II. Актуализация знаний и мотивация Словесный метод: фронтальный опрос, диалог. Наглядный метод: презентация. | 2 мин. | - Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос что у нас с вами общее? Что нас объединяет? - Послушайте стихотворение. Здесь тёплое поле наполнено рожью, Здесь плещутся зори в ладонях лугов. Сюда златокрылые ангелы Божьи По лучикам света сошли с облаков. И землю водою святой оросили, И синий простор осенили крестом. И нет у нас Родины, кроме России, - Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом. - О чем это стихотворение? - Родина есть у каждого человека, и каждый по-своему любит ее, изучает, ценит! Тысячу лет насчитывает история нашего Отечества. На протяжении веков не одно поколение людей укрепляло и защищало нашу Родину, развивало её хозяйство и культуру. | Отвечают на вопрос учителя. - Стихотворение о том, что у каждого человека есть свой дом, этим мы похожи. | Р: контроль и самоконтроль. П: умение структурировать знания, анализ ответа одноклассников. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, сотрудничество с учителем и сверстниками. |
III. Открытие детьми нового знания Словесный метод: фронтальный опрос. Наглядный метод: презентация. | 10 мин. | - Как называется страна, в которой мы живем? - Верно, мы живем в России. По-другому нашу страну можно назвать «Российская Федерация». В переводе с латинского «федерация» означает «союз», «объединение». В Российской Федерации субъектами федерации являются республики, края, области. - Давайте посмотрим на административную карту России! - Кто покажет границы нашей страны? - Россия – это демократическая республика! Как вы понимаете эту фразу – демократическая? - Это означает, что народ (граждане страны с 18 лет) выбирает главу государства – Президента, в ходе выборов формируются другие органы власти и управления: Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации. - Какие символы нашей страны вы уже знаете? - О гербе, гимне и флаге, вам уже рассказывали, на прошлых уроках, мы же просто повторим и вспомним, как они выглядят, посмотрите на слайд. - Наша страна очень большая. Чтобы преодолеть расстояние от Калининграда до Владивостока нужно ехать целую неделю. (Показ по карте России) - Назовите столицу России. (Находят её на карте в учебнике с.154-155) - Что на карте в учебнике отмечено разными цифрами и цветами? - Российская федерация объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа. Россия – многонациональная страна. На ее территории проживает более 100 народов. - Все мы с вами разные люди, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. - Не смотря на то, что мы все разные, мы все живём в дружбе. А что нужно чтобы дружно жить? | - Страна, в которой мы живем, называется Россия. Ученик показывает у доски границы нашей страны. - Люди имеют право голоса и слова. - Герб, гимн, флаг. - Москва. - Области и субъекты РФ. /….ответы детей/ | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Р: целеполагание. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
IV. Постановка учебной задачи ИГРА Словесный метод: слово учителя, диалог. Проблемное обучение: проблемная ситуация. | 15 мин. | /Соревнование не по правилам/ - Ребята передайте с передних парт предмет на последние, и верните вновь на передние. - Любой предмет (стёрка, линейка, карандаш и тд) - У вас соревнования. - Выявление 1,2 и 3 места. 1 Место занимает ряд, который закончили передавать предмет самые последние. 2 место, те, кто были 2, а первое место те, кто был самыми быстрыми. - Итак, после распределение ролей, у вас возникли вопросы? - Давайте обсудим, какая задача стояла перед вами? - А ещё я вам, что-либо говорила? - Верно, а что я забыла вам объяснить? - Правильно ребята, я вам совсем не объяснила правила, и вы не поняли, что от вас требовалось. - Так и в реальной жизни. Давайте вернёмся к нашему вопросу, а что нужно, чтобы дружно жить? - Всё правильно, у нас с вами для того чтобы дружно жить, есть правила, которые находятся в отдельном документе. Вы знаете, как он называется? - Правильно, а вы знаете, что такое Конституция? - Конституция – слово латинское и обозначает «устройство», «установление». Законы — это правила, обязательные для всех жителей страны. Конституция называется Основным законом, а это значит, что все остальные законы не должны ей противоречить. - 12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята Конституция России – главный закон, по которому управляют государством. - Причинами её принятия послужили следующий события: 1) 2 Мировая война, на которой было нарушено право на жизнь. 2) Всеобщая декларация прав человека. 3) Создание ООН - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года. Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. - Главные слова Конституции, «Миру мир». Как вы понимаете эти слова? - Давайте посмотрим на наш документ, так выглядит обложка. В конституции есть преамбула, слово для вас новое, кто-нибудь знает, что это такое? - Преа́мбула (фр. préambule,— идущий впереди чего или кого-либо, предшествующий, ср. лат. preambulo — предшествую) в праве — вводная или вступительная часть нормативного акта. К нормативным актам, имеющим преамбулу,относятся указы, законы, постановления. - Давайте посмотрим на статьи, которая содержит в себе конституция. - Ребята, а какие вы знаете основные права человека? - Вы большие молодцы, но мы назвали не все, давайте прочитаем со слайда все права человека. - Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? - Человек имеет право на жизнь. Об этом в конституции в разделе права статья 20. Никто не может отнять у человека жизнь. Попытка убить другого человека карается законом. - Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? - Каждый имеет право на охрану здоровья и мед. обслуживание статья 41. - Следующее право- право на свободу и личную неприкосновенность человека. Никто не может схватить человека, держать его взаперти. Право на свободу обозначает право на личную переписку: чужие письма никто не имеет права вскрывать и читать. Нельзя подслушивать наши телефонные разговоры. Право человека на свободу и неприкосновенность может быть ограничено, если он нарушит права других людей и его вина будет наказана в суде. Его посадят в тюрьму. | /выполняют задание/ - Учащиеся задают вопросы, а почему так произошло. - Да, возникли. - Передать предмет. - Нет, вы просто распределили места. - Правила соревнований. - Нужно соблюдать правила. - Конституция - Конституция – это книга с законами и правами человека. - То что, в мире все государства должны жить в согласии, мирно, без войны. /смотрят/ - Нет. - Право на жизнь. - Право на свободу. - Право на личную неприкосновенность. - Право на труд. - Право на отдых. - Право на свободу слова. - Право на свободу совести. - Право на образование. - Право на медицинское обслуживание. - Право на жизнь. - Право на охрану здоровья и медицинского обслуживания. -Право на свободу и личную неприкосновенность человека | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог. Логич.: анализ объектов с целью выделения признаков. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
V. Первичное закрепление Словесный метод: диалог. Наглядный метод: работа с учебником. | 10 мин. | - Как вы думаете, все эти права есть и у детей? - Конечно, правда некоторыми из них человек начинает пользоваться только, когда вырастет и станет совершеннолетним, например, право участия в выборах. Но зато у детей есть свои особые права – права ребенка, есть право на заботу и любовь. Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребенка, прежде всего, лежит на родителях. Мама и папа должны вырастить тебя в любви, обеспечить едой и одеждой, воспитать тебя хорошим гражданином и проследить за твоим образованием. Для этого у родителей есть право решать многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д. Но ребенок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них, слушаться их. - Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав. Но не надо забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же. - Но, не смотря на то, что вы ещё маленькие. У вас есть свою собственный праздник. Как он называется? - Да верно, 1 июня отмечает День защиты детей, ваш праздник, когда все показывают вам свою любовь, оберегают и заботятся. | - Обязательно это есть и у детей. - День защиты детей. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, сравнение, наблюдение, обобщение. К: умение вступать в учебный диалог, аргументация своего мнения. |
VI. Практическая работа Практический метод: выполнение самостоятельной работы. | 10 мин. | - Ребята, перед вами таблица, мы с вами должны распределить, какие статьи Конституции относятся к экономической сфере, какие к социальной, и политической. - Вы можете в тетрадях записать только ключевые слова (Экономика, Общество и Политика) и рядом с ними ставить соответствующие цифры. - Теперь давайте выполним следующее задание, ранее мы с вами уже зачитывали права человека, давайте к ним вернёмся. Давайте подумаем, и назовём сказки, где нарушалось то или иное право. - Я начну, а вы продолжите. - Право на жизнь, нарушилось в сказке «Колобок», потому что в конце его съела лисица. Теперь ваша очередь. Молодцы! И последнее наше задание, игра Крокодил. У меня на карточках написаны права человека, по одному нужно выходить, читать, и показывать, а все остальные должны без слов угадать что это за право человека. | Выполняют задания в рабочей тетради. - Красная шапочка, право на защиту, покушение на жизнь. - Золушка, эксплуатирование, унижение ребёнка, злоупотребление трудом ребёнка. - Дюймовочка, несовершеннолетняя не имеет права выходить замуж не раньше 18 лет. - Двенадцать месяцев, угроза жизни ребёнка - Буратино, шантаж, покушение на жизнь, похищение, не дали воспитание. - Простоквашино, свобода мнения. | П: структурирование знаний. Р: умение контролировать и оценивать учебные действия. |
VII. Включение в систему знаний, повторение Словесный метод: беседа. | 3 мин. | – Как называется наша страна? – Что обозначает слово «федерация»? – Сколько народов живет на территории России? Давайте найдём этот ответ в учебнике. – Что такое конституция? – Что такое законы? – Назовите главную мысль конституции. – Какое право имеет человек? – Какие документы были приняты после Второй мировой войны? – Когда и где была принята «Всеобщая Декларация прав человека»? – Какие права имеет каждый из вас? - Молодцы. | - Российская Федерация. - Федерация – это союз. - 160 народов живет на территории РФ. - Конституция – это устройство. - Правила обязательные для всех жителей страны. - Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. - Человек имеет право жить в мире, устроенном на началах добра, справедливости, безопасности. - Всеобщая декларация прав человека. - 10 декабря 1948 года на общем собрании ООН. - У каждого есть права, которые никто не может отнять. | К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: структурирование знаний. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный метод: беседа. | 2 мин. | - Кто скажет, как звучала тема нашего урока? - Какие цели мы ставили? - Скажите, пожалуйста, вам понравился урок? - Узнали ли вы что-то новое? - Закрепили свои знания? - Мне урок понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. - Как вы думаете. Каких ребят мы можем оценить за этот урок? Кому мы можем поставить отметку? - Полностью согласна. Спасибо вам за урок. До свидания! | - Тема нашего урока: «Основной закон России и права Человека». - Мы должны были узнать информацию про современную Россию, про Конституцию и про законы. Варианты ответов детей. | Р: оценка; умение контролировать и оценивать учебные действия. П: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К: умение слушать и вступать в диалог. |