2.Актуализация знаний (целеполагание) | -Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видете? -Как вы думаете, похожи ли эти изображения? -Почему? Чем они отличаются? (На слайде изображены формы земной поверхности: равнины и горы) -Правильно, ребята! Горы, равнины, холмы, овраги – это формы земной поверхности. -Как вы думаете, что мы узнаем сегодня? | -На слайде изображены горы и равнина. (Участки земной поверхности) -Нет, эти изображения не похожи, они разные. -На первом изображении(Слева) ровная поверхность, а на второй(Справа)-возвышенность. -Мы узнаем, какие формы земной поверхности бывают. Чем они отличаются. | Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Высказывать свои предположения. Коммуникативные: Умение высказывать своё мнение и формулировать ответ; Слушать и понимать речь других; Строить сотрудничество с одноклассниками и учителем. |
3.Открытие нового знания. | -Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите? (На слайде изображение глобус Земли). -Ребята, какими цветами окрашена поверхность Земли? -Как вы думаете, что обозначает голубой цвет? -Дети, обратите внимание, что поверхность суши земли окрашена двумя цветами зелёным и коричневым. -Знаете ли вы почему? -Это показывает, что поверхность земли неоднородна, т.е. имеет различные формы земной поверхности. Зелёным, как правило, обозначаются равнины, коричневым-горы. -А теперь, давайте откроем учебник на странице 78, и узнаем, какие же земные поверности бывают. -Ребята, прочитайте текст вслух. (Учитель выбирает детей, которые будут читать) -А теперь посмотрите на слайд, и к каждому рисунку, подберите название из данных вариантов. (на слайде изображены: равнина, горы, овраг, холм) -А теперь, давайте найдём в тексте, определение форм земных поверхностей. Равнина-это? Горы-это? Холм-это? Овраг-это? -Ребята, давайте откроем страницу 79, как вы думаете, что на ней изображено? -Как вы думаете, в чём сходство у горы и холма? -А в чём различие? -Давайте найдём и прочитаем ответы на эти вопросы в учебнике. (Учитель выбирает детей, которые будут читать). -Теперь, когда вы знаете, какие формы поверхности существуют, скажите, как называется форма рельефа в Астраханской области? -Ребята, посмотрите на слайд. Что вы здесь видите? (На слайде изображены горы России с подписями). -Правильно, ребята! Но это не просто горы, а горы, которые есть у нас, в России. Прочитайте на слайде, какие горы там представлены. (На слайде: гора Эльбрус, Уральские Горы, Кавказские горы). -А теперь, давайте прочитаем текст на странице 80-81, что говорит о горах писатель Николай Иванович Сладков. (Учитель выбирает детей, которые будут читать). -Ребята, что вас удивило в рассказе? -Что вас поразило в рассказе? | -Глобус, землю. -Голубым, зелёным и коричневым. -Моря и океаны. Дети слушают учителя. -Нет Дети читают текст вслух. Дети выполняют задание. -Равнина-это ровные или почти ровные участки земной поверхности. -Горы-это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно вовышаются над окружающей местностью. Холм-это возвышение на равнине. Овраг-это углубление на равнине с крутыми склонами. -Гора и холм. -Гора и холм состоят из вершины, склона и подошвы. -Гора и холм различаются своей высотой. У холма высота до 200м., а у горы – более 200м. Дети читают вслух. -Равнина. -Горы. Дети читают: гора Эльбрус, Уральские горы, Кавказские горы. Дети читают текст. Примерные ответы детей: Меня удивило то, что издали горы кажутся синими, а когда подходишь ближе, они зелёные, бурые и рыжие. Примерные ответы детей: Меня поразило то, что облака и птицы в горах пролетают глубоко под ногами, а реки, бывает, шумят высоко над головой. Можно пройти под радугой, как под аркой. Можно наяву парить в облаках. | Познавательные: Осуществлять актуализацию жизненного опыта; Умение ориентироваться в своей системе знаний; Отличать новое от уже известного с помощью учителя; Добывать новые знания; Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Осущесвлять анализ и синтез; Регулятивные: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
4. Физкультминутка | -Ребята, давайте встанем из-за своих парт и немного разомнёмся. Повторяйте движения за мной: Вверх на солнце посмотрели, (поднять голову кверху-подтянуться к солнышку). И нас лучики согрели. Бабочки летали, Крыльями махали. (взмахи руками). Дружно хлопаем, (хлопки в ладоши). Ногами топаем. (топать ногами). Хорошо мы погуляли (шаги на месте, вдох-выдох). И немножечко устали. (сесть за парту). -Присаживайтесь на свои места, продолжаем работу. | Дети встают из-за своих парт и повторяют движения за учителем. | Регулятивные: Умение соотносить свои действия с действиями учителя; Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. Коммуникативные: Умение слушать. |
5. Работа с рабочей тетрадью | -Ребята, давайте откроем рабочую тетрадь и на странице 49. Прочитайте задание №1. -Ребята, скажите, как необходимо выполнить это задание? -Все поняли задание? Если вы все поняли, то можете приступать. На выполнение задания я даю три минуты. -Ребята, кто выполнил задание, покажите мне свою готовность. -Давайте проверим его. (На слайде представлено выполненное задание. Учитель по выбору спрашивает учеников). -Ребята, прочитайте задание №2. -Что нужно сделать в этом задании? -Все поняли задание? Если вы все поняли, то можете приступать. На выполнение задания я даю две минуты. -Ребята, кто выполнил задание, покажите мне свою готовность. -Давайте проверим это задание. Обменяйтесь своими тетрадями с соседом по парте и проверьте работу. (На слайде представлено выполненное задание). -Прочитайте задание №3. Что нужно сделать в этом задании? -Все поняли задание? Если вы все поняли, то можете приступать. На выполнение задания я даю три минуты. -Если у вас возникнут затруднения, можете обратиться за помощью к учебнику. -Ребята, кто выполнил задание, покажите мне свою готовность. Я сейчас пройду и посмотрю ваши работы. (Учитель проверяет работы. На слайде представлено выполненное задание). | Дети читают первое задание. Нужно написать определения с помощью учебника. Дети читают задание. В этом задании необходимо подписать части холма. Дети выполняют задание. В этом задании нужно нарисовать гору и подписать её части. Дети выполняют задание. | Регулятивные: Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний; Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Осуществлять анализ и синтез. |
6. Подведение итогов. Рефлексия | -Наш урок подходит к концу. Ребята, я предлагаю вам сейчас решить кроссворд, и вспомнить о чём мы сегодня говорили на уроке. -Для начала давайте вспомним, какая была тема нашего сегодняшнего урока? -О каких формах земной поверхности мы говорили? -Ребята, вы помните, что такое равнина? -А что такое горы? -Что мы узнали нового о горе и холме? -О каких ещё формах земной поверхности мы говорили? -Что мы узнали о строении горы и холма? Из каких частей они состоят? -Правильно, ребята! Теперь возьмите 3 цветных карандаша: красного, зелёного, жёлтого цвета. Если вам всё понравилось и было всё понятно - поднимите зелёный карандаш. Если у вас были затруднения и что-то было не понятно – поднимите жёлтый карандаш. Если ничего не понравилось и урок не был интересным – поднимите красный карандаш. -Урок окончен, всем спасибо, до скорых встреч. | Тема нашего урока была: формы земной поверхности. О овраге, равнине, холме, горе. Равнина-это ровные или почти ровные участки земной поверхности. -Горы-это очень неровные участки земной поверхности. -Гора и холм имеют много общего, но и имеют отличительные черты. -О холме и овраге. -Из вершины, склона и подошвы. Дети выполняют задание учителя. Учащиеся прощаются с учителем. | Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; Слушать и понимать речь других. |