kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Плодородная земля и растения в народом творчестве" 3 класс УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. УМК "Перспектива"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Плодородная земля и растения в народом творчестве" 3 класс УМК "Перспектива"»

Конспект урока по окружающему миру
3 класс
УМК «Перспектива»
(авторы: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая)
Тип урока: изучение нового материала
Тема: «Плодородная земля и растения в народном творчестве»

Цель: привлечь внимание детей к красоте и символическому смыслу изображений окружающего мира, представленных в произведениях народного творчества своего края на примере изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества

Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование бережного отношения к природе;
- Формирование интереса к мировой культуре;
- формирование чувства вкуса к произведениям народного творчества;
- формирование доброжелательного отношения к одноклассникам.

Метапредметный:
- умение анализировать знаки древнерусской росписи (земля; мировое древо);
- умение давать характеристику знакам и символам (земля, небо, мировое древо).

Предметные:
- знание образов мирового древа и плодородной земли в народном творчестве;
- знание различных видов народного творчества (роспись, резьба, вышивка и т.д.);
- знание загадок и пословиц о земле и плодородии своего края;
- знание о свойстве и пользе почвы.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 3 класс, 1 часть, А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая; рабочая тетрадь «Окружающий мир», 3 класс, 1 часть, А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая; электронная презентация.





Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивация (организационный момент)

- Ребята, вы верите в чудеса?

- Часто ли нам приходится встречаться с чудом в жизни?

- Какие события в своей жизни вы могли бы назвать чудесными? (Высказывания детей)

Приветствуют учителя, отвечают на его вопросы.

2

Самоопределение к деятельности

- Скажите, а что можно назвать чудом под ногами? 

- А можем ли мы назвать чудом землю?

- А что в ней чудесного? (Предположения детей)

- Да, главное чудо земли, почвы — это то, что она даёт жизнь растениям.

- А кто может ответить, в чём состоит роль растений для жизни на планете Земля? (Высказывания детей)

- Почву называют не только чудом под ногами, но и четвёртой природной стихией. А какие стихии вы уже знаете? (Огонь, вода, воздух)

- Почему же разные народы в разных частях планеты сошлись на том, что главные природные стихии – это огонь, вода и воздух? (Потому что жизнь на Земле невозможна без солнечного тепла, воды и воздуха. Это всё – основа нашей жизни. Каждую секунду мы пользуемся этими сокровищами)

- Почему же почву причисляют к этим великим стихиям? (Почва – ещё один источник жизни на Земле. Её плодородием пользуются люди для взращивания семян различных растений, которые нужны человеку для питания)

- От чего зависела жизнь людей в древности? (Жизнь человека зависела от плодородия земли, поэтому они были очень внимательны к ней)

-Как люди использовали и используют по сей день богатство плодородной земли? (Выращивают на не полезные культурные растения)

- Да, почва (как и другие природные стихии) играла важную роль в жизни человека. Поэтому ей уделялось большое внимание, которое выражалось в народном творчестве. Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Предположения детей)

- Тема нашего сегодняшнего урока: «Плодородная земля и растения в народном творчестве»

- А знаете ли вы, как схематично изобразить землю? (Нет)

- Тогда как же мы узнаем, что изобразили наши предки на старинных вышивках и рисунках? (Высказывания детей)

- Кто мне скажет, какая цель нашего урока? (Предположения детей)

- Наша цель сегодня – узнать, как взаимодействие человека с почвой отразилось в народном творчестве.


Отвечают на вопросы учителя

3

Изучение новой темы

- Как вы думаете, какие виды творчества использовались для изображения почвы? (Живопись, вышивка, резьба и т.д.)

- Верно, посмотрите на картину Максутова Василия Николаевича «На пашне» на экране или в учебнике на стр.82. Что вы видите? (Мужчина пашет, мальчик погоняет лошадей)

-Как называется приспособление, которым пашут? (Плуг)

- Что такое плуг? (Приспособление для переворачивания верхнего слоя земли, что облегчает дальнейший посев)

- Какие чувства у вас вызывает эта картина? Что вы можете сказать о ней? (Высказывания детей)

- А как изображена почва на картине? (Высказывания детей)

- А как же изображали почву наши древние предки? На той же странице рассмотрите примеры народных вышивок и узоров и попробуйте ответить на вопрос: какими знаками и символами обозначали землю? (Предположения детей)

- На странице 83 найдите описание знаков в тексте. Кто нашёл – поднимите руку. Зачитайте. Правильно вы предполагали?

- Эти знаки появились не просто так, крест внутри четырёхугольника означает способ обработки поля под посев семян: пахали в одном направлении, а боронили поперёк вспаханных борозд – то есть крест-накрест.

- Кто выйдет к доске и найдёт на изображении знаки, обозначающие вспаханное поле?

- Вспомните, какими знаками обозначались другие природные стихии? (подсказка на стр. 67). (Вода – зигзагообразные, каплевидные узоры, волнистые линии; воздух – птица; огонь, то есть солнце – круг, колесо, розетка, иногда – прекрасная птица)

- Найдите и их на изображении.

- Отгадайте загадку: Матушкину коробку с полу не подымешь. О чём идёт речь? (О почве)

В виде чего представляли почву? (В виде коробки, прямоугольника)

Какому знаку соответствует это обозначение? (Прямоугольник)

- Так что самое главное на поле? (Почва)

- А что является условием для богатого урожая? (Плодородная почва)

- А что собой представляет почва? Каков её состав? Это мы сейчас узнаем, посмотрев несколько опытов.

- Итак, что же входит в состав почвы? (Воздух, вода, перегной, песок, глина и минеральные соли)

- Молодцы.


Отвечают на вопросы учителя.



Работают с учебником и отвечают на вопросы учителя.
































Выходят к доске и находят на изображениях на слайде символ вспаханного поля.









Выходят к доске и находят на изображениях на слайде символы воды, воздуха и солнца.












Смотрят видеоролик с опытами.

4

Физкультминутка

Есть в лесу

Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши.)

Ели — елки — елочки. (Руки вверх — в стороны- вниз.)

Лежат на елях небеса,

(Руки вверх.)

На елках — птичьи голоса, (Руки в стороны.)

Внизу на елочках — роса. (Руки — вниз, присели.)


Выполняют упражнения.

5

Обобщение. Мотивация к новому этапу

- В начале урока мы с вами говорили о том, что почва играет значимую роль в жизни растений. А сейчас, когда мы посмотрели опыты, что вы можете сказать о роли растений в почвообразовании? (Отмирающие части растения образуют перегной, входящий в состав почвы и обеспечивающий плодородие)

- Верно, микроорганизмы, живущие в почве перерабатывают органические остатки растений, то есть перегной, в неорганические минеральные соли, без которых развитие растения невозможно. Получается неразрывная взаимосвязь почвы и растений.

- Это также нашло своё отражение в народном творчестве. Кто-нибудь знает, как представлены растения в нём? (Предположения детей)

- Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр.84.

- Где по приданиям растет мировое древо? (В середине мира)

- Найдите описание древа мира и прочитайте.

- Отгадайте загадки:

Стоит на мосту яблоня,

У ней цвет во весь белый свет. (Солнце)

Вечером цветут, утром вянут. (Звезды)

- Молодцы, кто готов выйти к доске и показать мировое древо?



Отвечают на вопросы учителя.




















Работают с учебником.










Выходят к доске и находят на изображениях на слайде мировое древо.


6.

Подведение итогов

- Какая стихия четвёртой? (Почва)

- Как она изображается в творчестве народов мира? (Прямоугольник, квадрат или ромб с крестом, решеточкой и точками-семенами внутри)

- Что обозначает образ мирового древа? (Единое целое всех стихий)


Отвечают на вопросы учителя.

7

Рефлексия

- Вы сегодня очень плодотворно и активно работали. Молодцы.

- У вас на партах лежат листочки, на которых изображена лесенка, нарисуйте солнышко на той ступеньке, которая соответвует вашей работе на уроке.


Рефлескируют.

8

Домашнее задание










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Плодородная земля и растения в народом творчестве" 3 класс УМК "Перспектива"

Автор: Крылова Ксения Дмитриевна

Дата: 25.01.2019

Номер свидетельства: 497173


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства