по предмету «Окружающий мир»»
Программа
индивидуальной работы
со слабоуспевающими учащимися
по предмету «Окружающий мир»
4 класс
2022 – 2023 учебный год
Всего часов на учебный год: 9 часов
Количество часов в месяц: 1 час
Составлена в соответствии с программой по окружающему миру к учебникам для 4 классов общеобразовательных школ авторов А.А. Плешаков.
Учебники: «Окружающий мир» 4 класс - М.: Просвещение, 2015.
Составитель:
Соловьева Виктория, студентка Ш-32 группы.
2022 г.
Пояснительная записка
Одна из главных проблем, которую приходится решать учителям - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими учениками считают учащихся, которые имеют слабые учебные умения и навыки, слабые умственные способности, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. И чтобы такая категория учеников не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися все служб образовательного учреждения.
Эти дети требуют особого подхода к организации учебного процесса. Они нуждаются в поддержке со стороны учителя. При отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того этим детям необходимо большее количество повторений на отработку навыков.
Цель программы:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по окружающему миру;
- формировать у учащихся приемов общих и специфических
умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.
Задачи программы:
создание системы внеурочной работы, дополнительного образования
учащихся.
развитие групповых, индивидуальных и дистанционных форм внеурочной
деятельности.
повышать ответственность родителей за обучение детей;
формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
формировать комплексную систему работы со слабоуспевающими учащимися.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Обучающихся:
-Получение знаний за курс 4 класс
-Выбор форм получения знаний.
Родителей:
-В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
-В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
Школы:
-Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Педагогические технологии, используемые при работе:
индивидуализация образовательного процесса;
обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
диалоговая форма обучения;
игровые формы;
памятки, карточки, творческие задания.
Формы контроля:
устные и письменные опросы;
самостоятельные и проверочные работы;
предметные тесты;
собеседования;
контрольные работы.
Принципы построения - приоритет индивидуальности.
Принципы реализации:
- создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
- выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)
Запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.
Указание алгоритма решения или выполнения.
Указание аналогичной задачи, решенной раньше.
Объяснение хода выполнения подобного задания.
Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
Выдача ответа или результата выполнения задания.
Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
Постановка наводящих вопросов.
Указание правил, на основании которых выполняется задание.
Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
Краткая характеристика слабоуспевающих детей
Неуспевающий ученик – это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорости мышления и выполнения операций, который показывают обучающеюся рядом с ним дети.
Список слабоуспевающих обучающихся в 2022-2023 учебный год
Повещенко Мария
Класс
Ф.И. учащихся
Причины слабой успеваемости
Пути решения
1
Повещенко Мария
У ученика проявляется частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по окружающему миру.
Слабый уровень знаний за 3 класс, гиперреактивность, рассеянное внимание.
Низкая техника чтения, слабый контроль со стороны родителей, систематическое невыполнение домашних заданий.
Контроль за выполнением домашних заданий;
Индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.
План работы со слабоуспевающими учащимися
по математике 3 класс
на 2022-2023 учебный год
№
п/п
Мероприятия
Срок
1.
Контрольный срез знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала за предыдущий учебный год для определения фактического уровня знаний детей, выявления пробелов в знаниях учащихся.
Сентябрь
2.
Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: учителями – предметниками, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и обязательно в ходе - беседы с самим ребенком.
Октябрь-ноябрь
3.
Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
В течение учебного года.
4.
Беседы с родителями и самими учащимися для установления причин отставания слабоуспевающих учащихся.
В течение учебного года.
5.
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.
В течение учебного года.
6.
Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
В течение учебного года.
7.
Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях.
В течение учебного года.
8.
Систематическое определение уровня знаний по каждой теме (опрашивать регулярно) со своевременным выставлением оценок, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик в течение года же не имеет возможности их исправить.
В течение учебного года.
9.
Обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса (по возможности вести тематический учет знаний по предмету обучающихся всего класса).
В течение учебного года.
10.
Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.
В течение учебного года.
Тематическое планирование
на 1 четверть 2022 -2023 учебный год
№ п/п
Предмет
Тема занятия
Кол-во часов
Планируемые мероприятия
Сроки исполнения
1
Окружающий мир
Мир глазами астронома
Планеты солнечной системы. Урок – путешествие.
Звёздное небо – великая книга природы
Мир глазами географа
Мир глазами историка
Когда и где? Урок – игра.
Прошлое и настоящее глазами эколога.
Сокровища Земли под охраной человечества
Обобщение по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России.
Моря, озёра и реки России.
Практическая работа №4.
Природные зоны России. Урок – конференция.
Зона Арктических пустынь
Тундра
Леса России
Лес и человек
Экскурсия №1 в парк «Леса нашего края»
Зона степей. Урок – викторина
Пустыни
1 час
Контрольный срез знаний за предыдущий год.
Выявление причин неуспеваемости.
Индивидуальные беседы.
Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях.
Беседы с родителями и слабоуспевающими учащимися.
Консультации.
Дифференцированные задания при организации сам.работы.
Различные виды опроса на уроках.
Систематическое определение
уровня знаний по каждой теме.
Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости.
Дополнительные занятия со слабоуспевающими учащимися.
Апрель – май.
Работа со слабоуспевающими детьми
№
Темы работы со слабыми детьми
Окружающий мир
1.
Планеты Солнечной системы.
2.
Мир глазами географа.
3.
Звездное небо - великая книга природы.
4.
Пояса Земли. Практическая работа.
5.
Равнины и горы России.
6.
Моря, озера и реки России.
7.
Зона арктических пустынь.
8.
Тундра. Природа тундры.
9.
Леса России. Практическая работа.
10.
Лес и человек.
11.
Зона степей России.
12
Пустыни России.
13.
У Черного моря.
14.
Родной край – малая Родина.
15.
Поверхность нашего края.
16.
Водоемы нашего края.
17.
Наши подземные богатства.
18.
Почва, ее состав.
19.
Жизнь леса. Растения и животные леса.
20.
Жизнь луга. Луг - природное сообщество.
21.
Жизнь луга. Растения и животные луга.
22.
Жизнь пресного водоема.
23.
Растения и животные пресного водоёма.
24.
Незаметные защитники урожая.
25.
Новейшее время: история продолжается сегодня..
26.
Страна городов.
27.
Трудные времена на Русской земле.
28.
Русь расправляет крылья.
29.
Страницы истории XIX века.
30.
История вокруг нас.
31.
«Дети имеют право на особую заботу и помощь».
32.
«ПО страницам истории Отечества».
33.
Планеты Солнечной системы.
34.
Мир глазами географа.
35.
Звездное небо - великая книга природы.
36.
Пояса Земли.
37.
Равнины и горы России.
38.
Моря, озера и реки России.
39.
Зона арктических пустынь.
40.
Тундра. Природа тундры.
41.
Леса России.
42.
Лес и человек.
43.
Зона степей России.
44.
Пустыни России.
45.
У Черного моря.
46.
Родной край – малая Родина.
47.
Поверхность нашего края.
48.
Водоемы нашего края.
49.
Наши подземные богатства.
50.
Почва, ее состав.
51.
Жизнь леса.
52.
Жизнь луга. Луг - природное сообщество.
53.
Жизнь луга. Растения и животные луга.
54.
Жизнь пресного водоема.
55.
Растения и животные пресного водоёма.
56.
Незаметные защитники урожая.
57.
Новейшее время: история продолжается сегодня.
58.
Страна городов.
59.
Трудные времена на Русской земле.
60.
Русь расправляет крылья.
61.
Страницы истории XIX века.
62.
История вокруг нас.
63.
«Дети имеют право на особую заботу и помощь»
64.
«ПО страницам истории Отечества».
65.
Планеты Солнечной системы.
66.
Мир глазами географа.
67.
Звездное небо - великая книга природы.
68.
Пояса Земли. Практическая работа.
Прогнозируемый результат
Обучающиеся должны знать/уметь:
соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.