kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-путешествия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это конспект первого урока из трех. Много заданий поискового характера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-путешествия»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 имени С.И. Подгайнова

г. Калининска Саратовской области»









Конспект

урока по окружающему миру


в 3б классе


Тема: «Золотое кольцо России»





Учитель: Антоненко Л.В.




















Апрель 2023г.




Цели урока:

Образовательная:

- сформировать представление о Золотом кольце России, какие города входят в него.

Развивающая:

- способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;

- развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;

- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;

- формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.

Тип урока: первичное предъявление новых знаний

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: мультимедийная презентации, карта Золотого кольца России, фотографии с изображением городов Золотого кольца (маленькие фотографии лежат на партах, а большие фотографии прикреплены к доске), конверты разного цвета с заданиями, маршрутные листы, листки для заметок, веер, чемоданчик, воздушный шарик.

Планируемые результаты

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране.

Предметные: обучающиеся узнают, какие города входят в Золотое кольцо России, их расположение на карте и достопримечательности; почему эти города объединены в понятие «золотое кольцо».

Метапредметные:

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности.

Познавательные: формирование умения выявлять особенности и сходства разных объектов в процессе их рассматривания.

Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Используемые на уроке современные педагогические технологии:

- здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка),

- ИКТ,

- проблемное обучение (проблемная ситуация с удивлением, проблемные вопросы),

- игровая технология.

Методы обучения:

- частично-поисковые, проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); учащиеся сравнивали, анализировали, соотносили результат выполненного действия с поставленной проблемой;

- объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);

- репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);

- беседа, диалоговое взаимодействие;

- практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями).

Организационные формы урока: фронтальная, групповая (класс разделён на группы по 5-6 человек)


Ход урока

  1. Ориентировочно-мотивационный этап урока

1. Положительный настрой на урок

В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение:

Прикоснитесь друг к другу ладошками, подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, улыбнитесь друг другу от всей души! Надеюсь, что вы приложите максимум старания, фантазии при выполнении работы. Желаю вам всем получить пятёрки сегодня на уроке! Итак.. За дело!

2. Актуализация знаний

Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал» - карточки на доске обратной стороной

  1. Знаю –У вас на партах лежат раскладушки по теме «Родная страна» - подпишите их. Раскрасьте изображение. Ответьте на вопросы, что вы знаете о нашей стране?

1 вариант заполнит карточку № 1, а 2вариант № 2 (Взаимопроверка)

Поменяйтесь карточками, 2 вариант читает вопрос, а 1-й – отвечает, и наоборот. Оцените работу одноклассника.

Ребята, как вы думаете, достаточно ли обладать этой информацией, чтобы называться ПАТРИОТОМ? А что ещё необходимо для этого?

  1. - А кто из вас был внимательным и заметил, с чем я вошла в класс?(с чемоданом) Что вам известно о слове чемодан? (словарное)

- А как вы думаете, в жизни, зачем нужен чемодан?

(чтобы складывать вещи, брать с собой в поездки, путешествовать)


ПУТЕШЕСТВИЕ (тоже сл. слово)– карточку со словом прикрепить на доску

- А зачем люди путешествуют? - А на чём можно отправиться в путешествие?

3. Самоопределение к деятельности

- Ребята, а вы хотите узнать, что лежит у меня в чемоданчике?

- Что я держу в руках? (Показать проволоку)

- А что можно с ней сделать? (Дать проволоку каждому ученику)

- соедините концы, что получилось? (Показать окружность)

- На каком уроке мы встречаемся с окружностью? (На уроках математики)

- Окружность – это что… ( Геометрическая фигура)

- Как ещё можно сказать, что это? (Это кольцо)

КОЛЬЦО карточку со словом прикрепить на доску


- А что такое кольцо? (Это окружность, круглая рамка. Украшение, символ единства, сближения)

Показать изображение олимпийских колец. Посмотрите, а это целых 5 колец, кто знает, что они символизируют? (Это символ олимпийских игр. Каждое из колец символизирует собой одну из пяти частей света, представители которых принимают участие в Олимпиаде. Синее кольцо — это Европа. Красное — Америка. Жёлтое — Азия. Чёрное — Африка. Зелёное – Австралия. Синее, чёрное и красное расположены в верхнем ряду, жёлтое и зелёное — в нижнем. Переплетаясь между собой, кольца символизируют единство всех частей света, всех континентов, всех рас, народов и стран в спорте.)


Какие ещё бывают кольца?

- Из какого материала могут быть сделаны кольца? (Из золота, серебра…)

- Золотое кольцо? В прямом или переносном значении употреблено слово золотое? (В прямом)

- А когда употребляем это слово в переносном значении? Руки (сердце) золотые.


ЗОЛОТОЕ – карточку со словом прикрепить на доску

- Прочитайте получившееся словосочетание . (Золотое кольцо)

- Кто догадался, куда отправляемся в путешествие? (по золотому кольцу)

- Предположите, где находится Золотое кольцо? (В России)


РОССИИ – карточку со словом прикрепить на доску

Слайд - Назовите тему урока. «Золотое кольцо России»

А как вам кажется, что это такое Золотое кольцо России?

Слайд (это древние русские города, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России. Они объединены в самый популярный туристический маршрут, известный во всем мире.)


Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (Открыть вторую карточку «Хочу узнать»)

Хочу узнать - Какова цель нашего путешествия? Что же мы хотим узнать на уроке?

(Почему Золотое кольцо? Познакомиться с интересными древними русскими городами России. Узнать об их достопримечательностях. Больше узнать об истории нашего государства)

Почему «Золотое Кольцо» называется золотым?

На этот вопрос вы сможете ответить мне и себе, когда вернёмся из нашего виртуального путешествия по городам Золотого кольца. А путешествие продлится целых 3 урока.


- На каком транспорте удобнее отправиться в путешествие, чтобы можно было ближе познакомится с городами и их достопримечательностями? (перечисляют виды транспорта. Выбирают автобус)

- Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия? (Обучающиеся перечисляют правила безопасного путешествия)

- А что ещё может лежать в чемодане, если мы с вами отправляемся путешествовать? (Обучающиеся называют предметы) Я достану свой фотоаппарат из чемодана, а вы тоже приготовьте фотоаппараты. Давайте расскажем гостям, как работают наши не цифровые фотоаппараты, мы уже ими пользовались. (В путешествии мы фотографируем, а дома «проявляем плёнку», рисуем на ней.)

Что еще необходимо для путешествия? Достать из чемодана карту + Слайд

- Зачем нам нужна карта? (Чтобы знать, куда отправиться в путешествие)

Карту прикрепить на доску (большая)

II. Операционно-исполнительский этап урока

1. Начало путешествия

- Для вас в чемоданчике припасены и маршрутные листы, и листы для заметок, с которыми мы будем работать на протяжении всего нашего виртуального путешествия.


- Путешествие начинаем из сердца нашей Родины. Откуда? (Из Москвы) Найдите на карте в маршрутном листе. Почему написано с большой буквы?


Слайд - Итак, в путь. Включайте своё воображение. Представьте, что мы едем на автобусе, который мгновенно будет переносить нас из города в город.


Слайд (Презентация «Золотое кольцо России»)

- Где мы находимся? (Мы находимся на Красной площади)

- Посмотрите, слева Спасская башня с курантами, справа – храм Василия Блаженного

- Сделаем фотографию на память. Возьмите свои фотоаппараты. (Фотоаппараты сделаны на уроке технологии. Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик». На «плёнке» записать цифру 1. Это значит первый кадр, чтобы дома, когда будете «проявлять» - не перепутать) )

- Отметьте пункт отправления на маршрутных листах, обозначив цифрой 1. (Обучающиеся на маршрутном листе записывают 1)


На карте, после проверки маршр. листов учитель отмечает флажком город.

Фотографию на доску.

2. Слайд

- Из Москвы мы отправляемся на северо-восток и прибываем в Сергиев Посад.

- Найдите на карте этот город. Подпишите, обозначив цифрой 2. Не забывайте правило. (Обучающиеся в маршрутный лист вписывают город, в котором побывали)

На карте учитель тоже отмечает город.


Работа в группах. На столах лежат конверты с карточками

-

Сергий Радонежский был великим русским святым, молитвенником и заступником земли Русской. (честным, справедливым и милостивым, добрым и смиренным человеком)

В ХІV веке Преподобный Сергий Радонежский основал Троицкий монастырь, этот монастырь и дал начало городу. Слава Преподобного Сергия Радонежского и монастыря привлекали богомольцев, поэтому вблизи стен монастыря стали селиться и крестьяне. Поэтому город так и называется Сергиев Посад, а монастырь – Троице-Сергиева лавра. Лавра – значит, главный, самый важный монастырь России.

Сергиев Посад — столица кукольного «царства», здесь создавались и до сих пор создаются российские куклы и другие игрушки. В наше время изготавливают игрушки из самых различных материалов. Но сначала они были из дерева.

В Сергиевом Посаде, напротив Троице-Сергиевой лавры расположен Музей игрушки. В стенах музея хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира.

Открывайте конверт синего цвета, читайте текст и составьте вопросы по тексту для других групп.


- Проверим, как вы выполнили задание. (Каждая группа задаёт по 2 вопроса)

- Вам захотелось погулять по территории Троице-Сергиевой лавры?

- Мне, ребята, тоже. Особенно зайти в Успенский собор. Это пятиглавая церковь находится в центре лавры. Посмотрите, какая красота!

- Сделаем фотографию на память и поработаем с маршрутным листом. («фотографируют» объект, произнося «чик». На «плёнке» записать цифру2)

- какую достопримечательность вы запишите в маршрутный лист?

(Троице-Сергиева лавра, Музей игрушки, Успенский собор)

Физкультминутка

Я задаю вам вопрос о том, что мы узнали на уроке, если ответ ДА – вы поднимаете руки вверх, поднимаетесь на носочки и произносите ДА!, если - нет, вы приседаете и говорите - НЕТ.

  1. Храм Василия Блаженного находится в Москве? – ДА

  2. Троицкий монастырь основал Преподобный Сергий Радонежский? – ДА

  3. В городе Сергиев Посад находится Знаменитый Музей пароходов? – НЕТ

  4. Лавра, значит, главный, самый важный монастырь России? – ДА

  5. Успенский собор находится в Москве? – НЕТ

  6. Успенский собор – это пятиглавая церковь? - ДА

Слайд

Следующий город Переславль-Залесский. Найдите на карте. Впишите название, пометив цифрой 3.


В оранжевом конверте новое задание для групп.

1 группа. Пользуясь текстом из учебника (с.88) впишите недостающие данные.

Основан Переславль-Залесский князем ________________ _________________.

В городе есть музей утюгов, музей льна, музей чайников, музей кукол. До сих пор сохранились старинные _____________ и другие ______________ архитектуры.


2 группа. Вычислив сумму разрядных слагаемых вписать даты.

Сначала город назывался Переславль, основан он в 1000 +100 +50 +2 =_______ году. Это в XIIвеке.

В 1000 +200 +20 = ______ году уже в XIII веке, в Переславле родился князь Александр Невский.

А с XV века название изменилось на Переславль-Залесский. Потому что находится город за лесами в Залесье.


3 группа. Рассказать классу. Какая часть города Переславля-Залесского называлась – Рыбная слобода? Почему она так называлась?

Часть города Переславля-Залесского находится в устье реки Трубеж и на берегу Плещеева озера –люди, живущие там, занимались ловлей рыбы. Поэтому эта часть города называлась Рыбная слобода (деревня). А сейчас это улицы Правая набережная и Левая набережная.

Слайд Рассмотрим достопримечательности Переславля-Залесского. (озеро Плещеево, Горицкий Успенский монастырь)


Сделаем фотографию на память и запишите в маршрутный лист достопримечательность. («фотографируют» объект, произнося «чик». На «плёнке» записать цифру 3)


  1. Закрепление изученного материала

Слайд

- Наше путешествие заканчивается. Хоть и не все города мы успели посетить.

- Назовите города нашего маршрута.

- Так в каком направлении от Москвы расположены эти города? (в северо-восточном)


Слайд

- Все города, соединяясь дорогами, вы правильно заметили, расположены своеобразным кольцом к северо-востоку от Москвы.

- Мы побывали в некоторых древних городах Золотого кольца. В маршрут входят и другие города Углич, Кострома, Плёс, Иваново, Суздаль, Владимир,

- Вы продолжите знакомство с ними на следующих уроках.


III. Рефлексивно-оценочный этап урока

  1. Учитель читает стихотворение В. Степанова

Города старинные, звонят колокола.

Башенки резные, чудо-терема.

Города старинные - к солнышку лицом -

Для России стали Золотым кольцом.

Почему поэт Владимир Александрович Степанов пишет, что города «к солнышку лицом»? (расположены к северо-востоку от Москвы, а на востоке солнышко встаёт)


2. Приём «Знаю – Хочу узнать – Узнал» - на доске

- Поработаем теперь с карточкой «Узнал» (Открыть карточку «Узнал»)

- Что нового для себя вы узнали на уроке? (Ответы обучающихся)

- Так почему же для России они стали Золотым кольцом? Кто догадался?

- В каком значении употреблено слово золотое в прямом или переносном?

- Города украшают нашу Родину. Маршрут назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности городов бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом.

Каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры. Золотое кольцо – гордость России. И мы, как настоящие патриоты своей родины, должны знать её историю. Человек должен строить свою жизнь, опираясь на опыт прошлых поколений. Только зная свою историю, можно успешно развиваться.


- Ребята, а когда мы возвращаемся из путешествия, что привозим домой?

(Сувениры, фотографии)

- Мы тоже фотографировали с вами некоторые достопримечательности городов Золотого кольца. Следующий урок окружающего мира мы начнём с того, что будем вспоминать о нашем путешествии, и я вам предлагаю создать фотоколлаж и рассказать другим ребятам, где мы с вами были, и что на нас произвело впечатление.

Рамку для фотоколлажа соберём из наших колец, которые мы сделали в начале урока. Каждый ряд собирает свою рамку. 3 урока – 3 рамки.


  1. Подведение итогов

- Каким было наше путешествие?

- Где мы с вами виртуально побывали?

Я благодарю всех за активную работу на уроке.

ОЦЕНКИ!!! Как вы оцените свою работу на уроке? Поднимите зеленый карандаш, кто поставит себе 5, желтый – 4, красный – 3. А есть ли такие ребята, кто останется без оценки?

VI. Домашнее задание - Ребята, а что вам захотелось сделать дома?

- Поднимите руку, кому захотелось сделать рисунок?

- Кто захотел найти дополнительную информацию о понравившемся городе?

- А кто захотел рассказать родителям о своих впечатлениях от нашего путешествия?

Стр. 87 – 89 работа с текстом, рисунок - всем (проявить фотопленку)

Найти дополнительную информацию о понравившемся городе – по желанию

Дифференцированное домашнее задание












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока-путешествия

Автор: Антоненко Лилия Владимировна

Дата: 21.08.2023

Номер свидетельства: 635764


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства