kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока " Март-капельник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Март-капельник". Урок по изучению новой темы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Март-капельник"»

Урок окружающего мира в 1 классе

по УМК «Начальная школа 21 века»

Учитель: Сухобрус Е.В.

Тема: Март – капельник

Тема урока: изучение нового материала

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с изменениями, происходящими в жизни природы ранней весной, развития умений анализировать народные приметы и народные названия месяца – «Капельник», объяснить причину появления проталин, таяния снега

Планируемые результаты

Предметные: научиться рассказывать об изменениях. Происходящих в жизни природы ранней весной; характеризовать первый весенний месяц, выполнять анализ народных примет. Объяснять причины проявления проталин, таяния снега

Метапредметные:

познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий;

регулятивные: контроль и самоконтроль –оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих

Личностные:

смыслообразование –осознают значение учебной деятельности

Оборудование: проектор, компьютер

Организационная структура урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организационный момент.

Сообщение темы урока

- Отгадайте загадки:

1.Я раскрываю почки, 
В зелёные листочки. 
Деревья одеваю, 
Посевы поливаю, 
Движения полна, 
Зовут меня ...


2. Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?


- Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?




Отгадывают загадки.



Отгадки:

1.Весна;

2. Март.







Дети высказывают свои предположения. И объявляют тему и цели на урок.

1.Изучение нового материала.





























































































































































Игра «Угадай растение»





















Физминутка


































































Беседа по вопросам




























































3.Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику с. 55-60


Народные приметы




Подведение итогов.








Читает стихотворение.

Солнечная капель

На дворе сосульки плакали,

Под лучами солнца таяли,

Голубые слезки капали

И проталинку оставили.

(И. Вахрушева)

- Какие чувства вызывали у вас эти строки?

- Объясните, почему вы решили, что в этом стихотворении говорится о весне.


- Сегодня мы постараемся выяснить, какие изменения происходят в живой и живой природе с наступлением первого весеннего месяца.



Давайте перечислим признаки весны в неживой природе.

1.Главный признак весны в неживой природе: солнце гораздо выше поднимается над горизонтом, сем зимой. Оно всё ярче светит и греет с каждым днём сильнее. Дни становятся длиннее.

2. второй самый заметный признак наступления весны в неживой природе – это таяние снега. Начинает таять лёд. На реках начинается ледоход. Очень опасно ходить по подтаявшему льду. Нельзя затевать игры на речке во время ледохода.

3. Когда реки и озёра переполняются водой от растаявшего снега и льда, вода заполняет луга, леса, поля вдоль реки. Это называется половодьем.

4.от весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Это влага очень нужна растениям.

5.весной идёт дождь, а не снег. Недалеко и уже до первой грозы.

- А как вы думаете, происходят ли изменения в жизни живой природы?


- Что происходит с деревьями и кустарниками весной?


- Что происходит в жизни травянистых растений весной?


Отгадайте загадку:

Первым вылез из землицы на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький.


- Кто знает, почему эти цветы так назвали?

- Где появляются первые цветы?


-Верно. А вот тепла им требуется немного, потому они и цветут в самом начале весны, когда ещё кое-где в низинах лежит снег.


Отгадайте загадки:

1.Белые звоночки 
У меня в садочке, 
На зеленом стебельке 
Прячутся в тенёчке. 


2. Весёлый синий огонек,
Моё внимание привлек,
Я соберу весной цветы,
Чтоб смог полюбоваться ты.


- Как вы думаете, почему медуницу так назвали?

Медуница – этот цветок интересен тем, что на одном стебельке есть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые, синие. Это тоже лекарственное растение. Используют его для лечения болезней лёгких.

Помните, что эти цветы очень хрупкие и нежные. К некоторым летят насекомые, потому что в них есть нектар. Не стоит собирать букеты из этих цветов.


Мать –и- мачеха появляется, как только сойдёт снег. На бурой земле появляются золотисто – жёлтые цветки. Секрет в том, что мать –и- мачеха расцветает ещё под снегом. Она раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит. Своё название это растение получило название за листья. Верхняя сторона их холодная –как мачеха, а нижняя тёплая –как мать. Используется для лечения простудных заболеваний.


- А кто знает, как называют такие растения?



- А какие ещё раноцветущие травянистые растения вы знаете?


Все первоцветы очень красивы. И вот люди собирают весной огромные букеты весенних цветов. Как вы считаете, это хорошо?


- Скажите, только ли травянистые растения цветут ранней весной?


Пыльцу цветущих берёз, ив разносит ветер, и листья не мешают пыльце разлетается на большие расстояния.

На голых прутиках орешника тоже распустились первые цветки. Гибкие серые хвостики свешиваются с прутиков, их называют серёжками. Правда на серёжки они не очень похожи. Качнёшь такой хвостик – из него вылетит облачко пыльцы. На тех же веточках орешника есть и другие цветки. Они сидят парочками или по три, их можно принять за почки, только верхушки каждой «почки» высунулось по паре ярко- розовых ниточек –язычков.это рыльца, они ловят пыльцу, летящую по ветру. Отцветает орешник, отвалятся серёжки, засохнут розовые ниточки странных цветов-почек. Но каждый такой цветок прератится в орех.




- У неё тонкие ветки тёмно-красного цвета. Это растение не боится ни жары, ни холода. Её серёжки – как меховые шарики.


- Это растение любит расти у воды. Из веток плетут корзины.


- У этого дерева листья сверху зелёные, а снизу серебристые, бархатные. Его веточки горькие на вкус. Его любят бобры и заготавливают на зиму.

-Почему эти деревья зацветают рано, когда у них ещё нет листьев?








- Давайте поиграем. Если я назову первоцвет, то вы приседаете. Если нет –поднимаете руки вверх и хлопайте в ладоши.

Ноготки, колокольчик, хохлатка, мак, василёк, медуница, ромашка, астра, ветреница, георгин, мать-и-мачеха, роза, сон-трава.



- Послушайте стихотворение. О каких гостях в нём идёт речь?

Наши гости
 
Сергей Погореловский

Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад, -
Ну когда же,
Ну когда же
Гости наши прилетят?

- Как изменения происходят в жизни птиц с приходом весны?



- Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц?











- Каких перелётных птиц вы знаете?


Отгадайте загадки.

По весенней чёрной пашне
кто-то ходит, строг и важен.
Прыгнет, крыльями помашет -
крылья чёрные, как сажа.
Не отмыть её, хоть плачь!
Этой птице имя …


А эта птица пародист,
Изобразит и плач, и свист.
Придет весна, и мы его
На волю выпустим в окно.
В скворечник вселится жилец.
Конечно, это наш ...



Нам часто слышится в леску
Между ветвей: - Ку-ку! Ку-ку!
Какая пёстренькая птичка
В чужом гнезде снесла яичко?


- А кто знает, как встречают весну звери?











- Что изменилось в жизни медведя с приходом весны?



- Какие животные ещё пробуждаются от спячки? Как вы думаете, почему они пробуждаются?

Оказывается, в их организме есть особые часы, которые отсчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы всё равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг, в норе, ничего не изменилось. По этим внутренним часам организма и просыпаются в марте в норах и берлогах медведи. И с этого вреени медведь уже не спит, а слегка дремлет, ждёт подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, тоже проснувшись рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он «лёгок на подъём», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернётся, то барсук ещё может поспать. Медведь дольше всех воспитывает своих детёнышей. Во второй половине февраля у медведицы рождаются маленькие, величиной с рукавицу, весят 500 граммов. Они слепые, голые. Медведица держит их у себя на брюхе среди шерсти, в тепле, согревает их своим дыханием. Она кормит их своим молоком, но они не растут, так как у медведицы молока мало, ведь медведь зимой ничего не ест. Выйдя из берлоги медвежата начинают быстро расти. Осенью они снова ложатся в берлогу с матерью и только к новой осени уходят из семьи.

Весной животных охраняют особенно тщательно, так как они заняты заботой о своём потомстве. Поэтому охота запрещена.


- А что вы сможете сделать для охраны птиц и зверей весной?









Работа в группе.

Прочитайте в учебнике рассказ «Лесные новости», перескажите одну из новостей.




-Прочитайте приметы, как вы понимаете?



































































































































































































- Возвращаются перелётные птицы, строят гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов.

- Многие птицы питаются насекомыми. А с приходом весны насекомые вылезают из своих укрытий. Птицам стало больше корма. Растаял лёд на реках и озёрах, поэтому возвращаются водоплавающие птицы.





- Грач.









- Скворец.







- Кукушка.





Некоторые звери линяют –меняют зимнюю шубку на летнюю. Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежа, бурундуки. У многих зверей весной появляются детёныши, у лосей отрастают новые рога.


Пробуждается от спячки, выходит из берлоги.















































Не тревожить и не беспокоить птиц в гнёздах. Иначе они могут покинуть свои гнёзда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Соблюдать тишину в лесу.









Читают приметы, рассуждают по теме.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока " Март-капельник"

Автор: Сухобрус Елена Вячеславовна

Дата: 31.05.2018

Номер свидетельства: 471807

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства