1.Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на работу. | Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли). | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Александровна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Хорошо запоминать.
– Красиво встали. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо. – Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости. -Проверим вашу готовность к уроку, у вас на парте лежат пенал, рабочая тетрадь, учебник. | Личностные: обучающиеся проявляют доброжелательность и вежливость друг к другу. регулятивные УУД: способны самостоятельно организовывать свое рабочее место. | Личностные: обучающиеся проявляют доброжелательность и вежливость друг к другу. регулятивные УУД: способны самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: повторить изученную тему, выявить проблемы, сформулировать тему и задачи урока. | Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. Методы эмоционального стимулирования: поощрение, порицание. Методы обучения по источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение), Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли). | -Ребята, я сейчас хочу предложить вам познакомиться с произведением С.Михалкова «Как старик корову продавал».
- Будьте внимательны, после просмотра этого мультфильма я буду задавать вопросы, на которые вам предстоит ответить. -Итак, внимание на экран.
Показывается мультфильм «Как мужик корову продавал».
-Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на вопросы:
1. Где происходит действие сказки? (на рынке) 2. Кто является героями сказки? (мужик, паренек, старик) 3. А чем занимался в этой сказке старик? (продавал, торговал) 4. Значит, он кто? (продавец) 5. Кем был мужик? (покупатель) 6. А кем же был паренек? 7. Кто знает, как называется наука, которая также изучает процесс торговли? (ЭКОНОМИКА) -Молодцы.
Если нет ответа
-Я назову три словосочетания, в каждом будет одинаковое слово. -Слушайте внимательно, это слово и будет темой урока. -Экономика России, развитие экономики, части экономики.
Это слово: ЭКОНОМИКА - Итак, какая будет тема нашего урока? (Экономика). -Как вы думаете, что мы будем изучать.
-Какие задачи на урок мы поставим?
-Что сначала нам нужно сделать? Дадим определение экономики. Значит, первая задача будет? (дать определение экономики). Хорошо.
-Вторая задача будет: познакомиться со сферами экономики.
-И третья задача - узнаем, как мы взаимодействуем со сферами экономики в жизни.
Задачи: 1.Дать определение экономики. 2. Познакомиться со сферами экономики. 3. Узнать, как мы взаимодействуем со сферами экономики в повседневной жизни. | Личностные: обучающиеся проявляют познавательный интерес к уроку окружающего мира; уважительное отношение к мнению собеседника, доброжелательность и вежливость друг к другу; регулятивные УУД: формулировать цели урока после предварительного обсуждения; познавательные УУД: осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме; умеют отвечать на простые и сложные вопросы учителя; коммуникативные УУД: проявляют умения слышать и слушать; умение строить речевое высказывание в устной форме. | Личностные: проявляют познавательный интерес к уроку окружающего мира; уважительное отношение друг к другу, доброжелательность и вежливость друг к другу. регулятивные УУД: адекватно соблюдают ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами; познавательные УУД: умение наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях); коммуникативные УУД: вступают в контакт и работают в коллективе (учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — класс, учитель — класс). |
3.Решение проблемы. Задача: найти решение проблемы, решить задачи, поставленные в начале урока. | Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. Методы эмоционального стимулирования: поощрение, порицание. Методы обучения по источнику получения знаний: словесные (беседа), наглядные (демонстрация). Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: освоения элементарных норм ведения разговора. Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли). | -Где вы слышали слово экономика? -Как вы думаете, что оно означает? -Чтобы узнать, что такое экономика, предлагаю в паре собрать определение из предложенных частей.
Раздаю детям разрезанное определение на пару. Экономика -/ это хозяйственная /деятельность/ людей. СЛАЙД -У вас одна минуты, чтобы собрать определение. Давайте проверим. -Маша, прочитай, что получилось. -Поднимите одну руку, у кого получилось такое же определение. -Спасибо. Молодец. -А хозяйство человека – это все то, что он использует в своей жизни и деятельности. У слова «экономика» интересная история. Вот послушайте. СЛАЙД В основе слова «экономика» лежат два древнегреческих слова «экос» – дом и «номос» – закон. СЛАЙД Еще древние греки понимали, что хозяйство нужно вести по определенным законам и правилам. Первоначально словом экономика означали искусство ведения домашнего хозяйства. Потом оно стало применяться шире: и домашнее хозяйство, и городское хозяйство и хозяйство целой страны. Теперь мы даже говорим о мировой экономике. Но у слова «экономика» есть ещё одно значение: так называется наука, изучающая законы взаимоотношений производителей и потребителей, законы производства и движения денег, товаров и услуг. СЛАЙД Экономика – искусство ведения хозяйства. Экономика – наука о ведении хозяйства.
- Каждая семья ведет свое хозяйство, а, значит, у каждой семьи есть домашняя экономика, в которой у каждого своя роль, свои обязанности. -Как вы думаете, в чем она проявляется? -Вы проснулись, лежа на кровати. Откуда в вашем доме кровать, постельное белье? Это все товары, купленные в магазине. - Пошли умываться, открыли кран с водой. Откуда в кране вода? Это услуга водообеспечения, за которую тоже надо платить. -На кухне вкусно пахнет завтраком: газ предоставили специальные службы. Это тоже услуга. -Сейчас вам нужно подумать и привести по одному примеру покупки или получения услуги.
-Мы сейчас с вами постараемся разобраться, в чем суть экономики и рассмотрим поподробнее все её части.
- Давайте попробуем определить название разных отраслей экономики по группам товара. 1. Итак, наша экономика начинается каждый день с того, что мы сталкиваемся с разными предметами: одежда, обувь, мебель, книги, продукты питания. Где для нас это все производят? (фабрики, заводы) СЛАЙД -Это отрасль называется промышленность. 2. Хлеб, молоко, овощи, мясо? Где производятся продукты питания? -В сельском хозяйстве. СЛАЙД 3.Еще одна часть экономики, которая строит дома, школы, садики, магазины, больницы и т.д. -Это – строительство. СЛАЙД 4. Мы приобретаем за деньги их продукты, приходя в различные магазины, торговые точки, на рынки. О какой отрасли экономики идет речь? -Это – торговля. СЛАЙД 5. Мне и вашим родителям, чтобы попасть на работу, если мы далеко живём, не обойтись без транспорта. И я уже назвала ещё одну отрасль экономики. - Это транспорт. СЛАЙД СЛАЙД -Посмотрите внимательно на схему и ответьте на такой вопрос: могут ли части экономики существовать отдельно друг от друга? Работа с учебником - Откройте учебник на ст. 105. -Внимательно рассмотрите иллюстрации, которые изображены. - Скажите, какие части экономики представлены на фотографиях? Отвечать по поднятой руке.
-Назовите отрасль, которая изображена на первой фотографии? (сельское хозяйство) -Что происходит? -Какое значение для людей имеет данная отрасль? -Люди каких профессий трудятся в этой отрасли?
-Назовите отрасль, которая изображена на фотографии? (торговля) -Что происходит? -Какое значение для людей имеет данная отрасль? -Люди каких профессий трудятся в этой отрасли? (продавец, аукционер, агент по продажам)
-Назовите отрасль, которая изображена на фотографии? (транспорт) -Что происходит? -Какое значение для людей имеет данная отрасль? -Люди каких профессий трудятся в этой отрасли? (автоматчик, слесарь, механик)
-Верно. Скажите, какая часть экономики отсутствует? (промышленность, строительство) -Найдите её на стр. 104. -Что изображено на фотографиях? (заводы, строительство)
-Скажите, какое значение имеют заводов в жизни людей? -Люди каких профессий трудятся в этой отрасли? (сварщик, бетонщики, инженеры, техники, токарь, штамповщик, слесарь, мастер) (фасовщица, уборщица) -Скажите, какое значение имеет строительство в жизни людей? -Люди каких профессий трудятся в этой отрасли? -Хорошо, вы все верно объяснили. Молодцы. | Личностные: уважительное отношение к мнению собеседника, доброжелательность и вежливость друг к другу; познавательные УУД: осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме; различают отдельные отрасли экономики; выявляют взаимосвязь отраслей экономики; умеют отвечать на простые и сложные вопросы учителя; коммуникативные УУД: проявляют умения слышать и слушать; умение строить речевое высказывание в устной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение работать в паре. Предметные: обучающиеся имеют представления о понятии «экономика», об отдельных частях (отраслях) экономики, знают взаимосвязь этих частей. | Личностные: уважительное отношение друг к другу, доброжелательность и вежливость друг к другу; регулятивные УУД: адекватно соблюдают ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами; познавательные УУД: делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; умение наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях); коммуникативные УУД: вступают в контакт и работают в коллективе (учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — класс, учитель — класс). Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о понятии «экономика», об отдельных частях (отраслях) экономики, знают взаимосвязь этих частей. |
Решение проблемы. | | -Основой любой деятельности является человек. Он производит и потребляет различные предметы, товары – блага. - Блага – то, что необходимо человеку для жизни. -Что необходимо человеку для жизни, какие блага? (продукты питания, одежда, жильё, услуги) – Откуда продукты и необходимые вам вещи появляются в вашей семье, кто платит за услуги? (оплачивают родители) –А как можно оплатить необходимые блага? (с помощью денег) –В каких частях экономики работают ваши родители? Получив за свою работу деньги (это так и называется заработная плата), родители в семье распределяют их в соответствии с потребностями. -Вы сейчас мне назвали ещё один элемент экономики, без которого она не может существовать. Я прочитаю определение этого слова, а вы попробуйте определить эту часть. Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, или средством платежей и предметом накоплений. (деньги) -Чтобы узнать, как появились деньги, предлагаю посмотреть фрагмент, после просмотра мы с вами обсудим его. Просмотр фрагмента. - Зачем нужны деньги? (чтобы покупать необходимые вещи для жизни). -Удобно ли было обмениваться товарами до тех пор, пока не появились деньги? -В чем же удобство, польза денег? Деньги – это тоже товар, но он может разделиться на части или объединиться. Поэтому есть деньги крупные, мелкие, есть банковские чеки и другие ценные бумаги, выполняющие функцию денег. СЛАЙД | | |
5.Первичное закрепление Задача: закрепить ранее изученный материал. | Методы эмоционального стимулирования: поощрение, порицание. Методы обучения по источнику получения знаний: словесные (беседа). Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли). Методы обучения по уровню включения в продуктивную деятельность: стимулирование учебно-познавательной деятельности. | -Сейчас мы с вами выполним небольшое задание и проверим, как вы усвоили материал. -На слайде будут появляться определения, вам необходимо будет вставлять пропущенные слова. Отвечать по поднятой руке. -Кому не понятно поднимите руку.
Тест. -Какое слово пропущено в определении экономики? (искусство) Экономика – искусство ведения хозяйства. -Верно, искусство.
-А в этом определении, какого слова не хватает, вспомните, мы с вами в начале урока говорили, что есть искусство ведения хозяйства, а есть … . (наука) Экономика – наука о ведении хозяйства. -Верно, наука. -Вспомнили с вами определения.
-Теперь вспомним отрасли экономики. Каких отраслей не хватает? (строительство, транспорт) Отрасли: промышленность, хозяйство, торговля, строительство, транспорт. -Молодцы, внимательные.
-И последнее, в определении слова деньги пропущены слова, какие, подумайте и вставьте, отвечать по поднятой руке. -Какие слова пропущены? (товар, крупные, мелкие, банковские чеки) Деньги – это тоже товар, но он может разделиться на части или объединиться. Поэтому есть деньги крупные, мелкие, есть банковские чеки и другие ценные бумаги, выполняющие функцию денег. -Молодцы, ребята, вижу вы хорошо запомнили, то что изучили в начале урока. | Познавательные УУД: осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме; умеют отвечать на простые и сложные вопросы учителя; коммуникативные УУД: проявляют умения слышать и слушать; умение строить речевое высказывание в устной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Регулятивные УУД: адекватно соблюдают ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); познавательные УУД: умение наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях); коммуникативные УУД: вступают в контакт и работают в коллективе (учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — класс, учитель — класс). |
6.Организация самостоятельной работы Задача: закрепить пройденный материал, с помощью самостоятельной работы. | Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. Методы эмоционального стимулирования: поощрение. Методы обучения по источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение), практические (упражнение). Методы обучения по уровню включения в продуктивную деятельность: стимулирование учебно-познавательной деятельности. | -Теперь пришло время проверить себя. Что узнали и что запомнили. -И предлагаю самостоятельно выполнить задания №2, №1 на с. 68,67 рабочей тетради. -В задании 2 вам нужно по рисунку определить отрасль экономики и подписать её. -Работать вы будете в паре. -Скажите по поднятой руке, как нужно работать в паре? -Верно, хорошо. -На работу у вас будет 3 минуты. Кому не понятно, поднимите руку. -Приступайте к работе. -Заканчиваем, ребята, поменяйтесь. Сейчас мы будем проверять. -Обратите внимание на слайд и проверьте, так ли у вас. Задание 2. СЛАЙД -Какие отрасли экономики вы записали? 1 рисунок: промышленность 2 рисунок: сельское хозяйство 3 рисунок: строительство 4 рисунок: транспорт 5 рисунок: торговля ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ! -В задании 1, вам нужно разгадать кроссворд. -На работу у вас будет 5 минут. Кому не понятно, поднимите руку. -Приступайте к работе. -Заканчиваем, ребята, поменяйтесь тетрадями. Сейчас мы будем проверять. -проверим 1 задание. Будьте внимательны при проверки тетради соседа. Задание 1. 1.хлеб 2.овощи 3.зеркало 4.мяч 5.чайник 6.носок 7.фрукты 8.автомобиль 9.компьютер Экономика – это хозяйственная деятельность людей. - Посмотрите, у, что верно, а где допустили ошибки. -Поднимите руку, у кого нет ошибок. Прекрасно, молодцы. - У кого 1 или 2 ошибки. Хорошо. -А кто допустил больше ошибок, ничего страшного, в следующий раз у вас все получится. | Личностные: уважительное отношение к мнению собеседника, доброжелательность и вежливость друг к другу; познавательные УУД: осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме; различают отдельные отрасли экономики; выявляют взаимосвязь отраслей экономики; умеют отвечать на простые и сложные вопросы учителя; коммуникативные УУД: проявляют умения слышать и слушать; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение работать в паре. | Личностные: уважительное отношение друг к другу, доброжелательность и вежливость друг к другу; регулятивные УУД: адекватно соблюдают ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами; познавательные УУД: умение наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях); коммуникативные УУД: вступают в контакт и работают в коллективе (учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — класс, учитель — класс). |
7.Рефлексия Задача: подвести итоги урока, провести рефлексию деятельности. | Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. Методы обучения по источнику получения знаний: словесные (беседа). | - Наш урок подходит к концу. И пора нам подвести итоги. -Скажите, какую тему мы с вами сегодня изучали? - Какие задачи мы поставили в начале урока? - Как мы их достигали?
- На слайде представлены предложения, которые я вам предлагаю продолжить, чтобы подвести итог нашей работе. СЛАЙД - Было интересно узнать, что… - Меня удивило … - Было трудно… - Теперь я знаю, что… - Вы сегодня очень хорошо поработали, большие молодцы! Спасибо вам за работу! До свидания! | Личностные: уважительное отношение к мнению собеседника; регулятивные УУД: совместно с учителем давать оценку своей деятельности на уроке; коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в устной форме; | Личностные: уважительное отношение друг к другу; регулятивные УУД: адекватно соблюдают ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); коммуникативные УУД: вступают в контакт и работают в коллективе (учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — класс, учитель — класс). |