Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету "Окружающий мир " на тему: "Охрана животных. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных»
3 класс
Тема: Охрана животных Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных.
Цели:
Образовательная:способствовать формированию представлений о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных; создать условия для ознакомления учащихся с представителями животных Красной книги.
Развивающая: способствовать развитию речи учащихся, умений делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей.
Воспитательная:содействовать воспитанию бережного отношения к природе, животному миру.
Оборудование: учебник; стенд «Как прекрасен этот мир!» (фотографии, рисунки редких животных); кроссворд ( на доске); схемы «Правила поведения в природе» (о животных); аудиозапись «Звуки леса».
ход урока
I. Организация начала урока.
Снег всю землю покрывает К нам к окошку подлетел.
И деревья одевает. Он решил нам подсказать,
Что-то он сказать хотел, Что урок пора начать.
II. Актуализация знаний
1.Проверка домашнего задания
– на предыдущих уроках вы изучали темы о животных. Для проверки ваших знаний о животных, я предлагаю выполнить задания:
– На какие группы можно разделить всех животных? (звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.)
– Похожи ли детеныши животных млекопитающих на своих родителей?
– Кто и как развивается? Ответьте устно, какие слова пропущены (на доске).
Яйцо – … – взрослая птица.
Икринка – … – взрослая лягушка.
… – малёк – взрослая рыба.
Яйцо – личинка – … – бабочка.
Тест
1. Сколько ног у насекомых?
а) Восемь; б) шесть; в) четыре.
2. Кто выкармливает детёнышей молоком?
а) земноводные; б) рыбы; в) млекопитающие.
3. Органы дыхания насекомых:
а) жабры; б) лёгкие; в) трахеи.
4. Жаба, тритон, лягушка – это…
а) рыбы; б) земноводные;в) пресмыкающиеся.
5. Как размножаются млекопитающие?
а) откладывают яйца;
б) вымётывают икру;
в) рождают живых детёнышей.
6. У какой группы животных тело покрыто голой влажной кожей?
а) пресмыкающиеся;
б) земноводные;
в) млекопитающие.
7. Орган вкуса млекопитающих:
а) волоски на теле; б) язык;в) глаза.
8. Орган осязания насекомых:
а) усики; б) волоски на теле; в) язык.
9. У какой группы животных тело покрыто чешуёй?
а) пресмыкающиеся;
б) земноводные;
в) рыбы.
10. Пескарь, щука, плотва – это…
а) насекомые; б) рыбы; в) птицы
Рефлексия.
III. Сообщение темы и целей урока.
– переместимся в сказочный лес, наполненный звуками природы.
звучит аудиозапись «звуки леса».
– Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы! Ими бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Чтобы узнать тему урока, прослушайте стихотворение.
учитель читает стихотворение:
Звери, рыбы, пауки и птицы Если будут уничтожены они,
Не всегда умеют защититься. На планете мы останемся одни.
– Кто догадался, о чем мы будем говорить? (Ответы учащихся.) Тема нашего урока «Охрана животных».
– На этом уроке вы вспомните, какое значение имеют животные в жизни человека и растений, почему нужно охранять животных, как надо относиться к окружающему миру.
IV. Изучение нового материала.
1. Значение животных в жизни человека и растений.
– К нам пришло письмо с просьбой о помощи. Прочитаем его.
ученик открывает конверт и зачитывает письмо:
«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше».
– Кто обратился к нам за помощью? (сова.)(учитель демонстрирует рисунок.)
– Что вы узнали об этой птице из письма?
– Какую помощь мы могли бы оказать этой птице? (высказывания учащихся.)
– Ребята давайте позволим Сове остаться у нас на уроке и помогать нам!
– Какое значение имеют животные в жизни человека и в природе?
Пища (молоко, мясо, яйца, мед).
Одежда (шерсть, кожа, замша).
Обувь (кожа, замша, валяная шерсть).
Лекарства (яд змей, пчелиные продукты).
Помощники (собака, лошадь, кошка, верблюд).
Предметы домашней обстановки (ковры, подушки).
Красота природы.
Помощь растениям.
– Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? (высказывания учащихся.)
Причины исчезновения животных:
Вырубка лесов.
Уничтожение растений.
Загрязнение воды.
Охота.
Разрушение и загрязнение почв.
2. Знакомство с животными Красной книги.
Беседа.
– С начала XVII века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу.
– Для чего нужна Красная книга?(Она нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу.)
– А как вы думаете, почему назвали книгу именно красной, а не желтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)
Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
На составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому.
– Животные играют огромную роль в природе.
– Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране, все они занесены в Красную книгу.
Рассказы учащихся о животных.
Жук-красотелособенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24–32 миллиметра. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц. В последние годы численность резко сократилась. Красотел относится к исчезающим видам и занесен в Красную книгу России.
Тигр– прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча – олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр – самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3 метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.
Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке. Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами. Оперение у фламинго рыхлое, ярко-розовое. Крылья – короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.
Морж – самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4 метров, а масса – около двух тонн. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, морскими ракушками, которых достают со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы.
Владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2–3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800 граммов, а длина туловища – 30 сантиметров, подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей.
– Большое спасибо! Нашей мудрой сове очень понравились рассказы ребят, а вам?
3. Где звери могут найти защиту.
Работа по учебнику (с. 106).
– Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундучки, синицы, галки, лягушки, жабы.
– Каких животных удалось спасти? (Бобра, соболя.)
– как вы думаете, где смогут звери найти защиту и понимание? (в зоопарке, заповеднике, национальных парках.)
– А кто поможет найти ответ – для чего нужны заповедники?
– Для чего нужны зоопарки?
– Что такое заказники?
4. Правила друзей природы (экологические правила).
Работа с экологическими знаками.
– Мудрая сова опасается вас пропускать в лес, она не совсем уверена, что вы знаете правила поведения в природе. По дороге в лес она расставила экологические знаки и просит их разъяснить.
Учитель раздает учащимся экологические знаки.
– сова с радостью приглашает вас в лес, где вы будете настоящими друзьями природы.А кто забудет эти правила, вы можете их найти в учебнике (с. 109).
Тестирование.
Тест
1. Многие растения… , они применяются в медицине:
а) красивые; б)лекарственные; в) высокие.
2. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся…
а) взаповедниках;
б) на приусадебном участке;
в) на бульварах и скверах.
3. Где выращивают редкие растения, привезенные со всего мира?
а) в парках;
б) в скверах;
в) вботанических садах.
4. Какие животные занесены в Красную книгу?
а)тигр, морж, фламинго, орел, беркут;
б) корова, лошадь, гусь, петух;
в) свинья, овца, утка, индюк.
5. Некоторые виды животных уже спасены. Назови их:
6. Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны?
а)клесту, белке, дятлу;
б) рябчику, лосю, зайцу;
в) рыси, медведю, ястребу.
V. Закрепление изученного материала.
Творческая работа.
– Представьте себе, что вы являетесь членом общества охраны природы. Какой знак охраны животных вы бы создали? Нарисуйте этот знак.
VI. Итог урока.
– Приведите примеры положительного влияния человека на природу.
– А что мы с вами можем сделать для охраны животных?
Берегите и охраняйте природу! Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.
– Заканчивая урок, мне бы хотелось прочесть вам такое обращение-призыв:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы!
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Все мы должны помнить слова русского писателя М. М. Пришвина в сказке «Моя родина»: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину!»
Рефлексия. Выскажите свое мнение, опираясь на фразу: «Сегодня на уроке окружающего мира я…».
Клятва: Мы обещаем:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
Домашнее задание: учебник,с. 106–110; подготовить сообщение о животных из Красной книги.