kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Куликовская битва" Куратор: Ванюшина Елена Евгеньевна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект окружающего мира на тему "Куликовская битва", 4 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Куликовская битва" Куратор: Ванюшина Елена Евгеньевна»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»



Пробный урок по окружающему миру

МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания

Класс 4 «А» МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №37»

Классный руководитель: Линецкая Елена Алексеевна.

Тема: Куликовская битва.

Выполнила студентка 3 «А» группы: Киселёва Ирина Алексеевна.



Допуск к проведению урока

Студентка: Киселёва И.А.

___________

Учитель: Линецкая Е.А.

Методист: Ванюшина Е.Е.

Оценка за урок





Астрахань, 2021

Тема урока:

Куликовская битва.

Цели:

создать условия для формирования представления о Куликовской битве на основе исследования. 

Задачи:

  • познакомить с условиями, которые вызвали необходимость Куликовской битвы.

  • - формировать умения определять последовательность исторических событий.

  • - развивать умение работать с текстом; картой-схемой;

  • - воспитывать у детей интерес к изучению истории.

Личностные:

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.

Предметные:

- знать ход Куликовской битвы.

Метапредметные:

Познавательные:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

- умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем

Регулятивные:

- освоение способа решения проблемы поискового характера.


Тип урока:

Открытие новых знаний

ИКТ и средства обучения:

Экран, проектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь















Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организация начала урока







-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке, а проведу у вас его я меня зовут Ирина Алексеевна.

-Ребята, проверьте свою готовность к уроку. На столе должны быть: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

- Пусть девизом нашего урока будут слова: «Знаешь сам – расскажи другому!»

Ученики приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Организация рабочего места.


Познавательные:


Умение воспринимать речь учителя.

2.Актуализация знаний (целеполагание)

- Ребята, соотнесите даты и события. Какие события были на Руси? Обратите внимание на слайд.

Дата

Событие

1223 г.

Невская битва

1237 г.

Битва на реке Калке

1242 г.

Нашествие монголо-татар на Русь

1380 г.




- Верно, ребята, молодцы. Какая дата осталась?

- Ребята, в этот год произошло очень важное событие для Руси – это Куликовская битва. Тема нашего урока «Куликовская битва».

Слушают учителя.


1237 г. - Нашествие монголо-татар на Русь.

1223г. - Битва на реке Калке

1242 г. - Ледовое побоище






- 1380 г.

Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Высказывать свои предположения.

Коммуникативные:

Умение высказывать своё мнение и формулировать ответ;

Слушать и понимать речь других;

Строить сотрудничество с одноклассниками и учителем.

4.Открытие нового знания.

(Рассказ сопровождается показом слайдов).

- Ребята, в Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. Родился в 1350 г. Княжил с 1359 по 1389 г. Старший сын Ивана II Красного, внук Ивана Калиты. При Дмитрии Московское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими. Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового.

- Мамай – беклярбек и темник Золотой Орды (по-нашему – премьер-министр и военачальник). Уже к началу своего нашествия на Москву в 1379 г. Полностью захватил власть в свои руки, но ханом именоваться не мог, так как не был потомком Чингисхана.

- В 1363 году Дмитрий принял второй ярлык от хана Абдуллы, которого поддерживал Мамай мурза, не принадлежавший Чингизидам. Мамай взял под свой контроль западную Орду, утвердившись в Сарае и потребовав власть над всеми русскими землями.

- Ребята, ярлык – это ханская грамота, дающая права княжения на Руси. Обратите внимание на слайд, посмотрите как выглядит грамота.

- Между тем некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя ее слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и меньше дани. Разгневанный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско. Но Русь была уже не та, что при Батые. Воины Мамая встретили жестокий отпор и обратились в бегство. Мамай пришел в ярость. Стал он собирать огромную силу и грозился вновь разорить всю Русскую землю.

-В 1380 г. на московском престоле сидел князь Дмитрий Иванович. Он хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии. Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа.На тело надевали разного рода броню: панцири, кольчуги — рубахи до колен из плотно сплетенных мелких железных колец. 

- На битву князя благословил Сергий Радонежский — основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов - Пересвета и Ослябю.

Князь Дмитрий стремительно повел свою рать на юг - навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон. Наступило утро 8 сентября 1380 г. Скрытая густым туманом отборная русская рать под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца спрятались в лесу в засаде, а остальные силы русских, состоявшие из передового и большого полков, выстроились на Куликовом поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска стали сближаться и вскоре встали друг против друга.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

- Ребята, теперь посмотрим с вами видео. Слушаем внимательно.

(видео «Куликовская битва» - 9’)

- Ребята, теперь ответим с вами на вопросы.

1. Почему Мамай объявил новый поход на Русь?

2. Когда это стало известно?

3. В каком городе состоялся смотр объединённого войска?

4. На какой реке была назначена встреча союзников и когда?

5. Какое решение принимает Дмитрий Иванович, чтобы не допустить объединение союзников?



6. Как расставил свои войска князь Дмитрий Иванович?



7. Когда состоялась битва?

8. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича?

9. Чем закончилась битва?

- Ребята, почему русский народ одержал победу?

Сегодня мы узнаем, как впервые, спустя 140 лет, Русь нанесла монголо-татарам

сокрушительный удар. Это произошло при внуке Ивана Калиты – Дмитрии Ивановиче.

При нем Московское княжество укрепилось и возвысилось над другими княжествами.

Пытались было соперничать с Дмитрием Ивановичем князья Суздальский и Тверской, но в

конце концов признали верх и силу московского князя и стали действовать с ним заодно.

Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового. В 1365 году в

один из засушливых дней случился пожар. Москва вся сгорела, в том числе и деревянные

стены Кремля. Дмитрий Иванович возвел стены Кремля из белого камня. Толщина стен была



Теперь проверим насколько вы внимательно слушали и как усвоили новый материал. Разгадаем кроссворд.

По горизонтали:

1. Татарский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем

3. Приток Дона близ места Куликовской битвы

4. Прозвание князя- победителя в Куликовской битве

7. Московский князь, дед Дмитрия Донского.

9. Военачальник монголо-татар

10. Русский богатырь, противник Челубея

11. Один из богатырей, посланных на помощь князю основателем Троицкого монастыря

По вертикали:

2. Основатель Троицкого монастыря

5. Поле битвы 8 сентября 1380 года

6. Город, князь которого организовал отпор ордынцам

8. Русский князь, стоявший во главе войска в Куликовской битве

- Молодцы, хорошо усвоили материал.

Ребята, а вы как думаете, зачем мы изучаем эти события? И нужно ли помнить героев, которые защищали нашу Родину?

Правильно, ребята!

- Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. Именно поэтому мы должны изучать и знать историю своей страны.

Слушают учителя.































































































































































Смотрят видео.

Слушают учителя.



- Москва отказалась платить непомерную дань.

- Летом 1380 г.

- В Коломне.



- На реке Оке, в начале сентября.



- Выдвинуться навстречу войскам Мамая.



- По центру поставил передовой и большой полки, а отборная русская рать была в засаде.



- 8 сентября 1380 года.

- Донским.

- В Куликовской битве победу одержал русский народ.

- Потому что народ вместе защищали Русь.




По горизонтали:

По вертикали:

1. Челубей

3. Непрядва

4. Донской

7. Калита

9. Мамай

10.Пересвет

11. Ослябю

2. Сергий

5. Куликово

6. Москва

8. Дмитрий



























Ответы детей.



Познавательные:

Осуществлять актуализацию жизненного опыта;

Умение ориентироваться в своей системе знаний;

Отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания;

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Осуществлять анализ и синтез;


Регулятивные:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

5. Физкультминутка

-Ребята, давайте встанем из-за своих парт и немного разомнёмся.

Повторяйте движения за мной:

Вверх на солнце посмотрели,

(поднять голову кверху-подтянуться к солнышку).

И нас лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

(взмахи руками).

Дружно хлопаем,

(хлопки в ладоши).

Ногами топаем.

(топать ногами).

Хорошо мы погуляли

(шаги на месте, вдох-выдох).

И немножечко устали.

(сесть за парту).

-Присаживайтесь на свои места, продолжаем работу.




Дети встают из-за своих парт и повторяют движения за учителем.

Регулятивные:

Умение соотносить свои действия с действиями учителя;

Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

Коммуникативные:

Умение слушать.

Работа в рабочей тетради.

- Ребята, откройте страницу в рабочей тетради. Выполните самостоятельно задание №1.

Прочитаем задание.

(Сначала ученик, потом учитель)

- Выполните задание самостоятельно.

Слушают учителя.

Используя текст учебника на стр. 70-72, заполни пропуски в предложениях.


Выполняют задание самостоятельно.

Познавательные:

Осуществлять актуализацию жизненного опыта;

Умение ориентироваться в своей системе знаний;

Отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания;

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Осуществлять анализ и синтез;


Регулятивные:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

7. Подведение итогов. Рефлексия


-Наш урок подходит к концу.

-Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

-Что на уроке мы узнали?


- Князь Дмитрий в 1380 году впервые одержал победу над татарами на Куликовом поле.


- Теперь возьмите 3 цветных карандаша: красного, зелёного, жёлтого цвета.

Если вам всё понравилось и было всё понятно - поднимите зелёный карандаш.

Если у вас были затруднения и что-то было не понятно – поднимите жёлтый карандаш.

Если ничего не понравилось и урок не был интересным – поднимите красный карандаш.

-Урок окончен, всем спасибо, до скорых встреч.

Слушают учителя.

- Куликовская битва.


Ответы детей.




Слушают учителя.


Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Куликовская битва" Куратор: Ванюшина Елена Евгеньевна

Автор: Киселёва Ирина Алексеевна

Дата: 19.12.2021

Номер свидетельства: 595431


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства