Занятие по теме «Поход на берег реки Кальмиус» проводится с целью изучения особенностей природы реки, на берегу, которой находится посёлок Новый Свет и воспитания бережного отношения к окружающей среде, развития познавательных способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поход на берег реки Кальмиус.»
АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА
СТАРОБЕШЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО
ТВОРЧЕСТВА
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «Поход на берег реки Кальмиус»
Кружок «Родник»
На базе МОУ Новосветской школы №1
Бевз Наталия Климентьевна
Педагог дополнительного образования
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятие по теме «Поход на берег реки Кальмиус» проводится с целью изучения особенностей природы реки, на берегу, которой находится посёлок Новый Свет и воспитания бережного отношения к окружающей среде, развития познавательных способностей.
Занятие проводится в коллективной и групповой форме, что даёт возможность детям работать в коллективе, проводить исследовательскую работу в группах, с последующей отчётностью перед всеми о своих исследованиях и выводах.
Занятие проводится на берегу реки Кальмиус и состоит из четырёх этапов:
1.Вводная часть.
- Организационный момент
-Проверка готовности обучающихся к занятию
- Постановка задач
-Повторение правил дорожного движения, правил поведения на природе, у реки
2. Основная часть.
- Поход к реке
- Легенда о реке Кальмиукс.
3.Практическая работа
-Деление на группы
- Инструктаж по выполнению исследовательской работы
- Выполнение практической работы
4. Заключительная часть
- Отчёт групп по исследовательской работе.
- Возвращение в школу
-Подведение итогов похода
Результат занятия.
Расширение знаний о природе родного края, об экологической ситуации реки Кальмиус, о сезонных изменениях в жизни реки. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам Донбасса.
Активация образования обучающихся в области патриотического воспитания детей и молодёжи.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Поход на берег реки Кальмиус.
Тип занятия: комбинированный.
Формы проведения: коллективная, групповая, индивидуальная.
Продолжительность занятия: 3 часа.
Цель: изучение особенностей степной реки, на берегу которой находится Новый Свет.
Задачи:
Образовательные: наблюдение за природными и географическими особенностями реки, её экологией, сезонными изменениями. Их изучение.
Приёмы: наглядно-зрительные, наблюдения, формирование интереса к окружающему миру с учётом индивидуальных особенностей.
Предварительная работа: знакомство с историей реки Кальмиус, её географическим положением на карте Донбасса, версиями названия речки. Детям даётся задание подготовить информацию о том, как рождаются реки и о том, как очищают воду.
Материалы и оборудование: бинокль, термометры для измерения температуры воздуха и воды, банки, лопатки, лупы, тетрадки, карандаши, аптечка, карточки с заданиями для практической работы, пакеты для мусора.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Структура занятия
1, Подготовительная часть
- Организация занятия - 3мин.
- Вводная часть (слово педагога) - 17мин.
2. Основная часть
- Слово педагога- 10мин.
- Выполнение задания – 130мин.
3. Заключительная часть
-Подведение итогов- 15мин
-Слово педагога- 5мин.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
IПодготовительная часть
1. Организация занятия.
Приветствие детей. Проверка присутствующих по списку.
2. Вводная часть.
Руководитель: Сегодня мы с вами отправимся в поход, а куда вы узнаете, если отгадаете загадку.
Из ручейков, возник поток Воды живой и пресной. Шумна, быстра она весной,
Широка, глубока,
Льдом покрывается зимой,
Зовут ее... (Река. )
Правильно у нас будет поход к реке.
Но для того, чтобы наш поход прошёл успешно нам нужно вспомнить, знать и соблюдать правила похода.
1. В походе никто и никогда не уходит от руководителя. Все возникшие проблемы решать с ним.
2. Передвижение по улицам посёлка осуществляется парами, по принципу «сильный поддерживает слабого», в нашем случае младшие ребята будут идти впереди, старшие за ними. По тротуарам идём придерживаясь правой стороны. Подойдя к шоссе, пропускаем движущейся транспорт, при переходе посмотрели на лево, а потом на право.
3. На берегу реки не сорить, не шуметь, уважительно относиться друг к другу, чётко выполнять все распоряжения руководителя, без контроля руководителя к воде не подходить, строго соблюдать ТБ поведения у водоёмов.
IIОсновная часть
1. . Придя к реке, руководитель задает детям вопрос о том, знают ли они, как называется наша река.
Дети: Река – Кальмиус
Руководитель: А вы знаете, как появляются реки?
Подготовленный ученик рассказывает, как рождаются реки.
Просачиваясь сквозь почву, дожди и талые воды достигают плотных пород, которые не пропускают воду. Слои земли, лежащие на них, пропитываются водой, как губка. Так образуется водоносный слой. Вода под землей может образовывать настоящие озера и реки. Если в лесу или долине вы увидите маленький ручеек, отнеситесь к нему с уважением – возможно перед вами будущая могучая река. Чаще всего в образовании реки участвуют родники, подземные воды, а так же осадки. На поверхности почвы вода прокладывает себе дорогу, небольшие бороздки, по которым она и стекает. Объединяясь, маленькие потоки сливаются в ручей, где вода течет уже постоянно. Ручки объединяются в реку, которая впадает в другую, более крупную реку либо море.
Руководитель: А теперь послушайте легенду о нашей речке Кальмиус, которая называется
О ясноглазой Речке и гранитном Исполине В давние времена были в наших краях могучие богатыри – молодой богатырь Кряж и древний гранитный Исполин – Щит. Сказочно богат был Кряж, несметны его подземные сокровища. В его владениях меловые горы Придонцовья, огромные залежи чистой соли, громадные месторождения ценнейшего флюорита, в недрах хранится безмерное количество каменного угля. Но больше, чем всеми своими сокровищами, гордится богатырь Кряж своей дочерью – голубоглазой Речкой. Называл он ее Золотая, и другие тоже так ее называли. Зародилась Речка на овражистых склонах Кряжа из множества чистых родников. Щедро дарил ей Кряж свои глубинные подземные воды, одевал в зеленый наряд лугов, не скупился на украшения. Радовала всех красавица Речка, катилась в зеленых берегах, но никак не видела она своего пути к синему морю. Загораживал море мощный гранитный Исполин. В поисках моря покинула Речка отцовские края, и там, где перешла она на землю Исполина, оставила небольшой водопад, который до сих пор нравится людям и становится со временем все больше. Непростой была ее дорога, огибая возвышенности и преодолевая каменистые перекаты, делала Речка замысловатые повороты. Ныне, взглянув на русло сверху, можно увидеть выписанные речкой некоторые буквы, особенно изящна многокилометровая буква омега у Кирсаново.
Гранитный Исполин лежал у моря с самых начальных времен сотворения земли. Ему наскучило нескончаемое время, и он уже давно не видел ничего, что могло бы его порадовать. Весело и неутомимо журчавшая Речка коснулась своими волнами гранитов Исполина, и оттаяло его каменное сердце. Открыл он для нее свой заветный разлом в гранитах, через который протекал путь к морю.
Очень хороша была юная Речка в обрамлении гранитных берегов. Полюбилась Исполину веселая голубоглазая красавица, подарил он ей бриллиантовые сережки, это были две алмазоносные кимберлитовые трубки. В наши дни нашли геологи эти трубки на берегах у Староласпы и пробуют добыть из них алмазы. Наряжал он также красавицу в золото. Из глубоких разломов, где по трещинам в гранитах поднимались из недр расплавленные металлы, брал Исполин глыбы, пронизанные золотыми прожилками, и опускал их в реку. Она шаловливо играла с блестящими камнями, перекатывала их по дну, истирая в золотоносный песок, и уносила песок в море. В нынешнее время геологи тратят много сил, надеясь отыскать на дне Азовского моря рассыпное золото, вынесенное речкой. Старался радовать Исполин свою Речку, возвел у ее берегов скалы, похожие на крепости и башни, поставил загадочные каменные фигуры. Из своих подземных сокровищниц разложил для нее на берегах дорогие украшения. Сейчас люди нередко находят на берегах окаменевшие кораллы, ценимые ювелирами крупные синие и зеленые кристаллы флюоритов и прозрачные фиолетовые аметисты. Проходят миллионы лет, лежат на своем месте Донецкий кряж и Приазовская возвышенность, но все также заботливо смотрит гранитный Исполин на свою вечно юную красавицу Речку и слушает музыку ее волн.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Коллективная практическая работаРуководитель: А теперь давайте пройдёмся вдоль берега реки и понаблюдаем. А за чем мы можем наблюдать, находясь на берегу реки? (Обсуждение с детьми)
-за особенностями береговой линии реки (используется бинокль)
- за её характером
- за природными данными
-определим направление течения реки
- определим на каком берегу реки находится наш поселок
Рассматривают берега нашей реки. Какие берега?
Дети: в основном пологие, но есть и крутые. В некоторых местах наблюдаются изгибы русла реки. Так как река степная, её берега покрыты травянистой растительностью, но встречаются и посадки. Руководитель: Какие бывают реки?
Дети: быстрые, тихие, горные, длинные и т.д.
Руководитель: А наша река, какая? Какой у неё характер?
Дети: Наша река – быстрая, длинная, бывают водовороты, не очень широкая и др. А по характеру, можно сказать, спокойная.
Руководитель: Как вы думаете вода в реке сейчас теплая или холодная? Почему? Обращаем внимание детей на цвет, прозрачность воды.
Дети дают ответы на вопросы, говорят, что вода в реке у берега прозрачная, но в основном мутная, с сероватым оттенком.
Руководитель: А можно ли пить воду из реки?
Дети: Нет.
Руководитель: Почему?
(Ответы детей)
Руководитель делает вывод о том, почему нельзя пить воду из реки. К сожалению, воду с нашей речки не только нельзя пить, но в ней и опасно для здоровья купаться, так как её воды загрязнены промышленными и бытовыми отходами. Более 10лет объявлен запрет на купание в реке Кальмиус. Один из подготовленных детей рассказывает о том, как очищают воду. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища, скважины, затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров воду очищают от песка, грязи, разных микробов, и только после этого вода уже попадает в водопровод, а потом по трубам – в квартиры, дома.
Далее определяется направление течения воды, с помощью, брошенной в реку палочки. И определяется на каком берегу реки расположен наш посёлок (Стать лицом по течению реки. Правая рука – правый).
Групповая практическая работа
Руководитель: Теперь давайте проведём практическую работу в группах.
Вводная беседа.
Какое сейчас время года?
Кто может подтвердить это? (Стихи великих поэтов Тютчева, Пушкина, Лермонтова?)
Работа по теме занятия.
Обратите внимание на поверхность данной местности.
Куда направлено течение реки?
Что можно сказать о левом и правом ее берегах?
Ребята, какая сегодня погода?
Какое небо?
Как греет солнце?
Как по вашим наблюдениям изменилась погода в данной местности по сравнению с летом?
Изменился ли внешний вид деревьев, реки?
Практическая работа.
Учебная группа делится на 5 подгрупп и выполняет задания, записанные на карточках:
1.Измеряет температуру воздуха (с помощью градусника для определения температуры воздуха).
2.Измеряет температуру воды (в банке, с помощью градусника для определения температуры воды).
3.Исследует почву (с помощью лопатки, луп).
4.Исследует почву со дна реки (с помощью лопатки, луп).
5.Фиксирует насекомых, птиц, встретившихся здесь.
Подведение итогов работы каждой подгруппы.
1подгруппа: Даёт отчёт о том, как измеряли температуру воздуха. Какая она по сравнению с летней температурой.
2 подгруппа: Даёт отчёт о результатах исследования речной воды, набранной в разных местах (стоячих, с быстрым течением).
3 подгруппа: Рассказывают о составе почвы: (много различных корней, мелкие камушки, насекомые).
4 подгруппа: Рассказывают об особенностях речного песка (влажный, встречаются корневища, ракушки, водоросли...).
- Сравнение обычной почвы и почвы со дна реки.
5 подгруппа: Рассказывают о насекомых, птицах.
Руководитель просит проанализировать, каких птиц уже нет. Почему?
Ребята в окрестностях реки встречаются животные. Назовите их (ужи, лягушки, черепахи, рыбки).
Чем они питаются?
Каких деревьев нет?
- Хвойных.
Итог практической работы в подгруппах.
Связана ли между собой живая и неживая природа?
Каким образом?
Какие изменения произошли в жизни реки осенью?
Руководитель: Река - это сообщество, где все друг другу нужны: и растения, и животные. А в нашей реке водятся рыбы? Какие? Как называются рыбы, которые водятся в реке?
Дети: водятся синец, толстолобик, карп, карась и др. Рыбы – речные.
Игра «Покажи рыбу» дети изображают рыб мимикой и движениями.
Руководитель: Могут водоемы болеть? Чем? И почему? А почему вода в реках становится грязной? Река Кальмиус чистая река?
Как сделать реку чистой?
Дети: Люди бросают мусор в реку, сливают грязь, поэтому река становится грязной, в ней появляются водные растения, которые делают реку грязной. Летом река зарастает водорослями. Реку нужно беречь, не бросать в неё мусор.
Руководитель: Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь нашей реке? Дети: Сейчас мы очистим полянку от мусора, соберём его в пакеты, а потом отнесём в мусорный контейнер. Проводится акция «Очистим площадку реки от мусора»
III Заключительная часть
Дети любуются красотой реки, наблюдают за прилетевшими птицами.
Итог. Руководитель предлагает нарисовать речку (эскизы)
Руководитель: Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Вода добрый друг и помощник. Ребята, давайте беречь воду всегда и везде, потому, что без воды невозможна жизнь. А будущее реки Кальмиус во многом зависит и от вас, юных жителей Нового Света.
Дети: Мы должны постараться сделать всё, чтобы и наши дети могли любоваться красотами Кальмиуса, и подумать о том, что можно сделать для того, чтобы его воды стали чистыми.
Чтение стихотворения Н.Рыжовой «Волшебная вода».
«Волшебная вода»!
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Возвращение в школу.
Список литературы
1. Астахова В.Г, «Мир вокруг нас», Москва, изд. «Политическая литература» 1983г
2.Давидов А. «Знай, люби, береги», Киев «Веселка», 1985г.
3. Дмитриев Ю. «Твоя Красная книга» Москва «Молодая гвардия» 1986г.
4. Коваль А. П. «Жизнь и приключения знакомых незнакомцев» Киев «Веселка» 1990г.
5. Кондратюк Е.Н. «Природа вокруг нас» Донецк ордена «Знак Почёта» 1978г.
6. Лубянов И.П. «Характеристика донной фауны рек северного побережья Азовского моря -
Кальмиуса и Грузского Еланчика», «Зоологический журнал» №12, 1962г.
7. Отин Е.С. «Происхождение названия реки Кальмиус», Донецк, Педагогическая секция, 1965г.
8. Уткин В. «Жизнь Земли» Киев «Веселка» 1983г.
9. Интернет.
Самоанализ занятия
1. Характеристика учебной группы.
В кружке «Родник» первого года обучения занимается 14 воспитанников, обучающихся в 5- 6 классах МОУ Новосветской школы №1 и МОУ Новосветсккой школы №2. Уровень развития способностей средний.
2. Тема занятия «Поход к берегу реки Кальмиус», находится в программе кружка «Родник» в разделе 3 «Новый Свет – моя малая Родина». Тема и содержание занятия находятся в полном соответствии с возрастными особенностями детей. Интересна им, что стимулирует активность ребят в подготовке и проведении похода.
3. Из цели похода – Изучение особенностей степной реки на берегу, которой находится Новый Свет, вытекают триединые задачи:
Образовательная – наблюдение за природными и географическими особенностями реки, её экологией, сезонными изменениями, их изучение.
Воспитательная – любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
Они, при подготовке к занятию, обсуждались и ставились совместно с детьми, согласовывались с родителями.
4. Подготовка к занятию - обсуждение маршрута движения, подбор необходимого материала, дата и время начала похода, план работы у реки, проводились совместно с воспитанниками и их родителями, что дало возможность провести поход в назначенные сроки.
5. Формы организации занятия – коллективная, групповая, индивидуальная. Проводится совместное планирование похода, создание схемы маршрута, обсуждение правил ТБ во время похода, дети в группах изучают информацию о том, как рождаются реки, о том, как очищается вода, каждый индивидуально подготавливает стихотворения великих поэтов об осени, о воде, о реках, подбирает игры, которые можно провести на берегу, загадки о реке.
6. Ход занятия.
Занятие началось, согласно назначенному времени в одном из классов МОУ Новосветской школы № 1 с подготовительной части, включающей в себя организационный момент и вводную часть.
Проведена проверка воспитанников по списку, проверка подготовленности к походу. Проведен инструктаж по правилам похода, по правилам дорожного движения, по ТБ на берегу реки.
На основном этапе занятия, проходящем на берегу реки Кальмиус, участники похода получают информацию об истории реки из легенды «О ясноглазой Речке и гранитном Исполине», отгадывают загадку о реке, узнают о том, как рождаются реки и как очищается вода из уст своих ровесников, что является стимуляцией для познавательной деятельности связанной с Кальмиусом. После чего проводятся две практические работы, коллективная и групповая, основанные на исследовании особенностей береговой линии реки, её характера, природных данных, сезонных изменениях на реке, определении течения реки и на каком берегу находится Новый Свет. В ходе групповой практической работы дети приучаются самостоятельно проводить простейшие лабораторные исследования. Такие, как измерение температуры воды и воздуха, определять чистоту воды, сравнивать почву водоёма и почву берега, наблюдать за сезонными изменениями в неживой и живой природе, их взаимосвязи. Учатся делать отчёты о проделанной работе и делать выводы, подводить итоги. Здесь же после проведения практических работ дети читают стихи великих поэтов (Пушкина, Тютчева) об осени. Вспоминая о флоре и фауне реки, организовывается игра «Покажи рыбку», развивающая фантазию игроков. Проведя беседу о том, что наш Кальмиус болен, ребята принимают решение провести акцию
«Очистим площадку реки от мусора».
На заключительном этапе похода дети любуются красотой реки осенью, строят свои высказывания о реке о бережном отношении к ней, в тетрадках зарисовывают эскизы реки.
Здесь же звучит стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода»
7.Во время практической части похода опора шла на самостоятельную работу воспитанников. Здесь же дети приобретали навыки самообразования. В работе использовались: инструктивные карточки, лабораторное оборудование (градусники, лопатки, баночки, лупы), тетрадки для фиксирования наблюдений и выводов. Во время похода имели место фронтальная, групповая и индивидуальные формы работы.
8. Формы и методы занятия соответствовали возрастным, социальным и индивидуальным потребностям детей. В процессе похода осуществлялся дифференцированный подход, с учётом уровня подготовки и здоровья ребят. Поход даёт возможность для проявления личности на всех его этапах.
9.Именно поход создаёт благоприятную атмосферу и комфорт для взаимодействия педагога с обучающимися, на основе взаимоуважения, взаимопонимания и культуры общения друг с другом. Одна из основных обязанностей его состоит в заботе о здоровье подопечных, а в походе особенно. С этой целью перед мероприятием проводится ряд предупредительных бесед по ТБ, правилам поведения у реки, правилам дорожного движения.
10. Поход интересен всем его участникам, поэтому они активны на всех его этапах. В том числе в планировании, организации и в подведении итогов.
11. В походе главное средство обучения — это природа, а так же учебные приборы: градусники, лупы, бинокль.
12Итог занятия подведён в форме беседы о бережном отношении к водным ресурсам, к нашему Кальмиусу. Цель: Изучение особенностей степной реки на берегу, которой находится Новый Свет, с вытекающими из неё задачами достигнута.
13 Во время похода соблюдались номы ТБ и санитарной гигиены. Из учебной документации в наличии журнал кружка «Родник», план-конспект занятия.
14. Удалась организация практических работ, не удалось сделать эскизы реки. Легенду «О ясноглазой речке, и гранитном Исполине» лучше рассказывать в классе, на этапе подготовки к походу. Поход дополнила бы привлечением родителей для участия в самом походе.
15. Теория-15%, практика – 85%
КАРТАвыявления уровня организации и проведения практических занятий педагогами дополнительного образования детей.
Проанализируйте занятие по следующим параметрам в зависимости от степени их выраженности по 10-бальной шкале. Обведите кружком соответствующую оценку, при этом один балл соответствует минимальной выраженности параметра, а 10 – максимальной.
Параметры
Баллы
О Определение цели занятия, его образовательный, в воспитательный и развивающий аспекты
10-9-8-7-6 -5 -4-3-2-1
Соответствие темы и содержания занятия о образовательной программе педагога
10-9-8-7-6 -5-4-3-2-1
Направленность занятия на выполнение поставленной цели воспитания и развитие личности ребёнка.
10-9-8-7-6 -5-4-3-2-1
Последовательность и взаимосвязанность отдельных этапов, обеспечение целостности и завершённости занятия.
10-9-8-7-6 -5-4-3-2-1
Соответствие применяемых методов содержанию материала, типу и цели занятия, возрастным особенностям детей.
10-9-8-7-6 -5-4-3-2-1
Умение владеть группой и организовывать работу детей с учётом их индивидуальных особенностей.
10-9-8-7-6 -5-4-3-2-1
Применение познавательных, поисковых, эвристических, исследовательских, творческих заданий.
10-9-8-7-6 -5-4-3-2-1
Мотивация учения в течение занятия, применение с этой целью особых приёмов.
10-9-8-7-6 -5-4-3-2-1
Использование наглядных пособий, дидактических и технических средств обучения.
10-9-8-7-6 -5-4-3-2-1
Уровень усвоения детьми знаний, умений и навыков, а также умение применять их на практике.