II.Актуализация опорных знаний. Открытие новых знаний. знаний. Актуализировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы; мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению. 1.Проверка домашнего задания. 2.Просмотр видеоролика «Помощь семье» 3.Знакомство с занятиями детей в старину. Работа по учебнику:с репродукциями картин Л. К. Плахова «Крестьянский мальчик с лучиной» и неизвестного художника «Пряха» Работа по учебнику стр.40-41. 4.Сказка о безответственном мальчике. 5.Пример родителей. 6.Святое имя для каждогочеловека-его путеводная звезда. Работа по учебнику. Чтение текста учебника на стр. 42 7.Работа на планшетах с заданиями на диске к учебнику. | -Что было задано на дом? (1 слайд) -Именно в такие куклы играли ваши прабабушки. Ваши прабабушки и прадедушки любили вас и вы, конечно, помните ваших умерших предков, вспоминаете их с родителями. Это -наша с вами обязанность-помнить наших предков. -Какие ещё у вас обязанности в семье? -Кто их определяет? -Для чего родители определяют вам обязанности? -Посмотрим видеоролик «Помощь в семье». -Поделитесь своими впечатлениями. -Сформулируйте тему урока. -Прочитайте тему в учебнике, подтвердилось ли ваше предположение. -Рассмотрите репродукции картин. -Какими вы представляете детей? -Какой помощью они радовали родителей? -О чём мечтали в старину мальчики и девочки? -Подтвердилось ли ваше предположение, узнаете, прочитав текст в учебнике. -Прочитайте последнее предложение. Как вы его понимаете? -Как нужно делать все дела? (3 слайд) -Христиане помнят, что первую обязанность Бог дал Адаму и Еве и установил для людей правила жизни. Одним из правил являлась ответственность за то, что человек делал. В Раю Бог поручил Адаму и Еве возделывать и хранить сад. Слово «возделывать» означает очень хорошо исполненное дело. -Что может произойти, если вы их плохо выполните? (4, 5, 6 слайды) -Прочитайте сказку на слайде про одного мальчика и посмотрите, подтвердятся ли ваши предположения. -К какому выводу можно прийти? -Какие у вас есть обязанности по отношению к другим людям? -Кого можно брать за образец для подражания в поведении? -Чему доброму вас учат ваши родители? -Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях «Это моя защита и опора в старости»? (7 слайд) -Вспомните, чему учили родители своих детей в семье святых царственных мучеников? -Кого ещё за образец для подражания можно выбрать? -На прошлом уроке мы говорили о традиции крещения.Вспомним, о чём мы говорили? (8, 9 слайды) -Знаете ли вы, почему вас так назвали? -Каждое имя что- то означает. -Знаете ли вы, что означают ваши имена? -Прочитайте текст в учебникеи узнаете, что означают имена Ольга и Александр. -Что же означают имена Ольга и Александр? (10 слайд) -День празднования памяти святого покровителя называется именинами. -Как вы празднуете день именин? -Выполните задания на диске к уроку. | -Смастерить вместе со взрослыми куклу-младенца, записать пословицы о важности почтительного отношения детей к родителям. (Дети каждого ряда выходят и показывают куклы, затем зачитывают пословицы.) Перечисляют свои обязанности. -Родители. -Чтобы родителям была от нас помощь в делах по дому, и они радовались этому. Смотрят. Делятся впечатлениями. Формулируют. Тема урока: «Добрые дети-дому венец». Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Самостоятельное чтение текстаучебника. Читают. -Нужно стараться все дела делать очень хорошо. Предположения детей. Читают. -Мальчик дело сделал, но плохо, безответственно. Он не отвечал за то, как выполнил дело и нанёс вред цветку. -Нужно относиться к своим обязанностям ответственно, стараться делать все дела очень хорошо, чтобы не причинять вреда себе и другим. -Не делать плохих поступков, а делать только хорошие. -Родителей. Ответы детей. Ответы детей. Рассказывают. Отвечают. -У каждого христианина, кроме ангела-хранителя, есть ещё святой покровитель: это тот человек, имя которого дают при крещении. Он помогает, когда к нему молитвенно обращаются с просьбой о помощи и заступничестве. Христиане стараются подражать святому, имя которого носят, в своей жизни. Ответы детей. Ответы детей. Читают. Отвечают. Рассказы детей о праздновании дня именин. Самостоятельная работа. Самопроверка. | П:осмысление понятия, связанные с темой «Семья»; осознать свою роль в семье; уметь различать степени родства,с помощью терминов родства, определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; оценивать свои отношения с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.; выделение познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения. Р: определение цели деятельности с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; Способностьотличать новое знание от известного. К:представление цели и задачи конкретного содержания в устной речис помощью учителя, пошаговое их выполнение; следование психологическим принципам общения, овладение адекватным межличностным восприятием; проявлять позитивное отношение к семье и семейным ценностям; осознать важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни. |
IV.Первичное закрепление. Выявить границы применимости нового знания, а также уровень овладения ранее полученными знаниями, создать комфортную и естественную атмосферу при использовании групповых и индивидуальных форм работы. 1.Знакомство с житием преподобного Сергия Радонежского. Детская презентация «Житие преподобного Сергия Радонежского» 2.Творческая работа. Письмо сочинения«Добрые дети - дому венец». | -Серёжа подготовил презентацию о своём покровителе: преподобном Сергии Радонежском. Посмотрите и затем ответите на вопрос: чему можно поучиться упреподобногоСергия Радонежского? -Чему можно поучиться упреподобногоСергия Радонежского? -Кто помог мальчику (отроку) Варфоломею? -Можно ли было христианам надеяться на помощь святого, если просимое могло навредить другим? -Могли бы христиане-дети попросить святого покровителя отомстить товарищу? -Можно ли было самому не стараться в учении и надеяться на помощь Ангела Хранителя и своего святого покровителя? -В каких случаях помогают христианам святые? (11 слайд) -Расскажите, как пример родителей преподобного Сергия Радонежского повлиял на будущую жизнь Сергия? -Относятся ли к преподобному Сергию слова: «Добрые дети-дому венец»? (12 слайд) -Используя примеры этих святых семейств, своих родителей, напишите небольшое сочинение «Добрые дети - дому венец» о том, какими бы вы хотели видеть своих детей, когда вырастете. -Кто прочитает своё сочинение? | Смотрят. Ответы детей. Ангел в виде старца. -Нельзя просить о том, если просимое могло навредить другим. Нет. -Нужно самому стараться в учении. -В просьбах, которые не могут навредить другим, в помощи, в деле,полезном для просящего. -Пример родителей направил Сергия Радонежского на путь служения Богу, Родине, своему народу. -Да, он жил такой высокой духовной жизнью, что к нему приходили за советом люди разных сословий: простой народ и князья – люди, облечённые властью. Им гордится не только его род, но и весь православный народ. Преподобный Сергий Радонежский является одним из самых почитаемых святых Земли Русской и православные люди обращаются к нему как к небесному покровителю и защитнику. Письмо сочинений. Зачитывают свои сочинения. | Л: нравственно-этическая оценка содержания темы; осознание ответственности за общее дело. П: освоение методов информационного поиска, овладение способностью выделения информации, содержащей существенные признаки, практическое её использование на межпредметной основе, презентовать подготовленную информацию в наглядном виде Р: овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий с учителем по установлению связи операций, межпредметных понятий; решение задачи методом поиска способов (по образцу и заданным правилам), используя информацию учебника, справочные материалы. К: овладение навыками речевого отображения содержания учебных действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию. Л:самоопределение: Понимание чувств людей и сопереживание им; смыслообразование: способность осуществлять добрые и полезные дела; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им. |
V.Итог урока. Рефлексия. Фиксация нового содержания, обеспечение рефлексорно- оценочного компонента ( в том числе самооценки собственной деятельности); помощь учащимся в соотнесении цели учебной деятельности и её результатов. | (13 слайд) -О чём мы сегодня на уроке говорили? -Прочитаем тему урока. -Какое понятие вкладываете в смысл выражения «Добрые дети»? | Ответы детей. -Добрые дети-дому венец. -По нашим поступкам оценивается вся семья. Прежде, чем что-то сделать, нужно подумать, к чему они приведут: к славе или позору семьи. | Р: Эмоционально оценивают свою деятельность и деятельность класса, определяют уровень выполнения задания совместно с учителем. К:заложены основы для слушания и понимания речи других; сориентированы на позицию других людей, отличную от собственной; отображают в речи содержание действий с целью контроля, оценки предметной деятельности. |