kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Конспект урока по предмету "Окружающий мир " на тему: "Охрана животных. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных

Нажмите, чтобы узнать подробности

А что мы с вами можем сделать для охраны животных?

Берегите и охраняйте природу! Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету "Окружающий мир " на тему: "Охрана животных. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных»

3 класс

Тема: Охрана животных Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных.

Цели:

Образовательная: способствовать формированию представлений о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных; создать условия для ознакомления учащихся с представителями животных Красной книги.

Развивающая: способствовать развитию речи учащихся, умений делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей.

Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе, животному миру.

Оборудование: учебник; стенд «Как прекрасен этот мир!» (фотографии, рисунки редких животных); кроссворд ( на доске); схемы «Правила поведения в природе» (о животных); аудиозапись «Звуки леса».

ход урока

I. Организация начала урока.

Снег всю землю покрывает К нам к окошку подлетел.

И деревья одевает. Он решил нам подсказать,

Что-то он сказать хотел, Что урок пора начать.

II. Актуализация знаний

1.Проверка домашнего задания

– на предыдущих уроках вы изучали темы о животных. Для проверки ваших знаний о животных, я предлагаю выполнить задания:

– На какие группы можно разделить всех животных? (звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.)

– Какие животные откладывают яйца? (птицы, пресмыкающиеся, насекомые.)

– Кто мечет икру? (земноводные, рыбы.)

– Похожи ли детеныши животных млекопитающих на своих родителей?

– Кто и как развивается? Ответьте устно, какие слова пропущены (на доске).

Яйцо – … – взрослая птица.

Икринка – … – взрослая лягушка.

… – малёк – взрослая рыба.

Яйцо – личинка – … – бабочка.

Тест

1. Сколько ног у насекомых?

а) Восемь; б) шесть; в) четыре.

2. Кто выкармливает детёнышей молоком?

а) земноводные; б) рыбы; в) млекопитающие.

3. Органы дыхания насекомых:

а) жабры; б) лёгкие; в) трахеи.

4. Жаба, тритон, лягушка – это…

а) рыбы; б) земноводные; в) пресмыкающиеся.

5. Как размножаются млекопитающие?

а) откладывают яйца;

б) вымётывают икру;

в) рождают живых детёнышей.

6. У какой группы животных тело покрыто голой влажной кожей?

а) пресмыкающиеся;

б) земноводные;

в) млекопитающие.

7. Орган вкуса млекопитающих:

а) волоски на теле; б) язык; в) глаза.

8. Орган осязания насекомых:

а) усики; б) волоски на теле; в) язык.

9. У какой группы животных тело покрыто чешуёй?

а) пресмыкающиеся;

б) земноводные;

в) рыбы.

10. Пескарь, щука, плотва – это…

а) насекомые; б) рыбы; в) птицы

Рефлексия.

III. Сообщение темы и целей урока.

– переместимся в сказочный лес, наполненный звуками природы.

звучит аудиозапись «звуки леса».

– Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы! Ими бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Чтобы узнать тему урока, прослушайте стихотворение.

учитель читает стихотворение:

Звери, рыбы, пауки и птицы Если будут уничтожены они,

Не всегда умеют защититься. На планете мы останемся одни.

– Кто догадался, о чем мы будем говорить? (Ответы учащихся.) Тема нашего урока «Охрана животных».

– На этом уроке вы вспомните, какое значение имеют животные в жизни человека и растений, почему нужно охранять животных, как надо относиться к окружающему миру.

IV. Изучение нового материала.

1. Значение животных в жизни человека и растений.

– К нам пришло письмо с просьбой о помощи. Прочитаем его.

ученик открывает конверт и зачитывает письмо:

«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше».

– Кто обратился к нам за помощью? (сова.) (учитель демонстрирует рисунок.)

– Что вы узнали об этой птице из письма?

– Какую помощь мы могли бы оказать этой птице? (высказывания учащихся.)

– Ребята давайте позволим Сове остаться у нас на уроке и помогать нам!

– Какое значение имеют животные в жизни человека и в природе?

  • Пища (молоко, мясо, яйца, мед).

  • Одежда (шерсть, кожа, замша).

  • Обувь (кожа, замша, валяная шерсть).

  • Лекарства (яд змей, пчелиные продукты).

  • Помощники (собака, лошадь, кошка, верблюд).

  • Предметы домашней обстановки (ковры, подушки).

  • Красота природы.

  • Помощь растениям.

– Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? (высказывания учащихся.)

Причины исчезновения животных:

  • Вырубка лесов.

  • Уничтожение растений.

  • Загрязнение воды.

  • Охота.

  • Разрушение и загрязнение почв.

2. Знакомство с животными Красной книги.

Беседа.

– С начала XVII века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу.

– Для чего нужна Красная книга? (Она нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу.)

– А как вы думаете, почему назвали книгу именно красной, а не желтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)

Красная книга это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

На составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому.

– Животные играют огромную роль в природе.

– Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране, все они занесены в Красную книгу.

Рассказы учащихся о животных.

Жук-красотел особенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24–32 миллиметра. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц. В последние годы численность резко сократилась. Красотел относится к исчезающим видам и занесен в Красную книгу России.

Тигр – прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча – олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр – самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3 метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.

Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке. Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами. Оперение у фламинго рыхлое, ярко-розовое. Крылья – короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.

Морж – самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4 метров, а масса – около двух тонн. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, морскими ракушками, которых достают
со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы.

Владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2–3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800 граммов, а длина туловища – 30 сантиметров, подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей.

– Большое спасибо! Нашей мудрой сове очень понравились рассказы ребят, а вам?

3. Где звери могут найти защиту.

Работа по учебнику (с. 106).

– Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундучки, синицы, галки, лягушки, жабы.

– Каких животных удалось спасти? (Бобра, соболя.)

– как вы думаете, где смогут звери найти защиту и понимание? (в зоопарке, заповеднике, национальных парках.)

– А кто поможет найти ответ – для чего нужны заповедники?

– Для чего нужны зоопарки?

– Что такое заказники?

4. Правила друзей природы (экологические правила).

Работа с экологическими знаками.

– Мудрая сова опасается вас пропускать в лес, она не совсем уверена, что вы знаете правила поведения в природе. По дороге в лес она расставила экологические знаки и просит их разъяснить.

Учитель раздает учащимся экологические знаки.

– сова с радостью приглашает вас в лес, где вы будете настоящими друзьями природы. А кто забудет эти правила, вы можете их найти в учебнике (с. 109).

Тестирование.

Тест

1. Многие растения… , они применяются в медицине:

а) красивые; б) лекарственные; в) высокие.

2. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся…

а) в заповедниках;

б) на приусадебном участке;

в) на бульварах и скверах.

3. Где выращивают редкие растения, привезенные со всего мира?

а) в парках;

б) в скверах;

в) в ботанических садах.

4. Какие животные занесены в Красную книгу?

а) тигр, морж, фламинго, орел, беркут;

б) корова, лошадь, гусь, петух;

в) свинья, овца, утка, индюк.

5. Некоторые виды животных уже спасены. Назови их:

а) белка, заяц, кабан; б) бобр, соболь, куница; в) лось, лиса, волк.

6. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны?

а) клесту, белке, дятлу;

б) рябчику, лосю, зайцу;

в) рыси, медведю, ястребу.

V. Закрепление изученного материала.

Творческая работа.

– Представьте себе, что вы являетесь членом общества охраны природы. Какой знак охраны животных вы бы создали? Нарисуйте этот знак.

VI. Итог урока.

– Приведите примеры положительного влияния человека на природу.

– А что мы с вами можем сделать для охраны животных?

Берегите и охраняйте природу! Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.

– Заканчивая урок, мне бы хотелось прочесть вам такое обращение-призыв:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы!

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Все мы должны помнить слова русского писателя М. М. Пришвина в сказке «Моя родина»: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину!»

Рефлексия. Выскажите свое мнение, опираясь на фразу: «Сегодня на уроке окружающего мира я…».

Клятва: Мы обещаем:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!


Домашнее задание: учебник, с. 106–110; подготовить сообщение о животных из Красной книги.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мельник Светлана Алексеевна

Дата: 11.01.2019

Номер свидетельства: 494838

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства