kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока и презентация "Однолетние, двулетние и многолетние растения", познание мира, 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является обобщение и систематизация знаний учащихся о продолжительности жизни растений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Маршрутный лист»

Маршрутный лист ученика ____________________________________


Тема: Однолетние, двулетние и многолетние растения

Задание 1.

Прочитайте текст, отметьте отличительные признаки однолетних, двулетних и многолетних растений; приведите примеры таких растений.

1 группа – однолетние растения – живут один сезон, всего несколько месяцев; весной они прорастают из семян, летом и осенью цветут, дают плоды с семенами и отмирают (пшеница, рис, кукуруза, просо, ячмень, помидоры, огурцы, баклажаны, тыква, арбузы, горох, подсолнечник, перец).

2 группа – двулетние растения - на первом году жизни прорастают из семян, вырастают корни, стебель, листья, но они не цветут; осенью надземная часть погибает, а корень остается в почве; весной от корней вырастают новые стебли и листья; цветы и плоды с семенами появляются у них на второй год; дав семена, двулетние растения отмирают (морковь, редька, репа, свекла, капуста, петрушка).

3 группа – многолетние растения - деревья и кустарники, многие виды травянистых растений живут много лет, они цветут и дают семена каждый год; каждый год на них появляется новая листва, ствол становятся шире, они растут, становятся всё выше и выше (одуванчик, подорожник, репейник, лук, чеснок, тюльпан, крапива).

Однолетние растения



Живут ______________ сезон, всего _____________ месяцев; ______________ они прорастают из семян, ______________ и ______________ цветут, дают плоды с семенами и отмирают.








______________________________________________________________________


______________________________________________________________________


Двулетние растения




На первом году жизни прорастают из ____________. Вырастают __________, __________, ___________, но они не __________. __________ надземная часть погибает, а корень остается в __________. __________ от корней вырастают новые стебли и листья, Цветы и плоды с семенами появляются у них на _____________ год.











______________________________________________________________________


______________________________________________________________________


Многолетние растения



Живут _______________ лет. Они цветут и дают семена _______________ год.






______________________________________________________________________


______________________________________________________________________

Задание 2.

Допишите предложения.

Ель обыкновенная «Старый Тжикко» - __________лет, _________________________.

Секвойя «Генерал Шерман» - __________ лет, высота _____ м, обхват _____ м, ____________________.

Баобаб - __________ лет, высота _____ м, обхват _____ м, _____________________.

Баньян - __________ лет, __________ маленьких и __________ больших стволов, высотой _____ м, ___________________.

Сосна «Мафусаил» - __________ лет, ______________________________________.

Кипарис «Зороатрина Сарв» - __________ лет, _______________________________.

Кипарис «Сенатор» - __________ лет, ______________________________________.

Оливы – от __________ до __________ лет, _________________________________

_____________________________________________________________________.

Абарко «Красавец Патриарх» - __________ лет, _______________________________.

Куст Льяреты - __________ лет, в год растет на _____ мм, _______________________.

Тис - __________ лет, ___________________________________________________.

Каштановое дерево «Каштан ста лошадей» - __________ лет, _____________________.

Роза - __________ лет, ___________________________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Задание 3.

Решите задачи:

  1. Дуб живет 1000 лет, а береза на 850 лет меньше, чем дуб. Сколько лет живет береза?

______________________________________________________________________

  1. Мох ягель восстанавливается за 30 лет, если по нему пройдет человек, и 100 лет после проезда гусеничной машины. На сколько дольше мох ягель будет восстанавливаться после проезда гусеничной машины?

______________________________________________________________________

  1. Выразите в единицах времени:

  • Липа живет 800 лет = _____ веков

  • Ель живет 4 века = _____ лет

  • Тополь живет 1 век = ____ лет

  1. Придумайте и запишите свою задачу, используя данные:

лиственница живет 420 лет, лишайник – 70 лет.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Просмотр содержимого документа
«Однолетние, двулетние и многолетние растения»

Тема: Однолетние, двулетние и многолетние растения

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о продолжительности жизни различных растений на нашей планете; воспитывать бережное отношение к окружающей среде; формирование у детей нравственного и эстетического отношения к растениям как части живой природы; развивать устную речь, память, мышление, внимание, воображение учащихся.

Ресурсы: ТСО.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка учебной цели.

  2. Актуализация опорных знаний.

Учитель зачитывает слова Николая Рыленкова:

От нас природа тайн своих не прячет.

Но учит быть внимательнее к ней.

Мир растений – это источник жизни на Земле. Куда бы мы ни посмотрели, повсюду увидим растения: на полях, лугах, в лесах, степях, горах, пустынях, болотах, морях, океанах, реках. Существование человека, животных, микроорганизмов невозможно без зеленого океана, который является фабрикой атмосферного кислорода. Растения насыщают воздух фитонцидами – летучими веществами, которые убивают болезнетворные микробы. Растения приглушают различные шумы и служат фильтром от пыли. От растений зависит местный климат. Растения человек употребляет в пищу, кормит домашний скот.

На прошлом уроке мы с вами узнали, сколько лет могут прожить на Земле разные растения. И сейчас мы с вами выполним первое задание на опорных листах с целью повторения и закрепления полученных знаний о продолжительности жизни различных растений.

Заполнение таблиц.

- Отметьте отличительные признаки однолетних, двулетних и многолетних растений, и приведите примеры таких растений.

1 группа – однолетние растения – живут один сезон, всего несколько месяцев; весной они прорастают из семян, летом и осенью цветут, дают плоды с семенами и отмирают (пшеница, рис, кукуруза, просо, ячмень, помидоры, огурцы, баклажаны, тыква, арбузы, горох, подсолнечник, перец).

2 группа – двулетние растения - на первом году жизни прорастают из семян, вырастают корни, стебель, листья, но они не цветут; осенью надземная часть погибает, а корень остается в почве; весной от корней вырастают новые стебли и листья; цветы и плоды с семенами появляются у них на второй год; дав семена, двулетние растения отмирают (морковь, редька, репа, свекла, капуста, петрушка).

3 группа – многолетние растения - деревья и кустарники, многие виды травянистых растений живут много лет, они цветут и дают семена каждый год; каждый год на них появляется новая листва, ствол становятся шире, они растут, становятся всё выше и выше (одуванчик, подорожник, репейник, лук, чеснок, тюльпан, крапива).


  1. Коллективная учебная деятельность

  • Открытие новых знаний, умений и навыков.

  • Закрепление изученных знаний, умений и навыков.

  • Повторение изученных знаний, умений и навыков.

Знакомство с интересными фактами из жизни растений-долгожителей.

Учитель зачитывает информацию о различных растениях. Дети отгадывают ребусы и заполняют пропуски в предложениях.

Каждая страна имеет свою многовековую историю. И в мире отыщется немало живых безмолвных свидетелей времен, канувших в лету. Почтеннейшие «дедушки» и «бабушки» в мире растений… Многие из растений долгожителей имеют даже собственные имена, как люди… Незабываемое ощущение - находится рядом с деревом-долгожителем. Подумать только, это самые древние живые существа на земле! Они являются очевидцами всех великих событий человеческой цивилизации. 

К самым долгоживущим деревьям на нашей планете относят ель обыкновенную. Возраст самой древней ели - 9550 лет, произрастает она в Швеции. И зовется необычно — «Старый Тжикко», по имени погибшего пса геолога, который ее «нашел». Интересно, что ель выглядит совсем не старой. Ученые открыли неожиданное совпадение: по их утверждению стройная ель имеет тот же генетический материал, что и останки под ней. Оказывается после отмирания древнее дерево, по неустановленным причинам, дало молодой побег, тем самым продлив себе жизнь. 

К следующим в списке долгоживущих деревьев относят секвойю и баобаб. Их возраст может достигать 5000 лет. К тому же, секвойя является одним из самых высоких деревьев на планете, высота отдельных экземпляров достигает 115 метров. Калифорнийская громадная 84-метровая секвойя «Генерал Шерман» с обхватом в 31 м. растет в Национальном парке Секвой. Не только размеры огромны, но и возраст «уважаемый» — от 2300 до 2700 лет. Кора секвойи очень толстая, местами до 30 сантиметров. Она обладает одним необычным свойством: при соприкосновении с огнём она обугливается и превращается в тепловую защиту для дерева. Когда гуляешь среди этих гигантов, создается впечатление, что ты попал в сказку! 

Баобаб является одним из самых толстых: окружность его ствола может составлять 9-10 метров, при этом в высоту он небольшой, всего 18-25 метров. Уникальной особенностью баобаба является способность впитывать до 120 тыс. литров воды. Под толстой корой дерева находятся мягкие и пористые ткани, впитывающие воду как губка и необходимые для выживания дерева в период долгой засухи в Африке. Самым старым деревом в мире считается баобаб, растущий в восточной Африке. Ему 5000 лет.

Следующее место в списке долгоживущих деревьев занимает дерево Баньян. Баньян, или, как его еще называют дерево-лес, имеет не один, а тысячи стволов. В его центре находится главный ствол, от него вырастают толстые побеги, от этих побегов вниз тянутся ответвления, которые, достигнув почвы, укореняются. После этого они начинают расти в толщину, и впоследствии вторичные стволы становятся похожими на главный ствол, и начинают пускать свои молодые побеги... Один из самых старых баньянов растет в Индии уже больше 3 тысяч лет и состоит из 3 тысяч маленьких и 3 тысяч больших стволов высотой больше 60 метров каждый.

Печальна судьба сосны с горячим именем «Прометей», спиленного в 1964 г. в штате Невада. После исследований оказалось, что «старушка» весьма почтенна – 5000 лет. После гибели «Прометея» пальму первенства среди растений долгожителей заняла сосна того же вида из Калифорнии. Сейчас «Мафусаил», так его назвали, приближается к возрастному рубежу в 4845 лет. Это самое старое индивидуальное живое растение на планете. Рядом  растут еще более десятка старушек-сосенок высотой несколько метров, с толщиной ствола не превышающей 1 м.

Вечнозеленый 25-метровый кипарис «Зороатрина Сарв», растущий в Иране, вот уже около 4000 лет является свидетелем событий в Азии. В Парке Больших деревьев во Флориде растет кипарис «Сенатор». Его возраст 3400-3500 лет.

В преклонных годах, от 3000 до 4000 лет, но все еще плодоносят оливы в итальянской Сардинии, 2 дерева на Аравийском полуострове и 5 оливковых деревьев в Израиле. Ай да старички!

Дерево абарко с благозвучным именем «Красавец-патриарх» растет в Бразилии вот уже около 3000 лет.

Растения долгожители среди кустарников – низкорослый роскошный, напоминающий мох, куст Льяреты 3000-летнего возраста. В год он подрастает всего на 1 мм. Его стихия — южноамериканские Анды.

Национальным достоянием Великобритании признан тис, вот уже примерно 4000 лет живущий во дворе приходской церкви деревушки Ллангернью в Уэльсе. Хоть его сердцевина и умирает, но постоянно «поднимаются» новые побеги, обеспечивая рост исполина.

Самое старейшее каштановое дерево в мире «Каштан ста лошадей» растет на восточном склоне вулкана Этны. Несколько стволов имеют общий корень. Возраст почтенного старца оценивается от 2000 до 4000 лет.

Самым старым цветком является роза, растущая в немецком городе Гильгесгейме. Ее возраст около тысячи лет. Удивительно, что до сих пор каждой весной на ней распускаются чудесные цветы.

Умей растения говорить, многое смогли бы поведать. Но… безмолвные старожилы хранят секрет… своего долголетия… и истории.

Физминутка

Маленькому семечку зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться (мышечное напряжение, глаза зажмурены).

Весной солнечные лучи согрели землю, и семя отогрелось, расправило свои плечи (расслабление мышц).

Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки и первые листочки (дети встают на ноги, открывают глаза, поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).

Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).

И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).

А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения).

Вот так целый год росло растение.

  1. Самостоятельная учебная деятельность

А сейчас я вам предлагаю решить интересные задачи о продолжительности жизни различных растений.

  1. Дуб живет 1000 лет, а береза на 850 лет меньше, чем дуб. Сколько лет живет береза?

  2. Мох ягель восстанавливается за 30 лет, если по нему пройдет человек. И 100 лет после проезда гусеничной машины. На сколько дольше мох ягель будет восстанавливаться после проезда гусеничной машины?

  3. Вырази в единицах времени:

  • Липа живет 800 лет = _____ веков

  • Ель живет 4 века = _____ лет

  • Тополь живет 1 век = ____ лет

  1. Придумай и запиши свою задачу, используя данные: лиственница живет 420 лет, лишайник – 70 лет.



  1. Домашнее задание: подготовить сообщение о растении.

  2. Подведение итогов урока.

- Что нового и полезного для себя вы узнали сегодня на уроке? Пригодятся ли эти знания вам в жизни? Что было самым трудным? А что больше всего понравилось делать? Что помогало вам справиться с заданиями?

Просмотр содержимого презентации
«Однолетние, двулетние и многолетние растения»

Однолетние, двулетние  и многолетние растения От нас природа тайн своих не прячет. Но учит быть внимательнее к ней… Николай Рыленков

Однолетние, двулетние

и многолетние растения

От нас природа тайн своих не прячет.

Но учит быть внимательнее к ней…

Николай Рыленков

Мир растений

Мир растений

Однолетние растения несколько один Живут ____ сезон, всего _________ месяцев; ______ они прорастают из семян, _____ и ______ цветут, дают плоды с семенами и отмирают. весной летом осенью

Однолетние растения

несколько

один

Живут ____ сезон, всего _________ месяцев; ______ они прорастают из семян, _____ и ______ цветут, дают плоды с семенами и отмирают.

весной

летом

осенью

Пшеница Рис Кукуруза Ячмень

Пшеница

Рис

Кукуруза

Ячмень

Помидоры Огурцы Баклажаны Тыква

Помидоры

Огурцы

Баклажаны

Тыква

Двулетние растения На первом году жизни прорастают из _____. Вырастают _____, _______, ______, но они не ______. _____ надземная часть погибает, а корень остается в _____. ______ от корней вырастают новые стебли и листья, цветы с семенами появляются у них на _____ год. стебель семян корни Осенью листья цветут Весной почве второй

Двулетние растения

На первом году жизни прорастают из _____. Вырастают _____, _______, ______, но они не ______. _____ надземная часть погибает, а корень остается в _____. ______ от корней вырастают новые стебли и листья, цветы с семенами появляются у них на _____ год.

стебель

семян

корни

Осенью

листья

цветут

Весной

почве

второй

Морковь Редька Репа Свёкла

Морковь

Редька

Репа

Свёкла

Многолетние растения много Живут _____ лет. Они цветут и дают семена ______ год. каждый

Многолетние растения

много

Живут _____ лет. Они цветут и дают семена ______ год.

каждый

Дуб Лигуструм Яблоня Шиповник

Дуб

Лигуструм

Яблоня

Шиповник

Одуванчик Подорожник Репейник Клевер

Одуванчик

Подорожник

Репейник

Клевер

Ель обыкновенная «Старый Тжикко» - ______ лет, _______. 9550 Швеция

Ель обыкновенная «Старый Тжикко» - ______ лет, _______.

9550

Швеция

Секвойя «Генерал Шерман» - ___ лет, высота __ м, обхват __ м, _________ 2700 Калифорния 84 31

Секвойя «Генерал Шерман» - ___ лет, высота __ м, обхват __ м, _________

2700

Калифорния

84

31

25 Баобаб - ___ лет, высота __ м, обхват __ м, _________ 5000 10 Африка

25

Баобаб - ___ лет, высота __ м, обхват __ м, _________

5000

10

Африка

3000 Баньян - ___ лет, ____ маленьких и ____ больших стволов, высотой __ м, ______ 3000 3000 60 Индия

3000

Баньян - ___ лет, ____ маленьких и ____ больших стволов, высотой __ м, ______

3000

3000

60

Индия

Сосна «Мафусаил» - ___ лет, ____________ 4845 Калифорния

Сосна «Мафусаил» - ___ лет, ____________

4845

Калифорния

Кипарис «Зороатрина Сарв»- ___ лет, ______ 4000 Иран

Кипарис «Зороатрина Сарв»- ___ лет, ______

4000

Иран

3500 Кипарис «Сенатор»- ___ лет, __________ Флорида

3500

Кипарис «Сенатор»- ___ лет, __________

Флорида

Италия, 3000 Оливы- от ___ до ___ лет,_______ _______________________________ 4000 Аравийский полуостров, Израиль

Италия,

3000

Оливы- от ___ до ___ лет,_______ _______________________________

4000

Аравийский полуостров, Израиль

3000 Абарко «Красавец Патриарх»-___ лет, __________ Бразилия

3000

Абарко «Красавец Патриарх»-___ лет, __________

Бразилия

Куст Льяреты -___ лет, в год растет на __ мм, ______________________ 3000 Южноамериканские Анды 1

Куст Льяреты -___ лет, в год растет на __ мм, ______________________

3000

Южноамериканские Анды

1

Великобритания Тис - ___ лет, __________________ 3000

Великобритания

Тис - ___ лет, __________________

3000

«Каштан ста лошадей» - ___ лет, ________________________________ 4000 Вулкан Этна, Италия

«Каштан ста лошадей» - ___ лет, ________________________________

4000

Вулкан Этна, Италия

Германия Роза - ___ лет, _________ 1000

Германия

Роза - ___ лет, _________

1000

Дуб живет 1000 лет, а береза на 850 лет меньше, чем дуб. Сколько лет живет береза? 1000 – 850 = 150 (лет)

Дуб живет 1000 лет, а береза на 850 лет меньше, чем дуб. Сколько лет живет береза?

1000 – 850 = 150 (лет)

Мох ягель восстанавливается за 30 лет, если по нему пройдет человек. И 100 лет после проезда гусеничной машины. На сколько дольше мох ягель будет восстанавливаться после проезда гусеничной машины? 100 – 30 = 70 (лет)

Мох ягель восстанавливается за 30 лет, если по нему пройдет человек. И 100 лет после проезда гусеничной машины. На сколько дольше мох ягель будет восстанавливаться после проезда гусеничной машины?

100 – 30 = 70 (лет)

Выразите в единицах времени:  Липа живет 800 лет = ___ веков  Ель живет 4 века = ___ лет  Тополь живет 1 век = ___ лет 8 400 100

Выразите в единицах времени:

Липа живет 800 лет = ___ веков

Ель живет 4 века = ___ лет

Тополь живет 1 век = ___ лет

8

400

100

Придумайте, запишите и решите свою задачу, используя данные: лиственница живет 420 лет лишайник живет 70 лет.

Придумайте, запишите и решите свою задачу, используя данные:

лиственница живет 420 лет

лишайник живет 70 лет.

Берегите природу!

Берегите природу!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Басистова Наталья Валерьевна

Дата: 25.03.2018

Номер свидетельства: 463300


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства