- Как вы думаете, какие виды творчества использовались для изображения почвы? (Живопись, вышивка, резьба и т.д.) - Верно, посмотрите на картину Максутова Василия Николаевича «На пашне» на экране или в учебнике на стр.82. Что вы видите? (Мужчина пашет, мальчик погоняет лошадей) -Как называется приспособление, которым пашут? (Плуг) - Что такое плуг? (Приспособление для переворачивания верхнего слоя земли, что облегчает дальнейший посев) - Какие чувства у вас вызывает эта картина? Что вы можете сказать о ней? (Высказывания детей) - А как изображена почва на картине? (Высказывания детей) - А как же изображали почву наши древние предки? На той же странице рассмотрите примеры народных вышивок и узоров и попробуйте ответить на вопрос: какими знаками и символами обозначали землю? (Предположения детей) - На странице 83 найдите описание знаков в тексте. Кто нашёл – поднимите руку. Зачитайте. Правильно вы предполагали? - Эти знаки появились не просто так, крест внутри четырёхугольника означает способ обработки поля под посев семян: пахали в одном направлении, а боронили поперёк вспаханных борозд – то есть крест-накрест. - Кто выйдет к доске и найдёт на изображении знаки, обозначающие вспаханное поле? - Вспомните, какими знаками обозначались другие природные стихии? (подсказка на стр. 67). (Вода – зигзагообразные, каплевидные узоры, волнистые линии; воздух – птица; огонь, то есть солнце – круг, колесо, розетка, иногда – прекрасная птица) - Найдите и их на изображении. - Отгадайте загадку: Матушкину коробку с полу не подымешь. О чём идёт речь? (О почве) В виде чего представляли почву? (В виде коробки, прямоугольника) Какому знаку соответствует это обозначение? (Прямоугольник) - Так что самое главное на поле? (Почва) - А что является условием для богатого урожая? (Плодородная почва) - А что собой представляет почва? Каков её состав? Это мы сейчас узнаем, посмотрев несколько опытов. - Итак, что же входит в состав почвы? (Воздух, вода, перегной, песок, глина и минеральные соли) - Молодцы. |