Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. | -Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. - Как вы понимаете такую поговорку: Не стой там, где дрова рубят. (Это опасно) | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают учителя | Учатся пользоваться навыками самоконтроля, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия | Уметь организовать свое рабочее место Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | 1 мин. |
Задачи: Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач | -Давайте вспомним, какая тема была на прошлом уроке? («Опасные места») Ответьте на вопросы: -Безопасно ли вставать, сидеть на подоконнике, если открыто окно? -Можно ли прыгать в лифте? -Безопасно ли подниматься и гулять по крышам? -Чем опасен открытый люк на тротуаре? -Всегда ли безопасны качели во дворе? -Как правильно перейти дорогу? Вывод: чтобы не случилась беда, нужно соблюдать правила безопасности везде и всегда! -Молодцы! Вы хорошо помните тему прошлого урока. -Для того, чтобы узнать о чём сегодня на уроке пойдёт речь, отгадайте загадки. - Загремел на небе гром, Сотрясается весь дом Я зажмурила глаза. Что на улице?…..(гроза) Я родился в день дождливый Под осиной молодой, Круглый, гладенький, красивый, С ножкой толстой и прямой. (гриб) -Здесь в лесу, среди болот Ядовитая живёт Под корягой сидит, злюка, И шипит, на всех змеюка Как зовут её? (Гадюка) -В будке спит, Дом сторожит, Кто к хозяину идёт Она знать даёт. (собака) -Он на солнце поглядел, -Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается (кот) Как назвать одним словом? Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это всё вокруг …. природа Разделите данные отгадки на 2 группы. -Живая природа: кот, собака, змея, грибы неживая природа: гроза. О чем же мы будем говорить на уроке? Сегодня мы с вами поговорим об опасностях в живой и неживой природе, о том, как можно себя обезопасить от различных природных условий, ядовитых растений и диких животных. -Тема нашего урока: «Природа и наша безопасность». | Вспоминают тему прошлого урока Отвечают на вопросы учителя Вступают в диалог Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя Отгадывают загадки Отгадывают загадки Отгадывают загадки Отвечают на вопросы учителя Делят слова на две группы Работают в парах (делят слова на 2 группы) Слушают учителя | Развивают устную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, осознавать свою учебную задачу | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | 5 мин |
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия нового материала; расширить представление учащихся оимениях в природе весной, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию материала урока. | -Что мы с вами отнесли к неживой природе? (гроза) Опасна для жизни? В глубокой древности грозы боялись все: и взрослые и дети. Люди тогда думали, будто это страшный великан прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Гроза несёт огромную опасность – удары молнии. -Ребята, а как вы считаете, что страшнее, гром или молния? -От грома никакого вреда нет. Опасаться нужно молнии. Молния – это огромная электрическая искра. В считанные секунды пролетает она по небу несколько километров. Воздух на всём её пути мгновенно раскаляется. Происходит самый настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом. Звук грома А чтобы уберечься от молнии, людям необходимо знать и соблюдать правила. -Ребята, вы знаете какие правила нужно соблюдать во время грозы? -Давайте проверим, правильно ли мы с вами ответили. Откройте учебник на странице 25 и прочтите как нужно вести себя во время грозы. Работа в парах. Карточка 1. Мы с вами двигаемся дальше. -Прошла гроза. Засветило солнышко. Запели птички и мы продолжаем свой путь на луг. Какая красота! Здесь много цветов и разных растений. Так и хочется побежать и нарвать разных растений. Но мы помним, что в природе кроме полезных растений существуют и опасные, которые нельзя есть, а к некоторым даже и прикасаться. Некоторые растения могут вызвать сильные боли в животе и даже судороги. Съев некоторые растения, человек может даже умереть. Давайте рассмотрим опасные растения в нашем учебнике. Доклады учеников. Итак, первое ядовитое растение это Белена. Следующее опасное растение это Дурман. Следующее растение Ландыш. Вороний глаз. И последнее ядовитое растение, с которым мы сегодня познакомимся - это Волчье лыко. Карточка 2 -Ядовитыми могут быть не только растения, но и грибы. Физкультминутка Игра «Хлопай – топай» – Сейчас я узнаю, умеете ли вы собирать грибы. Если вы согласны с моим высказыванием, тогда хлопаем, а если нет – топаем. 1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. 2. Когда ищешь грибы, разрой и раскидай в сторону листву и мох. Так грибы будут лучше видны. 3. Не надо брать старые грибы: в них может быть опасный для человека яд. 4. Лучше всего собирать грибы возле шоссейных дорог, чтобы далеко не ходить. 5. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножиком. -Ребята, какие ядовитые грибы вы знаете? -Самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. -Рассмотрите в учебнике другие ядовитые грибы. -Чтобы не отравиться ядовитыми растениями и грибами нужно помнить несколько правил, прочитайте их стр. 27 Карточка 3 Кроме ядовитых грибов и растений нас подстерегают другие опасности. Отгадайте загадку. Шелестя, шурша травой Проползает кнут живой Вот он встал и зашипел : Подходи, ко мне кто смел. -Ребята, что вы знаете о змеях? -Какая змея распространена в нашей стране? -Какие её отличительные признаки? -В каком случае она может укусить? -Что делать, если укусила змея? - Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны - 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. В нашей стране из ядовитых змей распространена гадюка обыкновенная. А теперь на стр.28 прочитайте первые два абзаца. -Какой у нее отличительный признак? (Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине.) -В каком случае она может укусить? (Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность.) -Что же делать, если змея всё-таки укусила? (Нужно немедленно обратиться в больницу.) -Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. -Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности. Прочитаем об этом в учебнике стр 28 Карточка 4 | Слушают учителя Слушают учителя Работают по учебнику Слушают учителя Слушают учителя, отвечают на вопросы Работают по учебнику, слушают учителя Слушают учителя, отвечают на вопросы Рассматривают в учебнике ядовитые грибы Читают правила из учебника Работа по учебнику | Умение слушать и принимать на слух важную информацию, извлекать существенный материал. Уметь ориентироваться и четко отвечать на поставленные вопросы Учащиеся научатся высказывать свою точку зрения | Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Выражают свое мнение | 30 мин |
Обобщить полученные школьниками знания и закрепить полученные знания. Оценить учащихся | -Вы запомнили, какие правила безопасности нужно соблюдать, чтобы избежать несчастья? -Как вести себя во время грозы? -Что вы узнали о ядовитых грибах и растениях? -А про диких животных? -А с домашними животными? -Ребята, мы ответили на вопросы, которые поставили в начале урока? -Что вам понравилось на уроке? -Что не понравилось? -Почему? -Продолжите предложения: -Я узнал…. -Я запомнил ….. -Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни? Записываем домашнее задание. С. 25 – 30. Отвечать на вопросы. Раб. Тетр. Стр 18 №4,5(на выбор) | Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы. | Учащиеся учатся определять главную общеучебную задачу | Учатся оформлять свои мысли в устной форме. Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения | 3 мин |
Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. | -Ребята, мы ответили на вопросы, которые поставили в начале урока? -Что вам понравилось на уроке? -Что не понравилось? -Почему? -Продолжите предложения: -Я узнал…. -Я запомнил ….. -Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни? Записываем домашнее задание. С. 25 – 30. Отвечать на вопросы. Раб. Тетр. Стр 18 №4,5(на выбор) | Учащиеся высказывают свои мысли относительно содержания своей работы на уроке | Учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции | Оценивать и анализировать результат своего труда, определять, то что у него лучше всего получилось. Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | 1мин |