- Кто такие птицы? Чем отличаются от других животных?
Дополнение учителем:
-Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают её от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья- это одежда птиц. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.
-Какие бывают птицы?
-Чтобы больше узнать о птицах, отправимся в путешествие.
-А отправимся мы с вами на воздушном шаре, чтобы не нарушать тишину.
Слайды 4,5.
- Ну что к полёту готовы? ЛЕТИМ!!!
3. Дети читают стихотворения: (на слайде)
Мы летим, летим, летим ,
Попасть в гости мы хотим,
Попасть в гости к птичкам,
Птичкам-невеличкам.
Слайд 6.
Учитель: Первая остановка на станции «Угадай-ка». Проверим, знаете ли вы птиц.
1. Станция «Угадай-ка». Загадки.
1.Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)
2. Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения. (.Жаворонок).
3. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (Сорока)
4.В гнезде над птенцами
Она не воркует,
Летает по лесу
И громко кукует. (Кукушка)
- Учитель:
-Скажите, о каких птицах говорили?
-Какая птица лишняя?
- Молодцы, ребята. Продолжаем наше путешествие.
- Ну что к полёту готовы? ЛЕТИМ!!!
Слайды 11-12.
Дети читают стихотворения: (на слайде)
Мы летим, летим, летим,
Попасть в гости мы хотим,
Попасть в гости к птичкам,
Птичкам-невеличкам.
Слайд 13.
3.Учитель: приземлились на станции «Театральная»
Читаем хором.
-Посмотрите сценки, которые приготовили ребята. Потом скажете, что нового узнали о птицах.
Выбегают птицы.
Слайды 14-16.
2.Сценка «Скворец и цапля»
Цапля. Здравствуй, скворушка!
Скворец. Что ты такая печальная, цапля?
Цапля. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишка серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
Учитель: Ребята, так почему же скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
(Они перелетные).
Сценка «Соловей и воронёнок»
– Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!
– Почему?
– В этих кустах Соловушка живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?
– А ты его видел?
– Не привелось еще, но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть...
– Так глянь. Я и есть Соловушка!
Учитель: Что узнали о соловушке?
Дополнительная информация: неприметная птичка, но очень талантливая.
Послушаем соловья. Песню соловья называют соловьиные трели.
Сценка: (глухарь и сорока)
-Глухарь, охотник идёт!
-Тэкэ, тэкэ, тэкэ…
-Глухарь, слышишь, оглох, что - ли?!
-Тэкэ, тэкэ, тэкэ – вжжиу… Ась, кто? Чего? Я ведь, когда пою – ничего не слышу…
-Охотник, говорю, идёт!
-Ах, ты, ёлки – сосенки, верно ведь! Спасибо, сорока, выручила. А то спета была бы моя песенка!
-Ребята, так за что же обидели и назвали эту птичку глухарём? ( Когда поёт (токует) не слышит)
Дополнительная информация учителем: поёт глухарь только 2 часа за весь год.
Учитель:
- Большое спасибо нашим птичкам-артистам, и мы продолжаем наше путешествие
- Ну что к полёту готовы? ЛЕТИМ!!!
4. Дети читают стихотворения: (на слайде) Слайд 17, 18
Мы летим, летим, летим,
Попасть в гости мы хотим,
Попасть в гости к птичкам,
Птичкам-невеличкам.
Слайд 19.
Учитель: Мы прибываем на станцию «Юные орнитологи»
Дополнительная информация учителем.
-Наука, изучающая птиц – орнитология. Учёные, которые изучают жизнь птиц – орнитологи.
1. Голубь – издавна сопровождает жизнь человека на самых разных территориях проживания. Эту птицу можно увидеть везде: в городах ,в посёлках, в деревнях. Голубя считают символом душевной чистоты и ещё называют птицей Мира. Раньше их часто использовали, как почтальонов. Живут голуби стайками. В городе у них много врагов, за ними охотятся собаки, кошки. Голуби селятся под крышами домов, на деревьях. Питаются голуби растительной пищей, хлебом и зерном.
2. Cкворец - птица средних размеров. Он возвращается на родину в середине апреля. Вокальные данные у скворцов шикарные, они могут повторять разные звуки: мобильного телефона, режущей пилы, голоса других птиц, собачий лай, мяуканье, кваканье. Скворцы сбиваются в стаи и живут близко друг от друга. Живут они около 12 лет. Скворец всеяден, он ест как растительную пищу, так и червей, улиток, насекомых, пауков, бабочек, кузнечиков. Люди для скворцов делают домики. Как называются эти домики? Кто знает?
3. Уже несколько тысячелетий рядом с человеком живут гуси. От диких серых гусей и пошли современные домашние гуси.
Гуси – крупные птицы. По размерам они больше уток, но меньше лебедей. Шея у них средней длины, оранжевые лапки снабжены перепонками для передвижения в воде. Клюв у этих птиц высокий, а на кончике клюва имеются мелкие и острые зубцы, с помощью которых гуси щиплют растительную пищу. Общаются друг с другом эти птицы с помощью гогота, а будучи в плохом настроении, угрожающе шипят. Гуси – долгожители. Могут жить до 80 лет. Гуси могут летать на высоте 10 км. Человек без кислородной маски на такой высоте дышать не может.
Сообщение о ласточке.
Учитель: Спасибо юным орнитологам, и наше путешествие продолжается.
Ну что к полёту готовы? ЛЕТИМ!!!
Слайд 20, 21.
Дети читают стихотворения: (на слайде)
Мы летим, летим, летим ,
Попасть в гости мы хотим,
Попасть в гости к птичкам,
Птичкам-невеличкам.
Слайд 22, 23.
Учитель: Мы добрались до станции «Заботливая».
У всех на парте листочек с заданием.
Птенец выпал из гнезда. Как вы поступите? (отметьте выбранный вариант ответа).
Работа в парах.
Оставите на том же месте, даже не прикоснувшись к нему?
Положите птенца в гнездо?
Возьмёте домой и будете держать в клетке?
Почему?
Дополнительная информация учителем:
-Помните, нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Давайте и мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы смогли услышать их голоса. Красную Книгу называют Документом совести человека. Красный цвет книги — запрещающий цвет — стоп, остановитесь!” В Красную книгу Челябинской области занесено 50 птиц из 312 видов птиц. Красная книга запрещает наносить вред природе.
В Красной книге есть черные страницы о исчезнувших с лица Земли исчезли некоторых видов птиц и других животных (странствующий голубь). Слайд
Слайды
(Показ слайдов птиц Челябинской области, занесённых в Красную книгу).
Берегите птиц! Птицы – наши друзья!
Рассказывает ученик. Журавлей 15 видов. Величественных птиц любят и почитают во многих странах На территории России живут 7 видов журавлей. Журавли- красивые большие летающие птицы. Питаются журавли ростками, почками, семенами растений. В меню попадают насекомые, лягушки, мелкие рыбки. Особый интерес вызывает журавлиный клин во времяполета. Доказано, что впереди летят самые сильные особи; когда они опускают крылья, то за ними образуется восходящая струя, обладающая мощной силой, которая подталкивает в полете. Самый маленький в мире журавль - красавка. Живёт в нашей области.
Наше путешествие продолжается
Слайды
Ну что к полёту готовы? ЛЕТИМ!!!
Дети читают стихотворения: (на слайде)
Мы летим, летим, летим,
Попасть в гости мы хотим,
Попасть в гости к птичкам,
Птичкам-невеличкам.
Мы прибываем настанцию «Интересные факты»
1.Вы не поверите, но птицы очень прожорливы. Если бы у человека был аппетит как у птицы. Ему надо было бы съедать в день 40 кг пищи.
Учитель. Как думаете, для чего птице такой аппетит?
2. Вы не поверите, но птицы слушают перьями. Роль уха выполняют особым образом расположенные перья. У чижиков их 88.
3.Название цветка «герань» в переводе с греческого языка означает журавль
4.До изобретения ручек люди писали гусиными перьями.
5.Журавли жили ещё во времена динозавров.
Итог занятия:
-Ребята какой вы вывод сделаете для себя с сегодняшнего занятия? (Мир птиц разнообразен и удивителен, птиц нужно беречь и охранять.
-Что нового узнали?
-Книги В.Бианки «Чей нос лучше?» «Чьи ноги?»
И.Токмакова «Десять птичек – стайка»
-На память о нашем путешествии я приготовила каждому из вас картинку с изображением птиц. Узнайте об этой птице к следующему занятию. Книг о птицах очень много. Писатели и поэты много произведений посвятили чудесным природным созданиям-птицам. Спасибо всем.