Мастер-класс по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?"
Мастер-класс по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?"
Тип урока: открытие нового знания. Форма проведения урока: урок-исследование. Оборудование: мультимедийный проектор; презентация на тему: «Кто такие птицы?» (среда POWER POINT); «СВЕТОФОРЫ-СМАЙЛИКИ» для оценки своих достижений;; конверты с разными видами перьев; ножницы; лупы; стаканы с водой; «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой; «Красная книга РК» под редакцией А.И.Таскаева; фонограмма отрывков из песни «Кто такие птички?» в исполнении Клары Румяновой; электронные физминутки для глаз Галкиной И.А. ХОД МАСТЕР-КЛАССА – Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я предоставлю вашему вниманию отрывок урока окружающий мир в 1 классе на тему: «Кто такие
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
способствовать формированию потребности в общении со взрослыми и сверстниками.
Тип урока: открытие нового знания.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Оборудование: мультимедийный проектор; презентация на тему: «Кто такие птицы?» (среда POWER POINT); «СВЕТОФОРЫ-СМАЙЛИКИ» для оценки своих достижений;; конверты с разными видами перьев; ножницы; лупы; стаканы с водой; «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой; «Красная книга РК» под редакцией А.И.Таскаева; фонограмма отрывков из песни «Кто такие птички?» в исполнении Клары Румяновой; электронные физминутки для глаз Галкиной И.А.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
– Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я предоставлю вашему вниманию отрывок урока окружающий мир в 1 классе на тему: «Кто такие птицы?».
I. Постановка учебной задачи
– Вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте, о ком идёт речь?
Был белый дом, Чудесный дом. Вдруг что-то застучало в нём И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо. (Цыплёнок.) (Презентация, слайд 2)
(Учитель показывает «яйцо», оно раскрывается и из него появляется цыплёнок.)
– Появился цыплёнок на свет, а мамы рядом нет. Он очень многого не знает. Не знает он и кто его мама. Послушайте отрывок песенки, которую поёт цыплёнок. (Звучит фонограмма отрывка из песни «Кто такие птички?» в исполнении Клары Румяновой.) – На какой вопрос он хочет найти ответ? – Поможем ему разобраться? – Итак, о чем пойдет речь на уроке?. («Птицы») – Какую цель поставим перед собой на уроке? (Ответить на вопрос: «Кто такие птицы?») – И сегодня на уроке я предлагаю вам побывать в роли исследователей. Давайте послушаем, какие предположения выдвигает цыплёнок, отвечая на вопрос: «Кто такие птицы?», и каждое его предположение будем проверять.
II. Открытие нового знания о птицах. Исследовательская работа
1. Исследование первой гипотезы: «Птицы – это те, кто летают»
– Послушайте отрывок из песни цыплёнка и назовите первое предположение цыпленка. (Дети слушают отрывок из песни «Кто такие птички?» и называют первое предположение цыпленка «Птицы – это те, кто летают».)
– Запишем на доске первое предположение цыплёнка.
- Чтобы узнать, прав ли он, рассмотрите рисунки на слайде и сделайте вывод.
(Дети рассматривают рисунки с изображением следующих животных:
– Итак, является ли этот признак основным? (Нет, не только птицы летают. Летают еще насекомые и животные.) (Страус и пингвин – это птицы но они не летают)
– Сделайте вывод. (Не все птицы летают.). – Является ли данный признак основным? (Нет.)
2. Исследование второй гипотезы: «Птицы – это те, кто поют»
– Послушайте следующий отрывок песни и назовите второе предположение. (Дети слушают отрывок из песни «Кто такие птички?» и называют второе предположение цыпленка«Птицы – это те, кто поют».) – Запишем предположение цыплёнка. Узнаем, истинно ли это предположение.
- Только ли птицы поют? Может вы знаете кто кроме птиц может петь?
- А для этого я предлагаю вам разгадать ребус (Дельфин)(Слайд 5) – А вы слышали когда-нибудь, как поют дельфины? (Звучит фонограмма «песни» дельфина.) (Слайд 6) – Значит, по предположению цыплёнка, дельфины – это птицы? Подтвердилось ли его предположение? (Нет, не только птицы поют.)
– Является ли этот признак основным? (Нет)
3. Исследование третьей гипотезы: «Птицы – это те, кто строят гнёзда»
– Назовите третье предположение, прослушав следующий отрывок. (Дети слушают отрывок из песни «Кто такие птички?» и называют третье предположение «Птицы – это те, кто строят гнёзда».)
-Итак только ли птицы строят гнезда? Посмотрите на слайд.
– Знаете чье это гнездо?
- Это осиное гнездо.
- Осы это птицы? (Насекомое)
- Значит не только птицы строят гнёзда.
- Посмотрите на следующий слайд.
- Что это за птичка? Может кто-то из вас знает? () Это кукушка. Она не строит гнезд, кукушка подкладывает свои яйца в чужие гнезда.
–Итак делаем вывод.
– Все ли птицы строят гнёзда? (Не все птицы строят гнёзда.и не только птицы строят гнёзда.
– Подтвердилось ли третье предположение цыпленка?(Нет)
– Является ли этот признак основным? (Нет)
4. Исследование четвёртой гипотезы: «Птицы – это те, кто откладывают яйца»
– Прослушайте последний отрывок из песни цыплёнка и сформулируйте следующее предположение.
(Дети слушают отрывок из песни «Кто такие птички?» и называют четвертое предположение «Птицы – это те, кто откладывают яйца».)
– Может, это основной признак, по которому можно узнать птицу? – Рассмотрите следующий слайд и сделайте вывод.
(Дети рассматривают рисунки с изображением следующих животных:
– Итак, является ли данный признак основным? Почему? (Не только птицы откладывают яйца.) – Делаем вывод: что умеют делать птицы? – А другие животные умеют это делать? (Да.) – Значит, есть ещё что-то? Не смогли мы пока помочь нашему цыплёнку, не узнали то, о чём он просил. Прежде, чем продолжить искать ответ на вопрос цыплёнка, я предлагаю вам отдохнуть.
5. Физминутка для глаз «Кто такие птички?» (Слайд 9)
6. Знакомство с главным отличительным признаком птиц
– Посмотрите внимательно что вы видеде? ( Чучело птицы.) Какой еще признак отличия птиц от других животных можно назвать. (Показ чучела птицы.) – Правильно, главное отличие птиц от других животных – наличие перьев на теле.
-Можете ли вы назвать хоть одно животное, кроме птиц, тело которого покрыто перьями? (Нет.) – А зачем птицам перья? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам узнать, как устроено перо. – Возьмите розовые конверты и достаньте из них перья. Рассмотрите их. Сравните их по форме, цвету, размеру. (Они разные.) – Давайте попробуем порассуждать, зачем птицам нужны разные перья? (Большие упругие перья находятся на крыльях, они нужны для полёта.
Более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его. Самые мягкие пушистые перья согревают птицу. (Слайд 10) Есть и такие перья, которые служат специально для украшения. Например: у павлина, утки-мандаринки, венценосного журавля. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца. (Слайд 11)
– А что общего у всех перьев? (Есть стержень, волоски-бородки.) (Слайд 12) – Возьмите самое крупное перо и в лупу рассмотрите бородки. Увидели на них маленькие крючки? Ими они цепляются друг за друга достаточно крепко, как молния-застёжка. (Слайд 13) – А, как вы думаете, зачем такие крючочки нужны? – У этого же пёрышка отрежьте кончик, рассмотрите срез. На что он похож? (На трубочку. Внутри стержня пусто.) – Значит, оно какое? (Лёгкое, там воздух.) – Зачем так устроено перо? – Обмакните перо в стакан с водой. Что произошло, намокло ли перо? (Вода скатилась с него.) – Почему очень важно, чтобы перо не намокало?(Отложите это перо в сторону.) Возьмите перо поменьше – Теперь положите его на ладонь и подуйте на перо. Почему оно взлетело? (Потому что оно лёгкое.) – Подержите перо около щеки. Что вы почувствовали? (Тепло.) – Значит, ещё какую роль играют перья у птиц? (Согревают птицу.) – Итак, для чего птице перья? – В старину не было авторучек, и люди писали гусиными перьями. (Слайд 14)
III. Рефлексия деятельности на уроке
– Вы провели исследование, чтобы помочь цыплёнку, и можете уже с уверенностью сказать, чего же не знал цыплёнок? (Тело птиц покрыто перьями.) – А каких птиц Саратовской области вы знаете? (Слайд 15) – Некоторые птицы занесены в КРАСНУЮ КНИГУ. (Слайд 16)
- Почему птиц заносят в красную книгу? (Потому что численность этих птиц на земле уменьшилась). (Плохая экология)
– Скоро зима и птички нуждаются в нашей помощи. Как мы можем им помочь? (строить кормушки, подкармливать)
-Ребята, а вы заете что 20017 год – это год эколоии. Ну не только в этом году но и всегда нужно помогать нашим меньшим братьям.
- Вспомните какой вопрос стоял перед нами в начале урока? Ответели мы на него? Достигли цели?
- Кто же такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями.) – А кто же родители цыплёнка? (Петух и курица.) – Да с вашей помощью наш цыплёнок нашёл свою семью. А кто вырастет из цыплёнка? (Слайд 17)
– Оцените с помощью «разноцветных - перьев» свою работу на уроке.
- Кому было интересно, все понятно и легко поднимите зеленое перо.
- Кому было интересно, но испытывали небольшие затруднения поднимите желтое перо.
- Кому было очень трудно и нужно еще время чтобы освоить материал поднимите красное перо.
- Ребята этот год посвящен не только году экологии, но и году петуха. Откройте желтые конверты, там вас ожидает небольшой сюрприз за вашу активную работу на уроке.
– Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей!