-познакомить с правилами ухода за комнатными растениями;
-развивать положительное отношение к труду;
-воспитывать любовь к природе.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование:комнатные растения, приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями, атлас- определитель «От земли до неба».
Краткое описание: Учитель вместе с ребятами проводят исследование. Работа проходит в группах. Исследуют особенности комнатных растений своего класса.
Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за ними; делать выводы из изученного материала.
-Здравствуйте , дорогие коллеги! Сегодня я хочу вам представить свой мастер –класс. Своей работой я хочу показать , как можно развивать познавательную активность младших школьников.
1.Самоопределение к деятельности.
.
-Ко мне обратился один человек за помощью. Дело в том, что он открывает цветочный магазин, и он попросил меня составить анатации к растениям , которые он будет продавать.
-И вы , наверное , догадались , о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
-Правильно, сегодня мы будем говорить о комнатных растениях.
-Как мы сможем помочь хозяину цветочного магазина?( Учащиеся предлагают собрать информацию о комнатных растениях).
2. Работа по теме урока.
1. Беседа.
-У кого из вас дома есть комнатные растения? Знаете ли вы их названия? Кто из вас сажал комнатные растения? (Ответы учащихся)
-Почему растения в природе желтеют, сбрасывают листву, увядают, а комнатные растения круглый год стоят зелёные? (За комнатными растениями ухаживает человек, держит их в помещении, а в помещении тепло. Родина большинства комнатных растений - жаркие страны, где круглый год лето, поэтому растения там всегда зелёные. Человек и зимой создаёт для комнатных растений примерно такие же условия как и летом, иначе они погибли бы, поэтому комнатные растения не желтеют и не сбрасывают листья осенью) .
-Для чего люди разводят комнатные растения? (Комнатные растения очищают воздух в помещениях, украшают их)
-Что необходимо любому растению для полноценного развития? (Свет, тепло, вода) .
-Что необходимо обеспечить комнатным растениям, чтобы они чувствовали себя хорошо? Создать условия, близкие к природным, ухаживать за ними, всегда помнить о них, наблюдать за их состоянием, чтобы в случае необходимости оказать помощь) .
2. Планирование работы.
-В нашем классе много комнатных растений. Назовитете растения, которые знаете. (Герань, кактус, бегония, каланхоэ, фиалка, колеус).У многих из вас это вызвало затруднение. Поэтому мы познакомимся с ними поближе.
-Мы сегодня отправимся в научную лабораторию и станем с вами исследователями . которые занимаются изучением комнатных растений. Будем исследовать особенности представленных комнатных растений. Перед уроком я разложила здесь карточки-помощники и энциклопедии. Но прежде чем начать работу, надо составить план нашей работы :
1) Изучить особенности комнатных растений.
2) Выяснить, какие условия и уходим необходимы.
3) Выяснить, какую пользу приносят комнатные растения.
4) Определить для каждого растения условия, благоприятные для роста и развития.
5) Создать на цветочных горшках указатели , для правильного ухода за этими растениями.
-Нашу группу исследователей мы разделим на две подгруппы: «Цветущие» и «Лиственные» .( Деление по группам)
3. Сбор информации
1. Работа с энциклопедиями комнатных растений.
-Найдите информацию о родине комнатных растений. (Учащиеся выполняют задание.) Исследователи «Цветущие» работают с этими растениями , а исследователи «Лиственные» работают с этими.
-Назовите родину каждого растения (Ответы учащихся фиксируются в технологических картах)
2. Сообщения руководителей каждой из групп
Мини – характеристика представленных растений.
Ответы учащихся о происхождении комнатных растений, нахождение стран на карте.
4. Практическая работа.
- Теперь из предложенных вам карточек выясните, какие из этих растений не просто комнатные, а обладают уникальным свойством. Каким? ( Лечить людей)
1группа: «Цветущие»
- Проанализируйте полученную информацию. Выясните и назовите эти растения и зафиксируйте в технологической карте, какие из этих растений являются лекарственными и каким лечебным свойством обладают.
2 группа: «Лиственные»
- Проанализируйте полученную информацию. Примените полученные знания и решите кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
(ключевое слово-«растения»)
1.Название этого растения в переводе с греческого означает «журавль».
2.Уход за этим растением совершенно не сложный, ведь он очень долго может обойтись без полива и очень-очень колюч.
3.Это растение считают «королевой цветов» за ее очаровательные цветы.
4.Каланхоэ, алоэ, пеларгония , они не просто комнатные растения , они еще и доктора.
5.Этот цветок славится очень пестрыми листьями.
6.Это очень важный фактор в правильном выращивании комнатных растений.
7.Комнатные растения нуждаются в регулярном поливе.
8.Родина колеуса.
(Ученики обсуждают в группах, принимают решение, выявляют лекарственные растения) .
5. Продолжение работы по теме урока
-Изучение правил ухода за комнатными растениями
-Что значит ухаживать за растениями? (Поливать растение, опрыскивать листья, протирать листья от пыли, рыхлить землю, срезать сухие листья, пересаживать и т. д.)
-Прочитайте правила ухода за комнатными растениями (Демонстрируются слайды с правилами)
1) Большинство комнатных растений нужно ставить ближе к свету.
2) Нельзя поливать растения холодной водой. Вода должна быть комнатной температуры.
3) Обычно растения поливают летом каждый день или через день, зимой - реже.
4) Лейку при поливе надо держать низко над горшком, чтобы почва не разбрызгивалась.
5) Многие растения нужно опрыскивать водой с помощью специального опрыскивателя.
6) Рыхлить почву лучше всего палочкой после полива, когда она немного просохнет. Рыхлят только на поверхности и только по краю горшка.
7) Один раз вмесяц надо протирать гладкие крупные листья растений влажной губкой или тряпкой.
Практическая работа: изготовление указателей на горшки , которые помогут правильно ухаживать за этими растениями.
6. Рефлексия.
-Вам было интересно на уроке? Вы узнали сегодня что- то новое о комнатных растениях? Захотелось ли вам узнать о них ещё больше?
-Оцените свои достижения на уроке. (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор)
7. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Что показалось самым интересным?
-Все ли задачи урока мы выполнили?
-Комнатные растения радуют нас. С ними в комнате становится красиво и уютно. Поселившись в нашем доме, они приносят большую пользу: способствуют звукопоглощению, увлажняют воздух, насыщают его кислородом, очищают от вредных примесей. Нужно уметь ухаживать за ними, и тогда они будут долго радовать нас своей зеленью и красотой.
-Итак, вы сегодня учились планировать, собирать информацию, делать выбор, объяснять его, высказывать своё мнение и выслушивать мнение одноклассников, делать выводы. Вы были настоящими исследователями.
-Завершить наш урок предлагаю, выпив фиточай.
Технологическая карта урока.
1.
Растения
Родина
Условия
2. Мини – характеристика комнатных растений ( выполняют руководители групп)
Название растения: ……………………………………………………………………….
Как выглядит:……………………………………………………………………………...
Особенности: ……………………………………………………………………………...
3. Практическая работа
а) Исследование лекарственных комнатных растений
Название:………………………………………………………………………………..
Как выглядит:……………………………………………………………………………
Лечебные свойства:………………………………………………………………………
б) Решение кроссворда.
4. Разрабатываем план ухода за комнатными растениями