kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка конспекта урока окружающего мира по теме "Беспозвоночные животные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке формируется представление о группе "Беспозвоночные животные". Обучающиеся знакомятся с внешним видом, особенностями строения тела, образом жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конспекта урока окружающего мира по теме "Беспозвоночные животные"»

Методическая разработка

конспекта урока по окружающему миру

Берина Инесса Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 97»

г. Новокузнецк


Тема: Беспозвоночные животные


Цели:

- подвести обучающихся к осознанию понятия «Беспозвоночные животные»;

Задачи:

- формировать представления о данной группе животных;

- познакомить с внешним видом, особенностями строения тела, образом жизни;

- расширить знания детей о жизни данной группы животных;

- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Результаты:

Личностные:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям, мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания;

Познавательные:

- формирование познавательной цели, анализ и синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, поиск и выделение информации, доказательство;

Регулятивные:

- постановка учебной задачи, планирование (определение плана последовательности действий), контроль, коррекция, оценка (осознание качества и уровня усвоения)

Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли, инициативное сотрудничество в парах, группах


Оборудование:

- презентации «Январь»,

- мультимедийный проектор:

- видеоролик «Морские беспозвоночные животные»

- Окружающий мир 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ автор-составитель Н.Ф.Виноградова - М.: Вентана-Граф,2016;


Ход:

I. Приветствие.

Давайте, друзья,

улыбнёмся друг другу.

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы?

Тогда за работу!

Удачи желаю всем нам!


II. Минутка фенолога

а)- Отметим погоду:

-Число

-Облачность

-Осадки

-Температура

-Ветер

б) Отгадайте загадку:

Назовите - ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.

Брызнешь в воду, упадёт,

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?
- О каком месяце говорится в загадке?

- О январе. (Слайд)

- Ребята, давайте посмотрим презентацию, обратите внимание на цветовую окраску января (синие тона)

- Какого цвета небо? (от голубого до синего)

- Не случайно январь в народном календаре называют

- Январь – просинец, перелом зимы.

-Почему? (Ещё больше синих тонов в эту пору. Синее день ото дня.)

-Ещё его называли « сечень».

- Почему? ( Январь сечёт, рубит зиму напополам.)

В народе говорят: «Январю - батюшке морозы, февралю – метели»

- Почему так говорят.

-Ребята, а какие пословицы вы знаете?

-Январь тулуп до пят надевает.

Тулуп – длинная меховая шуба, покрытая тканью.

-Почему так говорят? (Январь самый холодный месяц)

Учитель:

- Ребята, какой праздник праздновали 19 января православные крестьяне? (Крещение Господне).

- Праздник установлен в память Крещения Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

Праздник Крещения завершает двенадцать святочных дней, которые начинались с 7 января. Главное событие праздника - Водосвятие. В одном из водоёмов с проточной водой делалась прорубь (Иордань), в которой, после молебна и крестного хода, купались все желающие, чтобы излечиться от болезней.

- Какие приметы, связанные с Крещением вы знаете?

На Крещенье снег хлопьями – к хорошему урожаю.

-Какие изменения в неживой природе заметили?

Ответы детей:

Учитель:

День стал намного длиннее. С 22 декабря уже прибавилась продолжительность дня на 51 минуту. С каждым днём будет раньше рассветать, позже смеркаться. Солнце поднимается всё выше и выше над горизонтом, светит ярче.

- Какие изменения происходят в живой природе?

В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав; цветущих ранней весной растений. Зимой на растениях происходит дозревание почек.

Скоро запоёт большая синица. Как только запоёт большая синица – знай, наступает последний этап – перелом зимы. Большая синица поёт свою песню в конце января, начале февраля.

- Какую помощь вы оказываете птицам в зимнее время?

- Стихотворение о помощи птицам.

- Подготовленный ученик читает стихотворение о помощи птицам:

- Послушайте стихотворение:

Александр Яшин

«Покормите птиц зимой!»

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
- А как вы подкармливаете наших пернатых друзей?


III. Проверка домашнего задания.

III. 1. Стр. 105.

- Рассказать, как животные дышат.

- Что является органами дыхания многих водных животных?

- С помощью какого органа дышат многие наземные животные?

- Рассказать, как дышат насекомые.

III. 2. Карточки:


Фамилия, имя

  1. Продолжи предложение:

Все животные размножаются, то есть …

  1. Продолжи предложение…

Как правило, животные делятся на …

  1. Как могут жить животные?




  1. Как самцы стараются привлечь своё внимание к самкам?






IY. Определение темы и цели урока

- Отгадайте загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)



Ты со мною не знаком?

 Я живу на дне морском.

 Голова и восемь ног,

 Вот и весь я – ...

(Осьминог.)



Пашут землю целый день

Землю им пахать не лень

Без сохи и плуга

В поле и под лугом

В праздники и выходные

Пашут 

                        (черви дождевые).


Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер знает в этом толк.
Покупайте, мухи, шёлк!

(паук)

- Как называют этих животных? (Беспозвоночные)

- Назовите тему урока (слайд)

Беспозвоночные животные

- На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?

Дети:

- Почему этих животных назвали беспозвоночными? ( у них нет позвонка и внутреннего скелета)

- Какие группы животных относят к беспозвоночным?

- Какой у них внешний вид, особенности строения тела?

- Какой образ жизни ведут эти животные?

- Назовите цель нашего урока:

- Расширить знания о группах беспозвоночных животных.

Y. Работа с учебником.

-Откройте учебник на странице 110.

- Прочитайте про себя первый абзац.

- Ответ на какой вопрос вы нашли?

Учитель:

Беспозвоночные – многочисленная группа животных, не имеющих внутреннего скелета, основой которого является позвоночник.

Беспозвоночные составляют примерно 95 % современных животных. Они имеют различное строение. Многие хорошо приспосабливаются к изменениям условий обитания

-Посмотрим на слайд

- Беспозвоночные делятся на группы. В 5 классе вы будете изучать эти группы.

- А сейчас назовём представителей этих групп (слайд).

С особенностями этих беспозвоночных, вы познакомитесь сейчас в группах.

YI. Работа в группах

Цель: выяснение особенностей представителей беспозвоночных животных

- Ребята, сейчас вы будете работать в группах.

- Сейчас, ребята, разделимся на группы.

- Повторить правило работы в группах

- Прочитайте задание для групп (на доске)

1 группа – о дождевых червях (стр. 110)

2 группа – осьминоги (стр.110-111)

3 группа – насекомые (стр. 112 – 115)

4 группа – пауки (стр. 115 -116)

- Прочитайте инструкцию перед таблицей.

Инструкция:

  1. Внимательно прочитайте текст и найдите информацию о животном.

  2. Заполните соответствующие графы таблицы.

  3. Ответ пиши кратко.


1 группа


Название животного

Размер тела

Как передвигается?

Какова роль щетинок?

Почему его назвали дождевой червь?

дождевой червь






2 группа


Название животного

Чему поддаются осьминоги?

Где живут?

Где прячутся осьминоги?

Как защищается от врага?

осьминоги






3 группа


Название животного

Где живут?

Как передвигаются?

Одинаково ли питаются?

Что помогает отпугивать хищников?

насекомые






4 группа


Название животного

Относят ли пауков к насекомым?

Сколько ног у пауков?

Какие специальные

органы вырабатывают

особое вещество?

Как мелкое насекомое попадает в паутину?

пауки






- Проверка работы групп.

(представитель каждой группы читает заполненную таблицу).

- Почему этих животных относят к беспозвоночным? (они не имеют позвоночника)

- Какую особенность беспозвоночных животных выявили?

- Каждая группа животных имеет свои приспособления к условиям жизни.

YII. Сообщение детей о представителях групп (дождевой червь, осьминоги, насекомые, пауки)

- Сейчас послушайте сообщения о некоторых представителях беспозвоночных животных.

Ученик 1.

Дождевые черви (Группа Черви)

- Ребята, а вы знаете, почему дождевые черви огромными количествами выползают на поверхность? Это значит, что ему нечем дышать. Такое случается после обильных дождей. Земля забивается влагой, и ему совсем нет кислорода. Дождевые черви приносят большую пользу. Они рыхлят почву, делают её структурной.

Ученик 2.

Осьминоги ( Группа моллюски)

У осьминога мешковидное тело, которое зовётся мантией. Мантия сращена с крупной головой, на ее верхней поверхности имеются глаза. Глаза осьминога имеют выпуклую форму. Рот осьминога крошечный и окруженный челюстями, зовущимися клювом. Он необходим осьминогу для измельчения пищи, поскольку целиком глотать добычу они не умеют. Также в глотке у него есть специальная терка, она перетирает кусочки пищи в кашицу. Вокруг рта расположены длинные, мускулистые щупальца.

Учитель:

- Ребята, а вы знаете, сколько щупалец у осьминога? Их всегда восемь. От этого количества и произошло название этого животного, так как слово «осьминог» означает «восемь ног».

Ученик 3.

Осьминог – мастер маскировки. Он принадлежит к группе так животных - хамелеонов. Осьминог, затаившийся на дне океана в водорослевом царстве, среди кучи подводных камней делается просто незаметным. Он способен и изменить цвет кожи под цвет окружающей обстановки.

Учитель

Слайд Насекомые

- Кто изображён на слайде?

Насекомые.

- Ребята, а вы знаете, почему этих животных называют насекомыми?

- Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями – насечками. Отсюда и название – «насекомые».

Группа Членистоногие.

В эту группу входят:

Насекомые

Пауки

Ракообразные.

-Почему группу животных так назвали?

Из-за строения ног. Они состоят из отдельных члеников.

YII. 1. Работа с учебником.

- Откройте стр.113

- Рассмотри рисунок-схему. Расскажи, какие части тела есть у насекомых.

Строение тела насекомых:

- Голова, грудь, брюшко, крылья, конечности

- Сколько лапок у насекомых? (6 лапок)

- Какую роль играют усики – антенны у насекомых?

Усики – антенны – это органы чувств, при помощи их они чувствуют запахи, так же служат и органом осязания (чувствуют температуру воздуха). Без усиков – насекомое не сможет жить.

Хоботок у насекомых  является важнейшим органом, с помощью которого насекомые питаются соком растений или кровью животных.

Глаза

Они имеют различное строение и неодинаковую способность видеть.

Насекомые по разному воспринимают цвет, объём, движующиеся и неподвижные предметы.


- Рассмотри рисунки, прочитай подписи, сравни крылья разных насекомых.

- Сколько крыльев у бабочки, комара, мухи, стрекозы?

- 2 пары крыльев у бабочки, мухи, стрекозы

- одна пара крыльев у комара

На крыльях видны жилки. Они играют роль прочного каркаса крыла.

- Зачем нужны насекомым крылья?

- Откройте стр. 114

Работа с рубрикой «Обсудим вместе»

- Посмотрим на строение ног этих насекомых.

Кузнечик

- Какое значение имеет такое строение ног для кузнечика?

(чтобы прыгать)

Задние ноги кузнечика приспособлены для прыгания – с утолщёнными бёдрами и длинными голенями (поэтому их называют прыгающими насекомыми).(прыгательные)

Жук – плавунец

- А для жука плавунца?

- Посмотрим фильм «Удивительные насекомые»

( С помощью задних ног, покрытых тонкими волосками, плавунец плывёт вперёд. Ноги, как вёсла (плавательные)

У жука плавунца задние ноги расширены и работают как вёсла.

(плавательные)

Медведка

Ведёт подземный образ жизни. Ведь только у нее передняя пара конечностей напоминает лапы крота – короткие, мощные, вывернутые и с утолщенной передней голенью. Имеет твёрдый панцирь.

 Передняя пара лап создана для копания земли и значительно отличается от остальных конечностей. (копательные)

Богомол

Богомол — насекомое с длинным и узким телом, и, когда оно неподвижно, его большие передние ножки подняты и сложены, словно в молитве.
Но богомол в это время вовсе не молится, а.. .охотится.
Богомол живет, питаясь другими насекомыми. Именно из-за необходимости быть постоянно готовым к атаке, передние лапки богомола подняты вверх.

Удержать добычу ему помогают острые зазубрины, расположенные на внутренних частях передних лапок. Передвигается богомол на четырех задних лапках или перелетает с места на место

У богомола подвижная голова. Она имеет почти треугольную форму и способна вращаться практически вокруг своей оси. Благодаря этому насекомое может заметить приближающегося сзади врага.

При нападении врага (змеи, птицы, летучей мыши или хамелеона) либо встретившись с сородичем-соперником богомолы стараются напугать противника. Они принимают довольно устрашающую позу, расправив веером крылья, выставив вперед передние хватательные лапки и задрав вверх конец своего брюшка. Такая поза может дополняться угрожающими звуками.

-Можно ли сказать строение ног насекомых зависит от их среды обитания?

- Какую роль насекомые играют в природе?

(Одни служат пищей другим животным, другие опыляют растения, рыхлят и удобряют почву. Они играют большую роль в природе.)

- Можно ли сказать, что между строением тела и образом жизни существует тесная связь?

Стр. 116.

-Прочитайте вывод.

-Почему беспозвоночные наиболее обширная группа животных?

- С какими представителями беспозвоночных познакомились? (дождевые черви, осьминоги, насекомые, пауки)

YIII. Итог урока.

- Какую цель мы ставили вначале урока?

- Расширить знания о группах беспозвоночных животных.

- Мы ответили на поставленные вопросы?

-Какие открытия сделали?

- Какая информация была для вас новой?

IX. Рефлексия

- Оцени свою работу на уроке:

-Выберите начало фразы и продолжите своё предложение.

- На уроке я работал (а) … (активно, не очень)

- Своей работой на уроке я …. (доволен, довольна; не доволен, не довольна)

- Моё настроение… (стало лучше; стало хуже)

-Молодцы!


YIII. Домашнее задание:

Стр.112 (приготовить сообщение о любом животном на слайде по плану, рассказать, как они могут защищаться.)


14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Берина Инесса Анатольевна

Дата: 20.02.2018

Номер свидетельства: 458528


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства